Про календари

Познавательная тематическая пятиминутка про календари, выдержка из застольных бесед. Можно будет детям задвинуть на праздновании Рождества, если кто-то из них ещё не в курсе.

Одними из наиболее известных солнечных календарей являются Юлианский (в честь Юлия Цезаря) и Григорианский (в честь папы Григория XIII). Цель этих календарей - наложить летоисчисление на смену сезонов через наблюдаемые астрономические "события": солнцестояния и т.д. (отсюда и определение "солнечные").

Юлианский календарь ввели в 45 году до н.э. Что-то у древних римлян не сложилось, и они считали високосным каждый 3 год, а не 4-й. Со временем ошибки накапливались, и полезли всякие проблемы, например празднование Рождества "убегало" от дня зимнего солнцестояния (21-22 декабря) в сторону "астрономической" весны. Чтобы это поправить, сделали новый календарь на базе Юлианского, которым большая часть человечества пользуется до сих пор. Ввел этот календарь папа Григорий XIII в 1582 году. Все страны вразнобой перешли на новый календарь.

Григорианский календарь в России ввели большевики в 1918 году. Так появились даты по старому и новому стилю. Сейчас разница составляет 13 дней. Церковь на тот момент была уже отделена от государства и осталась со старым календарем. Таким образом разница календарей является скорее административным феноменом, а не религиозным. Наложение общепринятого Григорианского календаря на религиозный Юлианский создаёт определенные проблемы. Например празднование нового года по Григорианскому календарю попадает на рождественский пост по Юлианскому. Понятно, что пост не предполагает гуляний, застолий и возлияний.

Понятия "католическое" и "православное" Рождество являются обыденными, но некорректными. Если верить Википедии, то Московский патриархат признает 14 поместных православных церквей, из них только 4 пользуются Юлианским календарем: русская, грузинская, иерусалимская и сербская. И православная церковь на Афоне ещё.

С календарями связан ещё один интересный казус в нашей истории. Как известно, Юлианский календарь ввел на территории Руси царь-реформатор Петр I с начала 1700 года. До этого у нас вели счёт времени от сотворения мира. Внимательный читатель может соотнести две даты (1582 и 1700) и задать закономерный вопрос: "Зачем было внедрять морально устаревший Юлианский календарь, когда уже больше века существовал продвинутый Григорианский?" Я не нашел прямого ответа на этот вопрос, но думаю, что Петр ориентировался на зарубежных партнёров из Нидерландов. Некоторый комизм ситуации заключается в том, что практически все земли из этих самых Нидерландов перешли с Юлианского на Григорианский календарь в течение 1700-1701 гг. Но это только мои домыслы.