13

Природа холода в играх: 9 проектов для прохождения под теплым пледом

Холод в геймплее и геймдизайне — не просто белые текстуры поверх травы. Это один из самых мощных инструментов воздействия на геймеров. Разработчики обожают зиму и низкие температуры, потому что они меняют внутриигровые правила сразу на трех уровнях — о них и поговорим в посте.

Холод как ограничитель и «таймер смерти»

Самый жесткий вариант. Если персонаж стоит на месте — он умирает. Это ломает привычку игроков «спрятаться за укрытием и отдышаться». В зимних играх время всегда играет против вас и заставляет принимать решения на лету.

И наконец, температура часто становится самостоятельной системой, работающей параллельно с основными механиками. Она может снижаться со временем, зависеть от погоды, высоты, времени суток или состояния персонажа. Игрок вынужден следить за несколькими параметрами сразу.

Например, во Frostpunk (2018) цель — не столько развиваться, как в большинстве стратегий, сколько выжить любой ценой. В этой игре предстоит управлять последним городом человечества, который жмется вокруг огромного теплового генератора посреди бескрайней морозной пустоши.

Frostpunk постоянно ставит перед вами жуткие моральные дилеммы. Недостает рабочих рук? Можно подписать закон о детском труде. Нечем кормить людей? Можно разбавлять суп опилками (даже так).

Во Frostpunk вы физически ощущаете холод через интерфейс: экран покрывается изморозью, а звук завывающего ветра пробирает до мурашек. Температура здесь диктует все: становится прохладно — люди начинают болеть, надвигается снежная буря — замерзают производственные цеха. Вам постоянно приходится жонглировать ресурсами: угля мало, еды не хватает, надежда населения падает.

В недавней Frostpunk 2 (2024) фокус смещается с бытовых задач на управление городом: политику и логистику.

В игре появились фракции со своими интересами, и многие решения связаны уже не только с распределением тепла, но и с тем, какую модель развития города выбрать. Но основа остается прежней: холод все так же определяет рамки, внутри которых приходится работать, а любые ошибки быстро превращаются в серьезные последствия для города.

Еще пример — серия Lost Planet от Capcom. Первая вышла еще в 2006 году. Ее действие разворачивается на планете E.D.N. III, покрытой снегом и льдом. Если предыдущие игры заставляли нас выживать, то Lost Planet — это больше про драйв и боевку.

Игры серии менялись, но основу всех составляет уникальный ресурс: термальная энергия. Она нужна для питания костюма и техники — в том числе гигантских роботов. Энергия постоянно убывает. Единственный способ ее пополнить — убивать местных насекомоподобных монстров (акридов) и собирать из них выпадающие оранжевые сгустки тепла. Это полностью меняет динамику геймплея: вы не можете «кемперить» или играть слишком осторожно. Холод подгоняет вас вперед, заставляя вести себя агрессивно. Хочешь жить — иди и стреляй.

Нередко холод в играх работает лучше зомби, мутантов или злых военных.

Взять, например, The Long Dark (2014) — симулятор одиночества и микроменеджмента организма. В не есть только вы, бесконечная тайга после геомагнитной катастрофы и дикая природа.

Игра заставляет следить за кучей параметров: голод, жажда, усталость — и конечно, температура тела. Если промочили ноги и быстро не разведете костер — вы труп. Без шапки выше риск замерзнуть. А во время метели вы заблудитесь в трех соснах (буквально).

В The Long Dark уникальный визуальный стиль. Если бы не сурвайвал-геймплей, это была бы медитативная игра — 90% времени вы просто идете, слушая хруст снега и собственное дыхание. Но когда находишь банку сгущенки или теплую парку, радуешься этому больше, чем легендарному луту в Diablo.

Холод как физика

Замечал, как меняется управление машиной на льду или как вязнет персонаж в глубоком снегу? Зима заставляет игрока чувствовать сопротивление среды. Это уже не прогулка по парку, а борьба за каждый пройденный метр.

Чтобы понять, о чем речь, включи SnowRunner (2020) — игру для тех, кто в детстве любил возиться в грязи, а повзрослев, купил внедорожник. Там есть разные карты, но именно зимние регионы (Кольский полуостров, Аляска, Амур) считаются самыми сложными и интересными.

В SnowRunner снег — это сложная физическая субстанция. Колеса вязнут в глубоком сугробе, на ледяной дороге машину несет в кювет при малейшем повороте руля, а лед на озере может треснуть под тяжестью грузовика.

Каждый рейс превращается в логистическую задачу. Проехать по короткой дороге через замерзшее болото или сделать крюк в 5 километров по грунтовке? Застрять можно везде. Это игра про преодоление, где проехать 100 метров — уже победа.

Холод как часть атмосферы

Скрип снега под сапогами, свист ветра в ушах, плохая видимость из-за метели. Зимний сеттинг позволяет создать камерную, интимную атмосферу одиночества. Мир сжимается до пятна света от вашего фонарика.

Скажем, серия Syberia — игры, которые многие вспоминают в первую очередь за настроение. История нью-йоркской юристки Кейт Уолкер начинается с простой задачи: оформить продажу европейской фабрики механических автоматонов. Но выясняется, что наследник предприятия жив, и работа оборачивается путешествием через половину Европы и дальше на север.

В «Сибири» (особенно в первых двух частях) холод не агрессивен. Это меланхоличная сказочная зима: пустые заснеженные перроны, величественные советские монументы, покрытые инеем. А еще странные механизмы, работающие вопреки законам физики.

Здесь снег подчеркивает одиночество и угасание старого мира. Ритм игры неспешный и тягучий. Вы бродите по локациям под гениальную музыку Инона Зура, решаете головоломки и общаетесь с автоматоном Оскаром.

Syberia Remastered вышла в начале ноября 2025 года — это отличный повод освежить в памяти первую часть серии  или пройти третью и четвертую части, которые, кстати, графически выглядят просто потрясающе.

Конечно, мороз может сработать и в хоррор-атмосферу.

Как, например, в Kholat (2015) — игре, вдохновленной печально известной историей тургруппы Дятлова. Разработчики не стали делать документалистику, а ушли в мистику и хоррор. В Kholat нет привычного GPS-навигатора, который ведет вас за руку. У вас есть только бумажная карта и компас. Вам нужно самостоятельно сопоставлять ориентиры будь-то скалы, деревья или тропы с картой.

Добавь к этому снежную бурю, нулевую видимость и жуткие оранжевые силуэты, преследующие вас в тумане. Холод здесь работает на создание чувства полной беспомощности и дезориентации. Тот случай, когда потеряться в игре действительно страшно.

Приквел к основной серии Batman: Arkham Origins часто недооценивают, а зря. Одной из его сильнейших сторон стал именно сеттинг, основанный на контрасте. С одной стороны — мрачный коррумпированный город, промышленные зоны и бандиты. С другой — рождественские украшения, гирлянды в витринах магазинов и музыка Jingle Bells где-то на фоне драки. Снег кардинально меняет восприятие знакомого города. Он делает картинку «чище» и холоднее.

А еще в 2013 году все сходили с ума от технологии тесселяции — снег реалистично проминался под ногами Бэтмена и оставался на его плаще. Мелочь, а атмосферу создает мощнейшую.

Spider-Man: Miles Morales (2020) — отличный пример зимней и в какой-то степени праздничной атмосферы. Если оригинальный Spider-Man от Sony показывал нам летний Нью-Йорк, то спин-офф про Майлза Моралеса окунает игрока в рождественскую сказку. Здесь зима — декорация для истории о семье, доме и дружбе. Город выглядит невероятно уютно: пар изо рта прохожих, заснеженные крыши небоскребов, теплый свет из окон квартир.

Полеты на паутине сквозь густой снегопад ощущаются совсем иначе, чем летом. А благодаря трассировке лучей, отражения огней на мокром асфальте и льду выглядят просто волшебно. Идеальная игра для создания новогоднего настроения.

В Resident Evil: Village (2021) герой отправляется спасать дочь в затерянную европейскую деревню и попадает в готическую зиму. Сеттинг здесь работает на изоляцию: деревня отрезана от мира снегопадами, горными перевалами и туманом. Снег в Village грязный, тяжелый, скрывающий трупы и ловушки.

В игре вы бродите по продуваемым ветром улицам, где от холода коченеют пальцы, а потом попадаете в роскошный замок Димитреску, хоть и горят камины, но безопаснее от этого не становится. Холод здесь подчеркивает безысходность: бежать некуда, пути назад нет.

Напоследок — еще несколько игр, где важную роль играет холод

А если после этой подборки захочется чего-то ещё зимнего — вот небольшой список игр, к которым приятно возвращаться в холодные вечера.

  • Mafia II — зимний Эмпайр-Бэй, неспешные поездки по заснеженным улицам и редкое сочетание криминальной драмы с уютным декабрьским настроением.

  • Subnautica: Below Zero — исследование подледного океана, странные биомы и постоянная нехватка тепла.

  • The Division: Survival — заснеженный Нью-Йорк, где поиск снаряжения превращается в борьбу с мерзлотой.

  • Kona — расследование в тихой канадской провинции, где погода работает не хуже напряженного саунд-дизайна.

  • Skyrim — северные земли, длинные переходы и знакомый зимний пейзаж, который задает тон целым регионам.

А какую игру всегда устанавливаешь с приходом холодов ты? Делись своими любимыми «морозными» тайтлами в комментариях! И не забудьте надеть шапку!


За обзорами игровых новинок, стримами и трейлерами иди в раздел «Видеоигры» на RUTUBE.

📍 Мобильное приложение — с фоновым воспроизведением и просмотром офлайн.

📍 Приложение для Smart TV — для просмотра на большом экране.

А за новостями об экранизациях любимых игр, новинках кино и сериалов в телеграм-канале RUTUBE КИНОЗАЛ — заходи, с нами нескучно!

Что еще почитать:

☑️ Главные экранизации видеоигр: что выйдет на экраны в ближайшие годы

☑️ Серия Silent Hill: почему это не просто хоррор, а психологический триллер про нас самих

☑️ 10 атмосферных игр в сказочном сеттинге

Реклама ООО «РУФОРМ», ИНН: 7714886605

Пожалуйста, соблюдайте правила общения в блогах компаний