Подземные фуникулёры Стамбула
Собственно, из-за габарита и пропускной способности многие считают эти фуникулёры - метро.
Фуникулёр Кабаташ—Таксим — подземный фуникулёр в европейской части Стамбула, соединяющий приморский район Кабаташ с площадью Таксим.
Этот фуникулёр (на транспортных схемах обозначается как F1) построен австрийско-швейцарской компанией Doppelmayr Garaventa в 2006 году.
Маршрут совсем короткий:Длина линии: 594 метра.
Время в пути: 2,5 мин.
Пропускная способность: 30 000 человек в день.
Схема стандартная - на линии работают 2 состава по 2 вагона в каждом.
В фуникулёре реализована однопутная схема с разъездом для составов посередине тоннеля.
Перепад высот: 73 метра.
Уклон трассы: от 5 до 22 %.
Ширина колеи - 1435 мм.
"Сердце" фуникулёра.
Гораздо интереснее с исторической точки зрения - другой подземный фуникулёр - Тюнель (тур. Tünel) - расположен в европейской части Стамбула (на транспортных схемах обозначается как F2).
Фуникулёр был открыт в 1875 году, что делает его одним из старейших ныне действующих в своём роде.
Тюнель был предложен и спроектирован французским инженером Эженом Анри Гаваном (Eugène-Henri Gavand).
Официальное открытие Тюнеля состоялось 17 января 1875 года.
До конца 1960-х годов Тюнель эксплуатировался в практически неизменном виде — на паровой тяге, однако, в 1968 году фуникулёр был закрыт на реконструкцию.
К новому открытию в 1971 году он был существенно модернизирован и переведён на электрическую тягу.
Первоначально фуникулёр был организован по двухпутной схеме: два состава курсировали по тоннелю по двум раздельным путям.
В каждом составе было 2 вагона с деревянным кузовом.
Головной представлял собой платформу для перевозки грузов и животных, задний — пассажирский с 4-я отделениями: для женщин и мужчин 1-го и 2-го классов соответственно. Впоследствии грузовые вагоны были заменены на пассажирские.
Канат приводился в движение стационарной паровой машиной расположенной в здании рядом с верхней станцией.
После реконструкции 1971 года линия была преобразована в однопутную с разъездом посередине тоннеля, и только тогда тяга троса была заменена с паровой на электрическую.
В новой системе одиночные вагоны на шинном ходу движутся по бетонному пути, аналогично системе метрополитена на шинном ходу.
Фуникулёр устроен в подземном наклонном тоннеле длиной 573 метра, ширина тоннеля — 6,6 метров, перепад высоты между станциями — 61 метр.
Интервал движения составляет 5—7 минут.
Время в пути — 1,5 минуты.
Вместимость каждого вагона — 170 пассажиров.
Ширина колеи - 1435 мм.
Железная дорога
3.7K постов6.4K подписчиков