Платон – творец классической философии

Платон - выдающийся философ, творец системы объективного идеализма, настоящая глыба, лежащая в основе мировой философии. Наверное, многие слышали высказывания Альфреда Уайтхеда что «вся философия - это лишь заметки на полях Платона», поэтому, думаю, всем понятен трепет, с которым я приступил к созданию рассказа об этом великом философе. Однако деваться некуда, коль скоро я затеял цикл сообщений о великих философах, Платона обойти, никак не удастся.


Платон

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Впрочем, моя задача упрощается тем, что я не собираюсь влезать в философские споры, а хочу рассказать о жизни великого философа, исторической обстановке, на фоне которой эта жизнь протекала, и познакомить моих слушателей с основами философского учения Платона. Разумеется, в этом пересказе я не смогу передать необычайный вкус и аромат его философских рассуждений, впрочем, их, наверное, не сможет передать никто, и единственный способ их ощутить – это самому прочитать творения Платона.

Итак, будущий великий философ родился в 427 году до нашей эры в Афинах или на острове Эгина, в семье, гордившейся своими корнями, уходившими вглубь истории Афин. Род отца его, Аристона, восходил к последнему царю Аттики – Кодру, мать, Периктиона, гордилась тем, что среди ее предков был великий афинский реформатор – Солон. Диоген Лаэртский в биографии Платона не преминул упомянуть о слухах, ходивших среди афинян, о том, что Платон был зачат непорочно, от Аполлона. Но здесь никуда не денешься, биографии большинства выдающихся людей древности почти всегда обрастают фантастическими подробностями.

Как сообщает Диоген Лаэртский, при рождении он был назван Аристоклом, а Платон – это прозвище, которое философ получил от своего тренера по панкратиону, борца Аристона из Аргоса, из-за своего крепкого телосложения («платос» - в переводе с древнегреческого «широкий»). Впрочем, некоторые биографы полагали, что он был так прозван за широту своего ума, иные – что за широкий лоб.

Он якобы выступал борцом на истмийских играх, затем занимался живописью и сочинял стихи, поначалу дифирамбы и лирику, затем увлекся написанием трагедий.

Философом Платон стал благодаря случайности. Однажды он направлялся к выдающемуся драматургу Софоклу с рукописью своей трагедии, с которой он собирался выступить на состязаниях. Неподалеку от театра Диониса он услышал беседу Сократа, которая настолько поразила Платона, что он со словами «бог огня поспеши, ты надобен нынче Платону» сжег свою рукопись, и с тех пор интерес Платона к философии стал исключительной страстью его жизни


Сократ

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

С другой стороны и Сократ выделял Платона из сонма своих учеников. Говорят, что Сократу однажды приснился сон, будто он держал на коленях лебеденка, а тот вдруг покрылся перьями и взлетел с дивным криком, а на следующий день он встретил Платона и сказал, что это и есть его лебедь.

Это случилось около 408 года до нашей эры, и до самой смерти Сократа в 399 году Платон был учеником Сократа и именно под его влиянием сформировались философские воззрения Платона. Собственно, все, что мы знаем о философской системе Сократа, дошло до нас в виде записей его современников и учеников, и, в первую очередь из сочинений Платона, среди которых выделим «Апологию Сократа» а также платоновские диалоги, в некоторых из которых действующим лицом Платон выводит Сократа. Впрочем, Платон часто вкладывал в уста Сократа собственные мысли и идеи. Сам Сократ, послушав, как Платон читал свой диалог «Лисид», воскликнул «Клянусь Гераклом! Сколько же навыдумал на меня этот юнец!».


Сократ выступает на суде

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Во время суда над Сократом, Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежный залог. Однако после приговора Платон заболел и не присутствовал при последней беседе в темнице.

Потрясенный смертью любимого учителя, Платон навсегда сохранил стойкую неприязнь к демократическому устройству Афин. Что ж, его можно понять. При всех наших симпатиях к демократической системе управления, нельзя не отметить существенные элементы охлократии, популизма и демагогии, характерные для общественного устройства Афин. Вспомните хотя бы эпизод, когда афинская эклессия, поддавшись речам демагогов, умудрилась в разгар войны со Спартой принять нелепейшее решение отправить экспедиционный корпус в 30 тысяч человек для завоевания Сицилии, где войско и сгинуло без следа. Да и осуждение Сократа никак не украсило афинян.


Евклид переодевается в женское платье, чтобы послушать Сократа в Афинах. Художник Д. Мароли.

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Возмущенный (а возможно и напуганный) Платон уехал вместе с другими последователями Сократа в Мегару к Евклиду - признанному философу и главе мегарской школы.

Далее он направился в Кирену, в Северной Африке, где учился у математика Феодора, которого он, кстати, вывел, в качестве персонажа в некоторых из своих диалогов. Далее Платон отправился в Египет, слывший источником всяческой мудрости, где, он, как и Пифагор, учился у местных жрецов.


Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. Художник Ф. Бронников

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Направление дальнейших путешествий Платона легко определит любой человек, мало-мальски знакомый с обстановкой в эллинском мире того времени. Это, конечно же, Великая Греция – так называли греческие полисы в Южной Италии и на Сицилии. Во многих из них возникли пифагорейские общины, и Платону просто необходимо было познакомиться с их устройством и учением Пифагора из, так сказать, первоисточника. Забегая наперед, скажу, что и свою философскую школу – Академию, Платон устроил, переняв многое у пифагорейцев.

Особенно его заинтересовал опыт пифагорейских общин, осуществивших на практике сочетание философии с политической властью, ведь общеизвестно, что он был увлечен идеей создания идеального государства, в котором философы вместо чаши с ядом получали бы бразды правления.


Дамоклов меч Художник Р. Уэстолл

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Поэтому естественным было и его путешествие на Сицилию, где надеялся с помощью сиракузского тирана Дионисия создать такое идеальное государство. Сначала его приняли в Сиракузах весьма радушно. Еще бы, сиракузскому тирану весьма льстило внимание философа.

Здесь на картине художник изобразил Дионисия стоящим, а на троне сидит некто Дамокл. Собственно, эта картина иллюстрирует легенду о Дамокловом мече. Однажды Дионисий предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных, занять его престол на один день. Дамокла посадили на место правителя, все вокруг суетились, исполняя каждое его слово. Но в разгар пира Дамокл вдруг увидел меч над головой, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия тирана.

Однако возвращаемся к нашему рассказу. Уже первый серьезный разговор с Дионисием показал, насколько беспочвенными были планы Платона превратить тирана в мудреца. Платон был изгнан из Сицилии, а на обратном пути его постигли большие неприятности, похоже, инспирированные коварным Дионисием. Корабль, на котором он следовал, высадил его на острове Эгина, которая была союзницей Спарты и находилась в состоянии войны с Афинами. Афинского философа объявили военнопленным и продали в рабство.

Однако на торгах случайно оказался философ Анникерид, который выкупил Платона, заплатив за него довольно крупную сумму – то ли 20, то ли даже 30 мин и немедленно освободил философа. Когда афинские друзья Платона захотели возместить ему эти деньги – Анникерид гордо ответил: «Знайте, не только в Афинах умеют ценить философию».


Место на карте Афин, где располагалась Академия

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Итак, в 387 или 386 году до нашей эры, Платон возвратился в Афины, где собрал вокруг себя учеников, с которыми беседовал о философии. На собранные на его выкуп, но так и не истраченные деньги, купили небольшую рощу, посвященную древнегреческому герою Гекадему (или Академу), где был также и гимнасий. Посему, школу Платона назвали Академией.


Платоновская Академия. Мозаика из Помпей

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Однако его приключения еще не закончились. После смерти Дионисия Сиракузского, его сын и преемник Дионисий Младший, под влиянием своего дяди Диона (с которым Платон подружился ещё в первое своё посещение Сиракуз в Сицилии) пригласил философа, пообещав стать его верным учеником. Казалось мечты Платона об идеальном государстве, управляемом философом начали сбываться. Однако Дионисий поссорился с Дионом, и Платон был вынужден покинуть Сиракузы. И это еще не все. В 361 году Дионисий Младший вновь призвал Платона. Однако и эта попытка завершилась так же, как и предыдущая – Платон вынужден был покинуть Сиракузы.

После возвращения из Сиракуз Платон жил в Афинах и умер в 347 году до нашей эры, в возрасте 81 год от старости. Философа похоронили в Керамике, недалеко от Академии. На его надгробии высекли слова: «Фебом на благо людей рождены и Платон и Асклепий. Тот целителем душ, этот - целителем тел».

Платон много писал, и до нас дошло 34 диалога, 13 писем и «Апология Сократа», в которой воспроизведены три речи Сократа во время судебного процесса.

Мы коротко охарактеризуем учение Платона о Cущем или платоновскую онтологию, учение о душе, познании и государстве.

Учение о Сущем, собственно, и позволило сделать вывод о Платоне, как творце системы объективного идеализма. Привожу основные посылки этого учения в предельно кратком изложении. Бытие, по мнению Платона – это мир сверхчувственных и вечных идей (эйдосов). Эйдос – вид, образ и прообраз вещи.

Мир чувственных вещей не есть мир действительного сущего, это своеобразное отражение идей, они то возникают, то погибают и поэтому, материя являет собой «нулевое бытие», или небытие. Идеи – это причины вещей, образцы, по которым они созданы и цель, к которой стремятся существа чувственного мира. Объединяет идеи Единое Сущее.

Например: «Что такое часы?» – «Это прибор, показывающий время». Но часы, существующие в чувственном мире, имеют массу недостатков. Одни слишком маленькие, другие - большие, одни опаздывают, другие, наоборот, спешат, и т. д. Но главное, что все они показывают время, то есть сущность их, или идея, одна и та же. Но такой идеал возможен лишь в сверхчувственном мире, а воплощение этой идеи в чувственном мире всегда ее искажает.


Пещера Платона

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Для того чтобы объяснить более понятно, что такое мир идей, Платон в диалоге «Государство» рассказывает следующий миф. Представим себе некоторую пещеру и узников, которые в ней сидят. Узники закованы в кандалы так, что повернуты лицом к стене пещеры, не могут двинуть головой, чтобы посмотреть, что делается за их спинами, они смотрят только на стену. За их спиной находится выход из пещеры, а за ним освещаемый солнцем мир. Узники видят только тени от реальных предметов на стене пещеры. Если узники рождаются, живут и умирают все время в таком состоянии, то для них эти тени будут казаться истинными и единственно существующими вещами.


Пещера Платона

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Но представим, что кто-то зайдет в пещеру, освободит одного из узников и выведет его из пещеры. Этому узнику станет вначале больно и неприятно, его члены будут неспособны двигаться. Он не сможет смотреть на свет, который его вначале ослепит. Но потом глаза его будут привыкать, он увидит сначала контуры настоящих предметов, которые отбрасывали тени на стену. В дальнейшем он будет видеть все больше и больше подробностей, пока, наконец, не заметит существование самого Солнца, освещающего эти предметы. И что будет с этим узником, если он опять вернется в пещеру? Опять увидит оковы, в которые он был закован, опять увидит те тени, которые двигались перед ним. Он будет всем рассказывать, что это всего лишь тени, а реальные предметы они не видят. И как на это будут реагировать обитатели пещеры? Они будут над ним смеяться, считать, что он сошел с ума, а если он будет упорствовать, они могут его побить и даже убить (очевиден намек на судьбу Сократа).


Платон

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

То есть, по Платону, пещера олицетворяет чувственный мир и люди, живущие в нем, полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако, такая жизнь – лишь иллюзия и об истинном мире идей люди могут судить лишь по смутным теням. Познание и понимание сущности вещей не дается само собой, а требует труда и усилий. Поэтому такое понимание недоступно большинству людей, и лишь философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно ставя вопросы и находя ответы.


Платон и Диоген. Художник М. Прети

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

И, чтобы, завершить рассказ о платоновском учении об идеях, приведу известный рассказ о дискуссии Платона с Диогеном, который я впрочем, пересказал в рассказе о Диогене. Однажды, когда Платон рассуждал об идеях стола и чаши, Диоген сказал «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу». Платон парировал «Это понятно, для того, чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, которые у тебя есть, а чтобы видеть стольность и чашность, нужен разум, которого у тебя нет».


Афинская школа. Фреска Рафаэля Санти

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Кстати, обращаю ваше внимание на изображение, которое я здесь привожу. Это фреска Рафаэля Санти в «Зале указов» Ватиканского дворца, известная под названием «Афинская школа». На ней изображены эллинские философы. В центре композиции, естественно, Платон и Аристотель. Платон – слева от зрителя, в красном одеянии.

Гениальному художнику удалось передать в картине особенности философских систем Платона и Аристотеля. Платон смотрит на Аристотеля и перстом указывает в небесные сферы. У Аристотеля правая рука направлена вниз, к нашей грешной земле. Он как бы приглашает нас и Платона обратить внимание на материальный мир.

Однако вернемся к нашему рассказу. Платоновское учение о душе логически выплывает из его учения об идеях. Тело человека – это феномен чувственного мира, оно разложимо и смертно, душа принадлежит миру сущностей – она вечна и неуничтожима.

Душа состоит из трех частей. Высшая, главная часть души – разумная. Она обращена к миру идей и занята безмолвной беседой ума с самим собой и постижением вечных истин. Другая часть души волевая (или яростная) стремящаяся к порядку и преодолению трудностей. Низшая часть души – страстная (или чувственная) выражается в бесчисленных вожделениях человека. В ней сосредоточены потребности человека, и именно она как бы пришивает бессмертную душу к телу.


Душа-колесница

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

В диалоге «Федр» Платон уподобляет душу колеснице с двумя конями, один благородных кровей, другой беспороден. Здесь возница – разум, добрый конь – волевая и дурной конь – чувственная частица души. Разумная часть управляет – это пастырь стада, яростная часть души – собаки, помогающие пастырю управлять стадом и чувственная часть – это само стадо, добродетель которого состоит в подчинении пастырю и собакам.

Душа изначально обитает в сверхчувственном мире, созерцая чистые формы, идеи или эйдосы. Однако из-за своего несовершенства души людей часто выпадают из сферы чистых форм и вынуждены проводить время на земле, воплотившись в то или иное тело – рождается человек. И далее начинается цепь перерождений. Души, у которых чувственность увеличивается, могут воплотиться в теле животного. Конечная цель души – возвратиться в мир идей и эта цель может быть достигнута путем преодоления чувственности и постоянным поиском истины.

Согласитесь, что учение Платона чрезвычайно схоже с буддийским учением, ведь главная цель буддиста состоит в том, что он, путем правильного поведения, разрывает цепь перерождений и достигает нирваны, то есть, слияния с Абсолютом.

Для доказательства своей теории в диалоге «Государство» Платон даже привел рассказ некоего памфилийца Эра, который был якобы убит на войне, а когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли целым, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа на костре, он вдруг ожил и рассказал о том, что он там увидел. И далее Платон привел рассказ Эра о пребывании в сверхчувственном мире. Очевидно, многие из Вас вспомнят многочисленные рассказы людей, переживших клиническую смерть в которых они описывают иной мир, схожий с рассказом Эра. Однако думаю, что эти рассказы ничего, ни о каких мирах нам не сообщают – это скорее отражение каких-то внутренних психических процессов у человека, возникающие в довольно стрессовом состоянии и Платон совершенно напрасно приводит этот рассказ в качестве аргумента.


Сцена из «Пира» Платона. Художник А. Фейербах

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Что касается платоновского учения о познании, то оно, естественным образом выплывает из его учения о Сущем и учения о душе. Смотрите, раз истинно Сущим есть мир идей то и настоящее познание состоит в познании этого мира. По мнению Платона, бессмертная душа, пребывая в мире идей, созерцает истинно сущее бытие, и разум получает знания сразу, интуитивно охватывая истину. Это высший, наиболее истинный вид знания.

После того, как душа вселилась на землю и приняла телесную оболочку, она забывает полученные знания. Теперь суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала.

Основным методом познания при этом, Платон называет диалектику. Человек получает новые знания, не учась ни у кого, а только рассуждая, отвечая на вопросы, то есть он черпает знание в самом себе, вспоминает забытые знания. Однако если разум в мире сущностей приходит к истине непосредственно, интуитивно, то рассудок в чувственном мире постигает истину опосредовано, и поэтому, это знание является менее достоверным.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с мальчиком – рабом его собеседника Менона. Мальчик до этого не изучал математики, но Сократ настолько хорошо поставил вопросы, что мальчик самостоятельно сформулировал теорему Пифагора.

И наконец, о познании чувственного мира. По мнению Платона, оно не дает истинного знания, поскольку сам этот мир непостоянен, он беспрерывно меняется, и не является миром действительно сущего. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах, а не истинное знание.

Как я указывал ранее, Платон испытывал стойкую неприязнь к демократическому устройству Афин. Точно так же, с его точки зрения, были несовершенными и другие формы правления. Естественно было предложить свой проект идеального государственного устройства. Свои мысли об этом Платон изложил в диалогах «Государство», «Законы» и «Политик».

В диалоге «Государство» Платон охарактеризовал несколько форм государственного устройства, из которых выделил правильные и неправильные. К неправильным отнес тимократию – то есть власть честолюбцев, как правило, принадлежащих к классу военных, олигархию – власть богатых, тиранию – единоличная власть невежественного правителя, способствующая полной нравственной испорченности, и демократию – власть большинства, способствующая легкомысленности и расточительству. Две других формы: аристократию (власть меньшинства) и монархию (власть одного правителя) он считал правильными, при условии, если правящее меньшинство будут составлять философы или правитель будет усердно заниматься философией. То есть, власть и философия должны соединиться в одних руках.

Итак, проект идеального государства, предложенный Платоном в диалоге «Государство». В правильно организованном государстве должно быть три сословия: философы – правят, стражи – охраняют, работники – кормят. К числу последних Платон отнес земледельцев, ремесленников и торговцев. Основной критерий, в соответствие с которым человека относят к указанным сословиям, является состояние души: у философов преобладает разумная часть души, у стражей – волевая, а у работников – чувственная. К каждому человеку начинают присматриваться еще за детскими играми, определяют способности и причисляют к соответствующему сословию. Работники живут, как все современные Платону люди: у них есть частная собственность, семья, дети. Правители и стражи все равны друг другу, все едят за одним столом, все имущество общее, даже жены и дети общие, кратковременными браками распоряжаются правители, заботясь лишь о том, чтобы у детей была хорошая наследственность.

Эти последние черты нового общества приводят к мысли, что из-под пера Платона вышла одна из ранних коммунистических утопий, и некоторые из описанных черт были основательно развиты в «Утопии» Томаса Мора и «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы, а часть из них пытались воплотить в жизнь в раннем СССР.

Как ни странно, но Платон верил, что ему удастся воплотить этот проект в реальность. Этим и объясняются его неоднократные путешествия в Сиракузы к тирану Дионисию и его сыну.

В других диалогах предлагаются иные проекты, однако я воздержусь от их характеристики исходя из того простого соображения, что рассказ мой не резиновый.


Солон

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Но еще об одном описании идеального государства мне придется сказать, учитывая громкую известность этого описания. Речь идет о рассказе Платона об Атлантиде, помещенном в диалогах «Тимей» и «Критий». В обоих диалогах описан разговор между Сократом, пифагорейцем Тимеем, полководцем Гермократом, и дядей Платона, Критием. В диалоге «Тимей», после описания Сократом идеального государства, хозяин дома, Критий, изложил рассказ, слышанный им от своего деда, Крития Старшего, внучатого племянника Солона. Этот рассказ Критий Старший якобы слышал от самого Солона, пересказавшего свой разговор с египетскими жрецами. Так вот, египтяне поведали Солону, что за 9 тысяч лет до них состоялась война между Афинами и Атлантидой, расположенной на огромном острове в Атлантическом океане. Афиняне, благодаря своей доблести сокрушили атлантов и освободили порабощенные ими народы. Однако вскоре после этого произошла грандиозная природная катастрофа, в результате которой Атлантида погрузилась на дно морское, а в Афинах наводнение смыло весь плодородный слой земли.


Афины до катастрофы

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Следующий диалог «Критий» почти полностью посвящен описанию этих событий. По рассказу Крития, Афины до наводнения были населены добродетельным народом, пользовавшимся идеальным общественным устройством. Управляли страной правители и воины, жившие на Акрополе коммунистической общиной, отдельно от основной земледельческо-ремесленной массы. Почва была чрезвычайно плодородной, и жители государства жили в благоденствии и согласии.

Афинам противостояла Атлантида – огромный остров в Атлантическом океане, длиной в 540 и шириной в 360 километров. Родоначальником атлантов был бог Посейдон, сошедшийся со смертной девушкой, родившей от него десятеро сыновей. Старший сын Атлант стал царем острова, а остальные девять получили части острова и стали архонтами. Центром был город, расположенный в нескольких километрах от побережья, обнесенный тремя водными кольцами. Через эти кольца были перекинуты мосты и прорыты каналы, так, что корабли могли подплывать по ним к центральному острову.


Атлантида

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Стены вокруг наружного кольца атланты обделали в медь, внутренний вал покрыли литьем из олова, а стену вокруг центрального острова – таинственным металлом – орихалком, испускавшим огнистое блистание. В центре располагался храм Посейдона, стены в котором были серебряными, кровля золотая, потолок – из слоновой кости, простенки – орихалковые.

Пока у атлантов сохранялась божественная природа, и они пренебрегали богатством, ставя превыше всего добродетель, Атлантида процветала, но когда божественная природа выродилась и атланты погрязли в роскоши, алчности и гордыне, Зевс решил наказать их. И вот здесь, на самом интересном месте, рукопись обрываются.

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

Этот рассказ Платона побудил многих людей искать реальную Атлантиду, сначала в Атлантическом океане, затем в Средиземном море, на острове Санторин и во многих других местах. Что-то мне подсказывает, что они вряд ли что-либо найдут.

Я, конечно, могу ошибаться, но мне представляется, что реальная Атлантида никогда не существовала, а рассказ о ней - это притча, обыкновенный литературный прием. Платон хотел донести ту простую мысль, что быть добродетельным лучше, чем поддаваться соблазнам мира сего, а настоящее процветание народу может обеспечить лишь правильная форма правления, такая как была в Афинах до грандиозного наводнения.


Гибель Атлантиды. Художник Н. Рерих

Платон – творец классической философии Философия, Платон, Древняя Греция, Длиннопост

И в завершение, хочу пригласить всех, интересующихся историей, пересмотреть мои ролики на Ютубе, сосредоточенные на канале "Mihnik" https://www.youtube.com/channel/UCg3j5quaczAxjDnSdz9ropA

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения