Ответ на пост "Лунь и дикари"

Вчера появился пост:

#comment_248573627

Началась бурная дисскусия в комментариях. Увидел такой коммент:

Ответ на пост "Лунь и дикари" Экраноплан, История, Длиннопост, Ответ на пост, Комментарии на Пикабу, Скриншот

Хотел ответить комментом, но понял, что в двух словах не объяснить. Выскажу своё виденье вопроса.

Причин случившегося с экранопланами несколько, но отнюдь не "заказчик понял, что получается хрень и потерял интерес". Причины в самой системе СССР и в личности Алексеева.

Ответ на пост "Лунь и дикари" Экраноплан, История, Длиннопост, Ответ на пост, Комментарии на Пикабу, Скриншот

В середине 1950-х годов в КБ Алексеева начинают проектировать пассажирские суда на подводных крыльях. 8 мая 1957 года, был спущен на воду первый теплоход «Ракета», имевший дальность плавания до 600 километров с полной загрузкой и максимальную скорость 70 км/час. С такой скоростью «Ракета» всего за шесть часов прошла расстояние в 400 километров — от Горького до Казани.

После «Ракеты» на воду были спущены «Метеор», «Комета», катер «Волга», «Спутник», «Буревестник», «Восход», «Беларусь», «Вихрь».  Все эти скоростные суда на подводных крыльях выпускались серийно. В 1962 году за разработку за создание скоростных пассажирских судов на подводных крыльях Алексеев и ряд его сотрудников получили Ленинскую премию.

Ответ на пост "Лунь и дикари" Экраноплан, История, Длиннопост, Ответ на пост, Комментарии на Пикабу, Скриншот

Первые идеи использования экранного эффекта пришли к Алексееву в конце 1950-х. Причина обращения к экранному полету проста. Скорость — главный показатель экономичности судов на подводных крыльях. Но на пути дальнейшего повышения скорости вставало мощное препятствие — кавитация подводных крыльев. Алексеева это не устраивало, и все основные силы он сосредоточил на экранопланах.

В начале 1960 года был дан старт этому эксперименту. Военно-морской флот выдал техническое задание на проектирование и постройку «корабля-экраноплана» КМ. Главный конструктор убедил, а заказчик согласился, что наилучшее применение новый корабль (как его по многолетней традиции именовали моряки) найдет в качестве противолодочного. Началась работа и возникли проблемы со снабжением. КБ не могло получить сплавы для самолетостроения, авиация говорила, что этот проект не самолет, а корабль. Корабелы во первых не имели нужных материалов, во вторых считали этот проект самолетом. Алексеев постоянно сталкивался с противодействием чиновников. Причина этого кроется в самом Алексееве. Он был талантливым конструктором, но при этом имел весьма деспотичный характер. Будучи обласкан Хрущевым, получил, как сейчас говорят, звездную болезнь. Не удивительно, что он нажил множество врагов. Неплохо его характеризует, отношение к подчиненным.

Для того, чтобы создать Суда на подводных крыльях, а затем экранопланы – Алексеев поместил весь коллектив ЦКБ по СПК в рабские условия. Десятичасовой рабочий день, без выходных, в течении годов – вот что ждало любого инженера, который попадал в ЦКБ по СПК на работу.

В итоге жены подавали на развод, семьи распадались, а жизнь превращалась в постоянную работу. Только после того, как несколько сотрудников дошли до грани увольнения, Алексеев заметил проблему, и стал время от времени – отпускать подчиненных на выходные.

Кроме того, Алексеев не уважал чужое мнение, не терпел, когда его идеи исполняли не так, как он велел. Его дочь вспоминает как отец любил на бешеной скорости гонять по городу, а ГАИ его не трогало из уважения. Лично для меня уже этого факта достаточно, что бы понять характер Алексеева.

У него возник крупный конфликт с Борисом Бутомой. Борис Бутома – инженер-судостроитель, прошедший дорогу от рядового слесаря, до Министра Судостроения СССР. Немного копипасты:

“Алексеев, для рекламирования Ракеты, полез через голову начальства, через голову Бориса Бутомы. В 1951 году – Алексеев выходит на прототипе СПК «Ракета» в Москву, и катает Никиту Хрущева на своем корабле. Хрущев, впечатленный прогулкой со скоростью в 3 раза быстрее любого существующего корабля, говорит судьбоносные слова – «Хватит по воде на волах ездить! Будем строить!», и так начинается эра скоростного флота на подводном крыле. Кроме того, Хрущев дал Алексееву привилегию – 2 раза в год обращаться к генсеку напрямую!

Для Бориса Бутомы эта ситуация была шоком. Он сам, поднимался по карьере, и занимался научной деятельностью – строго по правилам, не прыгая через головы начальства. А тут, Алексеев прыгает прямо через голову Министра! Более того, Алексеев не сообщает о своем плане покатать Генерального Секретаря, на прототипе корабля с подводным крылом. В итоге, слаживается впечатление, что Борис Бутома мешает гениальному конструктору, и не имеет отношения к революционной идее скоростного флота на подводном крыле! Но ведь именно Борис Бутома выделяет ресурсы и обеспечивает работу Алексеева. Это при том, что Бутома – воспитанник классической школы Судостроения, и сомневался в успехе судов на подводном крыле. Но, перешагнув через свои взгляды – Он не мешал Алексееву. И тут Алексеев наносит удар в спину.

Все дальнейшие отношения Алексеева и Бутомы – это отношения построенные на страхе, обиде и страхе. Позже, когда Алексеев стал разрабатывать тему экранопланов, уже Борис Бутома испугался. Ведь успехи Алексеева, могли привести конструктора на место Министра судостроения, как когда-то сам Борис Бутома пришел на этот пост.

Алексеев дал все основания так считать – быстрый рост, прыжок через голову, любовь высшего начальства, нарушение субординации и приказов высших чинов, в купе с гениальными открытиями – что еще нужно чтобы стать Министром?”



В 1975 году в одном из полетов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина потерпела аварию. Оргвыводы были суровыми: Ростислав Алексеев приказом министра судостроительной промышленности СССР был снят с должности главного конструктора и начальника ЦКБ, понижен до начальника отдела, а затем до начальника перспективного сектора.Так, что проблем у Алексеева хватало.

А что с экранопланами? Алексеев не узнал, какая судьба ждала его творения. Министр обороны СССР приказом от 12 октября 1984 года распорядился принять экранопланы на вооружение. Предполагалось построить два десятка аппаратов типа «Орленок» и создать новое десантное соединение на Балтийском море. Завершить эту программу предполагалось до середины 1990-х годов, но этого не случилось. Снова спасибо перестройке и ее гениальному автору. Четыре готовых экраноплана так и остались на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы.

Соратникам создателя советских экранопланов удалось разработать и изготовить в 1985 году боевой экраноплан «Лунь», оснащенный шестью противокорабельными самонаводящимися ракетами «Москит».

В наше время работы над экранопланами продолжились. В Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева ведутся работы по созданию экранопланов нового поколения, таких, как например, А-020-538, А-050-538 и А-300-538 и другие. Они предназначены для перевозки пассажиров и грузов в морских прибрежных районах, а также для решения различных задач, в том числе и военного характера.

Экранопланы производятся и в Петрозаводске объединением «Орион». Разработаны и испытаны «Орион-12», «Орион-14» и «Орион-20». В 2019 году в Онежском озере прошла испытания модифицированная амфибия «Орион-10», которая способна летать со скоростью до 200 км/ч, а на борту, помимо экипажа, могут разместиться 8 человек. Есть и другие разработки. (Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

И не секрет, что в России снова начали выпускать суда на подводных крыльях.

Несомненно, Ростислав Алексеев гениальный конструктор, экранопланы актуальны и сегодня. А то, что случилось с Алексеевым и экранопланами, это это не просто личная трагедия одного человека. Если кому то интересно, посмотрите фильм “Сожженные крылья”, он основан на воспоминаниях дочери Алексеева, и естественно, показывает конструктора только с лучшей стороны, но фильм неплох.

Ответ на пост "Лунь и дикари" Экраноплан, История, Длиннопост, Ответ на пост, Комментарии на Пикабу, Скриншот

"Лунь"

Ответ на пост "Лунь и дикари" Экраноплан, История, Длиннопост, Ответ на пост, Комментарии на Пикабу, Скриншот

"Лунь"

Ответ на пост "Лунь и дикари" Экраноплан, История, Длиннопост, Ответ на пост, Комментарии на Пикабу, Скриншот

"Орленок"

Ответ на пост "Лунь и дикари" Экраноплан, История, Длиннопост, Ответ на пост, Комментарии на Пикабу, Скриншот

"Каспийский монстр"

Ответ на пост "Лунь и дикари" Экраноплан, История, Длиннопост, Ответ на пост, Комментарии на Пикабу, Скриншот

"Орион 20."

Политика

2.9K поста11.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества