Осталось 5 минут
Всем привет. Чтобы было понятно, скажу сразу, что дальше будет стишок.
Но сначала небольшое введение.
Работаю авиадиспетчером. По этому, чтобы понять некоторые вещи в стихотворении (а сходу поймут только диспетчера и пилоты) , немного введу в курс дела.
В двух словах о работе: самолёты в небушке летят не как хотят (как думают многие люди), а по специальным трассам. Да и вообще всё небо разбито на сектора, на каждом секторе сидит один или два диспетчера (зависит от загруженности сектора). Самолеты летят в одну сторону на чётных эшелонах (высотах), в другую на нечётных. Это чтоб не сталкивались. Но, высоты постоянно требуется менять. Причины разные: прилёт/вылет с аэродрома, турбулентность на определённых высотах, особые случаи, требующие немедленного снижения. С трассами тоже не всё гладко. Поясню: экипажи не хотят идти из точки А в точку Д через точки Б, В и Г. Просят пролёт напрямую из А в Д. Это называется спрямление. Ещё могут на пути возникать грозовые очаги (засветки). И тогда борт начинает эту неприятность обходить. Длина такой тучки может быть как совсем маленькая, так и невероятно огромная. Я в своей работе сталкивался с тучками километров 400-500, самая большая была более 600 километров. Она начиналась над уфимским сектором, проходила через самарскую зону и уходила в Казахстан. И это всё дело самолёты обходили как могли. Собственно для этого и нужен диспетчер, чтобы выдавать информацию о неблагоприятных метеоявлениях в небе и на аэродромах. И чтобы при снижении и наборе высоты борты не сталкивались. Это так, совсем вкратце.
И вот, неожиданно, случилась та самая пандемия. В некоторых секторах движение в небе упало настолько, что за два часа могло не пройти ни одного самолёта. В таких условиях очень тяжело работать ночью. Т.к. хочется спать, а на экране пусто. Смотреть в пустой экран такое себе удовольствие. Тем более некоторые люди умудряются заснуть перед телеком во время просмотра 13го района, Такси, Пушек Акимбо или Адреналина. А уж глядя в пустой экран, сами понимаете. Так вот, чтоб не вырубаться за каналом (так называется рабочее место диспетчера) я решил чего-нибудь шуточное сочинить. А потом сочинил ещё, ещё и ещё.
Некоторые вещи из стиха я уже объяснил во введении. Разъясню остальное, как можно более простым языком, тут:
МДП - это воздушное пространство где диспетчер выдаёт только информацию экипажам, т.к, собственно, чаще всего из-за маленькой высоты эти борты даже не видит. Пример: вертолёты, гидросамолётики, кукурузники и прочая мелкощепочная авиация. На этом секторе работает диспетчер МДП.
Подход - это местность, как правило, радиусом 200км от аэродрома для набора высоты и снижения. На этом секторе работает диспетчер подхода.
Круг - это местность, вблизи аэродрома для набора высоты и снижения. На этом секторе работает диспетчер круга.
Вышка - да, да это та самая вышка, которую показывают в кино. Смысл такой, что в некоторых аэропортах круг и подход объединены в одно целое и называются вышкой (туда же входит диспетчер старта и руления).
УТП - зона где осуществляются учебно-тренировочные полёты.
УРАНА, МУЛТА, АРПУД и другие пятибуквенные обозначения, это названия точек на трассах. Нам иногда так кажется, не скрою, и мне иногда так кажется, что трёхлетнему ребёнку дают 5 кубиков с буквами, он их кидает и то, что выпадает специально обученный человек записывает, тем самым пополняя базу названий этих точек. Многих, например, забавляет название точки ОСТИТ. Звучит как какое-то заболевание. Или точка АБАЛИ. Аэрофлот просится на АБАЛИ (созвучно с чем-то, да?).
Mayday - это слово произносит пилот в начале фразы, в случае серьёзной беды на борту (например пожар), чтобы максимально быстро привлечь внимание диспетчера.
PAN PAN - произносится в случае, если что-то случилось на борту, например, какому-то пассажиру плохо сделалось, но какой-то резкой реакции как при Mayday не требуется. Максимум спрямить самолёт и предупредить, чтоб скорую подогнали.
Мах 0.85 - это скорость самолёта. (кому интересно что да как, загуглите этот момент).
Embraer - это название самолета (мадэ ин Бразиль), как у нас Ту, Ил и т.д.
Наконец-то сам стишок. Больше даже песенка, т.к. на момент написания в голове звучал мотив Пластилиновой вороны, вызванный прослушиванием песни Чёрная метка - Пластилиновая ворона (Whiskey in The Jar) по дороге на работу.
"Осталось пять минут!!!"
Четыре самолёта, а может вертолёта,
А может автожира летят на МДП,
А может на подходе, а может быть на круге,
А может быть на вышке, а может УТП.
Вдруг снизился Embraer, а может не Embraer,
А может быть Ми-8, а может быть и Ил.
И прямо на УРАНУ, а может быть на МУЛТУ,
А может и АРПУД спрямиться запросил.
"Причину доложите, подробно расскажите
Чего вы без запроса к сниженью перешли?
Быть может кучевые, а может ливневые,
Слоисто-дождевые засветки вы нашли?"
"У нас Mayday конкретный, а может не конкретный,
А может ситуация не тянет на PAN PAN.
Попал нам в корпус зяблик, а может быть журавлик,
А может мышь летучая, а может пеликан.
Мы просим по прибытию пожарную бригаду,
И медиков команду и парочку ментов."
"На запасном сдвиг ветра, и видимость три метра,
Сцепление ноль двадцать. Принять он вас готов.
Возьмите курс 120, а может и 130,
А может быть 140, а может влево пять.
Снижайтесь, набирайте, а лучше сохраняйте
По маху не сбавляйте ноль восемьдесят пять."
И полетел Embraer, А может не Embraer,
А может и Ми-8, а может быть и Ил.
До пункта назначенья, используя спрямленья.
И больше о проблемах своих не говорил.
Идею этой выписки, а может быть не выписки,
А может быть анализа все без труда поймут:
Не лезьте со спрямленьями, погодными явленьями,
Когда до отпуска сидеть осталось пять минут!!!
Авиация и Техника
9.9K постов17.7K подписчика
Правила сообщества
Правила Пикабу