6

"Оно" — роман Кинга, телеверсия 90-х и кривая дилогия 10-х

Серия Мнения и рецензии на фильмы

Внимание! Это первая часть большой заметки, написанной после просмотра сериала "Оно: Добро пожаловать в Дерри". Однако в процессе я так увлёкся, что написал текст и про три полнометражных фильма, и даже немного про оригинальный роман. В первой части пойдёт речь про книжную версию, мини-сериал с Тимом Карри и две самые новые части. А уже вторая будет полостью посвящена сериалу 2025-го. А во-вторых, предупреждаю о возможных спойлерах. Такое разбирать без них смысла не вижу. Как-то так, приятного вам чтения!

Роман Стивена Кинга под нехитрым названием «Оно» — один из моих самых любимых у данного автора. Да, стоит для непричастных упомянуть, что я большой поклонник писателя, хотя и не являюсь фанатичным обожателем всего, к чему он приложил руку. Например, «Тёмная половина» мне не особенно нравится, а «Мобильник» не нравится совсем. Что характерно, примерно то же самое я могу сказать и про экранизации этих произведений. С «Оно» же ситуация строго противоположная.

Эта книга — одна из самых объёмных у Кинга. В том издании в твёрдой обложке, что стоит на полочке у меня — 1243 страницы весьма убористым кеглем. Разумеется, относятся к этой работе (при всей её без шуток культовости) очень по-разному. Кто-то считает её страшно затянутой, мол, Кинг без устали льёт воду, выдавая сюжет в час по чайной ложке. Кто-то в целом любит и побочные истории, однако плюётся от финала, считая, что Стивен как обычно его не вытянул и всё по итогу слил. Кому-то не интересны рассуждения на тему расизма или прочих социальных явлений эпохи. Кто-то просто не понимает, чего такого особенного в истории, как группа детишек столкнулась с клоуном-убийцей. И, само собой, как бы вы к книге не относились, это целиком ваше право, потому что это художественное произведение и нравиться всем оно не может по определению.

Кто-то же, как я любит «Оно» целиком и все отступления, описания городка Дерри и его жителей считает максимально уместными и создающими изрядную картину эпохи. И вообще они качественно расширяют мир и придают ему подлинного объёма. Дескать, это не просто упоминание, что вообще-то действие происходит в целом населённом пункте, при этом оставляя всё это как бы «за кадром», с чем герои вообще не пересекаются. Нет, в романе Дерри — один из главных героев, который лучше помогает понять как персонажей, так и историю борьбы с древним космическим злом. Ну а может всё дело просто в том, что мне понравились персонажи, то, как описана эпоха, и я просто был рад больше во всём этом находиться — такой вариант тоже не стоит списывать со счетов.

Плюс, о чём я упоминаю в последние годы, кажется, с изрядным постоянством — я обожаю тему с параллельными вселенными и иными, чуждыми человеку мирами. Полюбил всё это ещё тогда, когда в массовой культуре про мультивёрс никто толком и не заикался. И не в малой степени эта моя любовь выросла из произведений Кинга. Которые все ещё тогда происходили в рамках одной вселенной, герои появлялись в разных книгах, события одних романов упоминались или напрямую влияли на события других, а залакировал всё это Стивен эпичной «Тёмной Башней», где куча едва ли не десятилетиями остающихся без ответа вопросов из других его работ, вдруг обрели смысл и стало понятно, к чему это вообще всё было.

То же «Оно», хотя напрямую и не сопряжено с событиями «Башни», косвенно к нему относится, и как минимум вселенская черепаха Матурин фигурирует и в истории про стрелка Роланда. Впрочем, углубляться не будем, всё-таки ни «Тёмная Башня», ни даже книга «Оно» — не главная тема данной заметки. А то я могу уйти совсем в дебри Кинго-вёрса и начать рассказывать про связанные с «Оно» уже напрямую произведения, вроде «Бессонницы» или «Ловца снов».

Экранизация романа появилась в 1990 году в виде телефильма из двух частей. Причём, изначально планировался целый мини-сериал примерно на десять часов хронометража, ставить который должен был Джордж Ромеро. Он даже начал заниматься раскадровками, планированием съёмок и много общался с подписанными на проект мастерами по спецэффектам. Однако в итоге его сотрудничество с каналом ABC так и не состоялось. Причины, как водится, разные источники называют тоже разные. По одной из версий подготовка затянулась, и Ромеро больше не мог уделять проекту время, потому что его присутствие требовалось на съёмках римейка фильма «Ночь живых мертвецов» (кстати, если кто не видел — настоятельно рекомендую, отличный).

Мне же кажется более вероятным та версия, что студия и постановщик просто не сошлись во взглядах и видение Ромеро было слишком смелым для телевидения тех лет. Да, уже поднимали голову и «Байки из склепа», и Дэвид Линч вовсю бомбил своим «Твин Пиксом» (его работа вышла в самом разгаре работы над «Оно»). Однако, показывать всякую жесть на телеэкранах было всё ещё очень нежелательно. А уж если эта жесть касалась детей — тем более. Кинг потом в интервью частенько усмехался, что, мол, даже представить не может, через что прошли продюсеры, утрясая все нюансы. Ведь гибель детей от рук демонического клоуна — это буквально основа всей истории.

Тем не менее, 18 ноября 1990-го кино показали в первый раз. Точнее, первую его серию. Вторую запустили в эфир два дня спустя, 20 ноября. История была сильно сокращена и ужата, все кровавые и жестокие моменты попросту с экрана пропали (самое жуткое, что можно вспомнить — это отрезанная голова, лежащая в холодильнике), а концовка так и вовсе превратилась в какой-то цирк с конями.

Концовка «Оно» 1990-го — это вообще одно из моих главных разочарований. Если я ничего не путаю, сначала я ознакомился именно с телефильмом, так что под конец не мог сдержать разочарования и очень сильно плевался. Могучий жуткий монстр, который столетиями убивал людей в Дерри, принимая формы того, что человек больше всего боится, по итогу оказывался идиотским кукольным крабо-паучком. Который главные герои буквально роняют на землю, как игрушку и запинывают ногами. Мало того, что на уровне идеи это был полный бред, так ещё и выполнено всё было на очень паршивом уровне. У создателей явно не было денег на гигантского монстра в конце. И вместо того, чтобы как-то заменить его (взяв хотя бы концепт борьбы разумов прямо из книги), они зачем-то ударились в стоп-моушен уровня фильмов 30-х годов. Надо ли говорить, что в конце 1990-го, даже с учётом малого бюджета и телевизионной направленности проекта, смотрелось это всё просто-напросто убого. И портило впечатления о и без того не идеальной картине.

Характерно, что как минимум сценарист фильма, Лоуренс Д. Коэн, впоследствии неоднократно сожалел, что не получилось сделать лучше и, что он хотел бы иметь возможность переделать финал, чтобы показать Оно в наилучшем свете, как этакого сверх-оборотня.

Это потом я уже прочитал книгу, узнал, что паук (а точнее гигантская паучиха, являющаяся прямой отсылкой на Шелоб из любимого Кингом «Властелина Колец») был и в романе. Только вот там, это был лишь один из обликов изначально бесформенного существа, который оно принимало для обустройства своего логова в физической реальности. Истинная же его форма в лучших традициях Лавкрафта была непостижима человеческому разуму и моментально сводило человека с ума. Представляя собой при этом загадочные «мёртвые» огни.

Впрочем, тут стоит упомянуть, что ругать экранизацию 1990-го лично мне хочется разве что за крабо-паучка. Строго потому, что создатели должны были понимать, что с их бюджетом достойно его на экране не показать. Во всём остальном же это, на мой взгляд, очень достойное кино, которое и сейчас смотрится нестыдно (что бы там кто из забугорных кинообзорщиков не гундел), а уж в детстве так просто заставляло срать под себя кирпичами во все стороны.

В фильме хорошо поработали над воссозданием эпохи, неплохо проработали постановку (ещё раз, учитывая, что это телепроект, снятый режиссёром «Хэллоуина 3», «Ночи страха 2» и, мать их, «Спасателей Малибу») и набрали очень приятных и толковых актёров. Особенно на роли детей. И детская часть повествования (тут, как и в книге, моменты с детьми и взрослыми чередуются) тут чудесная. У Кинга очень хорошо получается писать про детские годы, примеров чему полным-полно, и фильм 1990-го сумел отлично это передать.

Ну и да, самый очевидный, но от этого не менее значимый плюс. Тим Карри в роли Пеннивайза. Поначалу, как водится, его не то, чтобы хотели брать на эту роль. Одним из главных претендентов значился Мальком МакДауэлл (вот на это было бы как минимум интересно взглянуть), а Карри в то время у всех ассоциировался с комедийными ролями вроде «Улики» и «Шоу ужасов Рокки Хоррора». Потом, когда стало понятно, что лучше, чем кандидатура Карри никого точно не найти, засомневался уже сам актёр. Роль Пеннивайза подразумевала немало грима (ведь изначально все образы Оно вроде оборотня или мумии должен был играть тоже Карри), а Тим уже имел с ним крайне неприятный опыт на съёмках х/ф «Легенда» Ридли Скотта 1985 года выпуска. Тогда ему приходилось часами просиживать в кресле гримёра, таскать на голове тяжеленные рога, да и кожа актёра спасибо ему на всю химию, нанесённую на неё, не разу не сказала. Так что роль по итогу превратилась практически в пытку.

Впрочем, так или иначе, но Тим всё же счёл Танцующего Клоуна достойным того, чтобы потерпеть. И хотя ему снова приходилось по три часа наносить грим, по итогу о работе в фильме не пожалел ни актёр, ни создатели, ни зрители на просмотрах. Комедийный опыт и приятный характер актёра (как я понял из кучи разных историй про него), сыграли на образ самым лучшим образом. Потому что Пеннивайз Карри — это именно тот самый канон, который лично на мой взгляд современной версии не удалось переплюнуть.

В чём суть. Оно принимало образ клоуна потому, что так ему было проще втереться в доверие встреченным маленьким детям. Ведь они часто видели клоунов на ярмарках, тех приглашали на дни рождения и так далее. А когда Оно показывало зубы и бросалось на свою жертву — было уже поздно. К большому сожалению, история совсем не фантастическая и какой-нибудь Джон Уэйн Гейси как раз и промышлял подобными злодеяниями.

Так вот, Пеннивайз в исполнении Карри — это именно такой клоун, к которому ты, будучи мелким, без проблем подошёл бы и заговорил. Потому что изначально он не источает вообще никакой угрозы. И в массе своих сцен, даже когда мы узнаём, что это на самом деле и не человек вовсе, Пеннивайз остаётся прикольным, юморным и чертовски притягательным. Однако, что не менее важно, Карри мог буквально за секунду из милого забавного Бозо превратиться в кровожадного монстра. И показывал это одними глазами. Так что вполне заслуженно именно его образ по итогу и стал культовым, прочно прописавшись в массовой культуре.

Новой экранизации романа ждать пришлось ровно 27 лет. Что забавно, учитывая один момент из книги. В ней в какой-то момент выяснялось, что Оно совершает серию нападений на жителей Дерри с определённой цикличностью, после чего впадает в спячку на долгие годы, непосредственно людей не убивая. Так вот, период спячки у древнего монстра составлял именно 27 лет.

Первоначально на новую экранизацию подписался автор сериала «Настоящий детектив» Кэри Фукунага. Он написал внушительную часть сценария, много времени потратил на пре-продакшен, даже режиссёра Андреса Мускетти предложил продюсерам, если ничего не путаю, тоже он. Ну и не вижу смысла в данном случае растекаться мыслью по древу (тем более, что я это уже делал и в текстовом и в видео-формате). «Оно» 2017 года выпуска — добротный фильм ужасов, совершенно заслуженно собравший отличную кассу.

Создатели решили не рвать повествование, а поэтому целиком сосредоточились на части романа про детство персонажей и их первое столкновение с Оно. Год выпуска и современная рейтинговая система уже позволяла всякое, а поэтому всяческой жести тут вполне себе хватает. Равно как и разнообразных матюгов. Кому-то, разумеется, не понравилось, что подростки матерятся с экранов, но я вас умоляю — дети в таком возрасте уже отлично знают все нехорошие слова и в компании сверстников постоянно ими пользуются.

Разумеется, не обошлось без сокращений (всё-таки, даже для двух фильмов на два часа экранного времени, книга неподъёмно огромная), однако из прям критического я бы назвал ровно один момент. В фильме почти не показывается и не объясняется власть Оно над всем городом даже в период спячки. От чего и жители его порой бывают необоснованно и очень жестоки, и пропавших детей никто как следует не ищет, и на помощь взрослых главным героям рассчитывать не приходится. Через это регулярно возникают вопросы, почему детвора с найденными уликами не пойдёт в полицию, или почему всем пофиг на их весьма серьёзные травмы и увечья.

В остальном же это добротная экранизация, которую я посмотрел с удовольствием и даже потом пару раз пересматривал. Тут и снято всё очень здорово, и актёры-дети играют великолепно, и разнообразная кровища присутствует ровно в тех дозах, что требуется. И в данном случае, меня даже не покоробил финал, который намеренно был изменён, чтобы два фильма подряд не устраивать героям схватку с огромной тварью в конце. Мне сцена с фальшивым Джорджи прям очень понравилась, сплочение героев показали тоже хорошо, ну и против запинывания клоуна трубами и битами я тоже бухтеть сильно не хотел, потому что его таким образом только прогнали спать, а не полностью победили.

Вот с самим Пеннивайзом было сложнее. Мне нравится актёр Билл Скарсгард, мне нравится то, как он ответственно подходит к своей работе и как умудряется делать всякое без помощи каких-то сторонних технологий. Будь то разъезжающиеся в разные стороны глаза и стрёмная улыбка в «Оно» или же невероятно глубокий басовитый голос в «Носферату». Без шуток и сарказма, у Билла получился чудесный монстр, который тоже совершенно заслуженно вошёл в один ряд с другими культовыми созданиями и заслужил любовь зрителей.

Только вот, извините конечно, но это не Пеннивайз из романа, а кто-то очень отдалённо на него похожий. Потому что клоун Скарсгарда — изначально стрёмный настолько, что к нему не хочется приближаться на пушечный выстрел. Я не могу себе представить ни одного ребёнка, что при виде его безумного взгляда и текущих слюней решил бы: «Да, окей, этот парень определённо вызывает доверие». И в этом для меня главная проблема с новой версией «Оно»: зло в нём очень уж нарочито «страшное», «злое» и показушное. Так что парадоксальным образом при том, что клоун из версии 2017-го выглядит жутко с самой первой сцены, пугать у него не получается от слова совсем.

Не помогает делу и костюм с гримом. Да, я понимаю, что это стилизация под более старых ярмарочных клоунов начала XX века. Однако делайте со мной что хотите, но эти вот рюшечки, огромные рукава, грим и чересчур огромная из-за парика башка выглядят крайне нелепо. Тут уже чистая вкусовщина, но такой Пеннивайз мне не заходит совсем. И тем большее уважение лично я испытываю к актёру, что даже в этом крайне дурацком наряде смотреть на него интересно и на смех совсем не тянет.

Фильм стал кассовым хитом, побил разнообразные рекорды и стало ясно, что продолжению в любом случае быть. Оно вышло два года спустя, в 2019 году. В продолжении уже никак не участвовал Фукунага, который ещё на момент съёмок оригинала разругался с продюсерами, однако часть его сценарных наработок в проекте осталась. Сиквел же, как и обещали, рассказывает о повзрослевших героях первого фильма и о том, как они повторно встретились с Оно и уже окончательно его придушили.

И вот тут уже мне сложно удержаться от язвительных замечаний. Не то, чтобы я собирался в своей заметке от них удерживаться, просто как факт. Главным и в общем-то единственным сценаристом второй главы (в оригинале фильм так и называется «Оно: Глава вторая»), стал принимавший в производстве первой части определённое участие Гарри Доберман. А это, на минуточку, автор таких великолепных произведений, как трилогия про куклу Аннабель, две части «Проклятия монахини», «Дожить до рассвета», что вышел в этом году и пачки говно-ужастиков с рейтингом в районе тройки. Кто и зачем привлёк его к работе над «Оно» — для меня загадка примерно такого же уровня, как должность сценариста пятого «Терминатора» отданная настоящему маэстро тупорылого трэша Патрику Люсьеру.

Собственно, последствия не заставили себя долго ждать. Сценарий второй части — прямо-таки поразительное по своему уровню исполнения барахло. Тут и перевирание первоисточника, и тотальное наплевательство к сюжету как первой части, так и этого фильма, хронометраж, который тянут изо всех сил ненужными сценами, хотя роман, блин, огромный и много чего можно было бы перенести. Также в фильме изрядный перебор с идиотским юмором, который просто включается посреди какой-то сцены, а потом тут же пропадает. Ну и уровень толстоты местных отсылкок — это просто срам какой-то. Так убого сделать реверанс в сторону «Нечто» — это надо было постараться.

И как вишенка на торте всего этого поделия — финал. Весь, от начала и до конца. Если вся картина до этого ещё туда-сюда, с пивом покатит, то к финальному отрезку у меня нет почти ни единого тёплого слова. Кроме совсем каких-то мелочей, вроде того, как Билл Хейдер сыграл резкое оцепенение его героя при виде Мёртвых Огней.

Да, я этого не упомянул выше, однако ещё в первой части дали хороший крючок на истинную природу Оно и показали те самые Огни. Что давало надежду, что уж на этот раз создатели не облажаются. Кто ж знал, что они не то, что облажаются, а прямо-таки всё капитально проебут, простите мне мой французский.

Помните в первой экранизации был нелепый кукольный паучок? Держите вам не менее нелепого, только теперь компьютерного клоуна-паука. И это не какая-то хтонь в которой угадываются черты Пеннивайза, неееет. Это буквально выросший в размерах клоун, отрастивший дополнительные ноги и ползающий по стенам. Если вы этого не видели сами, то бессмысленно описывать, насколько же это убого выглядит. Самое смешное, что есть масса фан-артов, где клоун-паук выглядит отлично. Однако в фильме — это просто обнять и плакать. Даже создание из фильма 90-го не было таким позорищем. Более того, это добавляет ещё и чисто киношных тупостей, где Пеннивайз, спокойно меняющий свои размеры и формы, не может вытащить спрятавшихся в какой-то нише героев. А только как жирный кот пытается выковырять их оттуда лапой.

Может быть вы читали книгу (прям как один надеющийся на киношников Саша Кондрашов) и помните так называемый Ритуал Чудь? Который был полностью проигнорирован как в первой, так и во второй экранизации? В основном, разумеется, из-за сложности в реализации, так что мы со всем пониманием. Так вот, тут про него вспоминают. Только делают его полностью не работающим говном, из-за которого чуть не погибают все герои. А ещё от этого оказывается, что половину фильма можно просто выкинуть в помойку, ведь артефакты прошлого, что искали герои для этого ритуала, оказались просто бесполезными. Великолепно, блин.

Но как же тогда побеждают хтоническую сущность из-за границ мироздания, которой несколько миллионов лет, если схватку разумов и помощь другой, но уже светлой сущности в обличьи Черепахи вы из повествования убрали? Вот на этом у меня просто напрочь сгорела задница. Потому что Оно — то самое Оно, что держало в страхе весь Дерри с самого его основания — просто, блять, запинали ногами и захерососили словесно! Мол, ты чмо, ничтожество и просто клоун! И Пеннивайз такой: «Вот моп твою ять, как так-то?!» и умер. Признаться, чего угодно мог ожидать, но только не подобной идиотии. Это ж надо было так криво понять и показать общее единение героев и то, что они смогли победить зло, отринув страх!

Только Доберман на этом не остановился. После победы нам сначала показали, что один из героев оказывается был скрытым геем, что трогательно всю жизнь любил теперь уже погибшего друга. Это всунуто настолько на отъебись, просто чтоб отработать квоту, что даже шутить по этому поводу не хочется. А в самом конце оказывается, что один из повзрослевших друзей, который самоубился в самом начале фильма, потому что боялся Оно — в общем, он всем успел написать трогательные поддерживающие письма, которые пришли ровно в момент победы над монстром. И все такие сидят, эти письма читают, музычка такая грустная-грустная, и герои такие хнык-хнык, да плак-плак… Ей-богу, когда думаешь, что большей дешёвки придумать уже нельзя, сценарист Доберман отвечает «Подержи моё пиво!».

Это уж я молчу про всякие мелочи, типа сцены с голой бабкой-монстром, запугивания Пеннивайзом взрослого Ричи, что он щас всем расскажет страшную тайну про его ориентацию (как это жутко поломает ему жизнь в 2019 году в США, я даже боюсь представить, ага), ужасные омоложенные на компьютере дети во флэшбеках (я не шучу: омоложенные на компьютере дети, блять) или какие-то совсем уж детсадовские ляпы вроде того, что Бен сидит на уроке в школе, когда за несколько сцен до этого чётко говорят, что наступило лето и начались каникулы.

Втройне всё это обидно потому, что плюсы первой картины-то никуда не делись. Кино всё ещё весьма неплохо снято, тут отлично играющие актёры, взрослые версии персонажей в целом выглядят весьма приятно (хотя местами и не похожи просто ни в чём, Джессику Честейн им в дышло), а Пеннивайз всё такой же прикольный. Только всё это на фоне сценарных решений и рваного, идиотского повествования — не в коня корм. По итогу это редчайший со мной в плане дилогий случай, но я, если ничего не путаю, ни разу не пересматривал вторую часть, только обзоры на неё. Настолько этот фильм плох.

Продолжение заметки про сериал "Добро пожаловать в Дерри" где-то поблизости.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества