806
Лига историков
Серия Быт и нравы дореволюционной России

Немного о дореволюционных галошах

Осень часто «радует» пешеходов лужами на дорогах. В дореволюционные времена улицы даже крупных городов в плохую погоду были еще более грязными. Не удивительно, что самым «осенним» видом обуви стали галоши.

Галоши прочно вошли в российский быт во второй половине 19 века. Они оказались действительно полезной вещью. С одной стороны они предохраняли от сырости обувь, которая стоила достаточно дорого. С другой стороны обувь в галошах оставалась чистой, поэтому сменная обувь не требовалась. Это было особенно актуально при походах в гости. Хозяева не беспокоились, что визитеры могут наследить или, тем более, испачкать ковры. В дорогих доходных домах часто на лестницах с парадного входа лежали ковры и дежурил швейцар (было даже рекламное клише в объявлениях: лестница с ковром и швейцаром). В таких зданиях ящики для галош находились внизу. Хозяева и их гости снимали галоши, перед тем как подняться по лестнице в свои квартиры. С учетом стоимости аренды жильцы не беспокоились, что кто-то украдет их галоши, а посторонних швейцар бы не пропустил. В зданиях с более дешевым жильем разуваться могли уже у себя дома.

На этой картине можно увидеть снятые галоши посетителей кафе

На этой картине можно увидеть снятые галоши посетителей кафе

Ящики для галош были и в гардеробах в учебных заведениях. Таким образом частично решалась проблема съемной обуви для учеников. Из воспоминаний художника Александра Васильева: «И обязательно носили калоши! Это теперь их не стало, а прежде… Специальные ящички имелись для калош под крючками вешалки, или же гардеробщики писали номер мелом на подошве. Калоши терялись, забывались, обменивались, рвались, оставались в луже и пр. Шутники прибивали калоши к полу, и можно было упасть, “войдя” в них. Существовала целая “индустрия” уличных заливщиков калош, то есть сапожников, ставящих резиновые латки на дырки. Часто латки были красные. Ведь резину брали тоже от старых, рваных автомобильных или велосипедных камер, а они бывали и красными. Вопль “Где мои калоши!” преследовал нас в те годы. Особенные мучения они доставляли театральным гардеробщикам. Ведь каждую пару надо было взять в руки и поставить под пальто. И в грязь – чистое мучение». Художник описывает 1920-е годы, но и до этого галоши хранились также.

В крестьянской среде галоши были вещью чрезвычайно модной. Некоторые надевали их на сапоги даже в сухую погоду. С одной стороны по крестьянским меркам галоши стоили весьма недешево, с другой считались привлекательным атрибутом городской жизни.

Нет единого мнения о том, кто и когда изобрел первые галоши. По одной версии каучуковую обувь изобрели индейцы Южной Америки, а европейцы переняли их опыт в начале 19 века. По другой версии некий англичанин Рэдли, постоянно страдавший от простуды из-за слякоти, заинтересовался защитными футлярами для обуви «gallicae», которые упоминал Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне». В 1803 году Рэдли запатентовал чехлы для обуви из ткани, пропитанной сырым соком каучукового дерева. Но на морозе чехлы становились хрупкими и трескались, а в жару были липкими и неприятно пахли. Первые резиновые галоши были предложены американским изобретателем и бизнесменом Чарльзом Гудричем в Бостоне 4 февраля 1824 года. В 1839 году Чарльзу Гудиеру удалось вулканизировать резину, и это нашло применение в том числе при производстве обуви. Сначала такая обувь стоила достаточно дорого, и позволить ее могли только состоятельные люди. У королевы Виктории были ботинки для верховой езды с резиновыми вставками, и многие аристократы хотели иметь такие же. Фасон назывался paddock и позже вышел из моды. В середине 20 века он вновь вошел в моду и теперь известен как челси, но это уже другая история. Со временем цены на каучук упали, и резиновые изделия подешевели.

В Российскую империю товары из резины сначала импортировали, затем появилось собственное производство. В 1859 году в Петербург приехал бизнесмен Фердинанд Краузкопф, который ранее был представителем крупной американской компании в Гамбурге. В России Краузкопф нашел деловых партнеров, и в  1859 году было основано «Товарищество Российско-Американской мануфактуры». На мануфактуру из-за границы завезли оборудование по последнему слову техники. Обучением сотрудников занимались иностранные специалисты. Ассортимент товаров был широк, например, детали для промышленного оборудования, игрушки, непромокаемая одежда, позже автомобильные и велосипедные шины, но самой известной и востребованной продукцией оказались галоши. В 1888 году на изделиях появился фирменный знак – треугольник с буквами  ТРАРМ внутри. Считается, что таким образом логотип хотели сделать более узнаваемым для неграмотных потребителей. В 1908 году предприятие переименовали в «Треугольник». К началу 20 века «Треугольник» был промышленным гигантом. К 1910 году было предприятие занимало 80 корпусов. При нем работала большая школа, ясли, амбулатория, пансионат и многое другое. В 1914 году производство только расширилось, так как «Треугольник» выполнял и оборонные заказы. Здесь помимо прочего делали аэростаты и противогазы. В 1918 году его национализировали и переименовали в «Красный треугольник».

Вторым крупным производителем стал завод «Проводник», открытый в Риге в 1888 году. К концу 19 века на нем трудилось 14000 рабочих, перед Первой мировой войной – 16000. Это было самое крупное предприятие на территории Риги в то время. «Проводник» выпускал довольно забавную рекламу.

Известно, что самым крупным мировым производителем автомобильных шин был французский «Мишлен», следом шел «Треугольник», затем «Проводник». «Треугольник» и «Проводник» были конкурентами, но в начале 20 века стали иногда сотрудничать. В 1887 году в Москве появился завод «Богатырь» - еще один крупный производитель, после революции переименованный в «Красного богатыря».

Продукция российских предприятий шла и на экспорт, поэтому сохранилась и реклама на иностранных языках.

Еще одним известным производителем резиновых изделий вообще и галош в частности была компания «NOKIA». Она была основана в 1865 году в городе Нокия, Великого княжества Финляндского. Сначала она занималась производством бумаги, но с 1898 года выпускала также товары из резины, в том числе и галоши. Были и другие более мелкие предприятия.

В цехах по производству галош обычно работали женщины, которых именовали галошницами. Галошницы склеивали изделия вручную, и это считалось достаточно вредным производством. В состав клея входил бензин, и галошницы постоянно вдыхали вредные испарения. Чахотка и иные заболевания были среди работниц обычным делом.

Фотография из музея курорта Озера Карачи

Фотография из музея курорта Озера Карачи

Во время Первой мировой войны производство галош резко упало, так как предприятия выпускали в первую очередь продукцию военного назначения, а затем добавились и революционные волнения. После революции возникли проблемы с поставками импортного каучука. Из-за этого галоши стали дефицитным товаром, и их стали активно воровать. Эта проблема упоминается, например, в «Собачьем сердце».

Многие помнят фразу о том, что разруха не в сортирах, а в головах. Однако знаменитый монолог начинался не с туалетов, а с проблемы воровства галош:

«- Не угодно ли - калошная стойка. С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом "ни одного"! - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. 3аметьте, здесь двенадцать квартир, у меня прием. В марте семнадцатого года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, три палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении. Не говорю. Пусть: раз социальная революция - не нужно топить. Так я говорю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и в валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?

- Да у него ведь, Филипп Филиппович, и вовсе нет калош... - заикнулся было тяпнутый.

- Ничего подобного! - громовым голосом ответил Филипп Филипповичи и налил стакан вина. - Гм... Я не признаю ликеров после обеда, они тяжелят и скверно действуют на печень... Ничего подобного! На нем есть теперь калоши, и эти калоши... мои! Это как раз те самые калоши, которые исчезли весной 1917 года. Спрашивается, кто их попер? Я? Не может быть. Буржуй Шаблин? (Филипп Филиппович ткнул пальцем в потолок.) Смешно даже предположить. Сахарозаводчик Полозов? (Филипп Филиппович указал вбок). Ни в коем случае! Да-с! Но хоть бы они их снимали на лестнице! (Филипп Филиппович начал багроветь.)»

В 1927 году русский химик С. В. Лебедев разработал промышленный способ производства синтетического каучука, и это решило проблему сырья. Галоши перестали быть дефицитом, а позже просто вышли из моды.

Еще немного дореволюционной реклмы

Лига историков

19.4K постов55K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения