На автомобиле из Москвы в Крым

Только что вернулся из поездки на авто из Москвы в Крым и обратно. Пока воспоминания свежи, хочу поделиться полезной информацией с теми, кто собирается делать это в курортный сезон.


Я ездил на майские праздники с возвратом в середине мая, благо график позволял. Купаться было ещё рано (сезон где-то в начале июня начнётся), но моей целью был не пляжный отдых, а обзорная экскурсия по всему полуострову.


Я не любитель по 20 часов подряд сидеть за рулём, поэтому и туда, и обратно ехал за два дня с ночёвкой.

На автомобиле из Москвы в Крым Автопутешествие, Крым, М-4, Трасса, Шоссе, Платная дорога, Длиннопост

Дороги "материковой" России


Проезд через территорию Украины, по понятным причинам, не рассматривался, поэтому маршрут остаётся один: По М-4 через Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую область и Краснодарский край до порта Кавказ (так называется паромная переправа со стороны Краснодара), далее на пароме до порта Крым (г. Керчь).


В целом качество дорог – от хорошего до очень хорошего, вплоть до Ростовской области. Там начинаются небольшие проблемы, иногда с покрытием, иногда с количеством полос. Большая часть пути – по две полосы в обе стороны, или довольно широкое шоссе, подходящее для обгона, но часть – утомительная дорога с одной полосой в каждую сторону, где езда превращается в постоянные обгоны фур и "караванов", протянувшихся за ними.


Довольно внушительная часть трассы дублируется платными дорогами. На этих отрезках трассы разрешённая скорость составляет от 90 до 130 км/ч (естественно, считаем +20 км/ч), никаких пешеходов, светофоров и деревень. Редко встречаются шиномонтажи и магазины, зато довольно часто – заправки. В основном это безлюдные пейзажи, обходящие деревни стороной. Пробок не встречал.


Если очень хочется сэкономить, их все можно объехать бесплатно, но на это вы потратите внушительно времени и нервов, а также бензина – постоянно притормаживая в деревнях, останавливаясь на светофорах, попадая в местные пробки, пропуская пешеходов. Судя по навигатору, разница по времени на отрезке Москва – порт Кавказ составляет 4-5 часов, и, по-моему, она стоит того, чтобы потратить немного денег и сэкономить силы.


Въезд на платные участки дороги происходит через шлагбаумы с кассами (заранее всегда есть указатель – куда ехать на платную, куда – в объезд). Часть принимает наличные и карты, часть предназначена для обладателей транспондеров. Я, планируя периодические поездки по России, купил транспондер.


Транспондер – это небольшая пассивная радиометка в пластиковом корпусе. Крепится на лобовое стекло. После покупки её нужно по серийному номеру зарегистрировать на сайте "Автодора", и затем просто пополнять счёт в ЛК. Это самый удобный способ проезда – подъезжаешь к автоматическому шлагбауму, он отправляет сигнал на транспондер, получает ответ, проверяет твой счёт, и в случае положительного баланса шлагбаум открывается, и ты проезжаешь. Сумма списывается автоматически. Как я сказал, метка пассивная, батареек не требует.


На эти шлагбаумы, как правило, нет очередей, проезжаешь их без остановки, что немного экономит время. Кроме того, у транспондеров 20% скидка на проезд и ещё 10% по системе накопительных скидок. На недавно открытых участках трассы дают скидку до 50%.


Стоит он сам 1000 рублей – можно заказать с доставкой, можно купить по трассе, везде перед кассами есть пункты обслуживания "автодора", и они есть ещё где-то на трассах – надо смотреть на сайте. С транспондером поездка "собери все платные дороги" от Москвы до Воронежа (а дальше их пока нет) обошлась мне в одну сторону в 570 р. Покупка транспондера для поездки только в Крым и обратно не окупится за счёт скидки, но если вы собираетесь ездить по платным трассам (например, в Питер), то его стоит брать. Кроме того, он не привязан к номеру авто, им можно делиться с друзьями – крепление можно приобрести отдельно, а затем переставлять его между машинами.


Итог: реально пожалел, что платные дороги не идут вплоть до переправы. Рекомендую.

На автомобиле из Москвы в Крым Автопутешествие, Крым, М-4, Трасса, Шоссе, Платная дорога, Длиннопост

Заправки


Предпочитаю заправляться на "Газпроме", "Татнефть" и "Роснефть". На заправках "Лукойл" самые богатые по ассортименту магазины, но на них всегда толпа народу. Я не знаю, каким мёдом там намазано, бензин у них почти на рубль дороже. Самые комфортабельные туалеты на Лукойле и Shell, самые страшные – на Роснефти. Все бесплатные. На noname-заправках бывают платные туалеты.


Заправок "Газпром", оказывается, два вида – "Газпром" и "Газпромнефть". Внешне они кроме приставки "нефть" ничем не отличаются. Если у вас накопительная карта на "Газпромнефть", то на "Газпром" её не примут. В остальном различий не замечал, жалоб на качество бензина не поступало.


В Крыму заправлялся на АЗС Atan и TES, нареканий не было.


Еда в пути


Питался на заправках, экономил время. Покупал с собой мюсли-батончики. Рекомендую с утра готовить термос с крепким чаем/кофе – во-первых, за горячие напитки везде просят неадекватные деньги, во-вторых, во время езды, как чуть засыпаешь – принял и едешь нормально дальше. Пригодится термокружка-непроливайка.


Если стандартные слойки/сосиски вас не устроят, тогда останавливайтесь на заправках "Лукойл", там еда разнообразнее, или в кафешках, особенно там, где уже есть автомобили и фуры. Когда ездил в Питер, мне нравился ассортимент на заправках BP, но в сторону юга я вообще ни одной не видел.


Навигатор


Использовал Яндекс.Навигатор, с предварительно скачанными картами всех областей, включая Крым. По трассам нареканий нет, вёл нормально. А вот в крымских городах приходилось следить, какими дорогами он ведёт – и в результате корректировать маршрут, следуя только "жёлтыми" путями, то есть, основными дорогами. Часто в объезд пробки он пытался вывести на грунтовку или куда-нибудь в частный сектор с полностью убитыми дорогами. Про них отдельно.

Паром


Паром был прекрасным развлечением, для меня это был первый раз, и мне очень понравилось. Билеты на паром необходимо покупать заранее, пусть даже за пару дней – это избавляет от необходимости стоять в очереди в кассу на месте. На офсайте парома необходимо зарегистрироваться, ввести все данные по машине и людям, и оплатить билет. Для скорости оформления лучше распечатать билеты на бумаге. Стоимость – 1700 р за легковушку и по 150 за человека.


Логистика на данный момент отработана и радует своей продуманностью. По указателям едешь в сторону переправы, и незадолго до неё видишь указатель на регистрацию на паром. После регистрации электронных билетов тебя сразу направляют в очередь на погрузку. Очередями рулят специально обученные люди с полосатыми палочками, запутаться нигде невозможно, всё очень просто и ясно. Перед погрузкой проверяют твой автомобиль, просвечивают на рентгене чемоданы. С материка на полуостров это делали спустя рукава, а вот в обратную сторону безопасность блюдут гораздо сильнее. Много времени это не занимает, и после этого вы попадаете в очередь на сам паром. Два парома курсируют туда-сюда без остановки, пока один загружается, уже возвращается второй и начинает разгрузку.


На пароме парковщики говорят вам, куда ставить машину, и затем вы можете ждать в ней (если для вас это рутина или вы очень нелюбопытны), или закрыть её и пойти гулять по палубам, смотреть на море, корабли, порт, чаек, дельфинов (реально шныряют там везде). На открытых палубах ветрено, учтите. Есть большой салон для пассажиров, с буфетом.


В результате весь процесс, от постановки в очередь на регистрацию до съезда на твёрдую землю у меня занял порядка 1 – 1,5 часов. В период ажиотажа или плохой погоды на море, понятно, возможны задержки.

На автомобиле из Москвы в Крым Автопутешествие, Крым, М-4, Трасса, Шоссе, Платная дорога, Длиннопост
На автомобиле из Москвы в Крым Автопутешествие, Крым, М-4, Трасса, Шоссе, Платная дорога, Длиннопост

Мобильная связь


Пользуюсь МТС, у которых заключён договор с крымским оператором Win Mobile. Телефон показывает, что находится в роуминге, но по факту списания такие же, как и везде по России. Услуга "везде как дома" позволяет сэкономить, используя домашний тариф. Связь практически везде есть, даже в районе каких-нибудь природных достопримечательностей, удалённых от населённых пунктов. Смысла покупать местные симки не было.


Дороги Крыма


Состояние в среднем плохое. В среднем. То есть, от местами неплохого, до ПОЛНЫЙ ПИ**ДЕЦ. У меня стаж вождения 15 лет, я много раз ездил в Питер, в Нижний, и я совру, если скажу, что я не помню таких плохих дорог – я просто в жизни никогда не видел таких плохих дорог. Правда, мне говорят, что под Омском такие же плохие дороги – не был, не могу сказать.


Я изъездил Крым от Керчи до Севастополя, был в Феодосии, Симферополе, Ялте, Алуште, Бахчисарае, кое-каких посёлках. Междугородние трассы местами неплохие, особенно хорошая дорога – от Симферополя до Алушты, особенно широкая её часть, с полосами для обгона. Там даже есть аварийные съезды – если отказали тормоза, можно свернуть на ведущий вверх съезд и инерция тебя остановит. Трасса Симферополь – Севастополь довольно убитая. А вот в самих городах, кроме Севастополя, вообще творится ад и содомия.


Дыры в асфальте, куда полностью может уйти колесо – норма. Грунтовки и гравийки местами, не по главным дорогам – только так. Хуже всего в Керчи – там кое-где легковушка с клиренсом ниже обычного и жёсткой подвеской вообще не пройдёт. Пару достопримечательностей за пределами городов я вообще пропустил, так как понял, что туда не доеду – убитые грунтовки, не видавшие грейдеров. В частном секторе, как правило, дороги такие, что враг не проедет.


Разметки нет, как класса. Переходы-зебры стёрты напрочь, их можно отследить только по знакам. Но это имеет мало значения, потому что пешеходы прут, как в деревне – в любом месте и в любой момент. Высадился из автобуса – прёт через круговое движение напрямик. Из-за отсутствия разметки движение хаотичное, хотя водители вежливые – я, как приезжий, иногда путался, и никто мне не гудел и не орал. После Москвы, где можно схлопотать штраф с камеры за то, что поехал не по разметке, немного обалдеваешь.


Не хватает и знаков – односторонняя дорога иногда внезапно превращается в двустороннюю, или наоборот. Иногда об этом предупреждает знак, иногда – нет.


Стрелка "прямо" на светофоре. Вообще диковинный зверь. Типа "вроде красный, но если не мешаешь никому, то можно ехать". Обычно это значит, что можно ехать из правого ряда. Но иногда ты едешь на зелёный, а кто-то с примыкающей справа улицы решает повернуть налево и пересекается с тобой – я не понял, это он нарушает, или это такая дурацкая система движения. Но пару раз такое было.


Единственное, что понравилось – это знак, обозначающий, что на красный сигнал светофора можно повернуть направо (вместо секции со стрелкой). Это реально удобно. В Москве вроде в качестве эксперимента его где-то пробуют, но пока не распространяли.

В целом, состояние дорог очень позорное. В Севастополе как дороги, так и общая обстановка лучше всего, я там даже видел новый асфальт и разметку. В других городах – очень плохо. Нужно быть очень осторожным, или ездить на внедорожнике с огромными колёсами и мягкой подвеской. В такой обстановке полным издевательством выглядят "лежачие полицейские". После того, как в столице можно через мобильное приложение отправить жалобу на выбоину, и её заделают – тут вообще непонятно, как местные жители мирятся.


Инфраструктура и питание


В целом бедновато. В курортных местах всё, как на любых курортах, а города напоминают провинцию 90-х – рынки, дома, не видевшие ремонта со времён царя-батюшки, убитые дороги, и прочее. В Симферополе есть целый Ашан и один крупный торговый центр. В основном – магазинчики, ларьки, рынки (кошмар интроверта), и прочие прелести.


Никаких макдоналдсов, бургеркингов, крошек-картошек и прочего нет в принципе. Есть различные столовые разного качества, самса-чебуреки, кафешки и рестораны. Поесть вообще проблем нет; поесть недорого, быстро и вкусно – выбирайте два любые пункта.


Общественный транспорт не блещет удобством и регулярностью. Те, кто планирует пляжный отдых с экскурсиями на автобусах, могут так и делать. Если вы хотите осмотреть что-то самостоятельно – без машины никуда. Аренда транспорта дороговатая, легковушки с АКПП начинаются от 2000/день. Любители особенного мазохизма, конечно, могут взять в аренду "классику" за 500 р/день.

На автомобиле из Москвы в Крым Автопутешествие, Крым, М-4, Трасса, Шоссе, Платная дорога, Длиннопост

Жильё


Гостиницы я не очень люблю, предпочитаю чуть больше свободы, пространства и самостоятельности. В идеале люблю снять квартиру, где можно стираться, готовить завтрак и ужин, есть стол для работы, и т.п. К сожалению, AirBnB Крым в принципе не видит, по причине санкций. Можно искать гест-хаусы через Booking (они почему-то на санкции положили). Я лично искал квартиры через Avito.


Если вы молоды и полны решимости, и/или едете компанией – можно искать хостел, с несколькими койками и удобствами в коридоре, от 500 р/сут. Если вы капризны и привередливы, то где-то от 1500/сут начинаются более-менее приличные квартиры в черте города. В мае в Крыму в квартире было холодно – отопление отключили, а жары нет. Особенно на первых этажах. Горячая вода у всех через собственный нагреватель, в результате напор и температура зависят только от него.

На автомобиле из Москвы в Крым Автопутешествие, Крым, М-4, Трасса, Шоссе, Платная дорога, Длиннопост

Достопримечательности


Если трасса не очень убитая, можно насладиться видами. А они местами действительно великолепны. Сбылась моя давняя мечта – я катался по серпантинам с видом на море, просто по серпантинам, по горной трассе с перевалами, и вообще накатался вдоволь. Отличительная особенность холмистой местности – везде надо ходить вверх/вниз, либо по горам, либо по ступеням. Берите хорошую обувь.


Много конкретных достопримечательностей советовать не буду, поскольку всё зависит от ваших интересов и пристрастий. Гуглите "<название города> достопримечательности" и выбирайте. Мне очень понравились различные маяки - например, храм-маяк в Малореченском и Ильинский маяк в Феодосии. К первому к тому же ведёт живописный прибрежный серпантин. А вот ко второму на легковушке не подъехать (я не рискнул), а дорога ведёт мимо очистных сооружений – запах соответствующий.


Ещё как любитель научно-популярной тематики я не смог пройти мимо экскурсии в крымскую обсерваторию, где находятся крупные оптические телескопы, изучают физику Солнца и других звёзд. Сотрудники с семьями живут в посёлке Научный рядом с обсерваторией, расположенной на вершине горы. За 300 рублей вас проведут по территории обсерватории, расскажут её краткую историю и современные занятия, можно будет посмотреть на крупные телескопы и заглянуть в окуляр небольшого.


И, конечно, все самые известные места – Бахчисарайский дворец, Херсонес, Ласточкино гнездо и проч. Также очень понравился водопад Учан-Су – к нему легко подъехать (кстати, не верьте навигатору, ехать надо по дороге на Ай-Петри), и вообще я впервые в жизни видел водопад. У Крыма древняя и богатая история, полно всяческих развалин, если вам это интересно – то есть, где разгуляться.

На автомобиле из Москвы в Крым Автопутешествие, Крым, М-4, Трасса, Шоссе, Платная дорога, Длиннопост

Итоги


Двухдневный переезд с бензином, питанием, ночлегом, трассами и паромом получается в районе 10000 рублей. Дороже, чем авиабилет на одного, а на двоих – уже дешевле. Но лететь туда и брать авто в аренду на долгий срок получится дороже.


По дороге туда я распланировал весь путь, и всё забронировал, а по дороге обратно – ехал, пока не устал, а затем с телефона через приложение Booking нашёл ближайший гест-хауз. В любом посёлке при шоссе есть такие дома, отели, мотели – проблем с этим нет. Любой подход, и с планом, и без плана, работает.


В целом, у меня осталась масса отличных впечатлений, перевесивших разные недостатки и неудобства. Надеюсь, со временем дороги и всё прочее в республике Крым доведут до ума, и ездить туда будет ещё приятнее. Убедитесь в техническом состоянии автомобиля, рассчитайте свои силы - и вперёд.