Модальность в психологии: как человек видит и чувствует этот мир?
Модальность в психологии это способы получения внешних сигналов с целью последующей их обработки, анализа, формирования индивидуальной реальности и реакций на происходящее. Так как действительность не бывает единой для всех, специалисты пришли к выводу о том, что каждый человек видит этот мир по-своему. Связано это с двумя факторами.
Первый - глобальный мир недоступен для анализа конкретного индивида, все мы находимся в своеобразном вакууме, то есть имеем возможность оценить исключительно ближайшие объекты. Житель условного Ижевска не может достоверно знать как живут в Мюнхене. По этой причине мы часто заблуждаемся и опираясь на разные источники информации делаем совершенно несовместимые друг с другом выводы. Поле для пропаганды здесь бескрайнее.
Второй - та самая модальность. Всех людей можно поделить на несколько категорий по каналам восприятия реальности. Психика слепа и для получения информации использует несколько органов чувств. Со временем выяснилось, что у всех людей в разной степени развиты каждый из них. О том какие бывают поговорим чуть ниже.
Виды модальности в психологии
С восприятием дальних объектов всё понятно. Сказал вам кто-то, что в Москве кур доят, вы и верите, потому что психика получила конкретную информацию от одного из источников. Другой посмотрел телевизор, где показали как в Воронеже люди на руках ходят, вот и сформировался образ жителей Воронежа. Другой наткнулся на фотографию африканца с тазиком на голове, получается там люди не изобрели сумки с тележками. Примеры утрированные, но суть до безобразия проста.
Но всё гораздо интереснее с анализом ближних объектов. Два человека стоят рядом, находятся в метре от одного и того же предмета, но выдают совершенно разные оценки. Не только по поводу того, нравится он им или нет, но и физические характеристики описывают каждый по своему. Как такое может быть и что на это влияет?
Визуальная модальность в психологии
Визуалы это люди, которые большую часть информации о мире получают с помощью зрения. Для них важно то, как объекты выглядят. При общении предпочитают разглядывать собеседника, часто страдают от перфекционизма, способны замечать мелочи, на которые другие просто не обратили внимания. Легко засыпают под звуки и слабо реагируют на лёгкий шум.
Визуальная модальность оказывает влияние на работу памяти. Такой человек может напрочь забыть важную информацию, но при попадании в то же место, где происходили события, легко воспроизводит картинку. При потреблении контента, в том числе рекламы, ощущают повышенный интерес к тому, что привлекло внимание. Изображения, видеоряд, изобилие цветов.
Больше доверяют данным, которые видели лично. Их легко убедить в чём-либо, если предоставить достаточное количество фото и видео, наглядно продемонстрировать предмет о котором идёт спор. Одновременно с этим сложно что-либо доказать, если всего вышеперечисленного нет. Слова ничего не значат.
Аудиальная модальность в психологии
Аудиалы воспринимают информацию в большей степени через слух. Им крайне важны звуки, при чём даже при чтении и письме они шевелят губами, пытаются создавать хотя бы минимальную трансформацию текста в аудио формат. Как правило являются неплохими дикторами, много говорят, делают это выразительно и убедительно.
Особо чувствительны к шумам. Обычным книгам предпочитают аудио формат, могут быть меломанами, при просмотре фильмов сильно реагируют на качество озвучки. Раздражаются от дребезжания и звякания. Пенопластом по стеклу можно "убить" аудиала.
Память лучше сохраняет информацию, поступившую через уши. Могут описывать ситуацию или происшествие делая акцент на том, кто что говорил, откуда был слышан шум. Воспроизводят в сознании шаги, топот, грохот, стук дождя, звук двигателя вдалеке. При формировании убеждений опираются на рассказы и словесные внушения. Таким девушкам, например, не всегда важно что говорит мужчина, она реагирует на то как он это делает. Тембр голоса, уверенный тон, смех и так далее.
Кинестетическая модальность в психологии
Кинестетики при общении стараются быть как можно ближе, часто прикасаются, берут собеседника за руку. Много жестикулируют, передавая какую-то информацию пытаются продемонстрировать её. Таким людям не обязательно показывать пойманную рыбу или рассказывать о ней, лучше развести руки в стороны и сообщить, что она была воооот такой.
Чаще всего рабочее место пребывает в ужасном беспорядке. Предметы находятся не только в зоне досягаемости, но и чаще всего прямо в руках кинестетика. Они не отпускают ручки, украшения, флешки, пульт. Ладони всегда чем-то заняты.
Психика таких людей обычно сверхэмоциональна. Такой метод восприятия реальности считается самым эффективным, реакции хоть и не мгновенные, но очень бурные. Чтобы сгладить конфликт кинестетика необходимо обнять, они также очень чувствительны к тактильному голоду.
При выполнении интеллектуальных задач такой человек будет много двигаться, часто вставать с рабочего места, "измерять" комнату шагами. Будучи свидетелем происшествия могут выдать абсолютно ненужную на первый взгляд информацию, например " я сидел на этой лавке, она жёсткая и поэтому я часто менял положение тела".
Влияние модальности на обучение
Обучать человека можно с разными целями. Например, при получении новой профессии, навыка, знаний. Иногда навязывание убеждений используется в пропаганде, но также учитывать особенность "жертвы" необходимо при манипулировании. И здесь каждый тип будет реагировать по разному.
От визуалов можно ожидать мгновенной реакции. Психика, получая картинку события, реагирует взрывным образом. То есть действия последуют практически сразу, буквально в ту же секунду. Часто это становится проблемой, однако в учебном процессе они способны один раз увидеть как это делается и повторить с точностью до мелочей. В романтическом союзе ожидают красивых подарков, цветов, создания интимной обстановки.
Аудиалы запоминают медленнее, а для смены убеждений им требуется регулярное звуковое повторение. Чтобы выучить стихотворение эффективнее несколько раз его прослушать и затем прочитать вслух. Именно постоянное повторение является ключевой особенностью аудиалов. Любую информацию психика анализирует через слух и чем чаще появляются одни и те же фразы, тем сильнее они закрепляются в сознании. В отношениях нежные фразы очень важны и таким людям необходимо говорить "я тебя люблю", объяснять свои поступки, вести диалог. Иначе они не поймут.
Самый сложный тип - кинестетики. Они слабо реагируют на увиденное, как правило делают паузу и требуют иных доказательств. Бесполезно "вдалбливать" в голову и слова. Всё это психика считывает, но не принимает за истину. Постоянно ищет что-то ещё. Способность взять время на раздумье позволяет избежать ошибок. В отношениях редко "ведуться" на "лапшу", им важны эмоции, чувства, прикосновения, близость.
Дискретная модальность в психологии
В отдельный вид были вынесены люди с дискретной модальностью. Это большая редкость и встретить такого человека по-настоящему сложно. Их психика работает по иным принципам, многие называют это аналитическим складом ума, кто-то говорит о способности использовать все три типа модальности. Как бы то ни было, дискретов в мире около 10%.
Для принятия решения и обработки поступающих внешних сигналов они используют тщательный анализ и никогда не реагируют на необоснованные данные. Часто используют в своей речи словосочетания " давайте посмотрим", "исходя из этого мы делаем вывод..", "во-первых.., во-вторых..".
Дискреты не допускают серьёзного снижения ресурсности психики, так как тщательно анализируют источники данных, подвергают сомнению каждое убеждение и демонстрируют высокоразвитое критическое мышление. Несмотря на то, что данный тип мышления требует много средств и затрагивает все психические процессы, потерять связь с реальностью этот человек не может.
Среди дискретов, или как их ещё называют, дигиталов, встречается огромное количество математиков, шахматистов, айтишников, юристов, психологов. Найти суть в хаосе, выделить главное и сосредоточиться на фактах, очень важно в этих профессиях. Манипуляции и пропаганда не работают, вывести на эмоции сложно, усвоение информации происходит невероятно легко, однако из-за особенностей акцентирования внимания дигитал запоминает только то, что показалось ему интересным и полезным. Всё остальное летит как вода через решето.
Вместо итога
Человек в своей жизни использует все три модальности. Выделяя за скобки дигиталов, которые мыслят совершенно иначе, остальные люди поочередно применяют различные инструменты восприятия. Иногда мы получаем возможность понаблюдать за тем, как происходит резкий перекос, например слепые люди очень хорошо слышат или глухие способны сформировать реальность по жестикуляции.
Пытаясь выяснить свою модальность вы должны понимать, что никто не может быть на 100% аудиалом или визуалом, например. Психологи говорят лишь о преобладании одного типа восприятия над всеми остальными. У кого-то распределение может быть 30-30-40 в процентах, у кого-то 10-60-30 или в любой другой вариации.
Но в любом случае есть канал, который стал для вас самым удобным и достоверным. Ваша психика принимает из него информацию не подвергая сомнению, либо вовсе слепо верит услышанному/увиденному. В различных ситуациях это может обернуться большими проблемами, поэтому стоит фильтровать любые данные и хоть в чём-то стремиться быть дискретом.
Психология | Psychology
23.5K постов60.4K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.