Мессия или шарлатан? Какой на самом деле Илон Маск
Илон Маск — это Тони Старк в реальной жизни: миллиардер, плейбой, филантроп и вообще классный парень. Создатель «Теслы» даже попал в мемы, чего в IT-индустрии не случалось со времён покойного Джобса. Но Маска ругают — за бизнес-решения, распил денег и банальную несдержанность в твиттере. Справедливо? Разбираемся.
Но сперва — характерная история. 25 августа Илон Маск выступил перед публикой: миллиардер передумал выкупать Tesla, и акции компании по-прежнему остаются на бирже. За этим, казалось бы, пустяковым заявлением стоит корпоративная драма, которая потенциально может закончиться арестом иконы Кремниевой долины.
Всё началось 7 августа, когда Маск взорвал интернет одним твитом. Бизнесмену надоели слухи о компании, которые плохо сказываются на сотрудниках-акционерах, и он пообещал выкупить все акции, убрав «Теслу» с IPO. И зачем-то заломил цену — 420 долларов за акцию при тогдашнем курсе $355.
После твита акции стремительно подскочили до $370, а эксперты подсчитали, что Маску понадобится $85 млрд с учётом долгов. Предприниматель заверил: всё в порядке, финансирование найдено, «сейчас всё будет». Курс вырос до $384. Аналитики усомнились: столько «личных» денег у Илона не было, банки кредиты не давали, основные инвесторы — тоже. Оставался один вариант: миллиарды вложит саудовский фонд PIF, который недавно купил 5% акций Tesla.
Чуда не произошло: либо саудиты не дали денег, либо крупные акционеры не разрешили, но в итоге Маск отказался от выкупа. Последствия? Наружу всплыли разногласия с советом директоров, акции упали до 323 долларов за штуку, Комиссия ценных бумаг начала расследование, а PIF, по слухам, подумывает вложиться в прямого конкурента Lucid Motors.
Но главное — Маск попросту соврал, причём на весь мир. Возможно, он преследовал благородные цели: защитить сотрудников, увести фирму от публичных обсуждений, снять нервозность. Получилось иначе.
История с выкупом идеально описывает не только самого миллиардера, но и отношение мира к нему: непонятно, в чёрный или белый красить.
Как оценивать бизнес?
«Тесла» убыточна. В течение десяти лет компания съедает деньги — за всю историю лишь два прибыльных квартала. Недавно детище Маска показало рекордный минус — $717 млн. Всего же Tesla «должна» 11 миллиардов долларов. Странный какой-то бизнес, не правда ли?
Да, если бы мы жили в мире диванных специалистов, компанию Маска действительно бы закрыли. Но в реальности всё сложнее.
Комплексное технологическое производство требует несколько большего времени окупаемости, чем сеть пельменных и чебуречных. Вторжение на рынок, где давно всё поделено и жесточайшая конкуренция, просто не может обойтись без миллиардных вливаний. Прошли времена, когда удавалось выйти в плюс за считанные годы, как это произошло с Microsoft. Сейчас другая эпоха, и в мире хватает убыточных IT-гигантов. Тот же YouTube не приносит прибыли, а долги IBM давно перевалили за $40 миллиардов. Значит ли это, что Google должен немедленно свернуть крупнейший видеохостинг, а вкладчики IBM — спешно выводить деньги из компании? Нет.
Кроме того, «Тесла» поставляет хорошие новости: у бренда в полтора раза вырос объём продаж, а сумма наличного резерва увеличилась до двух миллиардов. Да и стоимость Model 3, несмотря на опасения аналитиков, не так уж сильно отклонилась от заявленных Маском 35 тысяч долларов. В общем, сейчас оценивать бизнес-перспективы производителя электрокаров — занятие совершенно бессмысленное. «Время покажет».
Похожая ситуация и со SpaceX — другим детищем IT-иконы, с которым тоже «не всё так однозначно». Расклад следующий: «фалконы» Маска финансируют государственные структуры, причём не только NASA. Журналисты пытаются разглядеть в этом растрату бюджетных средств, да и обычные люди гадают, сколько тратит техномиллиардер. Поэтому новости о неудачах Falcon провоцируют волну обсуждения — ведь на кону налоговые деньги.
Обусловлены ли проблемы SpaceX распилом народных богатств? Мы не знаем. И никто не знает. В противном случае на Илона уже завели бы уголовное дело.
Но точно можно сказать, что NASA существенно экономит, пользуясь услугами Маска. Во-первых, американские астронавты летают на МКС на российских (советских) ракетах — за это «космическое такси» Штаты отдают РФ 70 миллионов долларов за каждый рейс. Во-вторых, по меркам отрасли «фалконы» обходятся недорого. В-третьих, несмотря на все «косяки» SpaceX, они меркнут на фоне просчётов NASA — в памяти ещё жива гибель шаттла «Колумбия».
Кстати, после катастрофы «шаттловая» программа пошла на спад: оставшиеся три челнока отлетали до 2011 года, после чего чиновники списали их в музей. И одобрили строительство корабля Orion, отдав научно-исследовательские работы в руки частников, а перевозки — русским. Поэтому правительство США постоянно защищает визионера из Кремниевой долины от нападок журналистов: «со SpaceX дешевле, чем без него».
Экология: да или нет?
О другой проблеме задумываются меньше, но и она будоражит умы как ненавистников Маска, так и его обожателей. Речь об экологичности. Миссия Tesla — не просто выпустить кучу классных автомобилей, но и спасти мир от бензиновых испарений. Во всяком случае, такова суть пафосного текста на официальном сайте компании.
Репутацию всадника на белом коне, который заботится о планете, действительно удалось заработать.
Недавно Wired сочинил панегирик в честь Илона и его окружения: какие, мол, идеи двигают великим человеком. Это так, Маск действительно титаническая фигура, однако к сохранению Земли-матушки есть большие вопросы.
Гигафабрика 1, штат Невада — здесь собирают батареи для Tesla
Да, электромобили не загрязняют воздух вредными выбросами.
Но внутри каждой «Теслы» прячется экологическая бомба замедленного действия — огромный литиевый аккумулятор, набитый токсичными элементами.
Мало того что производят их на грязном производстве из невосполнимых ресурсов, так литий ещё никто не научился нормально перерабатывать или утилизировать.
Пока что «Тесла» с конкурентами — не главный источник отходов, такие же АКБ используются и в бытовой технике. Но это временно. Сейчас по Земле колесят около двух миллионов электрокаров, и поэтому их вклад не так заметен. Однако Международное Экологическое Агентство прогнозирует, что к 2030 году «литиевых повозок» станет 140 миллионов, а общая масса токсичных отходов вырастет до 11 млн тонн. И это уже будет серьёзная угроза, которую надо нейтрализовывать прямо сейчас. При этом Tesla уверяет, что все «отжившие» батареи она утилизирует. Это так?
Сейчас в Европе перерабатывается только 5% от общего числа литий-ионных АКБ. Какой-то вклад в эту цифру Tesla вносит — совместно с Umicore компания плавит батареи, выуживая ценные ресурсы вроде никеля и кобальта.
Ещё аккумуляторы разбирают на Гигафабриках. А также литий превращают в домашний источник питания, который Маск обещал встраивать в энергоэффективные дома ещё три года назад. Правда, с этим проектом сложнее — за последнее время удалось договориться с властями Южной Австралии. Кроме того, к такой «второй жизни» автомобильных батарей есть вопросы.
Одна такая батарея стоит 40 тысяч долларов
Но всё это — не полный цикл; токсичные элементы остаются.
«Процесс переработки, применяемый Umicore, пока не позволяет выделять ценный литий, который сохраняется в составе “побочного продукта”. Для получения лития из этих остаточных сплавов требуется дальнейшее развитие технологий и соответствующие затраты. По оценкам инвестиционного банка Morgan Stanley, технология извлечения лития из старых аккумуляторов не будет работать ещё как минимум десять лет. С теоретической точки зрения это возможно уже сейчас, а вот экономика процесса пока неудовлетворительна», — пишет RenEn, портал об источниках возобновляемой энергии.
Получается, Tesla лукавит. Возможно, компания действительно занимается каждой батареей, но угроза всё ещё на месте.
Илон Маск — герой или злодей?
Наконец, с Маском непонятно главное — что он за человек? Он обещает поменять мир, и врёт в каких-то унизительных мелочах. Смешно шутит в «твиттере», но в обидах удаляет Instagram. Публично скучает по бывшей девушке, а потом придумывает совершенно школьные отмазки, когда его спрашивают об оргиях в Долине.
В июле мир следил за детской футбольной командой из Таиланда, которая застряла в пещере. Двенадцать детей и их тренер попали в ловушку без еды. Прогнозы не утешали: уровень воды мог критически подняться и затопить ребят. Нужен был какой-то быстрый и эффективный способ вызволить узников. Маск ввязался и сюда — привёз мини-субмарину, сконструированную сотрудниками SpaceX.
Спасатели, работавшие на месте бедствия, от «дара свыше» отказались: мол, толку от игрушки миллиардера попросту нет.
Британский дайвер Вернон Ансворт и вовсе сказал, что вмешательство Маска — обычная пиар-акция, ведь субмарина не сможет помочь в сложившейся ситуации. И предложил миллиардеру «засунуть свою подлодку куда подальше».
Говоря языком YouTube-блогеров, англичанин обвинил Маска в хайпожорстве.
Ответ не заставил долго ждать. Не чураясь многомиллионной аудитории читателей, человеколюб из Кремниевой долины написал, что лично заведёт подлодку в пещеру, а спасателя назвал «педофилом». Потом твит, конечно, исчез, но интернет всё помнит.
Маск соткан из противоречий. С одной стороны, в его активе плеяда всемирно известных брендов и ореол IT-иконы. С другой — убытки, контракты с государством, враньё и лицемерие. С третьей — непонятно, насколько общественные претензии оправданы: никто и не обещал, что проекты уровня Tesla будут окупаться со скоростью шаурмечной. А чтобы анализировать «распилы» в SpaceX, надо обладать другим уровнем осведомлённости.
Но поэтому за Маском наблюдает целый мир — неоднозначные парни всегда интереснее слащавых героев или опереточных злодеев.
В начале статьи мы сравнили отца «Теслы» с Тони Старком, но это не совсем так — вновь проводя параллели с комиксами, он скорее Дэдпул. Странный, непонятный, не всегда вменяемый и местами отбитый, но такой обаятельный и харизматичный персонаж.
А как думаете вы — какой он, Илон Маск? Наше всё, мечтатель и визионер? Обычный проходимец, которому удалось запудрить голову миллионам доверчивых людей? Или что-то посередине? Высказывайтесь в комментариях.
Источник: https://4pda.ru/2018/09/02/353295/
SpaceX
2.7K постов8.1K подписчика
Правила сообщества
Строго рекомендуется:
1. Поддерживать авторов и специалистов по теме плюсами :)
2. Адекватно задавать вопросы и адекватно отвечать на них
Запрещены:
1. Нарушения базовых правил Пикабу.
2. Посты не по тематике сообщества.
3. Троллинг сообщества, неаргументированный хейт, флуд, флейм и оскорбления пользователей, в т.ч. провокации спора, распространение сведений, порочащих честь и репутацию, принижающих квалификацию оппонента, переходы на личности.
В зависимости от степени нарушения может последовать:
А. Вынос поста в общую ленту (п.1, 2, 3 правил сообщества)
Б. Удаление поста (п.1, правил сообщества)
В. Занесение пользователя в игнор-лист сообщества (п.4 правил сообщества, а также при систематических нарушениях остальных пунктов)
Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает@pikabu