fosforizaciya

fosforizaciya

Пикабушник
4703 рейтинг 7 подписчиков 14 подписок 2 поста 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу

Мессия или шарлатан? Какой на самом деле Илон Маск

Илон Маск — это Тони Старк в реальной жизни: миллиардер, плейбой, филантроп и вообще классный парень. Создатель «Теслы» даже попал в мемы, чего в IT-индустрии не случалось со времён покойного Джобса. Но Маска ругают — за бизнес-решения, распил денег и банальную несдержанность в твиттере. Справедливо? Разбираемся.

Мессия или шарлатан? Какой на самом деле Илон Маск Илон Маск, Tesla, Тесла, SpaceX, Elon Mask, Видео, Длиннопост

Но сперва — характерная история. 25 августа Илон Маск выступил перед публикой: миллиардер передумал выкупать Tesla, и акции компании по-прежнему остаются на бирже. За этим, казалось бы, пустяковым заявлением стоит корпоративная драма, которая потенциально может закончиться арестом иконы Кремниевой долины.

Всё началось 7 августа, когда Маск взорвал интернет одним твитом. Бизнесмену надоели слухи о компании, которые плохо сказываются на сотрудниках-акционерах, и он пообещал выкупить все акции, убрав «Теслу» с IPO. И зачем-то заломил цену — 420 долларов за акцию при тогдашнем курсе $355.

После твита акции стремительно подскочили до $370, а эксперты подсчитали, что Маску понадобится $85 млрд с учётом долгов. Предприниматель заверил: всё в порядке, финансирование найдено, «сейчас всё будет». Курс вырос до $384. Аналитики усомнились: столько «личных» денег у Илона не было, банки кредиты не давали, основные инвесторы — тоже. Оставался один вариант: миллиарды вложит саудовский фонд PIF, который недавно купил 5% акций Tesla.


Чуда не произошло: либо саудиты не дали денег, либо крупные акционеры не разрешили, но в итоге Маск отказался от выкупа. Последствия? Наружу всплыли разногласия с советом директоров, акции упали до 323 долларов за штуку, Комиссия ценных бумаг начала расследование, а PIF, по слухам, подумывает вложиться в прямого конкурента Lucid Motors.

Мессия или шарлатан? Какой на самом деле Илон Маск Илон Маск, Tesla, Тесла, SpaceX, Elon Mask, Видео, Длиннопост

Но главное — Маск попросту соврал, причём на весь мир. Возможно, он преследовал благородные цели: защитить сотрудников, увести фирму от публичных обсуждений, снять нервозность. Получилось иначе.

История с выкупом идеально описывает не только самого миллиардера, но и отношение мира к нему: непонятно, в чёрный или белый красить.


Как оценивать бизнес?

«Тесла» убыточна. В течение десяти лет компания съедает деньги — за всю историю лишь два прибыльных квартала. Недавно детище Маска показало рекордный минус — $717 млн. Всего же Tesla «должна» 11 миллиардов долларов. Странный какой-то бизнес, не правда ли?

Да, если бы мы жили в мире диванных специалистов, компанию Маска действительно бы закрыли. Но в реальности всё сложнее.

Комплексное технологическое производство требует несколько большего времени окупаемости, чем сеть пельменных и чебуречных. Вторжение на рынок, где давно всё поделено и жесточайшая конкуренция, просто не может обойтись без миллиардных вливаний. Прошли времена, когда удавалось выйти в плюс за считанные годы, как это произошло с Microsoft. Сейчас другая эпоха, и в мире хватает убыточных IT-гигантов. Тот же YouTube не приносит прибыли, а долги IBM давно перевалили за $40 миллиардов. Значит ли это, что Google должен немедленно свернуть крупнейший видеохостинг, а вкладчики IBM — спешно выводить деньги из компании? Нет.

Мессия или шарлатан? Какой на самом деле Илон Маск Илон Маск, Tesla, Тесла, SpaceX, Elon Mask, Видео, Длиннопост

Кроме того, «Тесла» поставляет хорошие новости: у бренда в полтора раза вырос объём продаж, а сумма наличного резерва увеличилась до двух миллиардов. Да и стоимость Model 3, несмотря на опасения аналитиков, не так уж сильно отклонилась от заявленных Маском 35 тысяч долларов. В общем, сейчас оценивать бизнес-перспективы производителя электрокаров — занятие совершенно бессмысленное. «Время покажет».


Похожая ситуация и со SpaceX — другим детищем IT-иконы, с которым тоже «не всё так однозначно». Расклад следующий: «фалконы» Маска финансируют государственные структуры, причём не только NASA. Журналисты пытаются разглядеть в этом растрату бюджетных средств, да и обычные люди гадают, сколько тратит техномиллиардер. Поэтому новости о неудачах Falcon провоцируют волну обсуждения — ведь на кону налоговые деньги.

Обусловлены ли проблемы SpaceX распилом народных богатств? Мы не знаем. И никто не знает. В противном случае на Илона уже завели бы уголовное дело.

Но точно можно сказать, что NASA существенно экономит, пользуясь услугами Маска. Во-первых, американские астронавты летают на МКС на российских (советских) ракетах — за это «космическое такси» Штаты отдают РФ 70 миллионов долларов за каждый рейс. Во-вторых, по меркам отрасли «фалконы» обходятся недорого. В-третьих, несмотря на все «косяки» SpaceX, они меркнут на фоне просчётов NASA — в памяти ещё жива гибель шаттла «Колумбия».

Мессия или шарлатан? Какой на самом деле Илон Маск Илон Маск, Tesla, Тесла, SpaceX, Elon Mask, Видео, Длиннопост

Кстати, после катастрофы «шаттловая» программа пошла на спад: оставшиеся три челнока отлетали до 2011 года, после чего чиновники списали их в музей. И одобрили строительство корабля Orion, отдав научно-исследовательские работы в руки частников, а перевозки — русским. Поэтому правительство США постоянно защищает визионера из Кремниевой долины от нападок журналистов: «со SpaceX дешевле, чем без него».


Экология: да или нет?

О другой проблеме задумываются меньше, но и она будоражит умы как ненавистников Маска, так и его обожателей. Речь об экологичности. Миссия Tesla — не просто выпустить кучу классных автомобилей, но и спасти мир от бензиновых испарений. Во всяком случае, такова суть пафосного текста на официальном сайте компании.

Репутацию всадника на белом коне, который заботится о планете, действительно удалось заработать.

Недавно Wired сочинил панегирик в честь Илона и его окружения: какие, мол, идеи двигают великим человеком. Это так, Маск действительно титаническая фигура, однако к сохранению Земли-матушки есть большие вопросы.

Мессия или шарлатан? Какой на самом деле Илон Маск Илон Маск, Tesla, Тесла, SpaceX, Elon Mask, Видео, Длиннопост

Гигафабрика 1, штат Невада — здесь собирают батареи для Tesla


Да, электромобили не загрязняют воздух вредными выбросами.

Но внутри каждой «Теслы» прячется экологическая бомба замедленного действия — огромный литиевый аккумулятор, набитый токсичными элементами.

Мало того что производят их на грязном производстве из невосполнимых ресурсов, так литий ещё никто не научился нормально перерабатывать или утилизировать.


Пока что «Тесла» с конкурентами — не главный источник отходов, такие же АКБ используются и в бытовой технике. Но это временно. Сейчас по Земле колесят около двух миллионов электрокаров, и поэтому их вклад не так заметен. Однако Международное Экологическое Агентство прогнозирует, что к 2030 году «литиевых повозок» станет 140 миллионов, а общая масса токсичных отходов вырастет до 11 млн тонн. И это уже будет серьёзная угроза, которую надо нейтрализовывать прямо сейчас. При этом Tesla уверяет, что все «отжившие» батареи она утилизирует. Это так?


Сейчас в Европе перерабатывается только 5% от общего числа литий-ионных АКБ. Какой-то вклад в эту цифру Tesla вносит — совместно с Umicore компания плавит батареи, выуживая ценные ресурсы вроде никеля и кобальта.

Ещё аккумуляторы разбирают на Гигафабриках. А также литий превращают в домашний источник питания, который Маск обещал встраивать в энергоэффективные дома ещё три года назад. Правда, с этим проектом сложнее — за последнее время удалось договориться с властями Южной Австралии. Кроме того, к такой «второй жизни» автомобильных батарей есть вопросы.

Мессия или шарлатан? Какой на самом деле Илон Маск Илон Маск, Tesla, Тесла, SpaceX, Elon Mask, Видео, Длиннопост

Одна такая батарея стоит 40 тысяч долларов


Но всё это — не полный цикл; токсичные элементы остаются.

«Процесс переработки, применяемый Umicore, пока не позволяет выделять ценный литий, который сохраняется в составе “побочного продукта”. Для получения лития из этих остаточных сплавов требуется дальнейшее развитие технологий и соответствующие затраты. По оценкам инвестиционного банка Morgan Stanley, технология извлечения лития из старых аккумуляторов не будет работать ещё как минимум десять лет. С теоретической точки зрения это возможно уже сейчас, а вот экономика процесса пока неудовлетворительна», — пишет RenEn, портал об источниках возобновляемой энергии.
Получается, Tesla лукавит. Возможно, компания действительно занимается каждой батареей, но угроза всё ещё на месте.

Илон Маск — герой или злодей?

Наконец, с Маском непонятно главное — что он за человек? Он обещает поменять мир, и врёт в каких-то унизительных мелочах. Смешно шутит в «твиттере», но в обидах удаляет Instagram. Публично скучает по бывшей девушке, а потом придумывает совершенно школьные отмазки, когда его спрашивают об оргиях в Долине.

В июле мир следил за детской футбольной командой из Таиланда, которая застряла в пещере. Двенадцать детей и их тренер попали в ловушку без еды. Прогнозы не утешали: уровень воды мог критически подняться и затопить ребят. Нужен был какой-то быстрый и эффективный способ вызволить узников. Маск ввязался и сюда — привёз мини-субмарину, сконструированную сотрудниками SpaceX.


Спасатели, работавшие на месте бедствия, от «дара свыше» отказались: мол, толку от игрушки миллиардера попросту нет.

Британский дайвер Вернон Ансворт и вовсе сказал, что вмешательство Маска — обычная пиар-акция, ведь субмарина не сможет помочь в сложившейся ситуации. И предложил миллиардеру «засунуть свою подлодку куда подальше».

Говоря языком YouTube-блогеров, англичанин обвинил Маска в хайпожорстве.


Ответ не заставил долго ждать. Не чураясь многомиллионной аудитории читателей, человеколюб из Кремниевой долины написал, что лично заведёт подлодку в пещеру, а спасателя назвал «педофилом». Потом твит, конечно, исчез, но интернет всё помнит.

Мессия или шарлатан? Какой на самом деле Илон Маск Илон Маск, Tesla, Тесла, SpaceX, Elon Mask, Видео, Длиннопост

Маск соткан из противоречий. С одной стороны, в его активе плеяда всемирно известных брендов и ореол IT-иконы. С другой — убытки, контракты с государством, враньё и лицемерие. С третьей — непонятно, насколько общественные претензии оправданы: никто и не обещал, что проекты уровня Tesla будут окупаться со скоростью шаурмечной. А чтобы анализировать «распилы» в SpaceX, надо обладать другим уровнем осведомлённости.

Но поэтому за Маском наблюдает целый мир — неоднозначные парни всегда интереснее слащавых героев или опереточных злодеев.

В начале статьи мы сравнили отца «Теслы» с Тони Старком, но это не совсем так — вновь проводя параллели с комиксами, он скорее Дэдпул. Странный, непонятный, не всегда вменяемый и местами отбитый, но такой обаятельный и харизматичный персонаж.


А как думаете вы — какой он, Илон Маск? Наше всё, мечтатель и визионер? Обычный проходимец, которому удалось запудрить голову миллионам доверчивых людей? Или что-то посередине? Высказывайтесь в комментариях.


Источник: https://4pda.ru/2018/09/02/353295/

Показать полностью 6 1
6

Киберпанк эпохи Брежнева. Как первый хакер СССР обрушил «АвтоВАЗ»

1982 год, Советский Союз, «АвтоВАЗ». Работа кипит, как вдруг конвейерная лента сходит с ума и невпопад выдаёт детали. Завод закрывают, приезжает КГБ, начинается расследование. Позже выяснится, что систему взломали. В преступлении сознается выпускник мехмата МГУ, которого потомки назовут «первым хакером СССР». Рассказываем, как это произошло.

Киберпанк эпохи Брежнева. Как первый хакер СССР обрушил «АвтоВАЗ» АвтоВАЗ, Киберпанк, СССР, Хакеры, История, Видео, Длиннопост

Нам робот строить и жить помогает

«Высокие технологии при низком уровне жизни» — с подачи редактора Гарднера Дозуа эта фраза стала лозунгом киберпанка. Жанра, где герой борется против могущественных корпораций, используя не силу мышц, а машинный код. Казалось бы, при чём тут СССР? Не спешите с выводами. Если обычный советский гражданин компьютер в глаза не видел, то на заводах ЭВМ активно использовали для управления конвейерами, манипуляторами, логистикой и тому подобным. А вы думали, что технику в Союзе собирали при помощи кувалды и крепкого словца?


Ещё в 1971-м под руководством Петра Николаевича Белянина начался выпуск отечественных промышленных роботов. Первое же испытание показало: одно такое устройство экономит 8-12 тысяч рублей в год, а заодно повышает производительность труда. Поэтому к началу 80-х построили почти 28 000 автоматизированных линий. Министры стали поговаривать о полностью роботизированных предприятиях с минимальным участием живых людей.

Ближе всего к футуристическому идеалу подошёл Волжский автозавод в Тольятти, где запустили 300 линий, оборудованных по последнему слову техники.

Управлялась эта машинерия с компьютеров. ЭВМ помогали с календарным планированием, логистикой деталей и материалов, учётом труда и зарплаты сотрудников. На схемы аппаратов серии ЕС и немецких «Роботронов» взвалили практически всю жизнь предприятия. Поэтому требовались не только работяги, готовые по две смены закручивать гайки, но и математики с программистами. Статус у таких вакансий был высокий — всё-таки крупнейший завод страны, где даже рядовые служащие получали по 300 рублей, хотя средний оклад в СССР был вдвое ниже. От «Жигулей» вне очереди тоже никто не отказывался.

А уж программисту должность сулила и вовсе сказочные блага: дачу, госпремии и заграничные поездки по обмену опытом. Да и начальство не стояло над душой. Даже сейчас руководители крупных промышленных объектов мало смыслят в программировании. В начале 80-х это вообще казалось абракадаброй, которую предпочитали доверять башковитым ребятам.

Именно таким и был герой нашей статьи — Мурат Камухаметович Уртембаев, амбициозный выпускник МГУ.

Как взломать «АвтоВАЗ»

Устраиваясь на завод, Уртембаев верил, что образование и ум откроют перед ним любые двери. Казалось, почёт и красивая жизнь совсем рядом — лишь руку протяни. Но в ведомстве Юрия Перевалова все сотрудники обладали незаурядным интеллектом да ещё имели опыт работы на производстве. В отличие от «зелёного» Мурата.


Пришлось стартовать с должности технического специалиста, мотать на ус распоряжения трёх начальников и советы коллег. Не вышло и с финансами: математик так и не получил от жизни всё, чего хотел. Дошло до совсем уж обидных мелочей. Вспоминает Владимир Заволковский, бывший руководитель Уртембаева:

Кстати, по зарплате Мурата. В июне мне добавили для моих специалистов 60 рублей на повышение окладов. Нужно было их распределить. Я решил: себе ничего, а всем остальным по 10 рублей. Поровну. Объяснил и Мурату, что не могу дать ему обещанные Переваловым 20 рублей (об этом знал только со слов Мурата), потому что тогда придётся кому-то из его товарищей не додать. Все были специалистами отменными, денег было мало, всего ничего. Выделять кого-то особо — сердце не лежало: «Иди, Мурат, к Юрию Николаевичу и попроси для себя прибавки отдельно».
Владимир Заволковский
сотрудник «АвтоВАЗа» в 1982 году
Киберпанк эпохи Брежнева. Как первый хакер СССР обрушил «АвтоВАЗ» АвтоВАЗ, Киберпанк, СССР, Хакеры, История, Видео, Длиннопост

Как объяснить жене и детям, что не видать не только заграничных товаров, но и комфортных бытовых условий? Впрочем, Мурат не отчаивался — он изучил систему изнутри, чтобы понять принципы получения премий и карьерного роста. Допустим, на автоматизированной линии возникает неполадка, инженеры рапортуют об исправности техники — тогда за дело берутся программисты, выясняя причину сбоя на компьютере. Оказывается, в код закралась ошибка. Специалист героически её устраняет, заслуживая тем самым награду и почёт. Глядя на это дело, Уртембаев задался логичным вопросом: а что, если ошибки подстраиваются намеренно?

Сами пакостим, сами исправляем, сами получаем бонусы и ездим в Италию — хорошо устроились, товарищи коллеги. И чем хуже вас математик, с отличием окончивший МГУ?

У Мурата созрел план. Написать вредоносную программу с отсроченным запуском, уйти в отпуск, вернуться к моменту, когда подача деталей на конвейер сойдёт с ума, и сразу же всё починить. Разве что для острастки заставить товарищей шевелить извилинами часок-другой, потом сказать «Эх вы, гении, смотрите, как надо!» и моментально решить сложнейшую задачу. Премия обеспечена! А может, и повышение. Никто не заподозрит вредителя в человеке, который только что вернулся с отдыха.

Киберпанк эпохи Брежнева. Как первый хакер СССР обрушил «АвтоВАЗ» АвтоВАЗ, Киберпанк, СССР, Хакеры, История, Видео, Длиннопост

Добавить ошибку в алгоритмы не составляло труда: техники регулярно загружали обновления на ЭВМ главного конвейера с дискет, о чём никто не делал отметок. Раз апдейтят, значит, так надо — уже протестировали и убедились в чётком выполнении команд. Так поступил и Уртембаев, заранее подготовив необходимое ПО на рабочем компьютере. Однако блестящий замысел пошёл наперекосяк. Как и было задумано, математик заложил логическую бомбу и со спокойной душой отправился в отпуск. Но запуск случился за два дня до запланированного срока.

И пока виновник сбоя наслаждался просторами родного Казахстана, на «АвтоВАЗе» воцарился хаос.

Конвейер будто обезумел, смешав детали так, что сборка автомобилей стала невозможной. Первую смену отпустили по домам, а в мозговом центре закипела работа по проверке данных. На завод прибыли сотрудники КГБ, смотревшие на проблему со своей колокольни: то ли госизмена, то ли намеренный дефект импортного оборудования, не замеченный советскими инженерами.


Но сами роботы были полностью исправны. Оставалась единственная версия — ошибка в коде. Перезапуск системы дал лишь временный результат. Тогда программист Владимир Пониманский обнаружил подозрительный счётчик и на скорую руку изготовил «костыль», не дававший циклу обнуляться, благодаря чему вторая смена прошла в обычном режиме.

Киберпанк эпохи Брежнева. Как первый хакер СССР обрушил «АвтоВАЗ» АвтоВАЗ, Киберпанк, СССР, Хакеры, История, Видео, Длиннопост

На системное исправление ошибки ушло три дня. Ударила диверсия и по карману: по разным подсчётам, вмешательство Мурата стоило заводу до миллиона убытков. Такую цифру приводят авторы монографии «Расследование компьютерных преступлений в странах СНГ».

Проснись, Нео, суд идёт

Неудивительно, что вернувшийся из отпуска Уртембаев ужаснулся. Он понял, что натворил, и старался помалкивать. Однако его всё равно раскрыли. В книге Александра Степанова «Дело. Люди. Метаморфозы» приводится рассказ Валерия Кабанова, сотрудника «АвтоВАЗа» тех лет. По его словам, специалисты сперва долго изучали системный код, и не видели там ничего подозрительного. Но в какой-то момент наткнулись на один фрагмент в программе Мурата.

Там были странные команды: логическое сложение, умножение, четырёхбайтные имена типа ПЕТЯ&ВИТЯ*МАША/КОЛЯ. И всё в таком духе. Казалось бы, ну и что из этого?! Григорий не поленился и вместо этих слов поставил их двоичное представление и вручную выполнил все эти 20 операций…
На финише получилась та операция, что мы искали, — вычитание из счётчика. Но здесь вопрос: как понять, умышленно ли это сделал Уртембаев? Мы нашли старую компиляцию, в которой стоит просто конкретная команда вычитания из данного счётчика. Всё остальное было без изменений. Очевидно, что Уртембаев вначале написал «в лоб», затем понял, что довольно просто можно обнаружить эту «козу», и всё это замаскировал довольно-таки умело. Мы выкинули данный фрагмент, и больше счётчик нас не беспокоил.
Валерий Кабанов
сотрудник «АвтоВАЗа» в 1982 году
Киберпанк эпохи Брежнева. Как первый хакер СССР обрушил «АвтоВАЗ» АвтоВАЗ, Киберпанк, СССР, Хакеры, История, Видео, Длиннопост

Отпираться было бессмысленно. Уртембаев сам пошёл к следователю и выложил всё как есть: мол, хотел семью обеспечить за счёт премий и «доказать соплеменникам, что он не хуже их». За добровольное признание его не арестовали, а суд организовали прямо на заводе. Но советские юристы столкнулись с задачей из ряда вон.

Оказалось, по законам СССР хакер был невиновен.

Ранее правосудие не имело дела ни с чем подобным: не было ни законов о защите ПО, ни понятия «компьютерного преступления», ни прецедентов. Хотя махинации программистов случались. Например, в 1979-м в Вильнюсе аферисты похитили при помощи цифрового оборудования 78 584 рубля. Через два года аналогичное преступление совершили в Бресте: злоумышленники использовали объединённую автоматизированную систему управления (ОАСУ) для перевода зарплат на липовые счета.


Но особенность этих случаев в том, что преступники, по сути, подделывали бухгалтерию — только вместо гроссбуха была вычислительная машина. Дело Уртембаева пришлось рассматривать под другим углом. Ведь он ничего не крал, не ломал оборудование, не портил продукцию — всего-то внёс изменения в программу.

Киберпанк эпохи Брежнева. Как первый хакер СССР обрушил «АвтоВАЗ» АвтоВАЗ, Киберпанк, СССР, Хакеры, История, Видео, Длиннопост

Это не помешало КГБ возбудить дело по статье «Диверсия» — математика могли надолго упечь в тюрьму за связь с иностранными спецслужбами. Затем, учитывая добровольное признание и сотрудничество со следствием, обвинение смягчили до «Порчи государственного имущества». И тут взял слово адвокат Вячеслав Викторович Московский, резонно спросивший судей: а какое, собственно, имущество государства испортил его подзащитный?

Я вступил в дело, когда Уртембаев уже дал признательные показания. На мой взгляд, квалификация его деяний по статье 98 УК «Повреждение имущества» была неправильной, поскольку предметом преступления этой статьи были материальные ценности, составляющие государственную и общественную собственность. То есть такие вещи, как орудия производства, продукция.
Я говорил, что программа — это идея, которая возникает в голове, потом переносится на бумагу, на дискету. Сделав ошибку, Уртембаев ничего из имущества не повредил. Деньги — это уже последствия, а имущество-то осталось целым. Поэтому я считал, что нет состава преступления по этой статье, просил его оправдать. Но дело было громкое, суд решил, что виновен. Я подал апелляцию в областной суд, где мне сказали: «В 37-м его бы расстреляли!»
Вячеслав Московский
адвокат Мурата Уртембаева
Киберпанк эпохи Брежнева. Как первый хакер СССР обрушил «АвтоВАЗ» АвтоВАЗ, Киберпанк, СССР, Хакеры, История, Видео, Длиннопост

Страница из приговора суда

В итоге Уртембаеву дали условный срок за хулиганство, понизили до слесаря, обязали возместить заводу сумму, выплаченную персоналу во время простоя, и отработать ещё два года. Виновник легко отделался и даже остался на «АвтоВАЗе». Отчасти помогла шумиха в прессе, как рассказывал Валерий Кабанов:

После статей в «Известиях» опять активизировались вопросы ко мне со стороны тогдашних спецслужб. Они стали настаивать: раз в мире этот случай получил широкий резонанс, то мы должны показать, что наш человек не только падает, но и восстанавливается в коллективе: «В общем, Уртембаева забираем с конвейера, и он будет работать у тебя в отделе. Но если вы допустите ещё один такой сбой, то пойдёте по этапу уже вместе с ним».
Я пытался объяснить, что труд программиста — как труд хирурга: если хирург хочет зарезать пациента, то невозможно поставить рядом с ним контролёра, не поможет, всё равно зарежет. Я не смогу контролировать каждый шаг, мне проще всё самому сделать. Но объяснения не помогали.
Валерий Кабанов
сотрудник «АвтоВАЗа» в 1982 году

Впрочем, ни о какой карьере речи не шло. Поэтому, отбыв унизительную повинность и выплатив штраф, Мурат Камухаметович уехал домой в Казахстан, где занялся бизнесом. Чем сейчас занят «советский хакер» — неизвестно. Форумные слухи утверждают, что его уже нет в живых.

Так завершилась история первого в СССР киберпреступника. Согласитесь, по сравнению с нынешними хакерами советский кажется даже честным и совестливым. Хотел уважения коллег и заграничных командировок, но пал жертвой собственного честолюбия.


Автор: Александр Бурсов

Источник: http://4pda.ru/2018/12/25/355214/?utm_referrer=https%3A%2F%2...

Показать полностью 6 1
Отличная работа, все прочитано!