Массовая интерактивная новелла: новый виток в писательстве или утопия?
Массовая интерактивная новелла – это история с элементами выбора, которую читают онлайн одновременно многие люди. И каждое ключевое решение принимает не один читатель, а все сразу. Побеждает вариант большинства, и именно по этой ветке продолжает развиваться сюжет.
Но прежде чем уходить в глубь новой непонятной механики, нужно вспомнить её прародителя – интерактивную книгу.
Что такое интерактивные книги и как они появились
Интерактивные книги – не изобретение последних лет. Первые эксперименты с нелинейным повествованием появились ещё в XX веке. Самый известный формат – gamebook, или «книга-игра», где читатель регулярно делает выбор: открыть дверь или бежать, довериться незнакомцу или солгать, пойти направо или налево. Каждый выбор ведёт к другой странице и, по сути, к другой версии истории.
Классический пример – серия Choose Your Own Adventure, которая стартовала в конце 1970-х и продалась миллионными тиражами. Чуть позже появились более «хардкорные» книги-игры с бросками кубиков, характеристиками персонажа и боями – вроде Fighting Fantasy.
С развитием компьютеров интерактивная литература перекочевала в цифру: текстовые квесты, визуальные новеллы, нарративные игры. Сегодня многие знают этот подход по видеоиграм, где выборы игрока влияют на сюжет и концовку – вроде Life is Strange или Detroit: Become Human. Или мобильный формат, популярный среди девушек, Клуб романтики. Но суть осталась той же: история разветвляется, а читатель (или игрок) становится соавтором.
Как это обычно работает?
Есть автор, есть заранее продуманная структура веток, и есть один читатель или игрок, который принимает решения. Даже если вариантов много, выбор всегда индивидуален, а все развилки предопределены.
И вот мы переходим к следующему шагу.
Массовая интерактивная книга: когда выбор становится коллективным
Массовая интерактивная новелла – это история, которую читают одновременно многие люди. И решение принимает не один читатель, а все сразу. Побеждает вариант большинства, и именно по этой ветке продолжает развиваться сюжет.
Куда отправить группу быстрого реагирования?
1) Попытаться захватить станцию электроснабжения
2) Защищать медицинский блок
3) Исследовать восточную часть здания
4) Спуститься в катакомбы
Чем больше участников, тем интереснее становится процесс! Потому что выбор – это уже не просто клик по кнопке. Нужно аргументировать, спорить, убеждать других, собирать сторонников. История обрастает обсуждениями, эмоциями и человеческими конфликтами.
По духу это похоже на настольные ролевые игры вроде DnD: есть гейм-мастер, есть предыстория, есть внутренняя логика мира. Но масштаб другой. Это не 5 человек за столом, а сотни или тысячи людей в одном онлайн-пространстве.
Очень быстро формируется комьюнити. Люди знакомятся, начинают определять друг друга по никам, шутят, спорят, объединяются во временные союзы. Сюжет становится социальной игрой.
Важно, что эта механика не диктует жанр. Это может быть как фэнтези, так и триллер.
Форма универсальна, содержание – любое.
Почему социальные сети идеально подходят для этого формата
Лучшее место для такой истории – социальная сеть. Например, Telegram или ВКонтакте.
В этом и есть новый виток эволюции интерактивной истории, человек переместился в социальные сети и книга следует за ним. Автор и его рассказ буквально находятся в телефоне человека. Становятся частью его утреннего ритуала: проснулся, открыл канал, прочитал новую главу, проголосовал, написал комментарий.
Получается некий гибрид книги и канала:
главы выходят постепенно
есть ожидание продолжения
есть клиффхэнгеры (затягивающие интриги)
есть живое обсуждение
По внутренним ощущениям это очень близко к просмотру on-going сериала.
Когда твой вариант побеждает – ты испытываешь удовольствие.
Когда выходит новая глава – радость долгожданного продолжения.
Когда твой вариант проиграл – тоже эмоции. Всегда можно написать в комментариях «А я же говорил!».
И людям это действительно важно. Высказывать мнение, спорить, доказывать, быть услышанным.
Что получает автор?
Для автора это совершенно другой опыт.
Да, сложнее, чем писать книгу в стол. Аудитория рядом. Она реагирует сразу. Она ждет продолжения не через год, а завтра утром.
Но взамен автор получает:
постоянную мотивацию писать
живую обратную связь
ощущение процесса здесь и сейчас
Качество текста может быть не идеальным, и это нормально. Все понимают ограничения формата и темпа. Это сильно снижает порог входа в писательство и убирает перфекционизм, который часто мешает начать.
И есть еще один важный момент.
Автор порой сам не знает, чем закончится история.
Я обычно продумываю несколько шагов вперед, возможные направления, ключевые узлы. Но конкретные детали, новые персонажи, неожиданные конфликты появляются уже после голосований. Выбор аудитории и обсуждения буквально дорисовывают мир. Для автора это тоже загадка и исследование. А лично мне это порой напоминает социальный эксперимент.
Как я реализовала эту механику в своем Телеграм-канале
Иллюстрация из Телеграм-канала "Атлантис: Абсолютная Демократия". Картинка сгенерирована с помощью искусственного интеллекта
Сейчас я веду массовую интеграктивную историю в жанре научной фантастики в Телеграм-канале «Атлантис: Абсолютная Демократия».
По сюжету люди летят на космическом корабле для колонизации далекой планеты и сталкиваются с неизвестной угрозой. Все подписчики канала – члены экипажа, которые только что очнулись от криосна.
Я встроила механику выбора прямо в ЛОР. На борту действует протокол абсолютной демократии. Все ключевые решения принимает экипаж коллективно. Таким образом, читатель становится частью мира истории, а не внешним наблюдателем.
(Это не обязательный подход. Можно просто давать выбор без объяснения, почему читатель вдруг решает судьбу персонажей. Но мне было интересно попробовать связать механику и сюжет.)
Механики, помимо опросов, которые работают
Опросы – только база. Дальше начинается самое интересное.
Предложение вариантов.
В один момент по сюжету нужно было допросить свидетеля, а количество вопросов было ограничено. Я предложила всем написать вопросы в комментариях с хэштегом #вопросджеймсу. Другие участники отмечали их смайликами – за или против. В историю попали самые популярные вопросы.Множественные решения.
Иногда действует не один вариант, а сразу несколько самых популярных. Это добавляет хаоса и правдоподобия.Равенство голосов.
Если опрос заканчивается 50 на 50, я отыгрываю это в сюжете. Раскол внутри экипажа тоже часть истории, а не ошибка механики.
Что дальше: роли, фракции и бот
В будущем я планирую развивать формат дальше.
Во-первых, пробовать другие жанры – от детектива до драмы и фэнтези.
Во-вторых, добавить элемент ролей. Идея в том, чтобы создать бота, где пользователь будет указывать свою роль: например, инженер, врач, офицер безопасности, ученый. Эти роли будут влиять на доступные варианты выбора и на вес решений.
Следующий шаг – фракции. Люди будут объединяться по интересам и ролям, формировать коалиции, договариваться и конфликтовать. История станет еще более социальной и непредсказуемой.
Новый виток или утопия?
Массовая интерактивная новелла – не замена классическим книгам. Это отдельный формат, где сюжет становится коллективным процессом и темой для обсуждения.
Возможно, он останется нишевым. Возможно, не всем комфортно делить контроль над историей. Но как эксперимент с формой он уже работает в моем канале и дает позитивный отклик.
Утопия это или новый виток – покажет практика. Пока что она выглядит удивительно живой.
Иллюстрация из Телеграм-канала "Атлантис: Абсолютная Демократия". Картинка сгенерирована с помощью искусственного интеллекта
Для тех, кому не хочется читать весь текст: действующий опытный образец массовой интерактивной новеллы можно потрогать по ссылке: «Атлантис: Абсолютная Демократия».








