«Лица без грифа "секретно": встречайте цареубийц»

Представьте, что мы можем увидеть в лицо тех, на чьих руках лежит кровь монархов. Мы запускаем уникальный проект: будем искать и восстанавливать фотографии людей, причастных к цареубийству. Мы покажем не просто портреты, мы расскажем истории их жизней до и после рокового события. Как сложилась судьба каждого? Присоединяйтесь к нашему историческому расследованию.

История о том, как революция превратила еврейского фельдшера в палача, Или как человек, который должен был спасать, стал главным цареубийцей

ЯКОВ ЮРОВСКИЙ (1878-1938) - Член коллегии Уральской ЧК, с 4 июля 1918 года - комендант Дома особого назначения ("Ипатьевского дома"). Главный организатор убийства романовых

Екатеринбург, ночь на 17 июля 1918 года. В подвале особняка Ипатьева полумрак, в воздухе запах свежей известки и солдатского пота. Двенадцать человек с пистолетами. Среди них человек в очках, который давал клятву Гиппократу. Его зовут Яков Юровский.

"Я выстрелил первым. И промахнулся"

Это он напишет потом в дневнике, но сейчас - в 2:15 ночи он просто нажимает на спусковой курок. Пуля попадает не в сердце Николая II, а в грудь. Царь падает, но ещё дышит. Тогда Юровский подходит ближе и добивает выстрелом в голову.

После освобождения Екатеринбурга от белых войск был лично назначен Лениным на пост главного чекиста Урала. Для его семьи (жена возглавляла городскую парторганизацию, дочь - комсомольскую) им выделили особняк в непосредственной близости от дома Ипатьева. В 1923 году был неожиданно и без объяснений причин понижен и направлен на московский завод «Красный богатырь», производивший резиновую обувь.

Яков ждёт, что из Кремля позвонят и предложат более достойную работу-соответствующую его статуса.

Звонка не последует.

После того, как неожиданно арестовали и отправили в казахстанский Карлаг дочь Римму, тяжело заболел. Обострилась хроническая язва, образовался рак. Умер мучительной смертью в 60 лет.

После его ухода сел в тюрьму сын Александр, дослужившийся до контр-адмирала. Непостижимое стало твориться с внуками: двое до смерти разбились, упав с крыши родного дома, двое живьем сгорели в огне пожара. Род Юровского по прямой линии пресекся.