306

"Комета", квадратные иллюминаторы и испытания самолетов

Прекрасную историю от том, как сложно предусмотреть все в авиации, нам рассказал один из инженеров Боинга.  Наверняка многие слышали про самолеты "комета", которые разрушались в воздухе из-за квадратных иллюминаторов - угол оказался слабым местом. Однако, немногие знают, что "комета" успешно прошла все испытания на прочность - и тем не менее в реальных полетах они разрушались. В чем же дело?

Комета на самом деле прошла даже два испытания: сначала ее наддули до 2х атмосфер - это называется статический тест. Потом на весь самолет нацепили тросы и стали махать крыльями имитировать много полетов (они называют это "циклами"), т.е. создавать нагрузки и деформации, характерные в полете от руления и взлета до посадки. Это динамический тест.

Комета в специальной конструкции для имитации нагрузок в полете. Моделирование одного "полета" занимало всего 4 минуты.Таким образом за какой-то год они промоделировали полную жизнь самолета. Самолет легко выжил требуемые 10 тысяч циклов и разрушился лишь после 18000 циклов, что гораздо больше срока его эксплуатации.

С тестами все было прекрасно, но в реальности один из самолетов разрушился всего лишь после 1800 полетов из-за разрушения фюзеляжа в районе угла квадратного иллюминатора. После катастроф во время расследования динамическое тестирование одного из самолетов привело к такому же разрушению. Почему же этого не случилось во время первоначальных тестов?

Проблема была в том, что для статических и динамических тестов использовался один и тот же экземпляр самолета. После статического теста самолет немного деформировался. Этой небольшой деформации хватило, чтобы совсем чуть-чуть изменить геометрию углов иллюминаторов, тем самым усилив их! И усиленный деформациями самолет без проблем справился с динамическим тестированием в 18 000 циклов.

Так что наследием "комет" в авиации стали не только круглые иллюминаторы: после выявления причины катастроф для тестов стали использовать (и до сих пор используют) 2 экземпляра самолета - один для статического теста, другой для динамического.

Авиация и Техника

11.5K постов18.5K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества