Как я не стал гуманитарием
Радуюсь за тех, кто вспоминает свою школу добрым словом. У меня не получается. Уже много лет. Хотя, школа, в которой я учился, была хорошая. И долго такой оставалась. Судя по тому, сколько в 90-е годы стоило поступить в нее ребенка.
Сочинять стихи, то есть, рифмовать слова, я начал чуть ли не раньше, чем научился читать. И позже мне нравилось "играть словами". В школе мне преподавала литературу "очень опытная учительница". В нашей школе все учителя были как на подбор, из лучших. И эта - тоже.
Рассказывала она складно. Но, не более. Была у нее любимая фишка: время от времени она задавала такие "факультативные" задания: написать стих про товарища или написать письмо в стихах товарищу с изложением какого-то события. Можно было и не писать. Но если напишешь, то получишь пятерку.
Конечно, я писал с удовольствием. И не только себе, а и за нескольких других. А чтобы не подвести друзей, писал в разных стилях, разным слогом, разным ритмом. Даже старался подобрать стиль под темперамент «заказчика».
Но всегда для меня это заканчивалось скандалом. Дело в том, что эта учительница с первого дня нашего знакомства сочла меня плохим человеком и бездарем. Затрудняюсь теперь сказать, почему. Много времени прошло. Находя среди немногих выполненных работ мою, она неизменно устраивала мне разнос за то, что я пользуюсь чужим трудом.
У нас в классе была девочка П., тоже любившая и умевшая писать. Она тоже писала за нескольких друзей. Ее стиль был хорош, но однообразен. Учительница сразу его улавливала и, любя эту девочку, не наказывала тех, кому она писала. А моё авторство ей распознать не удавалось, и мои друзья получали пятерки. Но не я. Учительница упорно утверждала, что за меня пишет П. Дошло даже до большого скандала: меня обвинили в том, что я запугал эту самую П. Ведь бедная девочка отрицала свое авторство. Но эта П., как все знали, никогда не врала. Значит, по логике учительницы, я бедную девочку запугал и принудил врать!
Было обидно. Главное, ничем ведь не докажешь. Мои одноклассники, получавшие пятерки за мои труды, и не думали признаваться. Да и я от них этого не требовал. Просто я, в конце концов. перестал писать стихи, а сочинения стал писать, передирая фразы из предисловий к сборникам и собраниям сочинений. Зато какие замечательные тексты и мысли складывались в моей голове на те же бледные темы! И о Печорине, и о Лизе, и о других! С тех пор я любой свой рассказик складываю в голове, а после пишу. Быстро и почти начисто.
Перед получением аттестата о восьмилетнем образовании меня беспокоил только экзамен по литературе. Я опасался, что нелюбимая учительница меня завалит. Вылететь из специальной школы, в которой я учился, было не сложно. Тем более, что я жил в другом районе. Экзамен принимала комиссия из трех человек. Это давало мне шанс.
Я преодолел задание по грамматике и кое-как ответил на вопрос по литературе. Третьим заданием было прочесть стихотворение. Не по памяти, а то тексту, прилагавшемуся к экзаменационному билету. Я впервые увидел доставшийся мне стих, и он мне понравился. Ритм его был неровный. Короткие строки чередовались с длинными. У меня было время прочесть его про себя несколько раз. И я догадался, что короткие строки нужно отделять от длинных паузами. А весь текст читать будто чуть по слогам, словно страдая слабостью. Стихотворение было написано от лица узника, томящегося в тюрьме.
Когда я закончил декламировать, председатель комиссии пожал руку моей нелюбимой учительнице. Я получил удовольствие, заметив в ее лице смятение.
Со следующего года у нас сменился учитель литературы, и мне стало спокойнее. Но, мое выступление на экзамене мне аукнулось. Однажды завуч явилась к нам в класс и сообщила, что предстоит районный конкурс чтецов стихов Лермонтова. Мне и еще нескольким ребятам было предложено принять участие в отборе на этот конкурс. Пообщавшись со своими будущими конкурентами, я выяснил, что все они собирались читать всего два-три стихотворения из школьной программы. Я представил себе, сколько ж людей станут читать на конкурсе одно и то же стихотворение! Так не годится, и я засел изучать толстый сборник поэта. Через пару дней я сделал свой выбор.
В актовом зале школы расселись учителя и полтора десятка чтецов, отобранных для прослушивания. И началось…
Как-то раз перед четою соплеменных гор… - декламировал один.
У Казбека с Шат-горою… - вторил следующий.
Сижу за решеткой в темнице сырой, Белеет парус одинокий… – вперемежку к предыдущими бубнили другие.
Наступила моя очередь. Учителя не догадались спросить меня, что я собираюсь читать.
- С тех пор как Вечный Судия мне дал всеведенье пророка,
В глазах людей читаю я страницы злобы и упрека…
Я услышал, как учительница биологии спросила: Это Лермонтов?
-Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья,
В меня все близкие мои бросали бешено каменья.
Завуч, перегнувшись через кресло, спросила у учителя литературы:
- Это вы дали ему этот стих?
Тот замахал руками.
- Посыпал пеплом я главу, из городов бежал я, нищий…
- Хватит! – сказала завуч – К завтрашнему дню выучи стих про горы!
- Я его знаю, пожалуйста! – ответил я.
И, закатив глаза к потолку, скороговоркой оттарабанил про то, как спорили Казбек с Эльбрусом. Спрыгнул со сцены и ушел в токарную мастерскую. Учитель по труду мне обрадовался. В тот день как раз привезли с завода-шефа партию заготовок, которые нужно было обработать. Вращение шпинделя и визг резца меня успокоили.
- Да пошли они со своим конкурсом! – думал я, двигая суппорт.


Истории из жизни
41.1K постов76.8K подписчиков
Правила сообщества
1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.
2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.
3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).
4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.
5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.
6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.
Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.