2

Искусство в один клик. Как маркетплейсы меняют арт-рынок

Искусство — необычный товар, оно нужно не всем и стоит дорого, но так ли это на самом деле и причем здесь онлайн-торговля, нам расскажет междисциплинарный художник и автор телеграм-канала «Фотоувеличение» Валентин Фёдоров.

Эта статья получила большой интерес у меня на сайте, поэтому я готовлю для неё сиквел. Тут публикую, чтобы ввести в контекст. Это я заранее отвечаю, почему цифры прошлогодние, но в целом картина не сильно изменилась и данные по прежнему репрезентативны.

Загадочный зверь

Для того чтобы продавать искусство, нужны особые специалисты, по уровню компетенций похожие на кураторов, и обычные маркетплейсы, торгующие всем подряд, тут не подходят. Либо им нужно создавать специальный отдел, заточенный конкретно на это направление, либо их ждет неудача. К тому же стандартные маркетплейсы ориентированы на большие обороты, а когда товар в единственном экземпляре — с этим сложно работать. Да и будет странно в одном заказе видеть банку горошка, шторку для ванной и скульптуру подающего надежды автора.

Есть онлайн-галереи, где можно разместить свои работы для продажи. Причем, как показывает международный опыт, стремление к увеличению ассортимента на них меняет структуру взаимодействия продавца и администраторов такой галереи. Художник отправляет заявку, и после ее рассмотрения часть работ попадает в подборку — оформлением «карточек товара» занимаются работники площадки. В случае с маркетплейсами искусства у продавца есть свой кабинет, через который работы отправляются на модерацию и все данные вводятся самим продавцом. Это маленькая деталь, которая сильно облегчает жизнь кураторам, что влияет на размер каталога. В художественной среде такие арт-маркетплейсы часто называют онлайн-платформами, дальше мы поговорим именно о них.

Дешевое и невидимое

Важно понимать, что часть рынка по-прежнему скрыта — через галереи, аукционы и ярмарки проходят произведения из среднего и высокого ценового диапазона, а вот доступный сегмент завязан на покупке работ напрямую у художника, без посредников. По данным исследования Агентства креативных индустрий, теневой сектор составляет от 24% до 33%. Это отражается не только на том, сколько налогов уходит в казну — неизвестен объем рынка. А без такой базовой информации сложно прогнозировать и строить бизнес «по-взрослому». Можно вложить несколько миллиардов в технологический сервис мечты, заточенный на креативный сектор, а он не отобьется, потому что годовой оборот всего рынка будет примерно того же размера.

Галереи зарабатывают на проценте с продаж, поэтому им невыгодно торговать дешевым искусством. У них есть двадцать-тридцать постоянных резидентов — с бóльшим количеством уже сложно функционировать. Каждому нужно организовать выставку и как-то подстегнуть продажи, а на продвижение новых имен нужны дополнительные усилия. Количество реализованных работ в целом не такое большое, это не фастфуд, здесь масштаб играет против галеристов.

И в данном случае маркетплейсы решают несколько проблем одновременно: дают площадку молодым авторам, делают рынок более прозрачным, а покупателю предоставляют широкий выбор — вживую такое количество работ одновременно можно увидеть только на крупных ярмарках вроде Cosmoscow или 1703.

Данные за лето 2024 года

Данные за лето 2024 года

Заметная пятерка

В 2015 году появился сайт Art Most, его создатели акцентируют внимание на живописи и выбирают в основном более академические работы — среди авторов много выпускников института Сурикова и других художественных заведений. Здесь можно найти пейзаж в духе импрессионизма или декоративные панно. На сайте есть калькулятор оценки, у него ограниченный функционал — скульптуру, фотографии или видео-арт в нем не оценить. Но примерное понимание ценообразования он дает.

Онлайн-платформы, ориентированные на современное искусство, активно начали появляться только с 2020 года. Первой из таких стал проект Тео, который появился в рамках ярмарки современного искусства Cosmoscow. Благодаря ему получилось сразу начать работу с крупнейшими галереями и художниками России — с теми, кто уже сотрудничал с ярмаркой. Собственно, их там и стоит искать — молодых или уже признанных ныне живущих авторов.

Каталог Teo by Cosmoscow

Bizar второй после Art Most по количеству работ и объему аудитории. Загляните в раздел Collection, там работы российских художников, признанных за рубежом. Все разделено на подборки, по которым можно чуть ли не писать историю постсоветского искусства: московский концептуализм, художники стрит-арта или участники Венецианской Биеннале.

Cube родился как пространство в Москве, где в одном месте можно найти более десятка галерей, и недавно они открыли онлайн-каталог работ. Из офлайн-пространств там тоже кое-что есть. Судя по уже проданным произведениям, аудитория ценит сайт за работы среднего и маленького размера по цене до 20 000 рублей. Также, помимо искусства, здесь можно найти книги и записи лекций.

Sample заняла нишу коллекционного дизайна, которую другие до этого обходили стороной. Искусство сосуществует в пространстве с предметами мебели. Эти два направления разводили по сторонам, но аудитория у них схожая, поэтому один покупатель может взять и Eburet, и Тролля от Павла Бабина.

Каталог Sample

Некоторые из международных платформ берут ежемесячную плату с авторов. В России затраты только временные — маркетплейсы зарабатывают на комиссии, и везде она около 30%, а для галерей еще меньше. Поэтому, если вам не предлагают особые условия, нет смысла ограничиваться одной площадкой. Также есть разница в аудитории: в одних местах лучше продаются более дешевые работы, в других — дорогие. В теории, чем выше охват, тем больше потенциальные продажи, но это просто корреляция, а не причина и следствие.

Количество посетителей в среднем за месяц летом 2024 года, по данным сервиса PR-CY

Количество посетителей в среднем за месяц летом 2024 года, по данным сервиса PR-CY

У большинства сайтов схожие плюсы — удобная система фильтрации искусства по размеру, стилю, сюжету, цвету и цене. Из дополнительных — помощь консультанта в подборе работы по запросу, а также можно бесплатно примерить ее в вашем интерьере. Это некие стандарты рынка. Отличия состоят в ассортименте. Несмотря на желание создателей площадок охватить большой объем авторов, работы, как правило, подвергаются селекции. На каждой платформе выборка своя, поэтому у одного художника в разных местах будут разные по стилю и другим параметрам произведения. И это не связано с запретом продавать одно и тоже, тут дело во вкусе и потребностях аудитории.

Что делать?

Стратегии две: надеяться на трафик самих площадок или самостоятельно его генерировать. В первом случае можно расширять присутствие на них, повышать внутренний рейтинг, чтобы подниматься в поисковой выдаче, периодически менять описание и категории товара, чтобы работы из серии выпадали в поиске по разным запросам.

Чем больше выбор, тем ниже вероятность, что вашу работу вообще кто-то увидит. Но если повезет, то вы попадете в кураторскую подборку или в почтовую рассылку. Авторы, чью работу порекомендовала платформа, могут продать сразу десяток произведений.

Важно понимать, маркетплейс не универсальное решение и не показатель качества практики. В разных случаях он может помогать быть замеченным, никак не влиять или мешать выстраиванию траектории. В индивидуальных консультациях я помогаю разобраться, нужен ли вам маркетплейс вообще, как он соотносится с выставочной и институциональной логикой и что делать дальше. Подробнее о формате консультаций.

Данные за лето 2024 года

Данные за лето 2024 года

Первые продажи у безызвестных авторов обычно происходят в течение шести месяцев или года. Но их может и не быть даже у тех, кто активно занимается продвижением. Потому что продажи зависят и от самих работ. Лучше всего продается живопись, затем идет графика, скульптура, объекты и фотография, а вот диджитал-арт и видео почти не покупают. Есть полноценные исследования, в которых анализируют каждый аспект, который влияет на продажи, так в Тилбургском университете в Нидерландах выяснили, что картины с преобладанием красных и синих оттенков на полотне продаются лучше других.

В России авторы нарабатывают свой имидж за счет классических для искусства способов: выставки, ярмарки, публикации в СМИ и прочее. Внимание к автору привлекать не зазорно, а если использовать рекламный трафик для прямых продаж — это негативно влияет на статус. Поэтому контекстная реклама, соцсети и даже SEO-оптимизация не столь развиты в этой сфере. Инструменты работы с трафиком постепенно появляются в обиходе, но насколько они приживутся, зависит от эффективности, которую пока сложно оценивать. И даже если это сработает, то зачем художнику идти в галереи и онлайн-платформы, платить им комиссию, если можно самому найти себе покупателей? А без разделения обязанностей сложно говорить о развитии рынка.

Уникальность все еще в тренде

Big Data еще не сильно повлияла на пользовательский опыт в сфере искусства не только в России, но и по миру в принципе. Устройство рекомендаций внутри маркетплейсов искусства напоминает соцсети до эпохи Tik-tok. Даже NFT, которые были экстремально популярны несколько лет назад, не сильно изменили консервативный рынок. Диджитал по-прежнему сильно уступает маслу — материалу, который изобрели еще до нашей эры. Что важно, так это не появление технологий в индустрии самих по себе, а развитие культуры потребления. Маркетплейсы дают возможность найти искусство, доступное людям из разных слоев, и это не будет постер из "аналога IKEA" с миллиардным тиражом, а что-то более уникальное.

Оригинал статьи: https://valentinfedorov.ru/article/marketplace
Телеграмм: https://t.me/blowphoto

Правила сообщества

Запрещены: флуд, спам, хамство...

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества