Интересные факты о катамаранах
Катамаран не спутаешь ни с какими другими морскими судами. Одно из самых древних изобретений — корабль с двумя корпусами, между которыми есть некоторое пространство. Известно, что такая конструкция весьма остойчива, то есть волнам ее труднее опрокинуть, а площадь палубы у нее очень велика. Однако такие суда почему-то все еще редкость. Почему?
О катамаранах знают, конечно, все. Другое дело, что мало кто знает о том, что когда-то катамаран имел только один корпус. Фактически катамаран в точном значении этого слова в переводе с тамильского это плот — "катту-марам" или "связанные бревна". То есть платформа из нескольких бревен, несущая один латинский или люгерный (рейковый) парус, рулевое весло и выдвигающиеся вниз доски-шверты. Родина таких судов — коромандельское побережье Индии, изобретатели — древние рыбаки Мадраса. Они вязали (и до сих пор вяжут) эти легкие, непотопляемые и остойчивые парусные плоты из нечетного числа (от трех до девяти) бревен. Центральное бревно толще остальных, носовой его конец заострен и слегка загнут вверх; остальные бревна прикреплены к среднему так, что носовая часть плота получается заостренной, как у пироги. Индийцы настолько мастерски владеют искусством управления таким плотом, что плавают на нем при любой погоде и даже ухитряются перескакивать через песчаные бары (наносы песка в устье впадающих в море рек), двигаясь со скоростью 20 узлов, т. е. 37 км/ч.
Очень похожа на катамаран и знаменитая бразильская жангада, о которой (а отнюдь не о каком-то там беспризорном мальчишке!) поется в популярном в СССР кинофильме "Генералы песчаных карьеров", снятого по роману Жоржи Амаду "Капитаны песка". Она тоже связывалась из нескольких тесаных бревен и за счет этого была и очень остойчива, и развивала приличную скорость!
Однако, в целом катамараны не получили распространения в судостроении ввиду проблем с обеспечением прочности соединительного моста и сложности постройки. Внедрение металла в качестве материала корпуса и новых более эффективных методов постройки корпусов позволили по-иному оценить перспективы катамаранов, и они стали получать всё большее распространение. К преимуществам катамаранов относят большую площадь палубного пространства, большую начальную устойчивость, меньшую амплитуду качки, возможность иметь большие удлинения корпусов, что обеспечивает большую скорость хода. Катамаранная схема даёт возможность разнести силовую установку, что повышает её надёжность от механических повреждений.
Вместе с тем, большая площадь смоченной поверхности делает катамараны неэффективными на малых скоростях, использование двух корпусов и соединительного моста требует большего расхода металла при постройке. Основной же проблемой катамаранов считают проблему прочности соединительного моста, который подвергается большим нагрузкам при качке, что делает использование катамаранов более привлекательным на внутренних водных путях.
В последние годы появились так называемые яхты-катамараны из алюминия, морской стали и композитных материалов. Данные катамараны делят на две категории — серийные и в единственном экземпляре, так называемые супер и мега-катамараны, которые строят по индивидуальным решениям и с полной индивидуальной комплектацией, что позволяет отнести их к категории люкс. Большинство яхт-катамаранов являются парусно-моторными, что способствует защите окружающей среды и экономии энергии.
В водно-моторном спорте катамаранная форма также является наиболее распространённой, позволяя создавать высокоскоростные лодки, развивающие скорости до 250 км/ч и выше, как например катера водномоторной Формулы 1, или морские катера Класса 1. Т. н. туннельная катамаранная схема позволяет реализовать принцип динамической воздушной подушки, весьма существенный на таких скоростях — соединительному мосту придаётся аэродинамический крыльевой профиль, создающий под днищем повышенное давление и подъёмную силу, которая увеличивается тем, что воздух дополнительно запирается с боков корпусами, снизу водной поверхностью, а спереди — набегающим воздушным потоком. Образующаяся воздушная подушка позволяет поднимать корпуса из воды, уменьшая сопротивление, так что катера касаются воды лишь винтами и задними концами поплавков.
Есть среди катамаранов и боевые корабли. Например, на Черном море в составе флота действует ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 "Бора", заложенный в 1984 году на заводе в Зеленодольске под Казанью, и сданный ВМФ в 1989 году. В 1997 году он вошел в состав Черноморского флота, и с тех пор по совокупности боевых характеристик ему здесь нет равных. Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. Два газотурбинных двигателя мощностью по 60 тысяч л. с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) — более 40 узлов. Высокая скорость позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой причине его не успевает догнать и торпеда. Для экономичного хода установлены два дизеля. Мореходность — до 8 баллов. В свою очередь на судне имеется 8 крылатых ракет, зенитный ракетный комплекс и артиллерийские установки.
А вот в США спущено на воду уже четвертое судно-катамаран "Фолл Ривер" класса "Спирхед" — многофункциональный высокоскоростной транспортный катамаран с малой осадкой будет перевозить грузы и до батальона бойцов между портами.
В длину он имеет 100 метров и весит немного больше 1500 тонн. Его четыре дизельных двигателя способны разогнать его до 45 узлов. Это даёт возможность легко и быстро перебрасывать войска и грузы даже в условиях отсутствия какой бы то ни было инфраструктуры, поскольку он может подойти очень близко к берегу.
И вот этот-то свойство катамарана — подходить вплотную к берегу, использовали в Испании, в Каталонии, на побережье Коста Брава. Там катамаранам нашли очень интересное и перспективное применение: возить туристов между небольшими прибрежными городками и не просто возить, а сочетать перевозку с развлечением и с максимальными для них удобствами и комфортом. Наверное, всякий, кто отдыхал у нас на Черном море, видел наши прибрежные теплоходы такого же класса и слышал зазывные крики в мегафон: "Сейчас состоится часовая морская прогулка! Торопитесь, торопитесь!" Проблема, однако, с этими суденышками та, что волнение больше трех баллов они переносят с трудом, верхняя палуба у них узкая и всех желающих там сидеть не вмещает, а главное — подойти к берегу близко они не могут и… ржавые покосившиеся эстакады стали непременным атрибутом любого прибрежного черноморского поселка.
А вот на песчаном побережье Коста дель Соль и каменистом Коста Брава таких эстакад нет! А нет их потому, что компания "Dofi jet boats" как раз и эксплуатируют суда-катамараны и тримараны, имеющие особые "ложкообразные" носовые окончания, благодаря которым они подходят к самому берегу, да так, что прямо на песок с них автоматически опускается трап! Места подхода ограничены буйками, а так никаких уродующих пейзаж конструкций на берегу нет. Пассажиры, не замочив ног, поднимаются на борт (занимает это всего несколько минут!) и судно тут же отплывает и движется дальше! Палуба у них такая широкая, что там хоть пляши, поэтому и пассажировместимость очень велика и к тому же качка ощущается очень мало. Но главное — в подводной части обоих корпусов сделаны большие иллюминаторы, так что спустившиеся туда путешественники могут еще и обозревать удивительные панорамы морского дна, не говоря уже о красотах на побережье. Ну и конечно: тут тебе и бар, а в нем и знаменитый испанский хамон, и вино на любой вкус! Вот так испанские катамараны "выходят на берег" и… почему бы и нашим прибрежным судам не последовать этому примеру?!
Впрочем, вполне возможно, что так вскоре и будет. Люди все больше селятся в прибрежной зоне, несмотря на все устрашающие прогнозы по таянию льдов. В акватории таких морей, как Средиземное, Черное, Красное, Балтийское и Мексиканский залив такие суда — своего рода прибрежный морской автобус, — смогут конкурировать с перевозками на автомобилях по суше, и кто знает, может быть в недалеком будущем именно катамараны станут настоящими суда ХХI века за счет, прежде всего, своей массовости.