Гузель Яхина, «Дети мои» (2018)

Тэглайн:

«Бах против всех»


Что это:

История одного маленького человека, который внутри, как это часто бывает, оказался куда больше и сложнее, чем снаружи. История о том, как тяжело что-то в жизни менять, и если уж это что-то все-таки поменялось - совершенно невозможно вернуть все обратно: можно лишь пережить, перетерпеть, адаптироваться и существовать дальше, памятуя о безоблачном прошлом, с тревогой вглядываясь в мутное настоящее, и опасаясь наступления светлого будущего.

И только Волга будет помнить всё.


Для кого:

Для любителей романа-преодоления, аллегорической и немного мистической прозы и глубоких мыслей в ней. Для тех, кто не знал о существовании «маленькой Германиии» в Саратовской Области и тех, кому интересно будет понаблюдать за бережным сохранением культурного наследия в отрыве от родины в течение нескольких веков, а также за тем, как внезапные исторические процессы разносят в пыль многовековые устои, ожесточая людей до состояния чуть ли не первобытной дикости. Для тех, кто считает, что от проблем можно сбежать в лес, и тогда они потеряют след, отступятся, найдут другую жертву. (На самом деле - нет).


Что хорошо:

Овболакивающий темп повествования, уют, которым автор наполняет даже давно заброшенные и неотапливаемые комнаты, а то и целые дома. Читатель как бы приподнимается над повествованием в корзине воздушного шара, наполненного сожалениями и разочарованиями, и имеет возможность снисходительно наблюдать за тем, как главный герой выпутывается из безнадежных, казалось бы, ситуаций. В некоторые моменты читателю физически хочется разбить отделяющий его от героя прозрачный экран (или стенку аквариума) и настучать ему (герою) по глупой идеалистической голове, направить в сторону менее разрушительного варианта развития событий, подсказать и оградить.

Замечательные метафоры.

О, этот Гофман, человек с чистой душой, но искалеченным и перекореженным телом - чёткая аллюзия на коммунизм: когда идеализированная социальная модель искажается неидеальными исполнителями, и её адептам только и остается, что с упорством, достойным куда лучшего применения, зубами и когтями держаться за формальные признаки и показатели, закрывая глаза на «издержки наблюдаемой реальности».

Река как второстепенный персонаж. Это очень интересный авторский ход.

А еще в романе совершенно феерически описан процесс течения времени через индейско-языческое поименование каждого года.


Что плохо:

Слишком много всего: мыслей, действий, деталей. Слишком слабо переплетается мистическая составляющая с реалистической, где-то немного провисает логика, где-то эиоция недостоверна. Раздражающий главный герой: гиперинтроверт, категорически не приспособленный к жизни, единственное желание которого - «оставьте меня в покое», который вдруг под влиянием гормонов и стресса превращается чуть ли не в гибрид Эдварда Гриллса с Мэри Поппинс. Во второсортных боевиках подобное воспринимается нормально - как некая театральная условность и неизбежное клише, но в контексте фантасмагорического романа напрягает некоторой натянутостью - слишком обыденно происходит эта трансформация: раз - и готово. Был один Бах, а читал другой - нате!


В сухом остатке:

Замечательная книга для чтения долгими зимними вечерами. Желательно - в обнимку с батареей и/или котом. Читается непросто, не запойно, но оставляет после себя долгое горьковатое послевкусие - как хороший коньяк, употреблённый под правильную закуску.

Одна из немногих книг, часть содержания которой начинаешь понимать лучше лишь через некоторое время после прочтения с отчетливым щелчком в голове.


Что читать вместо:

Если хочется больше мистики - что угодно Эрнста Гофмана.

Если хочется больше бытового-трудового и социального - «Поднятая Целина» Михаила Шолохова.

Если интереснее про отшельничество и выживание - «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим» Даниеля Дефо.

Гузель Яхина, «Дети мои» (2018) Рецензия, Биография, Драма, Длиннопост

Книжная лига

15.9K постов67K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Подробнее