Verybigass

Verybigass

пикабушник
пол: мужской
поставил 156 плюсов и 100 минусов
проголосовал за 0 редактирований
2790 рейтинг 20 подписчиков 1522 комментария 32 поста 2 в "горячем"
64

Нивастер

Ни для кого не секрет, что Ниве уже за сорок.

Ни для кого не секрет, что кузов её модернизировать не получится.

Ни для кого не секрет, что с большой долей вероятности ВАЗ сделает новую Ниву из Рено Дастера.

Если с пятидверкой всё более менее понятно — поменяют эмблемы, бамперы и радиаторную решетку, то с "коротышом" всё не так однозначно. Неизвестно, будет ли он, а если будет, то какой.

Я позволил себе пофантазировать на эту тему.

Вырезал сантиметров сорок из существующего пятидверного Дастера и срастил получившиеся половинки, увеличив дверной проём. Вышло нечто, отдаленно похожее на Isuzu Vehicross.


Откуда взял:

https://www.drive2.ru/b/527271901685351478/

Нивастер Рено-Дастер, Нива 4х4, Коротыш, Вырезал кусок
10

Гузель Яхина, «Дети мои» (2018)

Тэглайн:

«Бах против всех»


Что это:

История одного маленького человека, который внутри, как это часто бывает, оказался куда больше и сложнее, чем снаружи. История о том, как тяжело что-то в жизни менять, и если уж это что-то все-таки поменялось - совершенно невозможно вернуть все обратно: можно лишь пережить, перетерпеть, адаптироваться и существовать дальше, памятуя о безоблачном прошлом, с тревогой вглядываясь в мутное настоящее, и опасаясь наступления светлого будущего.

И только Волга будет помнить всё.


Для кого:

Для любителей романа-преодоления, аллегорической и немного мистической прозы и глубоких мыслей в ней. Для тех, кто не знал о существовании «маленькой Германиии» в Саратовской Области и тех, кому интересно будет понаблюдать за бережным сохранением культурного наследия в отрыве от родины в течение нескольких веков, а также за тем, как внезапные исторические процессы разносят в пыль многовековые устои, ожесточая людей до состояния чуть ли не первобытной дикости. Для тех, кто считает, что от проблем можно сбежать в лес, и тогда они потеряют след, отступятся, найдут другую жертву. (На самом деле - нет).


Что хорошо:

Овболакивающий темп повествования, уют, которым автор наполняет даже давно заброшенные и неотапливаемые комнаты, а то и целые дома. Читатель как бы приподнимается над повествованием в корзине воздушного шара, наполненного сожалениями и разочарованиями, и имеет возможность снисходительно наблюдать за тем, как главный герой выпутывается из безнадежных, казалось бы, ситуаций. В некоторые моменты читателю физически хочется разбить отделяющий его от героя прозрачный экран (или стенку аквариума) и настучать ему (герою) по глупой идеалистической голове, направить в сторону менее разрушительного варианта развития событий, подсказать и оградить.

Замечательные метафоры.

О, этот Гофман, человек с чистой душой, но искалеченным и перекореженным телом - чёткая аллюзия на коммунизм: когда идеализированная социальная модель искажается неидеальными исполнителями, и её адептам только и остается, что с упорством, достойным куда лучшего применения, зубами и когтями держаться за формальные признаки и показатели, закрывая глаза на «издержки наблюдаемой реальности».

Река как второстепенный персонаж. Это очень интересный авторский ход.

А еще в романе совершенно феерически описан процесс течения времени через индейско-языческое поименование каждого года.


Что плохо:

Слишком много всего: мыслей, действий, деталей. Слишком слабо переплетается мистическая составляющая с реалистической, где-то немного провисает логика, где-то эиоция недостоверна. Раздражающий главный герой: гиперинтроверт, категорически не приспособленный к жизни, единственное желание которого - «оставьте меня в покое», который вдруг под влиянием гормонов и стресса превращается чуть ли не в гибрид Эдварда Гриллса с Мэри Поппинс. Во второсортных боевиках подобное воспринимается нормально - как некая театральная условность и неизбежное клише, но в контексте фантасмагорического романа напрягает некоторой натянутостью - слишком обыденно происходит эта трансформация: раз - и готово. Был один Бах, а читал другой - нате!


В сухом остатке:

Замечательная книга для чтения долгими зимними вечерами. Желательно - в обнимку с батареей и/или котом. Читается непросто, не запойно, но оставляет после себя долгое горьковатое послевкусие - как хороший коньяк, употреблённый под правильную закуску.

Одна из немногих книг, часть содержания которой начинаешь понимать лучше лишь через некоторое время после прочтения с отчетливым щелчком в голове.


Что читать вместо:

Если хочется больше мистики - что угодно Эрнста Гофмана.

Если хочется больше бытового-трудового и социального - «Поднятая Целина» Михаила Шолохова.

Если интереснее про отшельничество и выживание - «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим» Даниеля Дефо.

Гузель Яхина, «Дети мои» (2018) Рецензия, Биография, Драма, Длиннопост
Показать полностью 1
-1

Орхан Памук, «Снег» (2002)

Тэглайн: «Непокой»


Что это:

Это книга о поиске. Нет, не так - о «Поиске» с большой буквы «Пэ». Книга о том, как однообразие жизни толкает людей на протест против серости, безысходности и отсутствия перспектив развития хоть чего-то хорошего вокруг. Книга о стране, население которой так до сих пор не может решить, к Западной культуре оно принадлежит или всё-таки к Восточной, но подспудно понимая, что Восточная в их случае проигрывает Западной технологически и экономически, заранее вводят в свое мироощущение концепт «Духовности» с большой буквы «Дэ», пытаясь ею оправдать еще не совершённый выбор.


Для кого:

Для любителей медитативной прозы. Для тех, кто ценит «атмосферность» текста, пастельные тона и мягкое освещение как в описаниях природы, так и в описаниях событий, порой очень даже драматических, и людей.

Для тех, кто готов погрузиться в книгу как во флоат-капсулу и не требовать от неё увлекательного сюжета и ураганной динамики повествования: взамен они получат множество локальных психологических противостояний.

Книгу будет полезно прочесть на русском языке русскоговорящим же читателям, потому что описанный Памуком приграничный турецкий Карс - это обобщенно Турция в миниатюре, а сама Турция - это такая миниатюрная Россия (тоже, разумеется, обобщенно). Любителям «экшона» не зайдёт: в тексте всего пара танков, и ни один из них не будет стрелять.


Что хорошо:

Атмосфера. Та самая, описание которой набивает оскомину почти во всех рецензиях ленивых критиков (таких, как я). Эта книга - представитель редкого стилистического решения, который я по аналогии с Кибер-панком, и Стим-панком назвал бы по преобладающей в декорациях субстанции «Винтер-панком»: зима опустилась на город, отрезав его на несколько дней от окружающего мира, и люди, запертые в ограниченном пространстве, пытаются хоть как-то развлечь себя, чтобы не умереть от скуки. Кое-кто, например, затевает военный переворот. «Снег» - этакий парафраз «Под куполом», Кинга, хотя и совсем не про сюжет или «сай-фай», да и куда глубже психологически, и вообще «Под Куполом» вышел позже «Снега», так что кто кого парафраз - еще посмотреть надо, но аналогии просматриваются невооруженным глазом.

Очень трогательна сцена с манифестом, который диктуют главному герою - турецкому поэту-эмигранту из немецкого Гамбурга - неравнодушные жители Карса - видно, что им очень хочется оставаться самобытными людьми и правоверными мусульманами, но одновременно они не могут не видеть того, что традиционные ценности тянут их в сторону от натоптанной тропы прогресса, и эта двойственность очень угнетает их, не давая примириться с судьбой и подкидывая вечную дилемму: остаться и прозябать на до боли привычной Родине или попытать счастья на чужбине, где тоже, в общем-то, никто с распростертыми объятиями не ждёт. Еще одна трогательная история - про актера, которому все прочили роль Ататюрка в кино, но фильм так и не состоялся, и актер остался на всю жизнь заложником роли, которую даже не исполнял. Вообще «Снег» состоит из огромного количества небольших трогательных историй - как снежинка из кристалликов замерзшей воды. Видимо, название у романа не просто для красоты, а как принято в Большой Литературе - говорящее.


Что плохо:

Персонажи. Они добротные, но очень одинаковые без различия пола и возраста, потому что автору здесь персонажи по сути не нужны - ему необходимы манекены с вмонтированными динамиками, произносящими авторский текст. Местами книга из-за этого превращается в философский трактат о поиске, выборе и его последствиях... но зачем философскому трактату столь чудесная зимняя атмосфера? Вот девушка в чаршафе (который на государственном уровне запрещён, ибо никто в Анкаре не хочет, чтобы в Турции было как в Иране), она считает ислам единственно верной религией (и это основная её характеристика), а вот её сестра, которая не носит платка и радикальный ислам безальтернативным не считает (и это основная её характеристика). А вот главный герой, и он сочувствует им обеим, и сердце его разрывается при виде семейных неурядиц, хотя ему больше нравится старшая сестра - та, что без платка, и он хочет увезти её из унылого Карса в Гамбург, чтобы жить вместе долго и счастливо (и это единственное его желание и характеристика).

И не зря весь Карс смотрит вечерами напролёт мексиканский сериал «Марианна» - самое интересное всегда происходит в зеркале, пусть оно и слегка мутновато.


В сухом остатке:

Очень специфическая книга, осторожно исследующая концепт религии как убежища для эскапистов, заставившая меня поинтересоваться новейшей историей Турции и обнаружить, что вся её история - череда революций и переворотов. Турки всё время пытаются найти какой-то свой путь, который отыскивается тем сложнее, чем глубже они осознают разницу между Востоком и Западом, которые, как сказал когда-то Киплинг, «с мест не сойдут».

Остается пожелать им удачи в этом поиске.


Что читать вместо:

Если хочется аналогичной «инопланетной» атмосферы - Любую книгу Харуки Мураками.

Если хочется больше действия и социальных проблем - «Под куполом» Стивена Кинга.

Если хочется побольше о влиянии масс-медиа на социум - «Пещера» Марины и Сергея Дяченко.

Орхан Памук, «Снег» (2002) Орхан Памук, Медитативная проза, Отзыв, Рецензия, Снег, Длиннопост
Показать полностью 1
16

Ренсом Риггз, "Дом странных детей" (2012)

Тэглайн:

"Птичья фамилия!"


Что это:

Подростковое фэнтези - благодатный жанр. Куда ни плюнь - всюду бестселлер. Что небезызвестные вампирские саги ("Сумерки") ,что остросоциальные антиутопии ("Дивергент", "Голодные игры"), да что там, кое-кто даже из космоса умудряется десантироваться в ту же кучу ("Сотня"). И да - нежно любимое мною семикнижие про мальчика, который не только выжил, но еще и умудрился всем нехило навалять (догадайтесь сами) - это тоже оно, увы.

Все это сто тысяч раз уже всеми видено, пережевано, обсосано и даже экранизировано, и кажется, что пора ставить точку...

Но нет. Ведь так соблазнительно взять проверенный рецепт с "избранным" по какой-то причине героем, добавить немного темных тайн далекого прошлого, приправить загадочной, дофига странной как бы любовной линией, и получить на выходе добротную книжку про очередного "мальчика, не-такого-как-все-шопипец".

Но это первый приблизительный взгляд на книгу. Начинаешь читать, и прямо-таки видишь, как автор то и дело заглядывает в список "как написать бестселлер" и проставляет в нем галочки:


"Одинокий мальчишка-социопат, никем не понимаемый ва-аще? Есть!

Загадочный и горячо любимый родственник с закидонами? Получите!

Смертельное убийство? Вот вам!

Психическое расстройство? Кушайте!"

Весь список приводить не стану - это скучно.


Для кого:

Для подростков в первую очередь. Во вторую - для ценителей жанра. В третью - для лайтовых любителей истории, да-да.

Пересилив себя, продравшись сквозь шаблоннее некуда завязку, попадаешь в огромный и странный (реально странный) мир, из которого не очень хочется выбираться назад.

(Да, да, да, эскапизм - наше все, иначе с чего бы я вообще писал про книги?)


Что хорошо:

Наличие сюжетных поворотов (довольно предсказуемых, но все же).

Обложка. Старинные фотографии хочется рассматривать. Очень интересно знать, что же увидел в них автор.

Концепт имбрин. Концепт убежища. Ненавязчивый юмор, легкие детективные нотки, сильно любимые мною альтернативные объяснения некоторых исторических событий. Само слово - "имбрина". Оно прекрасно - что в оригинале, что в транслитерации. Атмосфера ранних сороковых в уже "слегка" военной Европе: книга может заставить иных читателей погуглить что-нибудь по мировой истории того периода (от начала ХХ века и до середины) - это уже немало.


Что плохо:

Вторичность. В силу выбранного автором жанра оригинальным быть сложно.

Перевод. Он не ужасный, видал я и хуже (взять те же "Сумерки"), но совершенно неживой. А самая неправильная его часть - имена. Нет, имена-фамилии странных детей вполне себе аутентичны, но с имбринами переводчик облажался знатно. И ведь учили же нас всех в школе на уроках иностранного языка, что имена собственные (как и фамилии) не переводятся. Ну что стоило просто транслитерировать, а нужную информацию, воспринимаемую всеми англоязычными читателями напрямую, дать в сносках для русскоязычного читателя? Но нет. Мы переведем фамилии дословно - а вдруг читатель тупой?

Не хватает психологической достоверности персонажам, но я здесь опять же грешу на посредственного качества перевод: иногда из-под слоя одинаково скучных слов что-то такое все-таки прорывается наружу. А еще я вижу в исходных фотографиях немного не то, что описывает автор - кажется, что он намеренно чего-то не договаривает, но спишу это на свою избыточно богатую фантазию и опять-таки особенности перевода.

И да - это "сериал".


В сухом остатке:

"Дом странных детей" - книга неоднозначная. С одной стороны: "Ну вот, опять очередная "Сотня дивергентов-пересмешников в сумерках", с другой... Этот жанр, он как конструктор "Лего" - у кого-то получается неприглядная куча деталек с пупырышками, а у кого-то - шедевр. "Остров странных детей" я не назвал бы однозначным шедевром, но и на просто кучу деталек с пупырышками это уже не похоже.


Вместо этого можно читать:

"Хроники Нарнии" Клайва Льюиса.

"Туннель в небе" Роберта Хайнлайна.

Серию "Астровитянка" Ника Горькавого.

"История с кладбищем" Нила Геймана.

Серию "Скинджекеры междумира" Нила Шустермана.

Цикл "Мятежная" и цикл "Левиафан" Скотта Вестерфельда.

Если совсем по хардкору и не нравится фэнтези:

"Капитаны песка" Жоржи Амаду.

"Повелитель мух" Уильяма Голдинга.

А когда совсем уж захочется поностальгировать:

"Тимур и его команда" Аркадия Гайдара.

Ренсом Риггз, "Дом странных детей" (2012) Ренсом Риггз, Дом странных детей, Фэнтези, Обзор книг, Отзыв, Длиннопост
Показать полностью 1
2

Донна Тартт, "Маленький друг" (2002)

Тэглайн:

"Убийца - дво..!"


Что это:

Это такая медитативная американская проза. Это жара под сорок, это семидесятые (и немножко - пятидесятые) годов XX века, это кусок истории одной не очень счастливой американской семьи и сильная детективная завязка. Наверное, в этой книге много автобиографического, не зря автор в свое время, будучи одного возраста в главной героиней, жила примерно в тех же широтах.

Это флэшбэки. Вообще Тартт - любительница флэшбэков - почти все повествование состоит из них, но, в отличие от многих других текстов, это не напрягает - просто с каждым очередным воспоминанием ты узнаешь лучше одного или даже нескольких героев.

Это книга о детстве. Человек, считающий себя формально взрослым не раз и не два отложит ее и будет вспоминать что-нибудь хорошее (или не очень), случившееся с ним лет десять, пятнадцать или двадцать назад. Потом он продолжит читать. Продолжит, и уткнется в гору описаний. Нет, я понимаю, что создание атмосферы требует массы деталей, но в "Маленьком друге" местами получается, что за этими сочными и красивыми штрихами напрочь теряется сюжет и смысл некоторых сцен. Это не плохо, это просто такой авторский стиль, но, к нему нужно быть готовым, беря в руки любую книгу Тартт.

А еще эта книга - самое большое мое читательское разочарование.


Для кого:

Почти Для всех. Это можно читать подросткам, это можно читать взрослым. Детям - не стоит. Фэнтезиманам будет полезно, но они не станут.

Это категорически нельзя читать тем, для кого сюжет и его завершенность - священная корова или около того. Даже для меня, сюжетофилией не страдающего, окончание книги стало неприятным сюрпризом.

Любителям детективов - с осторожностью.


Что хорошо:

Атмосфера. В нее погружаешься с самых первых страниц благодаря обилию тех самых деталей, на засилье которых я сетовал чуть выше.

Герои. Вернее, героини. Все они живые, при том, что их в книге не одна и не две, а чуть ли не десяток, и каждая - даже наименее значимая, прописана достаточно хорошо.

Дети. Они веселые. У них есть проблемы, и они пытаются их решать в меру своего детского разумения и возможностей. Иногда - даже успешно.

Описание социального неравенства и его последствий. Замечательные яркие психопатические стереотипные "реднеки" противопоставлены представителям относительно нестереотипной "хорошей семьи".

Проблемы чернокожего населения в южных штатах. Причем, автору важны даже не собственно проблемы, а отношение к ним всех присутствующих в книге героев. Чего стоит одна домработница семьи Клив, расставание с которой означает для детей больше, чем фактическое "отсутствие" отца.


Что плохо:

Мальчики, которые ведут себя так, как - автор считает - должны вести себя мальчики. Может, я, конечно, не совсем правильный мальчик в свое время был, но описанное в "Маленьком друге" иногда заставляет думать, что герой мужеска пола получается у Тартт из героя-девочки путем простого переодевания из юбки в брюки, и наложения стереотипа "все мальчишки - инфантильные воображалы независимо от возраста". Мое мнение: Девочки у автора выходят куда убедительнее. Особенно четко это будет видно в "Щегле", где описание внутреннего мира героя-подростка-в-штанах будет занимать чуть ли не половину текста книги.

Открытая концовка. Знаете, какой первый запрос вылезает в Гугле при вводе фразы "Маленький друг"?

"Маленький друг, кто убил Робина?"

А никто не знает.

Даже автор.

А это тот самый вопрос, который я очень хотел бы задать ей при личной встрече, буде таковая состоится. И, думаю, не только я.


В сухом остатке:

Это обязательно нужно читать, этим обязательно нужно проникаться, окончание книги нужно пережить, решить для себя - кто же мог убить Робина, и вспоминать эту книгу с теплотой, легкой грустью и разочарованием.


Вместо этого можно читать:

Для детей и примкнувших к ним:

"Приключения Тома Сойера" Марка Твена.

"Воспоминания воображаемого друга" Мэтью Грина.

"Убить пересмешника" Харпер Ли.

Любителям классики:

"Пойди поставь сторожа" Харпер Ли.

Если хочется поостросюжетнее:

"Дремлющий демон Декстера" Джефри Линдсея.

Донна Тартт, "Маленький друг" (2002) Донна Тартт, Друг, Разочарование, Игровые обзоры, Обзор книг, Американская проза, Длиннопост
Показать полностью 1
18

Мариам Петросян, "Дом, в котором..." (2009)

Тэглайн:

“Наизнанку!”


Что это:

Это мозаика. Книга, которую автор складывала из маленьких и очень аккуратных кусочков, тщательно рассматривая каждый перед тем, как установить на место. Это Вселенная, заключенная в стенах одного единственного дома-интерната. Это пространство, которое может как вылечить душу, так и покалечить, и где в обычном коридоре может обитать дракон. А может и не обитать. Это изнанка мира, а весь основной мир - наружность, отвергшая тех, кто в Доме живет. Это сказка, но сказка мрачная и потому местами даже более реалистичная, чем сама реальная жизнь.(Да-да, бывает и так). Это вагон и маленькая тележка символов и отсылок, которые просто не выйдет понять и осмыслить сразу все - но это не мешает. А еще там все живые, пусть и не очень здоровые. И прекрасный в своей элегантности термин "колясник".


Для кого:

Сложно сказать. Наверное, для тех, кому хочется сказки. Нет, не так - Сказки. С большой буквы "Сэ". Только учтите, что сказки и довольно страшными могут быть...

Для тех, кто верит, что все не то, чем кажется, и все не так хорошо, как кажется. И для любителей погружения в атмосферу. В любую.

Любители подросткового фэнтези идут мимо, хотя, по многим формальным признакам... А нет, кого я обманываю? Мимо!

Детям - не давать.


Что хорошо:

Да всё там хорошо. И обволакивающий разветвленный (я бы даже сказал - растворенный) во времени и пространствах "сюжет", и персонажи, которые умудряются вызывать сочувствие и сопереживание не столько тем и потому, что они - инвалиды, сколько тем и потому, что они - личности, пускай и не все из них однозначно положительные и цельные. Еще радует, что личности эти показаны в динамике: почти у каждого основного персонажа доступна для обозрения и понимания читателем его, персонажа, предыдущая ипостась, но сделано это очень тонко - в том, кто есть кто, сомневаешься до последнего.

Мир внутри дома - город-государство. В нем есть своя "таверна", своя "рыночная площадь", свое "лобное место", свои легенды и мифы, в нем возможно все: даже бои стенка на стенку с самым что ни наесть реальным холодным оружием и самым что ни наесть реальным кровопролитием - и никто не придет на помощь...


Что плохо:

Все-таки книга писалась долго, и это чувствуется. Даже несмотря на предпубликационную обработку, все кусочки мозаики подогнать друг к другу идеально так и не удалось, но положа руку на сердце - не такой уж это и недостаток. Структура текста такова, что шероховатостей (кое-кто из героев в финале просто мистически испаряется), вызванных "долгостроем" и спешкой в написании этого самого финала, с первого взгляда не замечаешь. Они всплывают (и воспринимаются как должное) уже постфактум, когда очередная глава (а то и книга целиком) прочитана (и когда прочитаешь в Википедии про "долгострой", ага). Это скорее даже не недостаток, а отличительная особенность. (Ох, как сложно ругать книжку, которая очень нравится).


В сухом остатке:

Эту книгу не следует читать быстро. Ее нужно смаковать. В идеале - читать небольшими кусками с перерывами, осмысливая прочитанное. Но скажу по опыту - не выйдет. Книга засасывает, обволакивает, погружает в себя как описанный в ней дом, и так же как ненавидят этот дом люди, его населяющие, ты ненавидишь эту книгу. Потому что знаешь: она скоро закончится...


Что читать вместо:

Если совсем не хочется мистики, но хочется схожей (менее мрачной) атмосферы и легкой светлой грусти:

"Консервный ряд", "Квартал Тортилья-Флэт", "К востоку от Эдема", "Благостный четверг" Джона Стейнбека.

Если хочется проще, но с мистикой и аналогичной мрачной атмосферой:

Серия "Трилогия Крысы" и отдельную книгу "Страна Чудес без тормозов и Конец Света" Харуки Мураками.

Если хочется "сюжетнее", но с мистикой и аналогичной мрачной атмосферой:

"1Q84" Харуки Мураками.

Если хочется проще, значительно менее мрачно, но тоже про детей и сказку с большой буквы "Сэ":

Серия "Во глубине великого кристалла" Владислава Крапивина.

Если проще, почти так же мрачно, с мистикой, сказкой и не про детей:

Почти любая книга супругов Марины и Сергея Дяченко

Не знаю почему (чисто ассоциативно):

"Цветы корицы, аромат сливы" Анны Коростелевой.

"Титус Гроун" Мервина Пика.

Мариам Петросян, "Дом, в котором..." (2009) Мариам Петросян, Дом в котором, Фэнтези, Мистика, Драма, Обзор книг, Рецензия, Длиннопост
Показать полностью 1
41

Стивен Кинг, "Кристина" (1983)

Тэглайн:

"Моя прелес-с-с-сть!"


Что это:

Это книга про любовь. Нет, не так - про страсть. Про весьма нетривиальную страсть автомобиля к человеку и наоборот. Вообще, Кристина - мечта любого автолюбителя. Она всегда рядом, никогда не подведет, а случись любой степени тяжести ДТП - тоже ничего страшного. Проблема в том, что взамен машина требует и от владельца аналогичной фантастической преданности, отсекая "лишние" по ее мнению контакты и связи простыми и надежными силовыми методами.

Это мистика. Потому что вне мистической и научно-фантастической литературы и кино одушевленных автомобилей не бывает. К сожалению. Или к счастью. Это поздние американские семидесятые со всеми вытекающими, прописанные Кингом, как и всегда впрочем, очень детально и подробно, и конечно же - это история про подростков, куда ж без них? Первые прыщи, первая любовь, первые настоящие враги, первая машина... которая понемногу растворяет в себе личность текущего владельца, а он не сильно-то и против. Это книга о дружбе - о том, что иногда ради блага друзей нужно с высокой колокольни наплевать на этих самых друзей интересы.


Для кого:

Для ценителей. Ценителей мистического триллера, ценителей творчества Кинга. Ценителей атмосферы "еще той" Америки.

Ценителей автомобильной истории прошу проследовать лесом.


Что хорошо:

Как почти всегда у Кинга - атмосфера и детали быта. Будь тебе шестнадцать или тридцать шесть, в мир Кристины вживаешься с первых страниц, и чувствуешь себя не столько сторонним наблюдателем, сколько участником происходящих событий. Это тебя, а не Арни Каннингема "цепляет" старый полусгнивший Плимут Фьюри, это ты, а не Арни влюбляешься в машину настолько, что готов рассориться с родителями, лучшим другом и девушкой, только бы быть поближе к новой игрушке... И это ты, а не Кристина хочешь уничтожить команду вандалов Рипертона в полном составе...

Но что-то я увлекся.


Что плохо:

Любителей исторической и технической достоверности ждет крупный облом - маэстро не заморачивался фактчекингом, а потому Кристина - это такой собирательный образ американского автомобиля поздних 50-х в вакууме: кузов Плимут Фьюри (относительно цвета и количества дверей которого автор все время путается в показаниях), никогда не ставившийся в такие машины двигатель, коробка передач "не той системы"...

На фоне абсолютно реалистичного окружающего мира такой пучок несоответствий кажется как минимум странным. Мистическим. Хотя доподлинно известно, что это не литературный прием, и тут маэстро просто налажал.

Напрягает некоторая шаблонность героев. Тип "футболист", тип "невнятный друг футболиста", тип "первая красавица класса", тип "хулиган с криминальными наклонностями и его компания"...

И только Роланд Лебэй удался безоговорочно. Роланды у Кинга всегда выходят хорошо.


В сухом остатке:

Стоит прочитать, чтобы в очередной раз убедиться: за все хорошее в этой жизни приходится расплачиваться, и самое противное: расплачиваться не всегда приходится именно тем, кто этим хорошим пользовался. Таковы уж законы нашей Вселенной. Стоит прочитать, чтобы по-новому взглянуть на свои взаимоотношения с неодушевленными предметами. Вы абсолютно уверены в том, что ваш автомобиль исподволь не влияет на ваше поведение? Уверены? Ну-ну...


Что читать вместо:

Если хочется того же самого, но лучше и масштабнее:

"11/22/63" все того же Стивена Кинга,

Если попроще: его же "Давилка" и "Грузовик дяди Отто", "Миля 81", "Почти как Бьюик"

Для любителей одушевленной неживой материи:

"Кабирский цикл" Генри Лайона Олди.

Про одержимость и растворение личности:

"Хоббит" и "Властелин Колец" Джона Толкиена.

Стивен Кинг, "Кристина" (1983) Стивен Кинг, Кристина, Драма, Триллер, Обзор книг, Книги, Длиннопост
Показать полностью 1
-1

Борис Акунин, "Аристономия" (2012)

Тэглайн:

"Все - козлы!"


Что это:

Это - историческая сага с элементами теории идеальной личности. Это попытка понять, каким должен быть человек, приятный во всех отношениях.

Это кусок истории России - один из самых страшных кусков истории, - пропущенный через сознание и восприятие героя-ровесника ХХ века, который, будучи в начале повествования практически никем, постепенно выстрадал себе право называться истинным Аристономом. Как всегда у Акунина - это захватывающий воображение сюжет и весьма достоверные декорации.


Для кого:

Для любителей истории - в первую очередь. Для любителей психологии и психоанализа - во вторую. В третью - для любителей творчества Акунина.

Тем, кто не любит философствовать и самокопаться - не зайдет. Вернее, они решат, что "Аристономия" - это половина книги, а вторую половину автор зажал.

Тем, кто любит делить мир на красных и белых, черных и зеленых, тех и этих, наклеивателям ярлыков и прочим одноклеточным, страдающим максимализмом в термитальной стадии, - ни в коем случае не читать: возможен жесткий разрыв шаблона.

А еще это - книга-фотоальбом, и да - есть продолжение.


Что хорошо:

Фирменный акунинский легкий слог, фирменные акунинские интриги, фирменные акунинские персонажи-раскладушки, которых я просто обожаю - вот он, персонаж, в начале - пустое место, никто и звать его никак (или как вариант - шаблонный типаж), а потом как-то внезапно расширяется, углубляется, а там, глядишь, и пара-тройка десятков слоев характера из-под изначальной шелухи проглядывает, и вообще характер этот и мировоззрение персонажа поменялись чуть ли не на прямо противоположные тем, что в начале были. И не сказать, что нелогично это все.

В общем, кто читал Акунина до "Аристономии", тот меня поймет, а для кого этот Акунин - первый, для того явно не последний - ну не может такой текст (даже половина) не "зацепить" - или нужно быть постоянным потребителем продукта Донцовой... но такой читатель до "Аристономии" никогда и не снизойдет.

Еще один огромный плюс - автор не высказывает симпатии ни к "белым", ни к "красным" - ну не важна идеология для истинного аристонома, важны поступки, их мотивы, и их последствия.

Внезапно выясняется, что не все "красные" уроды, что не все "белые" - козлы... Хотя и с той, и с другой стороны козлов и уродов в избытке. Отрицательную селекцию никто не отменял, как и одноразовость "настоящих героев".

Именно этот строгий нейтралитет, соблюдаемый автором, я и считаю немалым достоинством книги, претендующей на звание исторической. Фишку "сочинение по фотографии" считаю достойного качества экспериментом.


Что плохо:

Избыточно навязчивая теоретическая часть. Критиковать легко, конечно, и понятно, почему вся эта философия с психологией вынесены за скобки повествования, но... как по мне, то можно было бы ужать и внести обратно в скобки. Лично мое мнение, на звание истины в последней инстанции не претендующее.


В сухом остатке:

Акунина нужно читать. Причем практически все, что им написано: он как никто другой из современных нам авторов пытается воспитывать читателя, стараясь сделать из него истинного аристонома.

И пусть первый, кто скажет, что это плохо, первым же бросит в меня чем-нибудь тяжелым.


Что читать вместо:

Если хочется про тот же период, но еще более драматично:

"Доктор Живаго" Бориса Пастернака.

"Белая Гвардия" Михаила Булгакова.

Если хочется больше лирики и тепла:

"Лестница Якова" Людмилы Улицкой

Если хочется "клюквы":

"Гибель гигантов" Кена Фоллета".

Если остро хочется побыть на стороне "красных":

"Цусима" Алексея Новикова-Прибоя.

Борис Акунин, "Аристономия" (2012) Борис Акунин, Григорий Чхартишвили, Аристономия, Роман воспитания, Обзор книг, Длиннопост
Показать полностью 1
57

Януш Корчак, "Король Матиуш Первый" (1923)

Тэглайн:

"Соло печального короля"


Что это:

Самое сложное - определить жанр. Вроде бы - сказка, но что-то уж подозрительно много в тексте исторических параллелей даже для неподготовленного читателя. Вроде бы "роман воспитания", но слишком уж неоптимистична концовка (второй книги, да и в первой все невесело), и мораль не до конца ясна. Хотя нет, ясна, конечно: "Быть порядочным человеком хоть и тяжело, но надо".

В общем, сложное, я бы даже сказал недетское чтение, хотя изначально книжка ориентирована была именно на детей. Автор всей своей жизнью, (и смертью) показал, что для него фраза "дети - это тоже люди, только маленькие" - не пустой звук.


Для кого:

Для всех. Для любителей приключений. Для тех, кто хочет очень просто и с юмором о тонкостях "большой политики". Для тех, кто готов сопереживать, для тех, кто любит спорить и не соглашаться, даже для тех, кто против того, чтобы признать за детьми хоть какое-то право на самостоятельность - каждый найдет в этой книге что-нибудь для себя.


Что хорошо:

Многослойность. Вообще, эта книга - суть хорошо разработанный и значительно более приземленный, но не менее глубокофилософский "Маленький принц" - есть даже та самая узнаваемая самолетно-пустынная романтика и змеи! Только вот "Принц" появился лет на 20 лет позже "Короля"...

Из-под линии на первый взгляд наивного сюжета, из-под истории маленького мальчика, волею случая облеченного не только большой властью, но и огромной ответственностью (всю величину которой ему только предстоит осознать), видится порой тяжкая горечь, а иногда пробивается и едкая сатира на современную автору действительность (а некоторые шутки вообще никогда не устареют: чего стоит фарфоровая кукла короля, которая может заменить его целиком и полностью), и всегда рука об руку и с той, и с другой, идет тоска автора по адекватным людям, которые могли бы окружать маленького короля в куда большем количестве... но не сложилось, потому что жизнь так устроена. Но при этом воспринимается текст далеко не как "энциклопедия депрессняка". Именно такая сложная эмоциональная окраска не дает возможности записать книгу в "чисто детские" произведения.

Однако же, есть там кое-что и для детей, а именно дух разухабистой демократической вольницы и завораживающий мир, который весь - как игра: Корчак любовно перенес все это на страницы книги прямиком с места своей основной работы.


Что плохо:

Все-таки книге скоро стукнет сто лет, а это значит, что читать ее с каждым годом становится все сложнее. Прошли времена, когда каждый мальчишка знал, кто такой граф Монте-Кристо, и за что некоего Наполеона сослали на остров Святой Елены... А уж про подоплеку Мировых Войн детям вообще сейчас знать "не обязательно". Если читать эту книгу первый раз и для себя, лучше вооружиться Гуглом, ну или хотя бы минимальными знаниями из истории Европы конца XIX-начала XX века, иначе большая часть отсылок проскользнет мимо... Нет, можно читать и просто так, и удовольствия получишь не меньше... но совсем от другого. А если читать ребенку, то нужно быть готовым отвечать на множество вопросов о лютых анахронизмах, потому что при всем желании современных родителей текст не воспринимается именно как сказка, в которой прощаются любые логические ляпы - там жизнь. Странная, порой страшная - как будто смотришь в кривое зеркало, на котором остались еще местами плоские участки.


В сухом остатке:

Эту книгу - и первую часть, и продолжение можно считать одной книгой - стоит читать минимум дважды в жизни:

Первый раз - с родителями, будучи ребенком от семи лет и до, наверное, двенадцати (ближе к двенадцати - самостоятельно).

Второй раз - уже взрослым читать ее вместе со своим ребенком в возрасте от семи до двенадцати, и поверьте мне на слово - это будут две совершенно разные книги.

И почему-то мне кажется, что и в третий раз - уже с внуками - перечитать ее будет не вредно. И тогда это, наверное, будет уже нечто совсем третье.


Что читать вместо:

Если хочется больше пафоса, сказки и крылатых фраз:

"Маленький Принц" Антуана де Сент-Экзюпери.

Если хочется больше приключений:

Любая книга Луи Буссенара, Томаса Майн Рида или Фенимора Купера.

Если хочется именно "роман воспитания":

"Маленький Оборвыш" Джеймса Гринвуда.

Если хочется больше фантастики:

"Дети синего фламинго" Владислава Крапивина.

Януш Корчак, "Король Матиуш Первый" (1923) Януш Корчак, Король Матиуш Первый, Недетское чтение, Роман воспитания, Рецензия, Книги, Длиннопост
Показать полностью 1
23

Макс Фрай, "Энциклопедия мифов" (2002)

Тэглайн: "Ну ни фига себе!"


Что это:

"Никогда не знаешь, где тебе повезет". А что, вы думали, я обойдусь без этой цитаты? Да как бы не так. В общем-то, эта фраза - есть вся суть любой книги о сэре Максе.

Но не все так просто. Вот есть так называемый "магический реализм", а есть зеркальный вариант - "реалистический магизм" (я изобрел этот неуклюжий термин лично и дарю его всем желающим).

"Энциклопедия" (оба тома) - наиярчайший ее предстваитель. Так и только так должна выглядеть хорошая годная книга про духовное взросление "через не могу" и нахождение себя (и не только себя).

Вообще, книги про сэра Макса отличаются некоей шаблонностью: сэр Макс поел, сэр Макс обнаружил какую-то неведомую хрень, сэр Макс понял, что на голодный желудок с хренью не разобраться и поел еще раз, потом понял, что перед разбирательством с неведомой хренью неплохо было бы поспать, а когда выспался, понял, что без плотного завтрака на неведомую хрень идти войной смысла не имеет... Ну, в общем, когда сытый и выспавшийся сэр Макс выдвигается наконец в сторону предполагаемой хрени, читателю уже самому хочется или поесть, или поспать, или и то, и другое вместе... В результате Сэр Макс преодолевает неведомую хрень, и, само собой, хорошо обдумав процесс преодоления (не забывая при этом закусить и выспаться), проходит через "левел-ап".

Конечно, я упрощаю, но те, кто читал Фрая много, не могут со мной не согласиться.

Так вот, в промежутках между едой, сном главного героя, его друзей-коллег (очень живых и забавных) и недоброжелателей (весьма и весьма колоритных), и преодолением ими всякой неведомой хрени, читатель получает возможность окунуться в поразительной красоты и проработанности мир, а особо впечатлительные могут захотеть в нем остаться.

Но это все не об "Энциклопедии".

Эта книга - приквел ко всем приключениям сэра Макса, эта книга о том, каким многогранным может стать окружающий нас серый и обыденный мир, стоит хоть на секунду включить фантазию. Любая самая обычная вещь может оказаться совсем не тем, чем казалась за секунду до этого, обычный трамвай может завезти в такие дали, что выбраться будет очень сложно. И я не про километраж. Любая книга в этом мире сама таит в себе пару-тройку миров, любой знакомый может оказаться не-человеком, фотоаппарат - не-фотоаппаратом, квартира - не-квартирой, и для того, чтобы в настолько изменчивом мире не заработать себе психических отклонений, нужно стать сэром Максом. Вот об этом и книга. А еще о том, как окружающий мир создает из обычного человека необычного, а этот необычный человек уже сам делает из себя персонажа совсем исключительного, да настолько, что приходится искать себе более подходящий для обитания мир. Или не совсем себе... И вот тогда-то и начинается настоящая сказка, о которой говорилось выше.


Для кого:

Для эскапистов. В первую очередь - для них. Книги Фрая позволяют свалить из этого мира на много счастливых часов - в этом их самая большая ценность для тех, кому этот мир поднадоел. Еще для любителей тонкого и ненавязчивого юмора, ну и тех, кому всю жизнь тесно в рамках условностей.

Детям - с осторожностью. Присутствуют сцены курения, выпивания и страдания фигней и мозголомства. Местами - легкая обнаженка.

Убежденным реалистам и эту книгу лучше в руки вообще не давать: поскольку вся неведомая хрень в тексте описана очень достоверно, у людей сдвиг по фазе может произойти.


Что хорошо:

Это интересно. Это как минимум нестандартно, потому что весь рост персонажа по "карьерной" лестнице происходит не снаружи, а изнутри. Не "нашел меч, потренировался, зарубил дракона", а "нашел дракона, поговорил с ним, обдумал беседу, по результатм беседы выковал меч... и подарил дракону". И вот эта нестандартность подхода к персонажу дает ощущение дикой новизны: "ну вот нигде еще в мистике-фантастике-фэнтези такого не было, чтобы драконам мечи дарили!!!"

Мне было интересно читать, как банальные Московские книжные развалы становятся практически резиденцией то ли молодого мага, то ли потенциальной гадалки, о том как из намеренного нарушения первой заповеди фотографа, снимающего портреты, может вырасти концепт иного восприятния людей и мира вокруг них, о том, что фотография - это не только частичка души фотографа, но и сокровенный кусок жизни изображенного на снимке человека: главное, чтобы аппарат был правильный.

А еще это та книга, которой остро не хватало мне, прочитавшему о сэре Максе все, что только было можно. Существовала в моем восприятии персонажа какая-то пустота и недосказанность, которую "Энциклопедия" изжила.


Что плохо:

Очень все сумбурно. Любителям ловить сюжет - в другие книги про сэра Макса. Здесь - котел с зельем, сборная солянка, множество маленьких, казалось бы сюжетно друг с другом не связанных историй, и потому к этой книге, чтобы проникнуться, нужно быть готовым. А человек неподготовленный будет через абзац задаваться вопросом: "блин, да что же это за неведомая хрень?"


В сухом остатке:

"Энциклопедию" нужно читать строго после того, как прочитаны и оценены положительно все (ну хотя бы некоторые) книги про сэра Макса. До "Энциклопедии" нужно дорасти: чтобы понять, откуда он есть такой пошел - невероятный сэр Макс, придется сначала узнать, кем он стал, где, почему, и чем ему пришлось за это заплатить.

Или как вариант, если уж очень хочется приобщится к Фраю именно через "Энциклопедию", а она вдруг "не зашла", нужно отложить ее, и почитать хотя бы "Дебют в Ехо" - просто для того, чтобы либо вернуться затем к "Энциклопедии" уже с удовольствием, либо (ну да, и так бывает) сделать Фраю ручкой навсегда.


Что читать вместо:

Если хочется больше "экшона" и героики и меньше мозголомства:

цикл "Сварог" Александра Бушкова, да и вообще любую серию про попаданство.

Если хочется более традиционной мифологии, большего количества персонажей и меньшего - духовного роста героев:

"Сильмариллион" Джона Толкиена.

Если хочется такого же, но более сюжетно:

"Ключ из желтого металла" - того же Фрая.

Макс Фрай, "Энциклопедия мифов" (2002) Макс Фрай, Светлана Мартынчик, Энциклопедия мифов, Философское фэнтези, Книги, Рецензия, Длиннопост
Показать полностью 1

Готовы принять вызов и засветиться в рекламе? Тогда поехали!

Готовы принять вызов и засветиться в рекламе? Тогда поехали!

Признайтесь, вы хоть раз, но заходили на Авито. Возможно, продавали старые книги, детские вещи или старинные, но совсем ненужные вам вазы или статуэтки. Когда звезды сходятся, покупка или продажа выходит крайне удачной. Как у наших героев.


1. @MorGott

Почти открыл свой магазин на Авито из детских вещей, из которых вырос его ребенок.


2. @Little.Bit

Привел с Авито третьего в их с женой уютное семейное гнездышко, и теперь они счастливы вместе.


3. @MadTillDead

Собралась с силами и продала на Авито все, что напоминало ей о бывшем.


4. @Real20071

Его жена доказала, что в декрете тоже есть заработок. Причем на любимом деле и Авито.


Своим удачным опытом они поделились в коротких роликах. Теперь ваша очередь!

Снимите видео об успешном опыте продажи, покупки или обмена на Авито, отправьте его нам и получите шанс показать свой ролик всей стране. Представьте, вы можете попасть в рекламу Авито! А еще выиграть один из пяти смартфонов Honor 20 PRO или квадрокоптер. Ну что, готовы принять вызов? Смотрите правила, подробности и ролики для вдохновения тут.

Отличная работа, все прочитано!