"Гнев человеческий" Гая Ричи
Это не очередное авторское кино Гая Ричи, какими были "Карты, деньги, два ствола", "Большой Куш" и недавние "Джентльмены". Режиссёр и не скрывает, что снял ремейк французского фильма "Инкассатор".
Перед нами достаточно крепкий боевик с Джейсоном Стейтемом в главной роли, ориентированный на большую аудиторию, которая пришла в кино отдохнуть под попкорн. Звёзд с неба фильм не хватает, особую философию не разводит, но тем не менее свою функцию вполне выполняет. То есть развлекает зрителя экшеном, стрельбой, драками и суровой молчаливой мускулистостью главного героя. И выполняет эту функцию фильм хорошо. Поскольку даже здесь режиссёр сумел добавить свой авторский стиль, поиграть с сюжетным временем, и выделиться на фоне стандартных боевиков особой подачей материала.
В первую очередь понравилось, как играл Джейсон Стейтем. Хоть на первый взгляд так и не покажется, но ему действительно удалось не просто всё кино ходить с каменным пафосным лицом и выдвинутой вперёд челюстью, в попытках изобразить брутального мачо. Эмоции его персонажа действительно были заметны. И тот взгляд с невыплаканными слезами в больнице был не менее убедителен, чем какие-нибудь трагические рыдания с заламыванием рук. Он действительно играл глазами. И играл очень хорошо.
Второстепенные персонажи тоже отыграны неплохо. Они разнообразны, каждый со своим характером. Друг на друга они мало похожи. И хотя в какой-то момент кажется, что сможешь предугадать поступки каждого из них наперёд, сами они внезапно могут удивить зрителей неожиданным решением и поступком.
Так же понравилось, что Гай Ричи раскрывает историю постепенно, выдавая информацию порционно, с разных ракурсов и играя со временем. У него нету только одной стороны или только черно-белых героев. И вот этот взгляд с разных ракурсов на историю прекрасный сюжетный ход.
Я бы поделила фильм на три части. Первую часть фильма мы видим глазами инкассаторов. Мы понимаем с какими трудностями им приходится сталкиваться. Как опасна их работа (вплоть до смертельного исхода). Что она недостаточно оплачиваемая, что им приходится рисковать своими жизнями за чужие миллионы, а самим беспокоиться о своей пенсии. То есть это обычные "маленькие люди", которые просто делают свою работу. Грабители для них - это неизбежное хаотичное зло, которое нападает внезапно, угрожает жизни. Но ничего ты с этим поделать не можешь. Потому что их больше, вооружены они лучше и т.д. Сам главный герой, не смотря на своё появление на экране, здесь ещё зрителю незнаком. Он тёмная лошадка, которая больше похожа на шаблон, чем на живого человека. И поэтому второстепенные герои кажутся даже ближе зрителю, чем он.
Вторая часть идёт со стороны главного героя. Тут мы знакомимся с его историей. Он сам перестаёт быть только лишь пафосной молчаливой фигурой, которая просто расправляется с врагами. Мы постепенно узнаём подробности того трагического ограбления, понимаем всю глубину страданий персонажа. Наблюдаем за его "путём мести", сопереживаем. Однако, он не "маленький человек", который от отчаяния взял в руки оружие, что бы добиться справедливости, как могло бы показаться в начале. Если бы не отсутствие улик, то он бы в инкассаторы не пошёл, а расправился бы с грабителями более привычным ему способом. Более того, он сам является таким же "злом", что и грабители. Пусть и с личной трагедией и определенными моральными принципами. Сами же грабители для него - это исключительно личное зло, которое необходимо уничтожить из чувства мести. Если бы они не причинили ему вред, то он бы даже не обращал на них внимание. К тому же нам, наконец, раскрывают лицо одного из грабителей, делая их более материальными и лишив безликости, какая была для инкассаторов. Если для инкассаторов все грабящие их банды "на одно лицо", то здесь нам выделяют именно эту бандитскую группу, делают её исключительной на фоне остальных. Пусть мы пока (вместе с главным героем) и не знаем кто они, но для нас они становятся уже более конкретной целью.
И, наконец, в третьей части нам раскрывают самих грабителей. И это является так же прекрасным ходом со стороны режиссера. Поскольку за это время зрители уже успели составить определенное мнение о них, и более близкое личное знакомство переворачивает всю историю на 180°. Если бы Гай Ричи начал историю с грабителей или вообще снимал фильм только с их ракурса, то мы бы воспринимали этот фильм, как ещё одних "Друзей Оушена", только брутальней и трагичней. И зрители были бы в основном на их стороне. Грабители здесь уже не "зло" в чистом виде, как нас упорно убеждали первые две трети фильма. Они более чем живые люди, которые сначала воевали за свою страну, а теперь работают за гроши, любят свои семьи, беспокоятся о своей пенсии и о будущем детей. И грабителями они стали поскольку им надо на что-то жить, и грабят они деньги богачей. Но из-за того, что они появляются в последней трети фильма, мы не успеваем им посочувствовать в полной мере. Мы уже видим, какой вред они наносят другим (и отнюдь не богачам). Мы уже знаем как они выглядят со стороны тех, кто обычно является декорацией для подобных фильмов про ограбление - сотрудников охранных фирм, банков и т.д. Мы видим, что они готовы без колебаний и личностных страданий убивать людей (война накладывает определенный отпечаток на психику относительно ценности человеческой жизни). И знаем, что на дело их толкнуло не только безденежье и забота о близких, но и банальная скука мирной жизни, от которой они устали после службы в Афгане и Ираке. Они не Робин Гуды, не друзья Оушена, но и не Вселенское зло. Они люди в которых тёмной стороны оказалось удручающе больше, чем светлой.
Понравился ли мне фильм? Да, безусловно. Захочу ли я его пересмотреть несколько раз, как культовые фильмы Гая Ричи? Не знаю. Может как-нибудь и пересмотрю, когда будет скучно. Но в любом случае этот фильм стоит того, что бы его посмотреть.