Гибель проекта AliExpress Russia в 5 актах — китайский взгляд, пост размышление

До 2019 года Aliexpress Russia не существовало. Был Aliexpress Global, доступный из России на русском языке. Глобальная версия маркетплейса никуда не делась и продолжает развиваться. А вот с российским «Али» не все так радужно. Почему? Попробовали разобраться.

Акт №1. Проект «Aliexpress Russia»

Проект Ali Rus, как отдельное направление, родился благодаря совместному слиянию капиталов:

  • Alibaba Group ㅡ 47,9%;

  • USM, подконтрольный А. Усманову ㅡ 24,3%;

  • Mail.ru Group (VK) ㅡ 15%;

  • прямые инвесторы (фонд РФПИ) ㅡ 12,8%.

Планы у маркетплейса были грандиозные: аренда крупных логистических складов для быстрой доставки, проработка своих логистических маршрутов через KazanExpress, модернизация приложения, снижение тарифов на доставку благодаря объемам, конкуренция с Wildberries и Ozon за долю рынка.

Переход от глобальной версии «Али» к проекту «АлиЭкспресс Россия» практически сразу столкнулся со сложностями, которые дополнили друг друга.

Акт №2. Деградация поддержки в COVID

Передача поддержки от Alibaba Group российским партнерам ㅡ логичное решение, но оно привело к печальному опыту практически сразу.

USM и Mail.ru Group попытались сделать автоматизированную систему поддержки продавцов и покупателей. Предполагалось, что автоматическая система помощи возьмет на себя 80% вопросов, а на остальные ответят живые операторы.

Шел 2019 год. Эпидемия COVID привела к множеству вопросов как от продавцов, так и от покупателей. Из-за закрытия  многих складов в Китае начались массовые задержки поставок. За ними последовали баны продавцов за задержку отправки товара.

Поддержка не справилась с наплывом вопросов. Большинство операторов не были достаточно обучены. Они не знали, что говорить и делать. А «умная» система ответов ничем не помогала как продавцам на маркетплейсе, так и покупателям.

Акт №3. Апгрейд приложения

Команда Mail.ru Group попыталась улучшить интерфейс и приложение, которое передала корпорация Alibaba Group. Возможно, изменения приложения были прописаны в качестве условия или, что тоже вероятно, оно было разработано заново по аналогии с Aliexpress Global. Мы не знаем точного положения дел.

В результате перехода со старого сайта и приложения на новый вариант:

  • пропал удобный поиск с фильтрами;

  • обнулилась вкладка «избранное»;

  • стали блокировать доступ к Aliexpress Global;

  • уменьшился ассортимент из-за ухода продавцов.

Продавцы начали уходить с маркетплейса практически сразу после начала проблем с поддержкой. Причина в неработоспособности поиска.. Некоторые селлеры не могли найти свои карточки товаров, когда вводили точный запрос!

Акт №4. Alibaba Group отказывает в финансировании

Для корпорации Alibaba Group проект Aliexpress Russia и глобальный Aliexpress — разные направления бизнеса. Глобальный рынок более перспективный для китайской корпорации.

В феврале 2022 года руководство Alibaba Group отказалось от финансирования проекта Aliexpress Russia и фактически перестала участвовать в управление проектом. Причина — опасение введения санкций со стороны США.

Тут же сократили поддержку остальные участники (USM, Mail.ru Group (VK), частные инвесторы). План по захвату рынка провалился. Недостаток финансирования привел к закрытию логистических центров (крупные склады) в России, увольнению более 50% персонала и нарушению работы всех систем маркетплейса.

Поддержка была парализована.

Параллельно с закрытием складов и разрывом логистических цепочек, сервис увеличил тарифы на доставку и комиссии, чтобы получить финансирование с доходов. Это привело лишь к уменьшению количества клиентов и продавцов. Потому что стоимость товаров на «Али» сравнялась с Wildberries и Ozon. Покупатели спрашивали себя: «Зачем покупать товар в Китае и ждать его месяц, когда есть WB?»

В 2021 году Aliexpress Russia стоил $1,906 млрд., в 2023 году уже $0,54 млрд. Есть версия, что убыток Ali Rus в 2022 году составил 1.6 млрд.

Акт №5. Бегство адекватных продавцов

За 2023 год маркетплейс «AliExpress Россия» лишился более 30% продавцов из оставшихся. Они переехали на Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет», «Сбермегамаркет».

Руководство маркетплейса попыталось сосредоточиться на привлечении китайских продавцов. Получилось плохо. Кто связался с «Али»? Обманщики из Китая, которые пользуются плохой технической поддержкой, сломанной системой возврата денег за некачественный товар и отсутствием конкуренции.

Падение Aliexpress Russia затягивается. Кажется, что вот-вот и Alibaba откроет для клиентов из России глобальную версию сайта, но пока этого не происходит.

Почему провальный проект не закрывают? На наш взгляд, если где-то убыло, то где-то прибыло. Бурное развитие Wildberries и Ozon очень легко сопоставить с фактической гибелью Aliexpress Russia.

_________

С 2019 года наша логистическая компания активно растет. Каждый год через нас проходит все больше товаров. Возможно, интерес к китайским маркетплейсам Taobao и 1688, карго доставке, вырос, не только из-за роста WB и Ozon, но и благодаря неудачи Aliexpress Russia.

А вы покупаете на Aliexpress Russia? Рассматриваете 1688 или Taobao как альтернативу?

Другие записи об этом магазине ищите по тэгу Aliexpress. Скидки и актуальные предложения для Aliexpress ищите в нашем купонном разделе. Там вы найдёте актуальные купоны для Aliexpress.

Маркетплейсы

1.4K постов3.7K подписчиков

Добавить пост