Гештальт-терапия. Как работает терапевт
Часто на Пикабу замечаю посты о бесполезности и шарлатанстве психологов (что бывает вполне реальным). В связи с этим, хочу поделится алгоритмом психотерапевта в гештальте.
1. Установление контакта и феноменологическое наблюдение (Начало сессии):
- Действия терапевта: Создает безопасную атмосферу. Внимательно наблюдает за клиентом: язык тела (поза, жесты, напряжение), тон голоса, дыхание, контакт глаз, энергетический уровень. Замечает, как клиент входит в контакт с терапевтом и пространством.
- Вопросы/Фокус: «Что происходит с тобой прямо сейчас?», «Что ты замечаешь в своем теле?», «Как тебе здесь?» (Фокусировка на настоящем моменте и процессе взаимодействия).
2. Выявление «Фигуры» (Актуальная потребность/Чувство/Тема):
- Действия терапевта: Помогает клиенту осознать, что сейчас наиболее важно, ярко, напряженно (фигура на фоне). Это может быть сильное чувство, телесное ощущение, повторяющаяся мысль, незавершенная ситуация из прошлого, актуальная в настоящем.
-Вопросы/Фокус: «Что сейчас для тебя наиболее живо?», «На что больше всего обращено твое внимание внутри?», «Какое чувство/ощущение здесь, в комнате, самое сильное?».
3. Углубление осознавания и эксперимент:
- Действия терапевта: Помогает клиенту детально исследовать «фигуру». Поощряет выражение чувств в безопасном пространстве.
Ключевым элементом выступает предложение провести эксперименты – небольшие действия «здесь и сейчас» для проживания ситуации, проверки предположений, усиления осознавания.
-Методы/Эксперименты:
1. Диалог с частями себя: Клиент говорит от имени своей злости, страха, неуверенности или даже части тела (напряженные плечи).
2. Пустой стул: Клиент взаимодействует с воображаемым значимым человеком, частью себя или чувством, сидящим на пустом стуле (выражение невысказанного, завершение диалога).
3. Усиление телесных проявлений: «Попробуй сделать это движение сильнее», «Позволь голосу звучать так, как он хочет», «Опиши это ощущение в груди как образ».
4. Работа с полярностями: Исследование противоположных чувств/желаний/частей личности (часть тебя хочет уйти, а часть – остаться).
5. Фокусировка на дыхании и теле: «Следи за дыханием, когда говоришь об этом», «Где в теле ты чувствуешь эту тревогу?»
4. Интеграция и ассимиляция опыта:
- Действия терапевта: Помогает клиенту осмыслить то, что произошло в эксперименте или процессе осознавания. Что он узнал нового о себе, своих чувствах, потребностях, паттернах? Как это связано с его жизнью? Что изменилось?
-Вопросы/Фокус: Что сейчас с тобой после этого?, Какой новый смысл или понимание ты выносишь?, как это переживание может повлиять на твою ситуацию?, Как ты можешь забрать это осознание с собой?
5. Завершение контакта (Завершение сессии/гештальта):
- Действия терапевта: Помогает клиенту завершить процесс сессии, даже если большая тема не исчерпана. Резюмирует ключевые моменты, осознавания. Спрашивает о готовности завершить. Фиксирует «незавершенное», которое может стать темой следующей встречи.
- Вопросы/Фокус: «Что ты забираешь с собой?», «Что осталось открытым?»
Важные принципы на всех этапах:
- Здесь и сейчас: Фокус на текущем переживании в кабинете, даже если речь о прошлом.
- Ответственность клиента: Терапевт не дает советов, а помогает клиенту находить свои ответы и брать ответственность за свой опыт.
- Диалог и отношения: Терапевтические отношения сами по себе – поле для исследования контакта и границ.
- Осознование как цель: Главное – не «решить проблему», а расширить осознавание клиента.
Пример сессии (вымышленный)
Клиентка (Анна): Я снова сорвалась на коллегу... Меня бесит, что он перекладывает на меня свою работу. Но потом мне так стыдно, я чувствую себя ужасной! (Говорит тихо, смотрит в пол, сжимает руки).
1. Установление контакта / Наблюдение:
Терапевт: Анна, я замечаю, как ты сжимаешь руки, когда говоришь о стыде. Твой голос становится тише. Что происходит с тобой сейчас, когда ты вспоминаешь эту ситуацию здесь, со мной?
2. Выявление «Фигуры»:
Анна: Стыд... Он прямо давит на грудь. И еще злость, но она куда-то уходит..."
Терапевт: Стыд давит на грудь... И злость, которая уходит. Что из этого ощущается сейчас сильнее? Стыд или злость?(Помогает выделить актуальную «фигуру»).
Анна: Стыд... Он прямо здесь. (Кладет руку на грудь).
3. Углубление осознавания и эксперимент:
Терапевт: Опиши этот стыд. Какой он? На что похож? Какой образ?
Анна: Он как тяжелый, серый камень... Давит.
- Эксперимент (Диалог с чувством / Работа с полярностью):
Терапевт: Представь, что этот «Серый Камень Стыда» мог бы говорить. Что бы он тебе сказал? Попробуй сказать это от его имени, можешь даже усилить это давление рукой на грудь.
Анна (от имени Камня, тихо, давя на грудь): Ты ужасная. Ты не имела права злиться. Ты все испортила. Ты недостойна.
Терапевт повторяет слова Анны.
Терапевт: Анна, вернись в себя. Как тебе слышать эти слова? Что ты чувствуешь по отношению к этому Камню?
Анна (обычным голосом, с искоркой злости): Я злюсь на него! Он меня душит! Я имела право злиться! Коллега действительно меня использовал!
Терапевт (замечает энергию): Твои кулаки сжались, голос стал громче! Что хочет сделать эта злость? Может, она хочет что-то сказать Камню? (Предлагает продолжить эксперимент).
Анна (обращаясь к воображаемому Камню, увереннее): Отстань от меня! Я не ужасная! Я защищала свои границы! Да, я была резкой, но я имела право злиться!
- Эксперимент (Пустой стул): Терапевт может предложить поставить стул для коллеги, чтобы Анна выразила ему свою злость напрямую (Ты постоянно сваливаешь на меня свою работу! Меня это бесит!), а затем, возможно, и для того, чтобы найти способ сказать это более экологично в будущем.
4. Интеграция и Ассимиляция:
Терапевт: Что сейчас происходит? Как изменились твои ощущения?
Анна (дышит глубже, расслабляет плечи): Камень... он не давит так сильно. Как будто я разрешила себе эту злость. Я поняла, что стыд заглушал мою правду – что я защищалась. Мне все равно жаль, что сорвалась, но я не ужасной себя больше не чувствую.
Терапевт: Ты осознала разницу между чувством злости (на коллегу) и чувством стыда (за свою реакцию)? И что за стыдом стояли жесткие убеждения о себе ( Я ужасная /не имею права злиться?)
5. Завершение контакта:
Терапевт: Как тебе завершить нашу работу с этим сегодня? Что ты берешь с собой?
Анна: Я беру это ощущение, что злость - это сигнал о нарушении границ, и что я могу ее выражать иначе. И что стыд – не всегда правда обо мне. Хочу попробовать поговорить с коллегой спокойнее на следующей неделе.
Терапевт: Хорошо. Давай зафиксируем это. И если стыд снова начнет давить, ты теперь знаешь, как к нему присмотреться.
Ключевое в этом примере:
1. Терапевт начал с наблюдения за телесными сигналами (сжатые руки, тихий голос).
2. Помог выделить актуальную «фигуру» (стыд).
3. Использовал эксперименты (диалог с частью себя как образом стыда, работа с полярностью злость/стыд) для углубления осознавания и проживания чувств в безопасной обстановке.
4. Помог клиентке интегрировать новый опыт и понимание себя.
5. Завершил сессию, зафиксировав осознавания и намерения.