602

Геронтократия в российской науке: круговая порука вместо меритократии

Российская академия наук превратилась в систему пожизненных синекур для пожилых ученых, где научные достижения давно перестали быть критерием успеха. Вместо этого господствует круговая порука, при которой академики выбирают только своих, блокируя путь молодым талантам и превращая науку в имитацию деятельности.

Геронтократия в российской науке: круговая порука вместо меритократии

1. Статистика старения: цифры говорят сами за себя

Средний возраст докторов наук в России составляет 64 года, кандидатов наук - 50-51 год. Средний возраст академиков РАН превышает 70 лет, что делает Академию одним из самых возрастных научных институтов в мире. Средний возраст вновь избираемых академиков после 1971 года увеличился на 4 года, а общий средний возраст членов РАН - на 8 лет.

Возрастная структура российской науки деформирована критически: есть два полюса - молодые до 39 лет (44 процента) и пожилые старше 60 лет, при катастрофическом провале среднего поколения 40-60 лет. Эксперты отмечают, что продуктивная наука должна иметь противоположную структуру с доминированием группы 40-60 лет - того возраста, когда опыт сочетается с креативностью и энергией.

На Западе после определенного возраста нельзя занимать руководящие позиции в науке. Пожилой профессор может продолжать исследования, руководить студентами, но не управлять институтами и не блокировать карьерный рост молодых. В России таких ограничений нет - старики цепляются за должности десятилетиями.

2. Выборы в академики: клановая система вместо научных заслуг

Выборы в РАН давно перестали быть оценкой научных заслуг и превратились в клановые разборки. Академики голосуют не за прорывные идеи, а за лояльных учеников и коллег, поддерживая систему патронажа. Комиссия РАН по борьбе с лженаукой превратилась в инструмент внутрикорпоративной борьбы. В 2019 году комиссия забраковала работы кандидатов в члены-корреспонденты и академики от медицины, используя проверки на плагиат через сомнительные интернет-сервисы вместо содержательной научной экспертизы. Критики справедливо называют это уличными разборками в подворотне под видом научной экспертизы.

Звание академика дает существенные материальные привилегии - высокую пожизненную надбавку к зарплате, доступ к ресурсам, статус, но не требует реальной научной продуктивности. По сути, РАН функционирует как закрытый пенсионный фонд для научной номенклатуры с пожизненными привилегиями без требований к результативности, контролем над институтами как источниками финансирования и патронажа, блокировкой обновления кадров для сохранения контроля старой гвардии.

Молодые ученые, даже с выдающимися достижениями, годами ждут возможности баллотироваться. Непрозрачный механизм карьерного продвижения в устоявшихся научных коллективах России и зарегулированные механизмы отбора заявок на гранты создают непреодолимые барьеры для молодежи. Геронтократия формирует вокруг себя такую же стареющую элиту, заинтересованную в получении собственных выгод, что создает круговую поруку молчания.

3. Утечка мозгов: молодые бегут из системы

С 2022 по 2024 год Россия ежегодно теряла около 0,8 процента активных исследователей - это более чем в 4 раза выше, чем до конфликта с Украиной (0,05-0,17 процента). Темпы оттока ученых стали рекордными за 25 лет. Около 2500 ученых покинули Россию после февраля 2022 года только по данным базы ORCID. Наибольшие потери наблюдаются в физике, астрономии, информатике и математике - традиционно сильных для российской науки областях.

Это не случайность, а прямое следствие геронтократии. Талантливые молодые ученые видят, что в России их карьера зависит не от достижений, а от лояльности стареющим патронам. Они видят 70-летних руководителей лабораторий, которые давно не производят значимых результатов, но блокируют продвижение молодых. Они понимают, что на Западе или в Китае их таланты будут востребованы, а в России они обречены десятилетиями ждать милости от академической номенклатуры.

4. Почему науку должны двигать молодые

История науки однозначно показывает: прорывные открытия делают молодые ученые в возрасте 20-40 лет. Альберт Эйнштейн создал теорию относительности в 26 лет. Вернер Гейзенберг заложил основы квантовой механики в 23 года. Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик открыли структуру ДНК в 25 и 37 лет соответственно. Константин Новосёлов получил Нобелевскую премию за графен, работу которую начал в 30 лет.

Молодые ученые обладают критическими преимуществами: способность мыслить нестандартно и бросать вызов устоявшимся догмам, энергия для интенсивной работы и освоения новых методов, отсутствие груза академических регалий, которые нужно защищать, открытость к междисциплинарным подходам и новым технологиям, готовность рисковать репутацией ради радикальных идей.

Пожилые ученые могут быть прекрасными консультантами и наставниками, но управление лабораториями и институтами должно находиться в руках тех, кто находится на пике научной продуктивности - в возрасте 35-50 лет. Геронтократия РАН делает это невозможным, обрекая российскую науку на стагнацию.

5. Китайский контрпример: ставка на молодых

Китай, унаследовавший советскую модель академии наук, радикально реформировал её, сделав ставку на омоложение. С 2013 года введена многоуровневая система поддержки молодых кадров. В национальных ключевых программах ИР доля ученых до 40 лет среди руководителей проектов увеличена до 20 процентов, до 45 лет - до 50 процентов и выше. В крупных научно-технических миссиях ученые до 40 лет должны составлять минимум 50 процентов от числа руководителей проектов и ключевых сотрудников.

Молодые исследователи в Китае освобождены от административной рутины и должны тратить минимум 80 процентов времени на исследования. В 2023 году правительство обнародовало меры по стимулированию развития молодых ученых, освобождая их от бюрократической нагрузки.

Результат очевиден: Китай вышел на первое место в мире по числу публикаций, в 2024 году обладает 48 процентами самых цитируемых исследований в передовых областях. При формально схожей структуре КАН и РАН демонстрируют кардинально разные результаты. Китай превратил советское наследие в эффективный инструмент научно-технологического прорыва. Россия законсервировала архаичную модель геронтократии.

6. Почему молчат о проблеме

Публичная критика геронтократии остается табуированной. Старики контролируют научные СМИ, журналы, диссертационные советы. Любая открытая критика воспринимается как неуважение к заслугам. Молодые ученые боятся карьерных последствий - один негативный отзыв академика может похоронить грант или защиту диссертации. Общество не интересуется внутренними проблемами науки, позволяя академической номенклатуре жить в собственном мире.

Ученые Дальневосточного отделения РАН дали негативную оценку реформе 2013 года со 100-процентным единодушием, Уральского - 95 процентов, филолого-исторических наук - 94 процента. Но эта критика не меняет систему, потому что система построена на защите интересов тех, кто уже наверху.

Академическое молчание о кризисе науки объясняется институциональной логикой самосохранения. Признать, что современная наука не защищает истину, а защищает привилегии старой гвардии, означает подорвать легитимность всей системы финансирования и статусов. Кадровый провал 1990-х используется как оправдание геронтократии, хотя реальная причина - нежелание старой гвардии делиться властью и ресурсами.

7. Заключение: наука как имитация

При росте финансирования российской науки до 1,6 триллиона рублей в 2023 году наблюдается катастрофическое падение результативности. Последний россиянин получил Нобелевскую премию по естественным наукам в 2010 году, работая при этом в Великобритании. Достижения 2024-2025 годов представляют собой инкрементальные улучшения, а не фундаментальные прорывы.

Геронтократия РАН - это не побочный эффект, а сущностная характеристика современной российской науки. Система выборов превратилась в круговую поруку, где академики выбирают своих людей независимо от научных заслуг. 70-летние руководители блокируют карьерный рост молодых талантов, которые либо уезжают за рубеж, либо годами прозябают на низших должностях, ожидая милости от патронов.

До тех пор, пока в России не будут введены жесткие возрастные ограничения на руководящие позиции в науке, пока выборы в академики не станут действительно меритократическими, пока молодые ученые 25-35 лет не получат реальную власть и ресурсы для проведения исследований, российская наука обречена оставаться имитацией. Финансирование будет расти, отчеты писаться, конференции проводиться - но прорывных открытий не будет. Потому что их делают не 70-летние академики, защищающие свою кормушку, а молодые бунтари, готовые бросить вызов устоявшимся догмам. И таким молодым бунтарям в современной РАН просто нет места.

Лицензия: CC BY-SA 4.0

Расчет локализации Куйабы и Арсании по количественным указаниям арабских географов IX–XII вв. Часть 1

Природа 11-летних циклов солнечной активности. 12-летние циклы Ленского

UPD:

Продолжение Как геронтократия погубила советскую науку 72 ГОДА НАЗАД и что нас ждёт сегодня

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

Дурочок не понимающий суть проблемы) Удобно спихнуть на стариков, чё уж там)

раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий

Понимаю, что вас искренне больше всего цепляет тема денег в науке, но вы промахиваетесь мимо масштаба проблемы.

– Да, финансирование мизерное: доля расходов на R&D болтается вокруг 0,9–1% ВВП, местами падая до 0,4–0,5%, при том что цель «2%» каждое десятилетие переносится вперёд как мираж.

– Но даже это не главное. Главное, что:

деньги распределяются через систему, которой само руководство не доверяет (реформа РАН, вынос имущества и управления из рук академии, внешнее администрирование);

финансирование идёт рывками и с провалами, что убивает длинные проекты и толкает людей в отъезд;

за 20 лет число научных работников сократилось примерно на четверть при падающей доле науки в экономике.

То есть «денег нет — поэтому не идут» — это только верхний слой. Под ним: отсутствие автономии, стратегического горизонта, нормальной конкуренции и связки с реальной экономикой. И пока это не чинится, любая прибавка к бюджету работает как косметика, а не как лечение.

Автор поста оценил этот комментарий

Во‑вторых, куда хуже то, кто именно сидит на кране. Реформа РАН и последующие шаги фактически признали: академия — не центр живой науки, а клуб людей, которым не доверяют ни имущество, ни стратегию, ни длинные деньги, поэтому всё выводят под внешнее управление. И это, к сожалению, не только политическая стигматизация:

громкие истории с плагиатом диссертаций, липовыми публикациями, предаторскими журналами и липовой «научной продукцией» показывают, что значительная часть «академического» слоя занята не исследованиями, а имитацией: гнать отчёты, множить статьи‑мусор, защищать друг другу пустые диссертации.

В этом смысле главная беда не только в том, что «денег мало», а в том, что внутри самой системы ядро науки во многом заменено псевдонаукой и бюрократической имитацией деятельности. Пока РАН и околонаучный аппарат производят в основном бумажную «научность», а не новые знания, добавлять им бюджеты — всё равно что подливать бензин в машину без двигателя.

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот зачем мне это нейроговно читать? Своих мозгов нет, искусственными пользуешься?

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

Стиль комментария у вас как раз эталонный: коротко, грязновато, по‑пикабушному — ни один ИИ так стабильную примитивку пока не имитирует.

А я да, сознательно пользуюсь «искусственными мозгами», чтобы не тратить час жизни на вылизывание текста ради человека, который всё равно пишет «нейрог...» и считает это аргументом.

раскрыть ветку (9)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Так ты людей не уважаешь, расплёскивая свой микротекст на полотно. Тут тебе не изба-читальня. А проблему науки ты всё ровно в упор не видишь, хотя судя по типу общения ты о ней даже не знаешь...не встречался никогда

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Есть подозрение, что на Пикабу всё‑таки сидят и люди, умеющие читать больше трёх строк, не только вы в формате «смска с матом».

Кому «изба‑читальня» не по вкусу — те спокойно листают мимо, а не пишут простыню претензий к чужой простыне. А вот то, как вы рассуждаете о «проблеме науки», при том что дальше трёх абзацев её обсуждения не выдерживаете, как раз довольно показательно для стиля местных комментариев.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Забавно, что перед тем как писать коммент я всё прочитывал)

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда вы как раз тот редкий представитель местной фауны, на которого этот укол не рассчитан.

Речь была про коллективный стиль «я это г***о читать не буду, но осуждаю», а не про тех, кто честно продрался через простыню и только потом написал, что я не прав.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так там и правда говно. Проблема фундаментальная, и меганейрополотно её не затрагивающее, но глядящее сугубо на поверхность выглядит как издевательство. Геронтократия, недоверие...всё проще, всё примитивнее. У нас гиперцентрализация и наука больше не нужна. Наука ведь начинается со школы, а не с НИИ...вот всё это и пошло под нож. Большие люди тащат в эту сферу жориков, лориков и дориков уже не просто в ущерб случайно уцелевшим, а даже вместо них. Теперь наука и её сателиты это просто кормушка и всё. Есть старые учёные, есть случайно выжившие в этой системе, есть упёртые...но это теперь всё не для них, они рудимент

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Тут как раз важное место, где мы совпадаем, просто смотрим с разных этажей одной пирамиды.

Школа как фабрика будущих стариков

Согласен: реальная геронтократия начинается не в РАН, а в школе. Там детям вбивают три ключевые установки:

всё «главное» уже открыто, твоя задача – повторять, а не спрашивать;

эксперимент и сомнение наказуемы, правильно – списать «как у училки»;

наука = зубрёжка формул и «правильных ответов», а не поиск неизвестного.

Есть довольно прямые данные, что такая модель обучения формирует у подростков заниженную ценность науки как творчества и завышенную ценность «стабильности и послушания». Уже на уровне старших классов значительная часть школьников в России и ряде стран СНГ воспринимают научную карьеру как путь «в нищую, забюрокраченную систему», а не как пространство для открытий.

Иными словами, школа именно производит будущих стариков в когнитивном смысле: людей, которых заранее убеждают, что всё уже известно, рисковать нельзя, лучше тихо обслуживать чужие догмы.

Гиперцентрализация и «жорики вместо науки»

Гиперцентрализация только цементирует это:

решения о программах, учебниках, ЕГЭ и стандартах принимаются сверху, где доминирует логика контроля, а не развития;

в университеты и НИИ действительно протаскивают «своих» – жориков, лориков и дориков – по линии лояльности, а не способности производить новые знания. Это отражено и в статистике липовых диссертаций, и в анализах псевдонаучной активности.

На этом фоне НИИ и академии превращаются в кормушку и витрину, а не в места, где что‑то реально исследуют. Есть старые честные учёные, есть упёртые, есть случайно выжившие – но система уже не про них, они реально рудимент, как вы и написали.

Так что «меганейрополотно» здесь не вместо вашей картины, а надстройка:

снизу школа воспроизводит послушных будущих стариков;

сверху геронтократия и гиперцентрализация закрепляют это институционально;

посередине остаётся узкий слой тех, кто ещё пытается заниматься наукой, но их всё меньше, и места им отводятся всё более маргинальные.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если я захочу поговорить с нейросетью, то я сделаю это не тут. Но свой уровень этим ответом ты окончательно показал. Своих мыслей у тебя видимо нет

раскрыть ветку (2)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества