38

Финская начальная школа

В 2010 был в начальной школе в северной Финляндии. Делюсь фотографиями.

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Учительская

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Столовая. 2 аппарата молока.

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Классы

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост
Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Учительская

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Столовая

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Еда была вкусной

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост
Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Учительская

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

В классе есть подушки. Можно поспать во время перерыва

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Урок науки

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Ходят босиком

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Круглый стол в учительской

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Урок науки (естествознание)

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

4 класс

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Перемена

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Урок. Одинарные парты.

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост
Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Уголок класса. Видны друзья по переписке.

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Учебники

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Проектная работа

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Рисование

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

Урок

Финская начальная школа Школа, Финляндия, Фото, Экскурсия, Длиннопост

В целом мне очень понравилось. Хотелось бы, чтобы в наших школах запретили сменки и ходили босиком.

Дубликаты не найдены

+6

Так это маленькая школа в провинциальном городке, большие школы в больших городах мало отличаются от школ рф

раскрыть ветку 3
+2

то есть маленькая школа в глубинке россии выглядит почти так же?

0

на самом деле, там все школы именно ОДИНАКОВЫЕ. Каждая школа финансируется на столько , на сколько надо. Частные школы почти отсутствуют.  При этом полностью запрещены любые сборы денег с родителей. Еда, учебники, мероприятия- бесплатно. /достаточно много прочитала про это, потому что 16-17 год проведу в финской школе/

0

у них стандарт. школы не отличаются друг от друга. вне зависимости от расположения и количества детей

+3

страна моей мечты. я бы хотел там жить

раскрыть ветку 4
+1

Вот только язык будешь учить где-то год.

раскрыть ветку 1
0
Больше)
+1

upd: где-то читал, что это самая образованная страна и реформы в системе образования просто невероятны. у нас такое не прокатит

раскрыть ветку 1
-1
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
+1
Там, похоже, металлировать учат с детства)
0

Был где то году в 2000-ом в финской школе в Иматре,и когда увидел кучу обуви перед каждым классом очень удивился,но все таки пришлось снять свою обувь и радоваться что не в дырявых носках)

0

И совсем нет...

раскрыть ветку 1
+4

Бесплатная, столовая тоже. Просто налоги в Финляндии высокие.

0

а школа платная? или как у нас бесплатная с принудительными пожертвованиями

раскрыть ветку 1
0

бесплатная,но там и налоги больше

-6

Школа -это УГ .Как ни крути .

Евроремонт не спасет)))

раскрыть ветку 1
+1

это дилетанство или неудачный троллинг. в школах финов нет оценок, подход индивидуальный. профориентация, налегание на то, к чему способен ученик.

ещё комментарии
Похожие посты
3649

Ответ на пост «Профилактика АУЕ» 

В далёком уже 2004 году наша преподаватель по истории-праву организовала нам, девятикласникам, такую экскурсию, причём не просто "погулять по зоне", а с беседой в классе с персоналом колонии и с самими осужденными, выбрали ,естественно, поадекватнее. Их было двое, первый сидел за умышленное убийство конкурента по бизнесу(наследие девяностых, ага), второй, не помню уже за что, забылось за давностью лет. Так вот эти товарищи простым и доступным языком (без мата) объяснили нам, малолетним олухам, что то, что вам показали до этого, а это были чистенькие столовые, аккуратные комнаты для свиданий, "образцово-показательный" барак: это всё мишура, показуха, а сидеть на самом деле страшно, колючая проволока и неулыбчивые парни на вышках с автоматами в руках рядом круглосуточно, а от самого-самого судьи и палача, то есть от себя самого никуда не деться и не спрятаться, короче ребята улаживайте конфликты миром и не попадайте в такие места никогда. Впечатлило. Никаких ауешных и им подобных движений не было, и, насколько я знаю никто из присутствующих на "мероприятии" особых проблем с законом не имел. Такая вот мотивация.

12174

Профилактика АУЕ

Когда я учился в школе, нас возили на экскурсию в военную часть. Повышать престиж военных, показать что служба в армии не так страшно, как о ней рассказывают и т.п. Часть конечно была элитная, образцово-показательная так сказать. Мы в 9-10 классе это, конечно, понимали. Но все равно двое одноклассников пошли служить. Не готов судить насколько сказалась эта экскурсия...


Так вот, что я предлагаю...

Всех школьников 12-13 лет водить на экскурсию в тюрьмы. Без приукрашиваний рассказывать о статистике изнасилований и избиений малолетних арестантов, показать быт арестантов, что живут в переполненных камерах, фактически срут там где едят и прочие прелести... Дать ребятам посидеть всем классом в небольшой камере 30-40 минут (без закрытых дверец, дать бумагу и ручку, пусть напишут какое-то сочинение что-ли, но типа других свободных помещений нет, пишите здесь)...

В этом возрасте дети очень впечатлительные, думаю какая-то часть ауешников, если попадёт на эту экскурсию откажется от своих взглядов.

57

Экскурсия в кондитерский цех

Про детские экскурсии

После прочитанного поста про школьные экскурсии, вспомнила такую же. Кстати, это тоже, возможно, был 88-89 год. Может в школы ЦУ какое-нибудь спускали?

Короче, моя мама работала тогда в тресте столовых и ресторанов. И организовала по просьбе учительницы экскурсию для нашего 2Д класса в кондитерский цех. Всем поручили принести фартуки, девочкам косынки на волосы.

Когда мы пришли туда, нас повели на большую типа кухню, показывали огромные духовки, рассказывали как пекут бисквит для тортов, у нас на глазах делали розочки из крема (это было волшебство какое-то). По окончании экскурсии в обеденном зале всех усадили за столики, и разрезали огромный торт и мы его с чаем ели.

Помню, что одноклассники после этого очень завидовали мне, говоря как круто, что у меня мама тут работает. Приходилось объяснять, что мама у меня кадровик из отдела кадров этого треста, и торты я каждый день не ем, к огромному детскому сожалению(((

1118

Бедный Некрасов

"Некрасов был очень бедным. Он часто голодал. Да что там говорить, у него было одна пара сапог. которую они с другом носили по очереди. Короче, проклятый царизм как мог гнобил великого русского писателя".

Примерно так рассказывала нам на уроках русской литературы наша учительница Нина Петровна.

И вот мы (школьники из Казахстана) в музее Некрасова, в Ленинграде. Я в предвкушении думал, что увижу мрачные картины быта великого писателя.Однако все вышло совсем не так. Ковры на стенах, чучела медведей в каждой комнате, дорогое оружие на стенах - мы были по-настоящему потрясены. Десятиклассник Виталя шепнул мне на ухо:

- А помнишь, что нам Нина втирала? Вот это бедняк! Нам бы так жить!

А добил нас экскурсовод такой фразой:

- Ребята, обратите внимание на этот бронзовый колокольчик - Николай Алексеевич вызывал слуг.

Так вот, оказывается, кому на Руси жилось хорошо!

Бедный Некрасов Некрасов, Музей, Ленинград, Экскурсия, Кому на Руси жить хорошо, Литература, Школа, Реальная история из жизни
65

Ну почему?

1987 год. Ленинград. Школьники из Казахстана, впервые в Эрмитаже, пожилой экскурсовод Марк Соломонович бойко семенит по залам и, жутко картавя, рассказывает нам о шедеврах Брюллова, Малевича, Рембранта и иже с ними. Рассказывает очень интересно, но экскурсия уже идёт третий час, и я чувствую, как у меня начинают болеть ноги. Просто нереально болеть. Судя по виду моих товарищей, им тоже нелегко. Наконец наш гид, говорит «На этом заканчиваю, можете часик сами походить и прикоснуться, так сказать, к великому искусству». Я краем глаза вижу ряд стульев вдоль стены. И как только Марк Соломонович поворачивается ко мне спиной, стартую сразу. Стулья заметил не я один. Вскоре мы все под изумлённым взглядом нашего гида, сидим, блаженно вытянув ноги. Подлетает две наших учительницы. Одна из них, Надежда Михайловна, сразу начинает орать «Быстро встали, не позорьте село родное, идите и прикасайтесь к вечности!» Две робкие девочки послушно встали и поплелись прикасаться, но основная масса решила не оставлять стульев невзирая ни на что. А Надежда Михайловна продолжила «Вы варвары, дикари, вандалы, зря вас сюда взяли вообще!». А вторая учительница добавила «Вы точно колхозники, и век будете в навозе жить». Обе ушли прикасаться к вечности тоже. Мы же сидели, и раскаяния не чувствовал никто. Вскоре Марк Соломонович прошёл мимо нас с новой группой. Мой друг Виталик, задумчиво сказал «Вот мы, здоровые парни, все устали, а этому хоть бы хны. Почему так?». А, действительно, почему

PS: если этот пост случайно прочтёт гид из Эрмитажа, напишите, пожалуйста, как вас этому учат.

1809

Ну и дураки же мы были

1987 год. Ленинград. Последний день пребывания нашей школьной делегации в славном городе трех революций. Естественно, мы посетили Петродворец, Эрмитаж , покатались по Неве, увидели белые ночи – словом, выполнили программу минимум среднестатистического туриста. И вот закрепленный за нами гид сказал:

- Ребята, последний день, вот вам альтернатива: либо посещаем Царскосельский лицей, где учился Пушкин, либо вы идете в цирк.

- Цирк! – прокричало в унисон двадцать пять голосов.

Сопровождающая нас учительница, кстати, преподающая русский язык и литературу, Надежда Михайловна Божко, вскочила со стула:

- Ребята, вы, наверное, не поняли! Мы можем своими глазами увидеть комнату юного Пушкина, кабинеты, в которых он учился, пройтись по парку, где он писал свои стихи! Итак, ребята, мы идем?

- ЦИИИРК!

Надежда Михайловна состарилась на моих глазах. Каюсь, я тоже усиленно кричал «Цирк», тем более, он не подвел: и клоуны, и жонглеры, и эквилибристы потрясли мое воображение. Однако по прошествии многих лет , вспоминая эту историю, я часто думал: «А правильный ли выбор я сделал тогда?». Недавно встретил участника той поездки, естественно, вспомнили былое. Говорю:

- Серега, а помнишь наш последний день в Ленинграде?

- Да как вчера, - отвечает он. – Ну и дураки же мы были! Пушкин, цирк – в бар надо было пойти!

Ну и дураки же мы были Пушкин, Царское село, Ленинград, Цирк, Школа, Экскурсия, Дураки
1784

Финские учителя пожаловались на Рамадан

Финские учителя пожаловались на Рамадан Финляндия, Рамадан, Мигранты, Школа, Религия, Ислам, Негатив

Финские школьные учителя пожаловались, что суровые правила исламского поста в священный месяц Рамадан негативно сказываются на успеваемости учеников-мусульман. Об этом 21 мая рассказала газета Suomi Kuvalehti, а 27 мая на публикацию обратило внимание издание Sputnik News.
Педагоги выразили озабоченность из-за того, что дети голодают в течение всего учебного дня и от этого теряют концентрацию. Голод заставляет их сильнее чувствовать тревогу из-за контрольных работ, что влияет на дисциплину в классах.
Администрация школы в городе Тампере, где 40 процентов детей — мигранты, пожаловалась на то, что 60 учеников соблюдают пост, несмотря на предписания не делать этого и многочисленные обращения к их родителям. Известно, что некоторые ученицы уже в девятилетнем возрасте носят покрывающий волосы платок и постятся.
Кроме того, сообщила газета, детям из магометанских семей в течение дня полагается дополнительная 15-минутная перемена для молитвы и питья воды: из-за этого у остальных школьников может формироваться мнение о них как о привилегированных членах общества.
«Школы играют большую роль в интеграции мусульман в финское общество. Свободу вероисповедания нужно поддерживать, но правила должны быть одинаковы для всех. Нельзя искать преференций, используя Рамадан и молитвы», — прокомментировал этот вопрос представитель профсоюза учителей Финляндии Пайви Лихикайнен (Päivi Lyhykäinen).
Источник

1145

Про школьные экскурсии

Это сейчас я взрослый да рациональный - вот сижу сейчас в поезде, взял с собою бутылочку воды да леденцы, чтобы тоску разгонять. Как говорит мой дядя Лёша из Брянска, "нищему собраться - только подпоясаться".

Про школьные экскурсии Детство, Воспоминания из детства, Школа, Экскурсия, Длиннопост

И хрумкаю я этот леденец без сахара - а вспоминаю, как мы в школьные поездки автобусом ездили. У меня закон был - каким бы ни был километраж, с собою нужно собрать добротную котомку с едой. И ладно б только я - весь класс туристов с мамкиными бутербродами в фольге. И вот бутерброды эти с копчёной колбасой вечно брать не хотелось - хотя они, конечно, самым существенным содержимым пакета были. Накануне поездки аж подпрыгиваешь, радостный - выклянчишь сто рублей и на своё усмотрение (а где это видано!) спускаешь.

Обычно закупка продуктовая являла собою вот что:
- полторашка газировки Леда "Крепыш", чтобы не умереть от жажды.
- три пачки сухарей "Клинские". Две - с чесноком, одна - с красной икрой, потому что красиво жить не запретишь.
- две пачки чипсов "Русская картошка" с сыром, потому что мама их есть не разрешает ("Сплошная химия!"), а в дорогу можно.
- батончики "Натс" и "Баунти", которые потом в рюкзаке завалятся куда-нибудь на самое дно, растаят, растекутся, и все будет ухайдокано шоколадом.

Сбор всегда с утра пораньше - чтобы днём уже на месте быть. У нас всегда собирались у Мценского Биг-Бена, башни с часами у центральной площади. С утра мандраж - всегда так, когда надо зачем-ниюудь вставать рано утром, часа в четыре. На улице всегда зябко. Кто-то с родителями пришёл - а ты уж самостоятельный, сам! Ну, здорова, пацаны! А кто с мамой, он "Здорова, пацаны" не говорит, а стоит рядом с нею покорно и только сдержанно "Привет" говорит.

Вон он - едет! Автобус покажется, "Пацаны, наш небось!".

А автобусе все давай толкаться, хоть ещё за неделю договорились: "Славик, со мной тогда сидишь в Калугу".

И это сейчас думается, что по дороге можно было поспать. Какой там сон! В Лёху Ухова летит банановая кожура, у Славика носом пошёл Дюшес, Витёк Солодов открыл "Клинские" с колбасой - и ими на весь автобус пахнет. Девчонки на двоих один кассетный плеер слушают с Фабрикой Звёзд-2. "Артур, будешь пирожок?".

Учительница только и бегает к вам в хвост: "Коростелёв, хватит орать на весь автобус! Будешь так орать - остановимся и не поедем, пока не успокоишься!"
"Лиль Сергевна, а када в туалет?".

А потому что ну куда столько газировки-то дуть.

А с собой тебе ж ещё денег дадено, чтобы ты говна всякого понабрал, йо-йо на верёвочке да в пирожок в кафе. Каждый ли день такому празднику быть?

И чем длиннее была такая поездка, тем азартнее: ничего ж себе, целых восемь часов неукротимой анархии, поедания хлама всякого! И дался он, планетарий этот, не в нём ценность!

Вечером приедешь, мать рюкзак разбирать заставит: обёртки от чипсов, кожура от бананов, несъеденные бутерброды с колбасой. Магнит "Калуга" - весь в молочном шоколаде, который всё-таки растёкся. "Ой, ма! Это ж тебе!

Подарок!".

А ты, мой читатель, любил школьные экскурсии?


Читать автора в телеграм: @ponaehalee
Автор: vk.com/ponaehalee1

Показать полностью
72

Трава с могилы... "— на удачу", говорил он.

Было это ещё в мои школьные годы… класс эдак восьмой-девятый, что ле.


Рос я в довольно захолустном регионе непризнанной республики в 90-е, начале 00-х. Из чего вытекало полное отсутствие хоть каких-либо «зрелищ».

Решила, значит, наш классрук свозить куда-то на экскурсию детишек. Ну, было решено съездить в столицу нашей республики на театральное представление, качели-карусели в городском парке и… побывать в старинном монастыре в километрах 20 от того города.

Первым по плану как раз вышел монастырь. Приехали туда… классрук договорилась на месте, дабы выделили нам монаха-экскурсовода. Скажу сразу, что было вполне интересно... старинные иконы, кельи, гроты. Истории мест и предметов от «экскурсовода»… В конечном счёте добрались мы до кладбища, где погребены выдающиеся деятели монастыря. Могилки и надгробия абсолютно разных временных эпох.

Подвёл нас монах к одной старенькой могиле и рассказывал историю погребённого в ней. Истории я уж и не помню… однако, в конце он заявил, мол «— А травка вот эта, что на могилке растёт, по приданию приносит удачу, поэтому те, кому предстоят испытания и долгая дорога срывают пучочек, что бы помогла». Могила и правда была покрыта какой-то сероватой, стелящейся по земле травой, запутанной как паутина.

— Ребята, можете взять по пучочку на удачу.

Пхех… ребята будто этого только и ждали! Налетели как саранча и каждый урвал по… кхэммм… «пучочку». А я ещё в то время ходил в школьный тир. Поэтому в кармане завалялась пластиковая коробочка от свинцовых пулек. Ну я.. что бы эта трава мне не сыпалась в карман туда и пихнул её.

Дальше нас повели в трапезную, кормить обедом, какой сами монахи едят. Дело было в пост, поэтому это была самая безвкусная трапеза за всю мою жизнь! Однако… что бы не обидеть хозяев вылакали всё, что нам поналили. Помню, девчонки серьёзно боролись с собой что бы доесть… и один из наших парней ляпнул, что они желают добавки. Им от души налили ещё по одной! Пришлось девочкам выжрать ещё по тарелке… сквозь рвотные позывы и с яростью в глазах. Драпал потом от них этот шутник канеш далеко… Первым вылетел за ворота монастыря. :)

А дальше всё по плану… театр, карусели в парке. Правда у нас, пацанов, был план немножко другой. Пока классрук с девочками по каруселям… мы в приличную хламину упились пивасом. Потом, канеш… для приличия прокатились на паре аттракционов (на столько ржавых, что не будь мы такие пьяные – было бы откровенно страшно).

Пришло время отправлять домой… прибыли мы на вокзал. Автобуса ждать ещё 40 минут. Заметно стемнело уже. И тут… пиво начало искать выход! Я и двое моих одноклассников рванулись искать где бы отвести душу. И чёт нихрена не нашли… Толи пьяные, толи темно (а освещения на вокзале и правда было минимум), толи и то, и другое… В общем, в итоге решили справить нужду во дворах частного сектора, что был неподалёку.

Только, значит, приступили к поливу забора, как на фоне света фонаря нарисовались три силуэта в фуражках!

— Добрый вечер, молодые люди. Пройдёмте…

Увели нас в опорный пункт в здании вокзала, по дороге тыкнули носом в дверь туалета, который всё-таки был… :D

Тут началось самое интересное… досмотр. Выворачиваем мы карманы, а оттуда ТРАВА сыплется. А у меня даже… пучок культурно запакованный в непонятную коробочку. :D

— Это, мать вашу, что? Употребляем?

И давай мы наперебой отнекиваться и… в три глотки заявлять, что это трава с… могил! С могил, мля!

— Совсем обдолбились? Серёг, ну-ка глянь – протягивает четвёртому менту траву – чё за хрень такая? Понюхай…

А у нас эта ситуация из пугающей стала переходить в откровенно смешную… переглянулись и давай ржать, при этом пытаясь скрыть смешки. Сотрудники смотрят на нас… уверенность о нашем состоянии у них совсем укрепляется. :D

Кое-как мы успокаиваемся… и как-то уже более сдержанно начинаем рассказывать об экскурсии, о школе… о том, что классрук там на улице нас ждёт. Таки вышел один из наших в сопровождении… привели классрука.

Ей мент «— Драаасте… вот смотрите чем ваши ученики балуются» и показывает пучок травы.

— Это трава с могилы… - выдаёт наша старушка.

Лица у ментов совсем вытянулись. Молчали долго…

— Из монастыря, я так понимаю?

— Да.

— С монастырского кладбища?

— Да!

— Мёртвый монах её зарядил на удачу? о__О

— Нам так сказали…

Тут они созревают, что показания через чур уж одинаковые… откладывают траву и, собственно, переходят к причинам задержания. Тут всё прозаичнее и внимания не стоит. :)


Злая на нас классрук была ещё долго. И на родительском собрании пропесочила от души! Ну а экскурсия эта... была для нас последней. :D

Показать полностью
3283

Достопримечательность

Периодически наш класс вывозили на экскурсии - по городу (Н.Новгород), в музеи, театры. Но были и поездки в ближайшие города области и соседних областей. И вот в 8 классе, объединившись с 6 классом, мы поехали на целый день во Владимир и Суздаль. Впервые экскурсоводом был мужчина.

Пока ехали по Нижегородской области он нам вещал о родном городе, играл с нами в викторину. В целом, интересный дяденька.

Первым делом мы направились в Суздаль, проскочив Владимир. Провели там времени больше положенного и поэтому посмотреть Владимир практически не успевали. Но экскурсовод не растерялся и просто попросил автобус ехать медленнее, чтоб подробнее рассказать об этом городе.

И вот по правой стороне начинается длинная желтая стена.

Экскурсовод: -ну вот дети, мы проезжаем самое известное здание во Владимире! А вы отгадаете что это?

В автобусе тишина.

Экс: ну кааак это вы не знаете! Родители помогайте!

И вновь только сверчки.

Экс: ну ведь даже песня есть!

И начинает напевать в микрофон "Владимирский централ". Спел и дополнил:

-такие вещи знать надо!

После экскурсии шестиклашки спрашивали у нас и родителей, что такое "этапом из Твери"😂

Больше мужчин-экскурсоводов у нас не было.

530

Будни учителя 3

Про то, как меня школьники на колокольню загнали и чуткий сон мой берегли.

Ездили мы в прошлом году с классом в Кунгур. Экскурсия, культурная программа и т.д. В том числе повели нас в одну из местных церквей. И за отдельную плату предложили слазить на колокольню. Все бы ничего, но высоты я боюсь,как огня. Мой класс об этом естественно знал. Пока я пытался отговорить экскурсовода от этой идеи,  эти маленькие негодяи(эт я любя) не сговариваясь, принялись галдеть, что жить без колокольни не могут, и если я их туда не пущу, они этого не переживут.Пришлось уступить. Было страшно. Да-да,вы знаете, то чувство, когда нет опоры, типа перил, а высота 25 метров. Особенно страшно было за детей, которые скакали там как молодые горные бараны, у которых чувство самосохранения напрочь отсутствует.

Помимо этого- 2 экскурсии за день, 5-и километровый поход по пещерным коридорам, плюс 12 часов в плацкаре..Собственно, к концу 2 дня вымотался полностью,решил, что это было моя последняя поездка с классом. Но когда вечером, в полудреме, услышал, как главный раздолбай класса 'строил' девочек, мол, "Тихо, дуры, Кирилл Дмитрич спит!", передумал. Хорошие у меня дети))

727

Школьное обучение в Финляндии

Сегодня поговорим о финских школах, я постараюсь рассказать основываясь на нашем опыте.

В Финляндии школа делится на младшую - 1-5 класс и старшую - 6-9класс, зачастую это даже два разных здания.

Школьное обучение в Финляндии Европа, Финляндия, Школа, Переезд, Жизнь за границей, Длиннопост

Школа полностью обеспечивает учебниками, рабочими тетрадями, альбомами для рисования и канцелярией.

Кушают дети бесплатно, обед раз в день и состоит из горячего блюда, салата и хлеба с маслом. Столовая оборудована как шведский стол, дети сами накладывают себе. Для аллергиков и вегетарианцев готовят отдельные блюда. Чаще всего это мясная подлива с картошкой или макаронами, супы бывают очень редко. Для нас самым непривычным было то, что пить дают холодную воду или молоко, никаких теплых чаев или какао вообще нет, не было и не будет. Так что первое время у ребенка с непривычки часто болело горло.

Школьное обучение в Финляндии Европа, Финляндия, Школа, Переезд, Жизнь за границей, Длиннопост

Еще школа организовывает походы в лес, водит в музеи, причем проездные и входные билеты тоже оплачивают. С собой всегда выдают детям сэндвич, яблоко/банан и сок.

Когда мы переехали, мой сын учился в первом классе российской школы, соответственно финский язык он совсем не знал и нас отправили в подготовительный класс для иностранцев. Там их учили финскому языку и совсем немного уделяли внимания другим предметам. Раз в неделю был урок родного языка.

Адаптационный период длится год, потом учителя оценивают сможет ли ребенок учиться наравне с финнами в обычном классе, если нет, то дается еще пол года.

Учебный год начинается в середине августа и заканчивается в мае, всего 4 четверти. Каникулы рождественские 3 недели, летние 2,5 месяца, все остальные неделю.

В первом классе детей начинают учить буквам, читать по-слогам и элементарному математическому счету. Моего сына за умение считать до тысячи, складывать и вычитать десятки и знание состава числа сразу стали считать гением в математике 😆 Еще в нашей школе первый и второй класс сидят в одном кабинете и учитель у них один, сначала дается задание одним, потом другим, а затем так же по очереди все проверяется.

Основные предметы математика, чтение и правописание, физкультура, музыка и природоведение. Каждый день, вне зависимости от погоды все гуляют, минимум пол часа

Общение учитель-родитель проходит на школьном сервере, там же расписание уроков, все новости и посещаемость. Родительских собраний нет, раз в полгода учитель приглашает родителей вместе с ребенком на встречу и рассказывает о успеваемости, сильных и слабых сторонах, дает рекомендации.

При школе есть разные кружки: спортивные, языковые или музыкальные, большинство из них платные, в пределах 100 евро за сезон ( 1 занятие в неделю с августа по декабрь или с января по май).

Школьное обучение в Финляндии Европа, Финляндия, Школа, Переезд, Жизнь за границей, Длиннопост

По сравнению с русской школой, в Финляндии напрочь отсутствует система субординации - дети общаются с учителем наравне, учитель не имеет права выделять ребенка среди других, кричать на него. С одной стороны это и хорошо, нет унижений, но с другой - ребенок начинает переставать признавать авторитет взрослых.

В конце пятого класса детей выпускают из младшей школы, выдают дипломы, устраивают небольшой концерт и после каникул они уже идут в старшую школу.

С шестого класса уже добавляют в программу физику, химию, историю и остальные предметы. Зубрить не заставляют, много внимания уделяется развитию творческого мышления, групповым работам.

После 9 класса ученики поступают в лукио, по-нашему лицей, где их начинают знакомить с разными профессиями. Обучение 2 года, после уже можно поступать в ammatiopisto (проф.училище), ammattikorkeakoulu (что-то среднее между техникумом и университетом) или в yliopisto (университет).

От себя могу добавить, что хоть финское образование и считают одним из лучших в мире, но все равно в фундаментальности оно значительно уступает нашему. Многие молодые финны не знают как пользоваться МС офисом или не знают как считать проценты... Но это уже отдельная история и я ее поведаю в следующий раз, когда расскажу о том как получить профессию :)


P.S. Спасибо за внимание и прошу прощение за некую сумбурность написания, сочинения никогда не были моей сильной стороной.

На все вопросы отвечу в комментариях и хочу спросить будет ли Вам интересно узнать о общественном и личном транспорте, налогах, аренде жилья и жизни в Фи?

Школьное обучение в Финляндии Европа, Финляндия, Школа, Переезд, Жизнь за границей, Длиннопост
Показать полностью 3
77

Старшая школа в Финляндии.

Привет, Пикабу.

В этом посте я хотела бы поделиться интервью на на тему образования в Финляндии. Вопросы задавала организация AFS, которая занимается программами обмена. На вопросы ответила я- студент по обмену)

Страна Финляндия, г. Сейняйоки , Seinäjoen Lukio (lukio=старшая школа)

Старшая школа в Финляндии. Финляндия, Финн, Школа, Образование, Образование за рубежом, Длиннопост

В чем вы видите основную разницу между российской и заграничной школой?

- Отношение между учеником и учителем, организация учебного процесса. Ученики нацелены получить знания для жизни, а не для сдачи экзаменов. Отношение к оценкам.


Какие типы школ существуют в принимающей стране?

Начальная школа- с 1 по 6 класс

Средняя школа- с 7 по 9 класс.

Старшая школа-10-12 класс (Лицей)


С какого возраста начинают учиться в школе / заканчивают её?

- В начальную школу всегда поступаю в год, когда исполняется 7 лет. Заканчивают школу либо в 16( если уходят в колледж), либо в 18-19.


Какие предметы изучаются в школе? Какие из них обязательные, а какие можно выбрать?

-Рядовые ученики могут выбрать предметы, но также у них есть обязательные курсы (предметы) на весь год, которые они сами могут выбрать в каком периоде они хотят изучать тот или иной обязательный курс. Курс- материал, который ученики проходят за один период (обычно он посвящен определенному разделу, например: графики, вектора). За три года обучения в старшей школе ученик должен пройти не менее 75 курсов. Но у студентов по обмену нет обязательных курсов, поэтому мы выбирали все, что нам нравится. Выбор курсов огромный: от математики до фотографии, гигиены, изучении фильмов и бизнеса.



Если ли разница во взаимоотношениях «ученик – учитель»,  «учитель – родители», «ученик – родители» в сравнении с российской школой?

-Взаимоотношения между учеником и учителям более свободные. Ко всем учителям обращаются просто по имени и на «ты». Можно шутить, спорить, задавать вопросы в любой момент, подойти в конце урока или в коридоре. Часто с учителя могут просто подойти и спросить: «Как дела? Как там твоя музыкальная группа/ проект по психологии/ собака?» Во время выполнения заданий учитель ходит по классу и помогает ученикам, которые попросят. Также раз в неделю проходят встречи в школьном холле, где учителя могут еще раз объяснить какую то тему или прорешать задания вместе с учеником, а еще там бесплатные кофе/сэндвичи/йогурты))

На примере моей хост-семьи, могу сказать, что мама всегда проверяет готовность к тестам, она вместе с детьми повторяет параграфы, задает вопросы, проводит диктанты.

Прямого контакта между учителем и родителями нет(в младшей школе иногда проходят быстрые родительские собрания). В старшей школе преподаватели и родители никак не контактируют, ученики сами за себя


Как выглядят учебники и методические пособия, чем можно пользоваться в классе?

-Учебники-это обычные книги в мягком переплете с больши количеством фотографий и теории. Но учебниками принято пользоваться дома, чтобы подготовиться к тесту/ сделать домашнее задание. Или на предмете вообще может не быть учебника, а только различные листочки от учителя. На уроке обычно учитель сам рассказывает материал параграфа и показывает презентации/видео/эксперименты. Во время уроков можно вести конспекты в тетрадке или на ноутбуке. Иногда заданием на урок является создание презентации в группе, с помощью поиска информации в интернете/ учебнике. Некоторые учителя все материалы по уроку загружают на онлайн диски, где ученики могут свободно посмотреть и скачать все. Также иногда проходят различные онлайн-викторины, когда учитель создает тест, а ученики проходят его анонимно со своих телефонов. Потом вместе оцениваем уровень класса по итогам.


Домашнее задание. Есть ли оно? Какое по объему? Сколько тратится времени на выполнение?

-Домашнее задание задает каждый учитель по разному. Либо на каждый урок небольшой объем задач/вопросов, либо 3-4 больших задания на весь период ( проект, эссе, развернутые ответы на вопросы). На выполнение ежедневных задач уходить около 15-20 минут. Если это проектная работа или сочинение, то несколько дней. Задания часто отправляют по почте или загружаются на специальный образовательный сайт, которым пользуются все школы в Финляндии. Там же учителя по желанию могут выкладывать материалы с уроков.

Часто все можно сделать во время больших перемен, когда нет урока в данный момент.


Что еще предлагает школа: поездки, клубы, секции, кружки, социальные проекты, спорт, …?

В школе есть театральный кружок, которые проводят спектакли. В год организовываются несколько учебных поездок заграницу. Также организовываются экскурсии в университеты.

В течении года работает редакторская группа, которая делает «year book».


Дисциплина в школе. Можно ли пропустить занятия, можно ли отпроситься с урока, вызывают ли к доске, делают ли замечания и за что, можно ли спорить с учителем, есть ли школьная форма…? И, вообще, что можно и что нельзя в школе?

-Посещение всех занятий, которые есть в персональном расписании обязательно. Если ученик пропустил урок, то он должен собрать подписи родителей и учителя, урок которого он пропустил, в специальной книжке пропусков, также написать причину. Каждый урок ученики отмечаются в журнале, просто пишут инициалы напротив своего имени и дату, или это делает учитель.

С урока можно свободно отпроситься.

К доске не вызывают для решения задач, но могут попросить переписать решенную задачу из домашнего задания.

Учитель всегда может попросить учеников быть тише, но разговоры между собой не запрещены, если они никому не мешают. С учителем можно спокойно спорить, шутить, высказывать свое мнение на ту, или иную тему вслух. Преподаватели даже рады, потому что они видят заинтересованность учеников в уроке.

В финской школе нет формы, и необязательно ношение сменной обуви. Поэтому большинство финнов одеваются как можно комфортнее, чаще всего, в спортивную одежду.

В школе не запрещено пользование телефонов как во время перерывов, так и во время уроков. Учителя обычно не обращают внимание на учеников, которые сидят в телефоне и не делают никаких замечаний.


Какие иностранные языки изучаются в школе? На что делается упор (на чтение и перевод, грамматику, разговорную практику и т.п.)? Как изучается родной язык?

-Финский изучается на протяжении всего обучения. Проводятся дискуссии, эссе, изучается немного грамматики.

Также обязательным языком является шведский, который изучается с 7 класса. В старшей школе большой выбор других языков: Английский, Немецкий, Французский, Русский, Испанский, Итальянский.



Какие экзамены и когда сдаются? Какая процедура?

-Тестовая неделя проходит по окончании периода. В это время ученики посещают школу только для написания теста, а затем остаются на один урок, где могут подготовиться к следующему тесту. Тесты пишутся либо на листах, либо на компьютерах. Выбор остается за учителем. В конце всего обучения ученики пишут тесты по выбранным ими дисциплинам, но их результат не является решающим при поступлении в университет. Бóльшую роль играет средний балл.



На что может рассчитывать выпускник школы, может ли он поступить в университет / колледж сразу после школы?

-Сразу после школы можно поступить в университет или политехникум.


Что бы вы взяли в российскую систему образования и наоборот?

-Добавила бы в российскую систему образования: уроки по 70 минут, а не по 40, возможность изучать меньшее количество предметов в одну неделю, более свободное отношение к школьной форме, техническое оснащение школы. В финской системе не хватает более серьезного отношения к использованию телефона на уроках. Непривычно, что иногда ученик может узнать свою оценку за предмет только по итогам периода, потому что учителя обычно просто собирают все работы, оценивают активность на уроке, экзамен и ставят одну итоговую оценку, а не много в течении учебы. И у каждого учителя очень разный стиль преподавания, поэтому сложно привыкнуть, особенно, когда учителя меняются каждые 6 недель, потому что берешь новые курсы.


Может быть, есть что-то еще, какие-то особенности, о чем мы не знаем и поэтому не спросили.

Нумерация классов начинается с 16 (младшие) по 13 (старшие). В классе 20-30 человек и есть классный учитель. Но так как у каждого ученика свое собственное расписание, то они не сидят вместе друг с другом. Каждые 3-4 недели проходят встречи с классом, где в течении 15 минут учитель говорит новости и другие важные вещи.

Конкретно в моей школе обучение проводится на финском и на английском. Поэтому первый период у меня были только курсы на английском, а во втором периоде я уже взяла несколько курсов на финском. На курсах на английском обычно занимаются финны, которые хотят улучшить свои навыки.

На уроке очень много групповой/парной работы. Также упор делается на практические задания, например, на биологии мы измеряли длину 50 листьев у растения, делали графики, а потом высказывали свои предположения, почему так происходит. На английском писали пьесу.

В свободном доступе школьные ноутбуки, которые можно взять в любой момент, также очень много кабинетов с обычными ПК и принтерами.

Ланчи в школе бесплатные и очень вкусные.

Особенности расписания. Какой предмет вам нравится больше всего и почему?

-Год делится на 6 периодов- jakso. Один период состоит из 5 недель практики и 1 тестовой недели, во время которой пишутся тесты по предметами, которые изучались в этом периоде. Если осенние, зимние, весенние каникулы, но они не обязательно проходят в конце периода, а могут быть и посередине. Учебный день с 8:05 до 15:05, но зависит от личного расписания. У кого то день может начинаться со второго урока или третьего.

Одним из моих любимых предметов в первом периоде был «Бизнес», потому что учитель очень много проводил дискуссий на ту, или иную тему. В группе были почти все студенты по обмену, поэтому учитель всегда спрашивал про ситуацию в нашей стране в разных отраслях, которые мы в данный момент изучали на уроке. Также интересно было заниматься психологией, потому что были интересные темы, практические задания.

Каждый урок физкультуры имеет разную тематику (бассейн, йога, бег, боулинг) Поэтому этот урок не всегда проходит в школе.

Старшая школа в Финляндии. Финляндия, Финн, Школа, Образование, Образование за рубежом, Длиннопост

Другие фото:

Старшая школа в Финляндии. Финляндия, Финн, Школа, Образование, Образование за рубежом, Длиннопост
Старшая школа в Финляндии. Финляндия, Финн, Школа, Образование, Образование за рубежом, Длиннопост
Старшая школа в Финляндии. Финляндия, Финн, Школа, Образование, Образование за рубежом, Длиннопост
Старшая школа в Финляндии. Финляндия, Финн, Школа, Образование, Образование за рубежом, Длиннопост
Старшая школа в Финляндии. Финляндия, Финн, Школа, Образование, Образование за рубежом, Длиннопост
Старшая школа в Финляндии. Финляндия, Финн, Школа, Образование, Образование за рубежом, Длиннопост
Показать полностью 7
340

7 принципов финского образования

«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое»


Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2е место по естественным наукам и 5е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.


Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:


— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;

— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.


В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.


7 принципов «средней» ступени финского образования:


1. Равенство


Школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.


Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.


Родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.


Учеников.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.


Учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).


2. Бесплатность


Кроме самого обучения бесплатны:

- обеды;

- экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;

- транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;

- учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.


3. Индивидуальность


Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.


4. Практичность


Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.


5. Доверие


Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.


6. Добровольность


Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.


7. Самостоятельность


Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.


Когда и сколько учимся?


Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.

Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».


Чему учимся?


1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.


3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.


В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.


7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».


Кому нужны оценки?


В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!


Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Показать полностью
630

Жизнь в Финляндии. Школа (продолжение)

Начало http://pikabu.ru/story/_1770865

Учебный год в Финляндии начинается не с 1 сентября, а на 33 неделе, обычно это 10-15 числа августа. Два полугодия - осеннее и весеннее, в конце каждого полугодия выдается TODISTUS - что-то типа аттестата успеваемости. Вместо долгих зимних новогодних каникул - рождественские каникулы, в этом году они с 20 декабря по 2 января.
Оценок и дневников нет. Существует электронный дневник - специальный сайт, на который выдается код доступа родителям. Там можно написать сообщение любому учителю, узнать новости, успеваемость ребенка и подобное.
Успеваемость оценивается на тестах по количеству правильных ответов из числа возможных.
Самое хорошее в системе образования - что образование индивидуальное. Даже в классе из 20 человек у каждого может быть учебник со своим уровнем сложности (математика, например, имеет три уровня сложности). И домашнее задание списать не удастся. Если у ребенка проблемы с обучением в большой группе, его будут обучать в группе поменьше, где каждому можно уделить больше времени. Все это обсуждается с родителями на индивидуальных встречах.
Общие собрания проводятся только в начале года и носят ознакомительный характер с планами на год. Никакая личная информация на них не разглашается. Успеваемость и проблемы вашего ребенка не узнает никто, кроме вас самих.
Осенние каникулы - на 42 неделе - середина октября, весенние - в конце февраля.
Учебный год заканчивается в конце мая "торжественной линейкой", на которой вручаются аттестаты с успеваемостью.
Дарить учителям подарки, цветы не принято. Это считается переходом на более личное общение.
Как уже писала ранее, в школе выдается все необходимое - от учебников до карандашей-ластиков. Младшие классы пишут только карандашами, считается что так аккуратнее. Ну какой младшеклассник может исправить нормально ошибку, не устроив грязь :) Учебники в основном, с рабочей тетрадью, "переходящих" из рук в руки учебников мало - чтение, религиоведение. Окружающий мир, математика, родной язык (финский), иностранный (английский) - выдаются в индивидуальное пользование. В них можно писать, рисовать и тд.
Уроки труда не разделены по мальчикам-девочкам. В начальных классах девочки учатся так же забивать гвозди, мальчики- печь печенье. Все вместе. (Мне уже принесли из школы полочку для одежды, кубики типа игральных с просверленными дырками, вышитое полотенце, подушку-кота).

Продолжение следует. Спрашивайте, что интересно :)
Показать полностью
1392

О жизни в Финляндии. Школа

10 августа моя восьмилетняя дочь пошла второй раз в первый класс. Первый раз был в России всего год назад, поэтому в памяти еще свежи воспоминания о списках формата А4 "НЕОБХОДИМО купить для первоклассника" ( к слову, все НЕОБХОДИМОЕ в виде дневника, палитры, цветной бумаги все возможных видов так и пылилось невостребованное до конца года), о вопросах в анкете для родителей вида - Чем вы можете помочь школе? и квитанциях добровольной обязательной материальной помощи.... Поэтому я рвалась закупаться "школьностями" с первого августа - ручки, тетради, линейки-ластики, что еще надо в школе? И никак не хотела понимать, почему муж на все вопросы отвечает - ничего не надо.
Насколько "ничего не надо" я поняла только 10 августа.
Сбор возле школы в 9 утра (уроки тоже начинаются с 9). Вместо привычной нам официальной линейки с часовым стоянием и стихами первоклашек-одиннадцатиклассников, которые все равно, кроме них никто не слышит, с бантами у девочек на пол-метра и двухметровыми гладиолусами для учительницы в Финляндии все быстро и непринужденно. Директор школы вышла к ожидающим начала школьникам 1-4 классов (старше уже в другом месте), сказала пару приветственных слов и поименно назвала учеников - кто куда. Последним был наш класс "для иностранцев". В группе оказалось 18 учеников - брат и сестра из Тайваня, пара ребят из Эстонии, с Украины и две русские девочки, шведы и арабы. Финская учительница и три переводчика. Некоторые дети посещают класс второй год, поэтому они тоже "на подхвате" в помощь переводчикам.
Одежда - только удобная ребенку. Джинсы, штаны, шорты, футболки, легинсы.... У многих на ногах любимые финские шлепки Скечерсы. В школе нет сменной обуви. Дети носятся по школе....в носках. Так удобнее!
В первый же день нам выдали большую тетрадь А4 в клетку для занятий, маленький блокнотик для сообщений учителя родителям, для расписания и тд, ластик и карандаш. Все бесплатно) Финские первоклашки получили еще в подарок светоотражающие кепки с надписью - я новый участник дорожного движения.
До школы нам минут пять на машине, 40 минут быстрым шагом, 20 минут на велосипеде. Где-то два с чем-то километра. Поэтому нам ПОЛОЖЕНО!!!! бесплатное такси от школы до дома. (Я долго не верила своим ушам, переспрашивала раз двадцать - ПОЛОЖЕНО??? БЕСПЛАТНО????) Такси-микроавтобус забирает утром ребенка от дома, довозит до школы, и после уроков возвращает обратно. Учительница выходит и контролирует, что бы ребенок не потерялся и не сел в другую машину. (Возле школы стоянка такси, у каждого водителя список детей (они забирают по три-четыре ребенка), на машине - обязательный знак "Осторожно, дети!")
Через неделю нам выдали красочный учебник математики на финском.
Раз в неделю - урок физкультуры. После урока - обязательный душ!
Столовая - отдельная тема. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе что хочет из предложенного. Салаты из свежих овощей, рис, картофель, курица, мясо, молоко или вода.
К началу школу наше разрешение на проживание не была еще готова, соответственно, идентификационного номера тоже не было еще, но в школу нас приняли без вопросов, медсестра провела обследование, и дала разрешение на посещение школы...
Сама территория школы не огорожена трехметровым забором с колючей проволокой, она вообще ничем не огорожена, рядом - парковки для учителей и родителей, много места для велосипедов, все чисто и ухожено. Только несколько видеокамер по углам намекают, что все под контролем)
Продолжение следует :)
Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: