124

Факап Хромового Пиццамобиля1

Факап Хромового Пиццамобиля Малый бизнес, Стартап, Customer development, Длиннопост

Всем привет! Вообще я трекер стартапов и менеджер проектов. Хочу поделиться своими удачными и неудачными проектами. Может кому-то поможет избежать ошибок. Поехали)



Идея пришла в начале Апреля 2019 года. Первый раз выехали торговать через 2 месяца.

Суть проекта: Покупаем фургон, затягиваем бомбической зелено-хромовой пленкой, ставим в него морозильник, конвейерную пиццапечь и делаем из него крутой фудтрак. Люди сбегаются, как мотылки на огонь, покупают миллион пицц, мы богаты, масштабируем проект, летим в космос)

УТП(Уникальное Торговое Предложение):

1. Очень яркий образ, который привлекает внимание;

2. Вкусная пицца за 3 минуты (мы работали на замороженных заготовках собственного производства)

3. Возможность перемещаться за спросом.

Процесс создания и бюджет

1. Сделали 3D-макет

Факап Хромового Пиццамобиля Малый бизнес, Стартап, Customer development, Длиннопост

2. Купили VW Crafter Long. Длина 7,43 метра. Самый длинный в линейке. Обтянули пленкой. Бюджет: Crafter 2,8 млн., пленка Хром+бронепленка+работа по двойной обклейке = 0,5 млн. Итого 3,3 млн

Факап Хромового Пиццамобиля Малый бизнес, Стартап, Customer development, Длиннопост

2. Подготовили изнутри. Отделали железом, поставили печку, прикрепили нейтральное оборудование. Бюджет 0,7 млн. Итого 4 млн

Факап Хромового Пиццамобиля Малый бизнес, Стартап, Customer development, Длиннопост

Одна из наших фишек - метровая пицца. Выпекали по слайсам)


3. Поехали продавать пиццу

Факап Хромового Пиццамобиля Малый бизнес, Стартап, Customer development, Длиннопост

Первая локация была на трафиковом месте в спальном районе. Вторая локация - ночь музеев в центре города.

Результат - 30 пицц+напитки, итого 17 тысяч за 5 часов торговли. Очень слабо, учитывая, что мимо нас прошло около 6000 человек за это время. Конверсия 0,1%.

Дальше был эксперимент с выездом в город населением 80000 человек на самую трафиковую точку. Результат 45 пицц+напитки на 25000 рублей. Могли бы и больше, но пиццы закончились. Реально было продать 100 пицц на 50000 рублей. Конверсия была около 6%.

Итог: проект себя не оправдал экономически. Единственный вариант - ездить гастролями по небольшим городам. Схема сложно-администрируемая и малорентабельная. Окупаемость около 3х-4х лет.

Прочие сложности:

1. Технические проблемы - постоянно выходила из строя то печка, то рефрижератор, то генератор.

2. Ужасная духота внутри фургона (удивительно, да))

3. Административное сопротивление. Нас попросту выгоняли с некоторых мест.

Разберем ошибки

1. Не проверили гипотезу ценности. Мы не осознали - есть ли у людей "боль" в получении пиццы за 5 минут там, где сейчас находится Пиццамобиль. В большом городе достаточно пиццерий, которые доставляют пиццу на место.

Как избежать. Интервью в предполагаемых местах установки Пиццамобиля. Просто поговорить с людьми, как они решают свою "боль" по еде. Как они решали ее в последний раз. (Для составления грамотных интервью есть книга "Спроси маму". Рекомендую.)

2. Сначала "заточили" продукт, который оказался никому не нужен. Купили автомобиль, сделали из него конфетку, вложили почти 4 млн инвестиций, а потом начали проверять гипотезу ценности.

Как избежать.

Создать MVP - просто купить 30 пицц и попробовать их продать в месте, где ходят много людей, просто из любого арендованного, украшенного фургона. Бюджет в 50 раз меньше, результат тот-же.

3. Не посчитали бизнес-модель. Финансовая модель была рассчитана, а общего видения бизнеса не было. Соответственно не сфокусировались на конкретных гипотезах, не осознали ценностного предложения и месседжа в людей, который хотим донести.

Как избежать.

Составить бизнес-модель по Остервальдеру. Очень полезный инструмент для осознания своего видения бизнеса.

Выводы:

1. CustDev и Lean Startup - наше все. В данном случае применение этих методик могло сэкономить минимум 4 млн.

2. Важно осознавать, что все идеи основателя - галлюцинации, пока они не разбиты на гипотезы для проверки, пока не проверены и по ним не получены метрики - продажи или интервью.

3. Не возможно создать массовый спрос на еду просто красивой оберткой продукта. Если человек не хочет есть, никакой зеленый автомобиль не создаст этот спрос.

Если интересно, в следующих статьях я расскажу подробнее о методологии CustDev и про свою методику проверки гипотез, основанную на CustDev, Lean Startup, scrum и ТРИЗ.

Надеюсь, что помогу хоть кому-то избежать ошибок.

Тестируйте все, ребята, потом допиливайте продукт.

Всем добра)

Бизнес

2.6K постов32.8K подписчиков

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".

Работает премодерация.

Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.