77

Ещё раз про Н-1

Ракету Н-1 (Носитель-1) часто сравнивают с американской Сатурн-5 и даже называют "лунной ракетой". И то и другое не совсем корректно.

Ещё раз про Н-1

Шедевр американского ракетостроения Сатурн-5 создавался для одной узкой задачи - отправки нескольких экспедиций на Луну, без планов её дальнейшего использования. Великолепная и очень дорогая ракета.

В то же время Н-1 должна была стать рабочей лошадкой советской космонавтики, до 10 запусков в год. Круг задач предельно широк: выведение огромных блоков орбитальных станций, запуск аппаратов к другим планетам (в частности планировались посылка на Марс "тяжёлого марсохода" и автоматизированная доставка грунта с его поверхности на Землю), за 7-8 запусков Н-1 доставлять и собирать на орбите огромные ТМК (ссылки: Тяжёлый межпланетный корабль, ещё) для полётов к Марсу и Венере (первая экспедиция к Марсу планировалась в июне 1971-го года). А Луна советских ракетчиков особо не интересовала.

Теперь про саму ракету. Она должна была быть максимально простой, технологичной, дешёвой в производстве и эксплуатации, с возможностью дальнейшей модернизации (в частности планировалось перевести верхние ступени с топливной пары керосин-кислород на водород-кислород, а может даже на ядерную тягу).

Изначально конструкция состояла из четырёх ступеней (блоки "А", "Б", "В" и "Г") с кислород-керосиновыми движками Кузнецова. На первой ступени - 24 двигателя НК-15, второй - 8 НК-15В, третьей - 4 НК-31, четвёртой - один НК-19. Уникальность этой конструкции была в универсальности: из этих блоков можно было собирать разные ракеты

Блоки А, Б и В - это "классическая" Н-1 массой 2200 и с целевой нагрузкой 75 тонн на НОО, блоки Б,В,Г - это ракета-носитель Н-11 тяжёлого класса со стартовой массой 700 тонн и доставляемым весом на орбиту 25 тонн (привет "Ангаре-5"), В и Г - носитель среднего класса Н-111, 5 тонн на орбиту при стартовой массе 200. При переводе верхних ступеней на водород выводимая нагрузка практически удваивалась. Тем самым получалась целая линейка экологически чистых носителей, покрывающая все нужды космонавтики и созданных по одной технологии. При замене на нижних ступенях двигателей НК-15 на модифицированные НК-33 они в принципе могли стать многоразовыми (привет Илону Маску). В планах было и создание "нулевой" ступени с 48-ю двигателями, превращающую Н-1 в супертяжеловес, сотни тонн на орбиту одним запуском.

Но увы. Вмешалась политика. Остальное известно

Моё мнение: Н-1 - это уникальный проект. Незаслуженно забытый, поруганный и недооценённый шедевр советского ракетостроения.

Исследователи космоса

19.5K постов49.2K подписчика

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
11
Автор поста оценил этот комментарий

"Шедевром отечественного ракетостроения" Н-1 стала бы если полетела. А так это самый эпичный провал отечественного ракетостроения.
Ну и схема оказалась откровенно неудачной, больше к ней никто в мире не возвращался. Двигатели показали свою ненадежность (взрыв РН Антарес).
Шедевром я бы мог назвать только Энергию и Зенит как отдельный РН-носитель. Энергия по концепции, грузоподъемности и примененным техническим решениям. Зенит как вершину советской автоматизации и топливной эффективности ракеты.
А Н-1 это авантюрно-компромисное решение чтобы побыстрее "догнать и перегнать" не дожидаясь пока появятся нормальные мощные двигатели.

раскрыть ветку (12)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Всмысле, нынче все крупные ракеты многодвигательные, потому как создать относительно небольшой двигатель и запихнуть их сразу штук шесть в ракету проще чем два три больших. просто в те времена не было технологий надежного управления множеством двигательных установок разом

раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ариан - 5 и 6, Vulcan - это многодвигательные ракеты?

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ариан стартует на твердотопливных ускорителях,  да и сложно назвать ракету современной если она была впервые пущена в 95 году) А вулкан это дикий архаизм да к тому же еще не летал.

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Китайчатина CZ-5 тоже имеет пару двигателей на первой ступени, кстати.
А насчёт проблем управления - интересно откуда этот миф пошёл. Потому как фактически проблемы были в низкой надёжности двигателей НК-15 и невозможности их прожига перед стартом.

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Их прожигали. Проблема была не в прожиге отдельных двигателей, а в прожиге всей ступени. То ли денег, то ли время пожалели, не знаю! Энергию уже прожигали. Можно найти видео в инете. НК-33 имеет чрезвычайно высокую надёжность. Один из двигателей отработал 4 часа 10 минут при 16 пусках без съема двигателя со стенда.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Внимательнее изучи историю вопроса. НК-15 были сугубо одноразовыми, прожигу не подлежали, так как потом требовали полной переборки. И к вопросу подошли авиационному. А на НК-33 Н-1 так и не полетела, её зарезали раньше.

— Мы обязаны вместе с военной приемкой, — объяснял Райков, — принимать двигатели по системе «Конрид», которая утверждена Мишиным, Кузнецовым и согласована с военной приемкой. По этой системе двигатели выпускаются партиями по шесть штук. От каждой партии военный приемщик отбирает два двигателя на огневые испытания. Если они прошли нормально, то остальные четыре из этой партии уже без всяких огневых испытаний отправляются на сборку ракетных блоков. Двигатели по использованию строго одноразовые. После огневого испытания такой двигатель для установки на ракету уже не пригоден. В этом принципиальное отличие двигателей Кузнецова от американских.

http://militera.lib.ru/explo/chertok_be/25.html

0
Автор поста оценил этот комментарий

В авиации обычное дело, что самолёт разрабатывается под двигатели, производство которых ещё не начато. И первые облёты- испытания проходят на других движках, которые на тот момент доступны

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Но  конкретном случае это не помогло. По традиционной схеме "Запустим - соберём обломки - проанализируем - сделаем лучше" оказалось слишком дорого работать.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Так была же нарушена логичная последовательность: сначала отладить-позапускать Н-111 и Н-11 (входящие в их состав блоки успешно испытали на стендах), но потребовалось "всё и сразу". Даже если бы в полном сборе Н-1 и не полетела бы, то эти носители выглядят весьма перспективными

0
Автор поста оценил этот комментарий

На Антаресе стояли двигатели AJ-26. Это действительно двигатели НК-33, но которые прошли модернизацию на Украине в "Южном".Кстати, первая ступень  Антареса была разработана там же.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Что-то часто этот несчастный AJ-26 поминают, а что НК-33 не только на "Союз-2.1 В" летает но и планируется его применение в РН «Союз-2-3» как-то игнорируют

Автор поста оценил этот комментарий

ещё раз подчеркну

Проект Н-1 и то чудовище, что в итоге получилось - это несколько разные вещи. Это целая линейка носителей, причём Н-111 по параметрам радикально превосходила современный ей "Восток", а Н-11 - "Протон" (и примерно равна "Ангаре-5"). Вполне жизнеспособные проекты. Если бы их сначала отладили, то это многое радикально изменило и в космонавтике 60-х, и для следующих.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества