Дважды коронованный. Российский фотограф взявший Пулитцеровскую премию
Александр Земляниченко долгое время был единственным из российских фотографов, которых наградили одной из самых престижных мировых наград в области журналистики (в 2016 году компанию Александру составил Сергей Пономарев, но у него нет личной премии). Повезло Земляниченко и со временем работы. Он начал снимать в 80-е годы, застав самый яркий период жизни нашей страны: перестройка, развал СССР, становление новой России, свобода в СМИ, весёлый Ельцин и, конечно же, люди жившие в тот период. Тогда не было миллиона камер и доступного интернета, поэтому ценили фотографии. И нет, не из-за плёнки. В одном из интервью Земляниченко признался, что цифру выбрал давно.
«Мы на цифру перешли в конце 90-х. Но я не понимаю этих разговоров: кто хочет снимать на пленку, у кого есть время и деньги немалые, — пожалуйста. Как в «Комсомолке» говорили? Есть фотография — она есть, а нет ее — можно говорить о плохом фотоаппарате, плохой пленке, о том, что Степа проявитель плохо развел…»
Первую Пулитцеровскую премию Александр Земляниченко получил в 1992 году в категории "Новостная фотография". Вместе с Борисом Юрченко он снял репортаж о московском путче 1991 года.
Второй Пулитцер достался уже персонально Александру Земляниченко за фотографии российского президента Бориса Ельцина, танцующего на рок-концерте в честь его предвыборной кампании. Случилось это в 1997 году.
Александру действительно повезло со временем. Тогда народ мог высказывать собственное мнение, не боясь, что отправится за это в колонию. Образы тоже были уникальными. Посмотрите на людей той эпохи.
Отдельное место в работе Земляниченко занимает война и различные боевые операции. Он снимал от Карабаха до Афганистана. Отдельная тема - различные события в Москве.
Уникальные кадры политиков в исполнении Александра Земляниченко. Это не просто фотохроника, ему удаётся выдать работу с мощнейшим подтекстом.
А еще Земляниченко потрясающе рассуждает о современной фотожурналистике.
"Что главное для фоторепортера? Снимать правду. Не вмешиваться в события Но бесстрастно зафиксировать событие все равно не получится. В том, как оно снято, всегда заключена оценка. Фотограф - живой человек со своим мировоззрением, своими представлениями о жизни, о добре и зле. Но если я не перевернул событие с ног на голову, не передвинул его вправо или влево, значит, не погрешил против правды. Я просто увидел это событие своими глазами. И показал. Кто-то увидит по-другому. И тоже покажет. Нельзя снимать бездумно. Хотя некоторым это удается".
К сожалению сейчас фотограф практически вымирающая профессия. Однако Александр уверен, что идет некий процесс трансформации.
"Профессия не умирает, она меняется. Другое дело, это становится все менее нужным. Есть издания, которые понимают, но их мало, но их и должно быть мало".
Сейчас Александру Земляниченко 70 лет, он до сих пор входит в кремлёвский пул фотографов, а также снимает для Associated Press.













Истории и практика фото
212 постов1.7K подписчиков
Правила сообщества
1. Давайте попробуем вести себя прилично.
2. Мнение авторов уроков, как и уровень этих уроков, может расходиться с вашим. Не нужно писать "урок г****" или "фи, уровень новичков". Да, мы пишем в том числе для новичков, коими и вы были. И да, порой уровень урока может быть достаточно простым для вас. Однако это не значит, что нужно выливать ведро дерьма на автора. Просто напишите урок лучше и опубликуйте его в сообществе.
3. Мы принимаем на критику фотографии любых авторов. Когда вы начинаете писать отзыв на снимки, помните, что человек вчера мог купить камеру и его уровень далёк от вашего. Тем кто выкладывает фотографии на критику, не нужно близко к сердцу воспринимать и после начинать конфликт с критиком. У каждого своё мнение.
4. Не забывайте ставить теги. Ну пожалуйста.