Давид Ливингстон: лучшая гарантия безопасности - достойное поведение

Давид Ливингстон: лучшая гарантия безопасности - достойное поведение Давид ливингстон, Малярия, Африка, Исследования, Воинственные миссионеры, Пикабу образовательный, Длиннопост

"Эх, была не была!", сказало Королевское Географическое Общество (далее КГО) и 15 декабря 1856 года вручило Ливингстону шоколадную золотую медаль. Королевский астроном Маклир к вручению приза также добавил, что в Африке, наверное, уже не осталось места, где бы не ступала нога Давида Ливингстона. Что и говорить, наследил он там изрядно.

Доктор все дальше отходит от миссионерства - пишет книгу о своих путешествиях, выступает в промышленных палатах, привлекая на свою сторону кучу толстосумов с деньгами, и спустя два года такое поведение полностью рвет шаблон Лондонскому миссионерскому обществу.


Оно отправляет ему письмо, где члены миссионерства клянутся больше не задирать надменно нос и здороваться с Ливингстоном за ручку, плюс время от времени подкидывать немного добротных английских фунтов - но Давид в ответ шлет их дальним лесом, "и, вообще, клал я вприсядку на миссионерскую деятельность"

Причины так поступить? Да сколько угодно. К тому времени правительство Британии дало доктору две должности одновременно: консул на восточном побережье и в областях внутренней Африки, и начальник исследовательской экспедиции в эти самые области. Смекаете? "Вот тебе страна, даже кусок континента, но свои консульские обязанности ты сможешь исполнять только после того, как лично прошвырнешься по местам боевой славы".

Хотя жалование было немалым, пятьсот фунтов в год.


Ради интереса я прибегнул к некоторым расчетам и выяснил вот что:

В конце 17 - начале 18 века 500 фунтов по годовому заработку находится между заработком эсквайра (450 фунтов) и заработком рыцаря британской короны (600). В переводе на современные суммы это около 17 000 британских фунтов. Можно сравнить со средним годовым доходом современного британца в не самых благополучных регионах вроде Хайндбёрна или Западного Соммерсета. Ссылки на голые цифры и выводы в конце поста.

Фактически, доктор Давид Ливингстон уже тогда мог жить довольно неплохо (почти не уступая уровню обеспеченности рыцаря!), если бы не факт жизни в Восточной Африке.


Снова исследователь собирает команду, в которую включает своего брата Чарльза, молодого врача и ботаника Кёрка, судового инженера Рея, художника (сейчас обычно берут фотографа) и интенданта Бейнса, а также морского офицера, один штука, и геолога, один штука. *Рандомная шутка про геолога*

Вся эта честная компания грузит себя на правительственный пароход "Перл" и плывет в Африку. По пути Давид заявляет - он, мол, создал кодекс.

Давид Ливингстон: лучшая гарантия безопасности - достойное поведение Давид ливингстон, Малярия, Африка, Исследования, Воинственные миссионеры, Пикабу образовательный, Длиннопост

Нет, не тот кодекс, а кодекс поведения настоящего джентльмена в Африке. Выдержки:


Когда имеешь дело с людьми нецивилизованными, то лучше всего в отношениях с ними, без сомнения, искренность.


Лучшая гарантия безопасности - достойное поведение.


И все такое прочее. Кстати, многие цитаты Ливингстона могут быть напрямую применены и к современному укладу общественной жизни:


Когда я познакомился с чернокожими людьми настолько близко, что, глядя на лицо, забывал о цвете кожи, то я был поражён полным сходством некоторых туземцев с известными нашими европейскими знаменитостями.


Я никогда не любил видеть людей, все равно больных или здоровых, с готовностью опирающихся на других.


Но вернемся к Африке.

Худой, почти тщедушный Давид, по свидетельствам соучастников его исследований, неоднократно подвергал свою жизнь опасности. Войны племен, малярия, да вспомнить хотя бы тот случай, когда на него напал лев. Кстати, годы исследований Ливингстона полностью перекрываются годами массового внедрения первых автомобилей, паровых и электрических. Англичане что-то знали про львов и машины.

В экспедиции по Замбези, которую запланировал доктор Ливингстон, они собирались плыть по реке на пароходе. Для этого части парохода были привезены другим пароходом - мы привезли тебе пароход на пароходе, чтобы ты смог собрать пароход, когда поплывешь по Замбези.

С самого начала идея с пароходом "Ма-Роберт", показавшаяся вначале удачной, встретила море камней преткновения. Тут тебе и мелкие русла рукавов Замбези, и пороги, и недостаточная мощность паровой машины. "Ма-Роберт" плыл по схеме: день плывем, полтора дня готовим дрова. В конце-концов пароход, прозванный "Астматиком" (он еще и течь давал!) был брошен на произвол судьбы.


Во время следующего путешествия по маршруту Замбези - Сешеке (родина второго племени, в котором Давид долго гостил вместе с семьей) Ливингстон, сам того не подозревая, проложил торговый маршрут для португальских работорговцев. С ними, а также с другими представителями этой славной профессии доктор Давид Ливингстон боролся до конца жизни. Вот только португальское правительство не хотело лишаться потенциальной прибыли, и ставило палки в колеса и без того не самых прочных телег исследователя.


В 1861 году, весной, когда прибыло (с опозданием в два месяца) исследовательское судно "Пионер" со стадом миссионеров на борту, португальские власти просто наложили в штаны и одновременно запрет на регулярное перемещение по рекам Замбези и Шира.

Английское правительство предложило Ливингстону взамен исследовать реку Рувума между современными Танзанией и Мозамбиком. И тут кораблестроители подложили вторую свинью - "Пионер" задумывался с осадкой три фута, дабы легко преодолевать африканские реки. Но для того, чтобы пересечь Атлантику, его осадка была увеличена до пяти футов. Поскольку Давид боялся сесть на мель, ему пришлось откровенно наплевать на португальские запреты и выйти в русло реки Замбези. Во время плавания он попутно освобождает рабов, избегает племенных войн и первый раз отдает приказ на применение оружия.


Миссионеры времени не теряли - построили миссию и...

Как вы думаете? Нести слово Божие?

Ага, щас. Стали воевать с племенем ваяо, взяв под защиту племя маньяджа. Вот такие тогда были воинственные миссионеры.

В 1862 году Ливингстону присылают еще один, тоже сборный пароход. Учитывая, что все плавсредства были куплены на его гонорары от книги и другие заработки, я думаю, что мужик просто увлекался сборкой пароходов в натуральную величину.


"Леди Ньяса" оказалась более удачной моделью - по крайней мере, она не протекала и потребляла разумное количество дров. Но год, как и следующий, выдались самыми тяжелыми в карьере исследователя - он потерял жену, умершую от тропической лихорадки, несколько раз лишался всего или почти всего имущества, постоянно менял маршрутные листы, но смог освободить около ста человек из различных племен от цепей работорговцев и пережить всех миссионеров, сгинувших в огне войны, от лихорадки и даже от дизентерии.


В 1864 году блудный сын наконец-то возвращается в Британию (внезапно, через Бомбей. С логистикой явно дело швах). Закатываются пиры, приемы, рауты, пишется вторая книга, также собирающая солидные гонорары - и на этом можно закончить рассказ о втором путешествии Ливингстона. Но пыл его так и не унялся, поскольку Давид поклялся покончить с работорговлей в Африке раз и навсегда.

Давид Ливингстон: лучшая гарантия безопасности - достойное поведение Давид ливингстон, Малярия, Африка, Исследования, Воинственные миссионеры, Пикабу образовательный, Длиннопост

ссылки на статистические и сравнительные источники доходов:

http://www.johnhearfield.com/History/Breadt.htm

https://janeaustensworld.wordpress.com/tag/cost-of-living-in-regency-england/

https://en.wikipedia.org/wiki/Income_in_the_United_Kingdom