540

Чужое детство.

Так получилось, что в 83 году мама заболела, и необходимо было делать срочную операцию в Риге. Какое-то время я жил у соседки, но очень скоро она от меня взвыла. Биологический отец меня не признавал, да и увидел то я его впервые в 35 лет. В общем, встал вопрос, куда меня девать.


Я не знаю кто, тогда принимал подобного рода решения, но меня отправили в Ригу, в интернат номер один. Напомню, мне было 9 лет! Я даже не представлял себе что такое интернат, потому ехал туда без особых эмоций.


Здание было похоже на обычную школу, серое, кое-где пошарпанное, единственное, что бросилось в глаза, забор. Высокий, железный, ржавый.


Меня привели к директору, он не смотря в документы, отложил их в сторону, и сказал - иди сынок, тебе всё покажут -. Какая-то женщина крепко взяла меня за запястье и повела в жилой блок. Там я впервые увидел эти глаза...


Детские лица, а глаза стариков. Таких брошенных, одиноких, обречённых стариков глаза. Они до сих пор у меня перед глазами, я эти взгляды не забуду никогда. Я не знаю сколько времени мы изучали друг друга, но и они и я понимали, что я из другого мира. Вдруг, меня одёрнула та тётка и сказала - раздевайся -.


У меня была новая, чистая одежда, которую я больше так и не увидел. Она забрала всё и сказала чтобы я выбрал себе одежду там в коробке. Я не понимал что происходит, но судя по её взгляду - это не обсуждалось. Я обречённо подошёл к коробке, там лежала старая, поношенная одежда. Я что-то выбрал, подошёл к своей железной койке, сел на корточки и тихонько заплакал. Ко мне подошёл мальчик, протянул руку, сказал, что зовут его Ясик. Он присел рядом и сказал, что все так начинают, привыкнешь. Я явно был не готов ко всему, что там происходило, но понял что плакать смысла нет.


Со временем, я со многими подружился, я рассказывал о том как я живу, а они рассказывали свои истории. Показывали швы - это, мол, батя по пьяне бутылкой. У кого-то был псориаз, у одного вместо глаза зияла чёрная вмятина и этот список ужасов и увечий был бесконечным. Оказалось, что в этом интернате были собраны дети алкоголиков и наркоманов, лишённых родительских прав. Это были девятилетние дети!


Наверное, я запомнил эти имена, потому что это был мой первый урок там. Учителя звали Рано Борисовна. Милая женщина, хорошо относившаяся к детям, а там это было редкостью. Посадили меня за парту к Толику Быстрову и он был жутко этим недоволен и сильно матерился по этому поводу. Вообще, материться там считалось нормой, им даже не делали замечания. Толик не мог успокоиться пол урока, пока не ударил меня по шее. Когда раздался хруст и вопль Толика, весь класс засмеялся. Нет - это не шея у меня была такая крепкая, у него просто были хрупкие кости. Я не помню как называлось это заболевание, но у него были проблемы с кальцием, если я не ошибаюсь.


Кормили ужасно и порции были очень маленькие и мне запомнились самые маленькие дети, стоявшие у окна кухни и тонкими голосами просили - тётенька, ну дай хлебушка -.


Иногда, им выкидывали пару кусков хлеба и они жадно запихивали его в рот, чтоб не отобрали старшие. Такое тоже там практиковалось. К детям никто не приходил за все 3 месяца, что я там провёл. Никто, ни к одному! У меня в Риге учился брат и он иногда ко мне заглядывал. Ему было 18 лет и ему явно было не до меня, но его подруга заставляла его заезжать ко мне. У нас никогда не было близких, родственных, по-настоящему братских отношений, поэтому меня не удивляло, что он приходил на 5 минут, вручал мне шоколадку и уходил. А подруга его жалостливо на меня смотрела и гладила по голове, видя, как мне там нелегко. Через несколько лет они поженились и я часто вспоминал с ней те моменты.


Съесть шоколадку, было большой ошибкой, но я к тому моменту ещё не привык к тамошним устоям. Ко мне подошёл старшеклассник и сказал, что тут так не делается и будут последствия. Я зашёл в жилой корпус и со мной никто не разговаривал, даже те, кого я считал друзьями. Законы там были жёсткие. Мне объявили бойкот и ночью сделали тёмную. Это был мой первый жизненный урок. Бойкот продолжался до следующей шоколадки. Я принёс её в комнату, Ясик разделил её на маленькие кусочки, чтобы хватило всем. Все разобрали по кусочку и на стуле остался один. Ясик посмотрел на меня улыбаясь, и сказал - бери, бери, а то за выпендрёж опять тёмную сделаем. Вот такой девятилетний юмор был там.


Да, кстати я был единственным на весь интернат, кто мог покидать территорию. Меня отпускали к маме в больницу раз в месяц. А так, остальные, только если строем и под присмотром трёх воспитателей.


Поездки к маме тоже не добавляли оптимизма. В первый раз, когда я приехал - она неподвижно лежала на спине и могла только поворачивать головой. Там, при ней, я держался, говорил, что всё у меня хорошо, но как только уходил, слёзы лились сами собой. Я думал, что она уже никогда не встанет и я навсегда останусь в интернате. Уже подъезжая, я вытирал слёзы. Слабость показывать там было нельзя. Когда я поехал к маме третий раз, она уже училась ходить. Она опиралась на меня, я крепко, как мог её держал и так мы проходили несколько метров, пока у неё не подкашивались ноги, и я звал медсестру на помощь. Сердце в эти моменты разрывалось просто. Дорога обратно была такой же горько-солёной, но приезжал я уже в форме. Наверняка, многие сейчас мне не поверят, но в интернете не было горячей воды! Мылись в холодной. (уже по приезду домой я привез оттуда подарок, который назывался "цыпки" если я правильно помню. В общем, кожное заболевание.)


Иногда, мы делали набег на ближайший магазин, воровали хлеб, конфеты, да всё что глаза видят. Меня на дело не брали, знали что меня заберут домой рано, или поздно, а им интернатовским ничего не будет. Я стоял на шухере - это максимум что мне доверяли.


Ну, не могли быть все 3 месяца такими негативными и однажды, нас, коллективно повели на выставку. Там ко мне пристала какая-то назойливая тётенька с фотоаппаратом. Встань так, посмотри сюда, подними глаза...


В общем, если я не ошибаюсь она было корреспондентом газеты "Советская молодёжь" и моя фотография была напечатана. Газета с годами затерялась, но это было таким своеобразным светлым пятном в тускло-серой интернатовской палитре.


P.S. Шансы у ребят что их заберут домой, были почти нулевые, но все они абсолютно искренне готовы были всё отдать, чтобы вернуться к своим хоть и алкашам, но родителям, по которым они жутко скучали. На случай, когда кого-то всё-таки забирали у них был ритуал о котором я не знал. Меня провожать вышли все, от самых маленьких, до старшеклассников, и все по очереди ко мне подходили, обнимали и говорили "удачи тебе брат". Несколько сот человек со мной так прощались, в надежде, что этот ритуал когда-то проведут и с ними. Последним стоял Ясик, он подошёл крепко крепко меня обнял и шёпотом, еле сдерживая слёзы, сказал "Димка, ты заезжай, расскажешь как там жизнь на свободе".


Мне за многое в жизни стыдно, но то что я не сдержал своё обещание перед Ясиком, висит тяжёлым камнем у меня на душе все эти годы!

Чужое детство.
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Как же это грустно. Надеюсь последующая жизнь сложилась у вас счастливо.

раскрыть ветку (23)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да я то домой уехал. А этих детей почти никого нет. Я пытался найти хоть кого-то, но из людей кто был опосредовано с ними знаком, я узнал, что либо сгнили в тюрьмах, либо были убиты, либо наркотики.

раскрыть ветку (22)
Автор поста оценил этот комментарий

Интернаты и сейчас полны детей. Можете помочь тем, для кого ещё не всё потеряно)

раскрыть ветку (21)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я даже не знаю есть ли там интернат. Это уже другая страна, другая жизнь, другая история. Да и я живу в Голландии.

раскрыть ветку (20)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы можете помочь другим детям.в каждой стране есть детские дома и интернаты.

В тексте чувствуется,что вы чувствуете себя виноватым,а комменты подтверждают,что это лежит тяжелым грузом на вашей душе.Возможно,хорошее дело поможет вам отпустить это.

раскрыть ветку (19)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Виноватым он мог себя чувствовать в детстве, из детской солидарности. Каким образом автор может быть виноват перед теми детьми/людьми? Их опекали до 18 лет, после чего я уверен с помощью различных соцслужб им были предоставлены варианты работы, жилья и так далее. Взрослые это не дети, их никто насильно держать под замком не будет, руки-ноги-голова на плечах есть - могут устраивать свою жизнь.

раскрыть ветку (14)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да никто и не говорит,что вина перед ними есть.но часто бывает чувство такое,иррациональное,у самого человека.

1
Автор поста оценил этот комментарий

эти не могут. Они не готовы к жизни вне детдома.

они не умеют пользоваться деньгами, не понимают зачем работать и так далее. А в большинстве случаев их подготовкой к нормальному миру никто не занимается:(
раскрыть ветку (12)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Что значит не понимают зачем работать? Если они жили впроголодь и ели по кусочку шоколадки на праздники, то я уверен каждый из них мечтал уйти оттуда и начать жить как взрослые и зарабатывать.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ха-ха. Как взрослые. А если взрослые врут и воруют, унижают и унижаются?

Взрослые ходят в масках - умных, вежливых, цивилизованных.

0
Автор поста оценил этот комментарий

они не знают как живут взрослые, поскольку видят только своих воспитателей. Они не знают связи деньги - еда.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вы текст читали? Дети там из неблагополучных семей - алкоголиков и тд. Они видели своих родителей и все прекрасно понимают. Вы пишете будто они с Луны свалились.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тут или прочувствовать надо, на своей шкуре. Или очень грубоко погрузится в тему.

Как бывший интернатовец скажу.


Я не умею жить в семье. В интернате нет семьи, нет образа семейного поведения. Вот в Армии мне было относительно легко. Особенно по сравнению с "мальчиками из под юбки" То ещё мамкино образование. ;)


Мой первый брак был... Браком.  Сейчас осознанно над этим работаю. Но трудно преодолевать своё воспитание.


Я не умею готовить. Всё детство я ел в столовой. Мне проще сходить в столовую, кафе, ресторан, чем готовить самому дома.


Не судите со своей колокольни. Вы многого не видите.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Почти правильно.

Как живут взрослые они хорошо видят. Если воспитатель от бога, с душой и любовью, всё более менее нормально.

Плохо когда воспиталка на работе. Это тоже хорошо видно и считывается. Воспиталке тяжко, она не любит ни работу, ни себя, ни детей.

С х*я детям, воспитанным такой тёткой, любить потом работу.

А ещё она ворует на работе...


Ценность денег понятна сразу.


Вот как добывать эти деньги, что бы легко и приятно.

И самое главное зачем? Еды купит и все?

Копить, вкладывать в семью?!...

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вот в том и беда, что нормальной соцализацией этих детей почти никто не занимается, они живут в замкнутом мире всегда все получая от государства. Некоторые даже не задумываются откуда все берется.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Смотря что вы понимаете под жизнью. Норма для вас совсем не значит норма для другого.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

нормальный мир в смысле мир вне дет дома

0
Автор поста оценил этот комментарий

Вы лично хоть одному интернатовцу помогли?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В детский дом подарки относили и игрушки.через знакомых.но сама не вручала.фото вручения видела

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Похвально. Нет, я серьёзно. Благодарю вас.


Как бывший интернатовец добавлю, детям в крайней степени не хватает живого общения. Любви, нежности, заботы. Они как котята, вполне хватит бумажки на ниточке. Но живых объятий и любящих глаз не заменит ничего.

Это конечно крайне не просто, решится на такое. Необходимо учесть что ребёнок может привязатся. И очередную разлуку переживать очень тяжело.

Лучшее что я видел это гос программа в Беларусии. Детские дома семейного типа. Государство обесречивает, обязательно работает психолог с детьми и родителями. Программа адаптации детей в социум.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

У нас тоже много семейных детских домов.просто их воспринимают как мнлгодетные семьи ,и поэтому мало о них знают.я из поселка,у нас две таких семьи.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества