37

Буба и кики

На этой картинке изображены два предмета. Один из них называется "Буба", а второй "Кики". Какой из них какой?

Буба и кики Эксперимент, Психология, Статистика

95% людей Земли, вне зависимости от языка, отвечают на этот вопрос одинаково: Кики - справа, а Буба - слева. Последние исследования этого эффекта показали, что даже дети в возрасте ~2,5 года (не умеющие читать) показывают аналогичные результаты.


Этот пример часто используется, чтобы показать эффект синестезии, когда через разные органы чувств поступает одинаковая информация. В данном случае Буба звучит округло и мягко. При этом люди с аутизмом не показывают такого ярко выраженного предпочтения. Лишь 60% больных этим расстройством видят "бубу" слева.


Впервые эффект наблюдался немецко-американским психологом Вольфгангом Кёлером в 1929 году.

Дубликаты не найдены

Отредактировала ltomme 10 месяцев назад
+8

Ясень пень, что boob'а звучит "округло" (кто не понял - гуглите boobs).

раскрыть ветку 1
+7
Иллюстрация к комментарию
+4

Ну наоборот же - к острая, б округлая.

+3
Проверить копипасту перед публикацией? Да ну нафиг надо.
+3
Прежде чем скопипастить текст хотя бы прочитай его
раскрыть ветку 1
+1

Дело не в тексте, я просто быстро заменил картинку и не заметил, что объекты поменялись местами, буду внимательнее

+3
Картинку пожалуйста отзеркаль,или текст немного измени)у тебя ошибка закралась)
+2

Кажется я нашёл себе воображаемых друзей, одного буду звать "буба", а второго "кики"

+2

Да, у вас неточность в тексте: буба, все-таки, должна быть слева, а не наоборот.

+2
Сам себе противоречит.
0

Уже светилось на пикабу в одном видосе

0

Где то было уже такое

0

вы просто те 5%

0

Странная хрень, "Буба и Кики" - расположены в верном алфавитном порядке, в нашей стране читают слева на право, поэтому алфавитный порядок лег на порядок фигур. Думаю если бы я читал справа на лева то было бы чо буба находиться справа.

Похожие посты
137

Обучение наблюдением

Демонстрация работы социального научения: ребенка не требуется целенаправленно учить чему-либо, достаточно лишь его наблюдения за действием со стороны.


Суть эксперимента: ребенку (около 18 месяцев) показывают игрушки и демонстрируют способ взаимодействия с ними. Игра направлена на его основную возрастную потребность - изучение мира, и он с удовольствием принимает правила игры. Плюс, экспериментатор эмоционально и вербально поддерживает ребенка в игре.


Чуть позже, в комнату входит экспериментатор №2. Экспериментатор 1 и 2 взаимодействуют на глазах у ребенка - проводят похожую игру между собой, но с другими объектами. Наш номер 2 четко, ярко и однозначно негативно реагирует на это. Ребенок спокойно наблюдает за происходящим. После чего, экспериментатор №2 отвлекается от взаимодействия и вообще покидает комнату. Цель экспериментатора №2 заключалась в том, чтобы сформировать у ребенка набор негативных переживаний, после которого он откажется от подобной игры.


В результате, ребенок отказывается играть в новую игру, так как видел, какую реакцию это может вызвать у окружающих. Особенно стоит отметить несколько вещей:


1. Малыша не учат - он обучается самостоятельно, просто наблюдая за взаимодействием других людей. Даже в таком раннем возрасте.


2. Он видит экспериментаторов впервые. Ни один из них не представляет для него эмоциональную значимость, однако он легко усваивает информацию, полученную от них.


3. Он не начинает играть, даже когда экспериментатор №2 покидает комнату. Ребенок усваивает норму и сохраняет ее для дальнейшего взаимодействия с миром.

______________________________________________________________________________________________________

Материал взят из группы https://vk.com/forto4ka_group - там я размещаю публиации, статьи и видеоматериалы о психологии и других дисциплинах.

Показать полностью
63

Психологи рассказали о способе наладить контакт с кошкой

Подружиться с питомцем помогли медленное моргание и прищуривание глаз. Кошка воспринимает их примерно так же, как человек — искреннюю улыбку, — и начинает считать хозяина более дружелюбным и привлекательным.

Психологи рассказали о способе наладить контакт с кошкой Кот, Эксперимент, Дружба, Психология, Ученые

Команда психологов из Сассекского и Портсмутского университетов в Великобритании провела два эксперимента. В первом участвовала 21 кошка в возрасте от нескольких месяцев до 16 лет. Ученые предложили их хозяевам сесть в комнате собственного дома (это было необходимо, чтобы животные не испытывали стресс от незнакомой обстановки), в метре от питомцев. Затем под руководством психолога люди особым образом моргали или щурили глаза: предполагалось, что это позволит наладить контакт. Важно, что все кошки жили у своих хозяев не меньше трех месяцев.

Для второго теста взяли 24 кошки в возрасте от года до 17 лет. В ходе эксперимента с ними старался взаимодействовать уже незнакомый человек, один из исследователей. Вначале он протягивал каждому животному руку, чтобы проверить, готово ли оно идти на контакт, а затем либо медленно моргал, сидя перед ним, как и в прошлом опыте, либо просто сидел напротив, смотря в сторону и не выражая эмоций. Потом участник эксперимента вновь протягивал руку питомцу и смотрел, как изменилось его отношение. Тесты записали на видео, чтобы изучить в будущем.

Результаты, опубликованные в журнале Scientific Reports, показали что кошки склонны реагировать на то, что человек щурится или медленно моргает, и повторять его действия. Также выяснилось, что описанные движения кажутся животным проявлением дружелюбия — и они спокойно подходят даже к незнакомцу, если видят его.

Психологи рассказали о способе наладить контакт с кошкой Кот, Эксперимент, Дружба, Психология, Ученые

Ученые предположили, почему это происходит. Возможно, кошки становятся приветливыми в ответ на действия, поскольку ждут награды или рады, что человек таким образом прерывает зрительный контакт, который у животных ассоциируется с опасностью. Согласно другой гипотезе, кошки воспринимают движения глаз так же, как люди — искреннюю улыбку.

Профессор Карен Маккомб из Школы психологии Университета Сассекса и руководитель исследования отметила, что медленное моргание оказалось надежным способом наладить контакт с питомцем. «Попробуйте прищурить глаза, глядя на домашнего любимца, а затем прикрыть их на пару секунд. Вы обнаружите, что ваша кошка повторит эти действия, и сможете начать с ней своего рода разговор», — добавила она. Психологи уверены, что результаты этой работы рассказывают больше о поведении кошек и в будущем помогут лучше следить за их состоянием в разных условиях, в том числе в приютах и ветеринарных клиниках.

Источник

Показать полностью 1
154

Как работает социальное доказательство?

Один из шагов к переменам психики – понять, что можно жить по-другому. Жить без тревоги, без ревности, без воспоминаний о пережитой боли. Лучше всего с этим помогают примеры, которые доказывают, что это возможно.


Мы следуем деструктивным убеждениям, потому что однажды поверили, что это единственно возможное поведение. Так нам говорили примеры родителей и окружающих людей. Говорили, что нужно прятать свои желания, нужно не выделяться, говорили, что боль и насилие нужно терпеть. А мы поверили им, потому что не видели доказательств обратного.


Силу социальных доказательств в своё время наглядно показал американский психолог Роберт О'Коннор. О'Коннор изучал замкнутых детей дошкольников, робких детей, которые обычно стояли в отдалении от других мальчиков и девочек. О'Коннор понимал, что такое поведение сформировано примерами, которые дети скорее всего усвоили в ближайшем окружении и теперь боялись нарушить привычный порядок.


В ходе эксперимента учёный снял для детей фильм продолжительностью 23 минуты из 11 сцен в детском саду. Каждая сцена начиналась показом замкнутых детей, которые сначала просто наблюдали за своими сверстниками, а потом присоединялись к ним, а те их с восторгом встречали. После этого он показывал этот фильм замкнутым детям и наблюдал за результатом. Как вы догадались, посмотрев фильм, замкнутые до этого дети стали чаще играть и общаться со сверстниками. Самое же интересное произошло через 6 недель после показа фильма. За это время замкнутые дети, которые не видели фильма, не изменили своего поведения, а те, кто посмотрел фильм, стали лидерами в своих группах. Одного видео продолжительностью 23 минуты хватило для того, чтобы повернуть вспять детскую психику.


С одной стороны, это важное доказательство силы положительных примеров. Многие пишут мне после того, как заметили в своём окружении людей, со здоровой психикой и тоже захотели измениться. Один парень, который поддерживал самооценку через помощь окружающим обратился ко мне после встречи с другом, который вёл себя противоположным образом. Он всегда говорил о том, что ему не нравится, держался небольшого, но верного круга друзей и ни перед кем не заискивал. Парень понял, что хочет вести и чувствовать себя точно также.


С другой стороны, эксперименты О'Коннора доказывают силу всех (!) социальных примеров. Если бы он показывал фильм о том, как замкнутые дети пытались преодолеть стеснительность, но их отвергали, они бы сильнее ушли в себя. К сожалению, именно это происходило с большинством взрослых, которые сегодня страдают от неврозов. В детстве они видели ссоры и насилие, слышали упрёки и требования, и в итоге решили, что так устроен весь мир.


Положительные социальные примеры важны и сегодня. Именно на них строится психотерапия. Только тут взрослые сами становятся для себя примером. Они говорят о том, что им не нравится, и понимают, что мир от этого не рухнет. Они отказываются от собственничества и замечают, что это только укрепляет их отношения.


Грустно, что в детстве нам не показывали фильмы О'Коннора. Грустно, что сегодня эти фильмы не могут помочь нам также хорошо, как детям. С другой стороны, механизм остался прежним – здоровые примеры вокруг помогают нам менять свою психику. Мы можем искать эти примеры. Мы должны их искать. И, возможно, мы сами станем для кого-то примером.

Показать полностью
83

Выученная беспомощность нелюбви

Один из главных вопросов, которым я задавался, когда начал изучать психологию:


– Почему одни люди пытаются изменить свою психику, а другие нет?


Ведь психологические проблемы есть у всех. Каждому человеку полезно порефлексировать на свои мысли, желания и страхи. Но при этом кто-то готов это делать, а кто-то нет. Сегодня я знаю ответ на этот вопрос – выученная беспомощность.


Выученная беспомощность – это психологический феномен, открытый и доказанный психологом Мартином Селигманом полвека назад. Чтобы лучше объяснить суть феномена, я кратко перескажу самый известный эксперимент Селигмана.


Итак, группа учёных под руководством Селигмана взяла три группы собак и поместила их в большие клетки. Первая группа собак получала лёгкие удары током через пол клетки, при этом рядом была кнопка, на которую собака могла нажать носом, чтобы отключить ток, что она и делала спустя какое-то время. Вторая группа также получала удары током, но не могла самостоятельно отключить ток, он отключался только если собака из первой группы нажимала свою кнопку. Другими словами, собаки из второй группы никак не контролировали свои страдания. Собаки из третьей группы не подвергались никакому воздействию тока, а просто сидели в клетке.


После этого всех собак поочереди помещали в одинаковый бокс, на пол которого также подавался ток, но в этот раз каждая собака могла выпрыгнуть из бокса через перегородку в другой бокс, где тока не было.


Как же повели себя собаки из разных групп?


Собаки первой группы (из клеток с кнопкой) сразу перепрыгивали через перегородку, чтобы избавиться от боли. Собаки третьей группы, которые не получали тока, также перепрыгивали в другой бокс. Интереснее всего поступали собаки второй группы, которые в первой части эксперимента не могли остановить удары током. Эти собаки даже не пытались перепрыгнуть через перегородку бокса, сначала они просто ходили по боксу, а потом ложились на пол и продолжали терпеть удары током.


Так Селигман открыл феномен выученной беспомощности, который можно описать следующим образом – беспомощность вызывают не сами неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Другими словами, мы становимся беспомощными, если привыкаем к тому, что от наших активных действий ничего не зависит, и мы никак не можем повлиять на проблемы вокруг нас.


Теперь отвлечёмся от собак и поговорим о людях.


Мы приобретаем негативные психологические убеждения о допустимости жестокости, своей непривлекательности или неспособности в детстве, когда видим соответствующие подкрепления. Будучи маленькими мы чаще всего неспособны повлиять на отношение к нам и поэтому смиряемся с тем, какое есть, а когда вырастаем и получаем возможность разобраться со своими демонами уже считаем это бесполезным.


Например, если родители в детстве применяют физическое насилие к детям, первый раз ребёнок может даже попробовать что-то сделать, но чем чаще его будет постигать неудача, тем больше он будет склоняться к тому, что проще смириться со своей судьбой. Когда же он вырастет и будет способен дать отпор родителям и другим обидчикам, он не сделает этого, потому что беспомощность плотно въелась ему под кожу.


Тоже касается более простых убеждений. Берём родителей, которые с детства навязывают ребёнку свои желания, говорят, как нужно себя вести и не поощряют самостоятельность. Предположим, что иногда ребёнок даже пытался сопротивляться. Но опять же, видя бесполезность своих усилий, со временем он решает, что это не имеет смысла. И когда он вырастет и будет иметь возможность следовать независимым «хочу», он не сделает этого, потому что уже слишком привык, что это ничего не изменит.


Важно понять, что выученная беспомощность – это тоже внутренний механизм борьбы с тревогой. Когда ребёнку в детстве причиняют боль, у него есть два варианта:


– Пытаться бороться и получать ещё больше боли.

– Считать, что он заслужил это, и смириться.


С точки зрения мозга второй вариант более предпочтительнее, потому что тратит меньше психической энергии. Проблема в том, что во взрослой жизни уже первый вариант становится менее тревожным, потому что мы обладаем большим выбором и самостоятельностью, чтобы не испытывать душевную боль. Мы можем говорить о своих желаниях и уйти от любого человека, который их не принимает. Мы можем самостоятельно нести ответственность за свои решения и учиться на своём опыте. Но… Нас уже научили беспомощности.


Я не могу дать один совет, как это исправить. Хотя и очень хотел бы. Чтобы начать менять свою психику важно сделать несколько шагов: понять, что ты страдаешь, найти источник этих страданий и путь наружу. Осознание выученной беспомощности помогает сделать первые шаги. Но главное, оно помогает понять:


Мы не рождены беспомощными. Мы этому научились. А это значит, что можно научиться быть сильными.


Источник.

Показать полностью
66

Когнитивные искажения

Когнитивное искажение — это систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, вызванные субъективными убеждениями и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами.


Недооценка бездействия — одно из когнитивных искажений, проявляющееся в тенденции людей недооценивать последствия бездействия в сравнении с действием с аналогичным результатом. Примером такого феномена является антивакцинаторство, когда родители предпочитают риск получить осложнения от болезни риску получить осложнения прививки. Хотя риск осложнения от прививки намного ниже риска заболеть — вакцинация требует активного действия.


Гало-эффект — когнитивное искажение, результат воздействия общего впечатления о чём-либо (явлении, человеке, вещи) на восприятие его частных особенностей. Примером может служить впечатление, что у людей с привлекательной внешностью большие умственные способности

Иллюзия конца истории — люди любого возраста считают, что их личность сильно изменилась в прошлом, но слабо изменится в будущем.


Эффект фрейминга — когнитивное искажение, при котором форма подачи информации влияет на ее восприятие человеком. Так, одно и то же утверждение, в зависимости от формулировки и смысловых акцентов, может быть представлено как в негативном, так и в позитивном свете («Стакан наполовину пуст или наполовину полон»), в качестве выгоды или потери.


Сопротивление — потребность человека делать нечто противоположное тому, что некто побуждает его делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить свободу выбора. При сопротивлении индивид часто действует себе во вред.


Ошибка меткого стрелка́ — понятие из методологии, описывающее заблуждение, при котором берутся только сходные данные, тогда как отличные от них игнорируются, что приводит к неправильным выводам. Например "исполнение" пророчеств  Нострадамуса  подгоняются под свершившиеся события.


Предвзятость подтверждения — тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся ранее идеи.


Эффект ложного консенсуса— это склонность проецировать свой способ мышления на других людей. Иными словами, люди склонны полагать, что все остальные думают точно так же, как они сами. Эта предполагаемая корреляция, не подтверждающаяся данными статистики, вызывает впечатление несуществующего консенсуса. Такое логическое заблуждение затрагивает группу людей или отдельных личностей, предполагающих, что их собственные мнения, верования и пристрастия значительно более распространены в обществе, чем это есть на самом деле.


Искажение при описании черт характера — тенденция людей воспринимать себя как относительно изменчивых в отношении личных качеств, поведения и настроения, одновременно воспринимая других как гораздо более предсказуемых.


Феномен «справедливого мира» — тенденция людей верить, что мир «справедлив» и, следовательно, люди получают «то, что они заслуживают».

Ошибка игрока — тенденция полагать, что отдельные случайные события испытывают влияние предыдущих случайных событий.


Эффект недавнего (аберрация близости) — тенденция оценивать значение недавних событий выше, чем более ранних событий.


Эвристика доступности — оценка как более вероятного того, что более доступно в памяти, то есть уклонение в сторону более яркого, необычного или эмоционально заряженного.


Иллюзорная корреляция — когнитивное искажение преувеличенно тесной связи между переменными, которая в реальности или не существует, или значительно меньше, чем предполагается. Типичным примером могут служить приписывание группе этнического меньшинства отрицательных качеств. Иллюзорная корреляция считается одним из способов формирования стереотипов.


Искажение самовозвеличения — тенденция признавать большую ответственность за успехи, чем за поражения. Это может проявляться также как тенденция людей преподносить двусмысленную информацию благоприятным для себя образом


Отклонение в сторону позитивного исхода — тенденция переоценивать при предсказании вероятность хороших вещей.


Эффект сверхуверенности — одна из многих позитивных иллюзий человека. Это когнитивное искажение основывается именно на необъективной оценке своих действий и, как следствие, превозношении себя над окружающими.


Искажение уже определённого места — тенденция запоминать себя самого как показавшего лучшие, чем у других индивидов, результаты в тех заданиях, наши способности в которых мы оцениваем как «выше среднего»; также и тенденция запоминать себя самого как показавшего худшие, чем у других индивидов, результаты в тех заданиях, наши способности в которых мы оцениваем как «ниже среднего»


Феномен Баадера-Майнхоф или иллюзия частотности — недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.


Предвзятость относительно экономии времени — это человеческая склонность к ошибочной оценке времени, которое может быть сэкономлено (или потеряно) в результате увеличения (или снижения) скорости (в области дорожного движения и других сферах). В целом, люди недооценивают экономию времени в результате увеличения сравнительно низкой скорости (напр., 40 км/ч) и переоценивают экономию времени в случае повышения сравнительно высокой скорости (напр., 90 км/ч). Люди также склонны недооценивать потери времени в результате уменьшения низкой скорости и переоценивать эти потери в случае уменьшения высокой скорости.


Противление — проявление ментальной инерции, неверие в угрозу, продолжение прежнего курса действий в условиях настоятельной необходимости переключиться: когда откладывание перехода чревато ухудшением состояния; когда проволочка может привести к потере возможности улучшить ситуацию; при столкновении с экстренными ситуациями, неожиданными возможностями и внезапными помехами.


Эффект авторитета — тенденция приписывать более высокую оценку мнению авторитетной фигуры и в большей степени зависеть от этого мнения.


Приукрашивание прошлого — тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили



Предпочтение нулевого риска — склонность выбрать стратегию, при которой один из нескольких рисков исчезает полностью, вместо стратегии, которая частично снижает несколько рисков, даже если в этом случае общий риск окажется ниже. Это когнитивное искажение проявляется в таких областях принятия решений как инвестирование, здравоохранение, экология или общественная безопасность.


Иррациональное усиление — психологический поведенческий шаблон, при котором индивидуум или группа лиц, наталкиваясь на негативные последствия принятия какого-либо решения или действия, всё равно продолжает его делать. Экономисты  используют термин «ошибка невозвратных затрат» для описания явления, когда продолжается инвестирование во что-либо вопреки тому, что затраты превышают потенциальные выгоды.


В следующем посте расскажу про когнитивные ошибки, из когнитивной психотерапии.

Мой канал с интересным и полезным в телеграмме https://t.me/prizma_psy

Показать полностью
39

Три интересных психологических эффекта и 1 эксперимент

1) Эффект Бенджамина Франклина — психологический эффект, заключающийся в том, что человек, сделавший что-то хорошее для другого человека, с большей вероятностью еще раз поможет этому человеку, нежели если бы он получил помощь от него. Объяснением этому может быть то, что наш мозг видит причину, по которой мы помогли, в том, что этот человек нам симпатичен. Противоположным также считается случай, когда мы ненавидим человека, с которым поступили неправильно. Мы обесчеловечиваем его, чтобы оправдать плохие поступки, которые мы ему сделали.
Было высказано предположение, что солдаты, которые убили вражеских военнослужащих в боевых ситуациях, впоследствии ненавидели их, потому что этот психологический маневр помогал «уменьшить диссонанс убийства».
Другими словами, «эффект Бенджамина Франклина» — это «результат того, что в каждом человеке формируется личность, которая сама себя подкрепляет; по этой причине любые несоответствия в вашей личной истории переписываются, редактируются, и перетолковываются»

2) Эффект растормаживания в Сети— это эффект ослабления психологических барьеров, ограничивающих выход скрытых чувств и потребностей, который заставляет людей вести себя в Интернете так, как они обычно не поступают в реальной жизни. Это ослабление зависит от множества факторов, среди которых: диссоциативная анонимность, невидимость, асинхронность, диссоциативное воображение, минимизация власти, а также личные качества пользователя. Эффект растормаживания был проанализирован американским психологом Джоном Сулером.
Различают два вида растормаживания: положительное и токсическое.
Благодаря эффекту положительного растормаживания люди чувствуют себя свободнее, дают волю скрытым эмоциям в интернет-пространстве и даже проявляют неожиданную доброту и великодушие. Благоприятное растормаживание дает людям возможность заняться самоисследованием и самосовершенствованием, находя новые пути существования и способы решения проблем. Если же они тяготеют к темной стороне интернета, посещая соответствующие сайты (например, пропагандирующие насилие), на волю выходят грубость, агрессия, ненависть, и такое растормаживание уже следует называть токсическим. Токсическое растормаживание, как правило, связано с желанием удовлетворить сомнительные потребности, не направленные на личностный рост человека.

3) Угроза подтверждения стереотипа — психологический эффект, изучаемый в рамках социальной психологии и заключающийся в том, что стереотип может оказывать негативное влияние на поведение человека, который считает себя принадлежащим этому стереотипу. В некоторых ситуациях человек может чувствовать, что другие судят его по негативному стереотипу, присущему его социальной группе, или опасаться сделать что-то, что может подтвердить образ стереотипа. Как следствие, это может привести к снижению производительности этого человека в областях, в которых он лично заинтересован.
Эффект был обнаружен Клодом Стилом и Джошуа Аронсоном в 1995 году. Они исследовали случаи недооценки интеллекта у представителей этнических меньшинств, таких как афроамериканцы. Долгое время в США был стереотип о том, что белые люди умнее темнокожих. Стила и Аронсона интересовало, насколько это убеждение влияет на интеллектуальные достижения самих представителей стереотипа. Их исследование показало, что результаты выполнения сложной устной задачи были хуже тогда, когда темнокожие студенты считали, что эта задача предназначена для измерения их интеллекта.


Эксперимент Аша.
В ходе экспериментов, проводившихся Соломоном Ашем, студентов просили поучаствовать в «проверке зрения». В действительности цель была в проверке реакции одного студента на ошибочное поведение большинства.

В экспериментах все участники, кроме одного, были «подсадными утками». Испытуемый и семь «подсадных уток» были усажены в аудитории. Им демонстрировались по порядку две карточки: на первой изображена одна вертикальная линия, на второй — три, только одна из которых такой же длины, что и линия на первой карточке. Задача студентов  — необходимо ответить на вопрос, какая из трёх линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображённая на первой карточке. Студенту предстояло просмотреть 18 пар карточек и ответить на 18 вопросов, каждый раз он отвечал последним в группе.
На первые два вопроса все дают одинаковые, правильные, ответы. Но на третьем этапе «подсадные утки» дают один и тот же неправильный ответ.  В каждом эксперименте на 18 вопросов 12 раз все «подсадные утки» отвечали неправильно, но в некоторых случаях один или несколько подставных участников были проинструктированы отвечать правильно на все 18 вопросов.

В итоге 75 % испытуемых подчинились заведомо ошибочному представлению большинства, по крайней мере, в одном вопросе.
Общая доля ошибочных ответов составила 37 %.
Когда независимых испытуемых было двое или когда один из подставных участников получал задание давать правильные ответы, количество ошибок падало более чем в четыре раза. Когда кто-то из подставных давал неверные ответы, но также не совпадающие с основным, ошибка также сокращалась до 9−12 % в зависимости от категоричности «третьего мнения».

Показать полностью
124

Про выученную беспомощность

Выученная беспомощность, или синдром выученной беспомощности — это феномен, когда человек, оказавшись в сложной ситуации, сталкиваясь с препятствиями, отказывается от активности и поиска решения сложившейся ситуации. При этом, что характерно, люди с выученной беспомощность полагают, что неудачи — это дело их рук, а позитивные происшествия в жизни это просто такое стечение обстоятельств, которое от них не зависит.


Изучением и описанием данного явления занимался Мартин Селигман. Он с группой других учёных пытался найти причины депрессии в сбоях в когнитивной обработке информации.

Им и с соавторами был проведён следующий эксперимент: было две группы собак — контрольная, с которой ничего не делали, и экспериментальная — на которых проводилось предварительное воздействие.


Собак их 2 группы (экспериментальной) помещали в специальную камеру, к полу которого было подключено электричество — собачек били током (электричество не наносило вреда здоровью, просто было неприятным). И, соответственно, как-то воздействовать на ток животные не могли, как не могли и выбраться из этой камеры. Со временем, когда подавался ток, они просто забивались в угол и выли.


Во второй части эксперимента, этих же собак помещали в такие условия, что они, при ударе током, могли запросто покинуть камеру просто перепрыгнув через небольшое ограждение. Однако собаки из экспериментальной группы продолжали демонстрировать старое поведение — просто забивались в угол и выли. Животные из контрольной группы запросто справлялись с экспериментом и находили выход из этой ситуации. Был сделан вывод о том, что беспомощности можно обучить.


Позже похожий эксперимент был проведён на людях. Результаты экспериментов на животных и выводы учёных были полностью подтверждены.


В последствии взгляд на причину выученной беспомощности претерпел некоторые изменения. В частности, было установлено, что выученной является не беспомощность, а контроль. То есть беспомощность — это базовая черта развивающегося человека (от первобытного общества до современного этапа развития цивилизации, от ребёнка до взрослого): когда мы поначалу беспомощны, не можем контролировать некоторые ситуации, которые с нами происходят, но, постепенно, развиваясь, обучаемся этому и можем прогнозировать и противостоять более сложным явлениям. Важным здесь является ощущение контроля — того, что мои действия на что-то влияют. Если этого ощущения нет, то вся деятельность по преодолению сложившейся ситуации становится бессмысленной.


Так формируется активность или пассивность в какой-либо ситуации: когда человек не может связать свои действия с результатом, не понимает, как он может повлиять на развитие ситуации — развивается пассивность, выученная беспомощность. Но вот когда человек может осознать свой вклад в ситуацию, увидеть, хотя бы минимальный, результат своих действий, развивается активность и возможность прогнозировать и противостоять негативным ситуациям и воздействиям.


Эти данные важно учитывать не только при проведении психотерапии, когда специалист учит клиента устанавливать взаимосвязи между действием и результатом, решать проблемы, но и при воспитании детей — обучать устанавливать взаимосвязи между действием и результатом важно уже с детства. Не получится так, что вы сначала воспитывали безынициативного ребёнка, а потом он, вдруг, стал инициативным, активным и успешным. Так, к сожалению, не работает. Исправить это, изменить установки и научить не терять энтузиазм в сложных ситуациях, можно и в более взрослом возрасте — собственно говоря, до старости. Но сил на это уйдёт гораздо больше.


Спасибо за внимание!

Показать полностью
560

Умные женщины часто выходят замуж за менее умных мужчин

Регрессия к среднему


Одно из самых впечатляющих озарений в моей карьере случилось, когда я преподавал инструкторам израильских ВВС психологию эффективного обучения. Я объяснял им важный принцип отработки навыков: поощрение за улучшение результатов работает эффективнее, чем наказание за ошибки. Это предположение много раз подтверждено исследованиями на голубях, крысах, других животных и людях.


Выслушав мои воодушевленные объяснения, один из самых опытных инструкторов в группе поднял руку и произнес в ответ собственную речь. Сначала он согласился, что, возможно, птицам поощрения и помогают, но отказался признавать, что похвала действует на курсантов. Он сказал так: «Я неоднократно хвалил курсантов за чистое исполнение фигуры высшего пилотажа. Во время следующей попытки исполнения той же фигуры они справляются хуже. А когда я ругаю их за плохое исполнение, то обычно в следующий раз у них выходит лучше. Так что, пожалуйста, не рассказывайте нам, что поощрение работает, а наказание — нет, потому что все как раз наоборот».

Умные женщины часто выходят замуж за менее умных мужчин Психология, Статистика, Даниэль Канеман, Длиннопост

Внезапно, в радостный момент озарения, я по-новому увидел статистический принцип, который многие годы преподавал. Инструктор был прав — и в то же время совершенно неправ! Он проницательно заметил, что за случаями, когда он хвалил исполнение маневра, с большой вероятностью следовали разочарования, а за наказаниями — улучшения. Однако сделанный им вывод об эффективности поощрения и наказания оказался совершенно неверным. Инструктор наблюдал эффект регрессии к среднему, возникающий из-за случайных колебаний в качестве исполнения. Естественно, хвалили только тех, кто выполнял маневры намного лучше среднего. Но, вероятно, курсанту на этой попытке просто повезло, и, таким образом, следующая попытка была бы хуже независимо от того, похвалили его или нет. И наоборот: инструктор ругал курсанта, если тот выполнял задание необычно плохо, и потому сделал бы следующую попытку лучше, независимо от действий инструктора. Получилось, что неизбежным колебаниям случайного процесса дали каузальную интерпретацию.

Мне нужно было ответить, но лекцию по алгебре предсказаний вряд ли бы восприняли с энтузиазмом. Я взял мелок, нарисовал на полу цель, попросил каждого из присутствующих стать к ней спиной и, не глядя, бросить подряд две монеты. Мы измерили расстояния до цели и записали на доске оба результата для каждого испытуемого, а затем выстроили их по порядку, от худшей до лучшей первой попытки. Выяснилось, что большинство (но не все) из тех, у кого результаты первой попытки были лучшие, на второй попытке справлялись хуже, а у тех, кто плохо справился в первый раз, в следующий, как правило, получалось лучше. Я указал инструкторам на то, что написанное на доске совпадало с услышанным относительно последовательного выполнения фигур высшего пилотажа: за плохими результатами следовало улучшение, а за хорошими — ухудшение, без всякой похвалы или наказания.


В тот день обнаружилось, что летчики-инструкторы попали в ловушку зависимости от обстоятельств: ругая курсантов за плохие результаты, они, казалось, добивались улучшения, однако в действительности наказание не давало никакого эффекта. В этом они были не одиноки. В сущности, одна из особенностей человеческой природы заключается в неожиданной реакции при столкновении с жизнью. Мы хвалим других за добрые дела и ругаем за промахи, а с точки зрения статистики нас наказывают за хорошее и поощряют за плохое.

Умные женщины часто выходят замуж за менее умных мужчин Психология, Статистика, Даниэль Канеман, Длиннопост

Умные женщины часто выходят замуж за менее умных мужчин.


Если на вечеринке попросить ваших приятелей найти объяснение этому факту, то интересный разговор вам обеспечен. Даже знакомые со статистикой люди проинтерпретируют это утверждение в каузальных терминах. Кто-то решит, что умные женщины стремятся избежать конкуренции умных мужчин; кто-то предположит, что они вынуждены идти на компромиссы при выборе супруга из-за того, что умные мужчины не хотят соревноваться с умными женщинами; другие предложат более надуманные объяснения. А теперь подумайте над следующим утверждением:


Корреляция между оценками интеллекта супругов не идеальна.


Разумеется, это утверждение верно — и совершенно неинтересно. В этом случае никто не ожидает идеальной корреляции. Объяснять здесь нечего. Тем не менее с алгебраической точки зрения эти два утверждения эквивалентны. Если корреляция между оценками интеллекта супругов не идеальна (и если женщины и мужчины в среднем не различаются по интеллекту), то математически неизбежно, что умные женщины выйдут замуж за мужчин, которые в среднем будут менее умными (и наоборот). Наблюдаемая регрессия к среднему не может быть более интересна или более объяснима, чем неидеальная корреляция.

"Думай медленно… решай быстро " Даниэль Канеман

Показать полностью 1
29

Патогенез, эпидемиология и этиология обсессивно-компульсивного расстройства, часть 1

Чтобы не пугать читателя новыми словами, сразу раскрою их значения:

Патогенез - механизм зарождения и развития болезни.

Этиология - раздел медицины, изучающий причины возникновения болезней и условия, при которых они появляются.

Эпидемиология - раздел медицины, занимающийся изучением закономерностей распространения болезни.

То есть, если приводить в пример грипп, то вот что скажут три этих товарища:

Эпидемиология: где и в какое время года опасность заражения наивысшая, как связан уровень заболеваемости с полом, уровнем заработка, расой, образованием и т.д.

Этиология: какие физиологические причины приводят к развитию гриппа - например, повышенный уровень сахара в крови, заболевания печени или ослабленный иммунитет, а также какой вирус вызывает у человека грипп.

Патогенез: как в организм попадает вирус, как он размножается, на какие органы и ткани воздействует, как происходит иммунный ответ, как меняются температура, давление и другие физиологические показатели по ходу развития заболевания.


Эти термины тесно связаны друг с другом и в некотором роде даже взаимозаменяемы.

По сути, речь будет идти о том, что именно приводит к развитию ОКР с большей вероятностью, а что с меньшей.


Этиологический фактор (то есть причина, без которой болезнь никогда не разовьется) для ОКР, к сожалению, в данный момент неизвестен. Это не инфекция, от которой можно сделать прививку, не проблема гигиены и зачастую даже не последствия пережитой травмы. Обсессивно-компульсивное расстройство может развиться у человека любой расы, любого социального класса, не зависит от состава питьевой воды, уровня загрязнения, температуры и влажности воздуха. Тем не менее, есть некоторые закономерности. Должен предупредить читателя, что трудности в диагностике ОКР приводят к тому, что статистика часто противоречивая и к ней стоит относиться критически. Начнем с эпидемиологии.


Распространенность ОКР- около 1-3%. Так что, если вы вдруг наблюдаете за собой ритуалы и навязчивые мысли - не переживайте, вы не одни. Скорее всего, даже в пределах вашей улицы найдется несколько человек с похожей проблемой.

Эти данные схожи во всех странах мира, где не наблюдается значительной стигматизации (навешивания ярлыков)


Начало болезни приходится зачастую на детский или подростковый возраст. ОКР почти никогда не появляется после 30 лет, если не имело место до этого.


Мужчины болеют несколько чаще, чем женщины, особенно в подростковом возрасте. Тем не менее, они же чаще скрывают симптомы и избегают госпитализации.


Интеллект и образование: среди людей, имеющих высшее образование, частота заболеваемости ОКР примерно вдвое ниже, чем у тех, кто его не имеет. Однако, частота заболеваемости значительно выше среди тех, кто закончил образовательное учреждение с ученой степенью(PhD или Кандидат Наук). Часто у больных ОКР обнаруживается высокий интеллект, особенно вербальный. Таким образом, если человек справляется с недугом сам или при помощи специалистов, то зачастую выходит в мир с хорошими умственными способностями. Ему легче работать с математическими формализмами(чаще более склонен к алгебре, чем к геометрии), он легко переводит текст на иностранном языке, быстро запоминает слова и числа. Это относится не ко всем больным, но часто имеет место.


Семейная жизнь часто затруднена, около половины взрослых больных - холостые. Тяжесть болезни часто мешает заключению брака или приводит к разводу.


Социальный класс, согласно большинству исследований, не оказывает значительного влияния на распространенность ОКР.


Занятость: большинство (примерно 3/4) больных не могут учиться и работать, а если и могут, то на очень низком уровне при максимальном приложении усилий. Часто встречается картина, когда студент сидит за книгой по 12 часов в день и при этом его отчисляют из института. Многие считают ОКРщиков простыми лентяями, но стоит сказать, что такие люди не могут даже полноценно отдыхать в выходной день или смотреть фильм без навязчивых мыслей.


Во второй части я попытаюсь рассказать подробнее об этиологии и патогенезе.


Ссылки на предыдущие посты:

Общая информация об ОКР  https://pikabu.ru/story/obsessivnokompulsivnoe_rasstroystvoo...

Кое-что о диагностике ОКР  https://pikabu.ru/story/diagnostika_obsessivnokompulsivnogo_...

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: