Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Честно говоря, довольно трудно вот так вот с ходу «в лоб» рассказывать о такой узкой теме как конкретная модель велосипеда, поэтому, чтобы хоть как-то ввести в курс дела неподготовленного обывателя, начну немного с терминологии и истории. Короче, если вы знаете что к чему, листайте ниже.

Велосипед-круизер (cruiser bicycle, beach cruiser) – прогулочный велосипед, предназначенный, в первую очередь, для неспешных поездок по дорогам с ровным и твёрдым покрытием, на небольших скоростях и на малые расстояния.

Из основных особенностей стоит выделить:

- толстые шины, обеспечивающих комфорт и мягкость поездки. Собственно, поэтому за такими велосипедами вплоть до середины сороковых закрепилось слово «балунер» (англ. balloon tires – пневматическая шина низкого давления с широким сечением)

- прямую посадку (руки расслаблены и свободно лежат на руле, спина прямая);

- односкоростную трансмиссию и только задний тормоз (помним, что речь именно о классических пляжных байках на заре их появления)

- простую, с технической точки зрения, но в то же время стильную и элегантную конструкцию рамы, с возможностью дальнейшей персонализации при помощи различных аксессуаров (фонари, крылья, сумки и пр.)

Из минусов: совокупность этих факторов давала сравнительно большой вес, что исключало применение этого класса велосипедов в спортивных соревнованиях. Хотя, тут стоит отметить одну интересную деталь: в основу современного MTB велосипеда легли именно круизеры, кустарно модифицированные запчастями от BMX-велосипедов (кланкеры)

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Из плюсов, стоит отметить долговечность и надёжность этих аппаратов. И разумеется, одно из главных преимуществ - стильный внешний вид.

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

50's Huffy Radio Bicycle

Круизеры были самыми популярными велосипедами в США с начала 1930-х по 1950-е годы, а затем, в начале 1960-х, с расцветом велоспорта, внимание потребителя перешло в сторону многоскоростных, более лёгких моделей. Однако, в конце 90-х классика вновь обрела популярность.

Европа. Нулевые.

На этом моменте, с вводной исторической частью можно завершать и плавно перемещаться из Соединённых Штатов, пожалуй, в самую дружественную в мире по отношению к велосипедам страну - Нидерланды, а если точнее, то в её столицу Амстердам.

В 2001 году Ральф и Китти Ван-Хесден (Rhalf и Kitty van Heusden) основали свою мастерскую, специализирующуюся на кастомизации велосипедов – Chopperdome.

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Интерьер Chopperdome

Помимо того, что Чоппердом был местом, где создавали необычные байки. Ещё они устраивали свои велокруизы и организовывали мероприятия, главным из которых был конкурс кастом-велосипедов FBI. В декабре 2004 года, главной номинацией конкурса FBI была COTY 2004 (Cruiser Of The Year), победителем в которой стал парень по имени Бас Прюшер (Bas Pruisscher), представивший собственноручно сделанный велосипед, который позже станет известен как Basman.

Зачем вообще изобретать велосипед?

Вернёмся немного назад: в 2000 году, Басу Прюшеру его друг привёз из Америки старенький пляжный круизер. Своим внешним видом он сразу запал в самое сердце Басу, однако кататься на нём было крайне тяжело – дело в том, что рамы классических круизеров имели как правило довольно маленькую ростовку, и Басу (при его немалом росте в 1,9м) было просто некомфортно ехать на нём, ведь колени даже не могли полностью разогнуться. Свои ощущения Прюшер описывал как «поездку на детском велосипеде», в связи с чем он начал поиски рамы, выполненной в аналогичном ретро-дизайне, но при этом, большого размера. Однако, так и не найдя подходящего заводского решения, он взялся изготовить его самостоятельно. По словам Баса, его вдохновил дизайн велосипедов 1920-х – 1930-х годов, а также мотоциклы борд-трекеры.

Постройка этой рамы была первым полноценным проектом Прюшера, ведь до этого он занимался только ремонтом классических круизеров.

Стоит отметить, что на тот момент Прюшер изготовил несколько вариаций велосипедов, пытаясь найти лучшую комбинацию: менял конструкцию перьев, перерабатывал завалы труб и другие узлы.

К примеру, на фото выше рамы самой первой серии, выполненные ещё до выставки в 2004 году. Можно заметить, что ранее узел крепления каретки представлял собой двойную пластину. Надо сказать, что возможно, это было не самым плохим решением. Дело в том, что это прям «фирменная» болезнь этих рам – при активном педалировании тонка стенка труб отрывалась от массивной стальной пластины. Это произошло на обоих моих велосипедах, поэтому приходится усиливать это место дополнительными косынками.

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост
Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Во время FBI Part IV Бас даже принял участие в дрэг-рейсинге на своей гоночной версии байка.

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

3D-модель первого концепта.

После победы в конкурсе, Ральф Ван-Хесден предложил Басу Прюшеру сотрудничество по серийному производству Басманов, которые можно было бы продавать по разумной цене, и при этом внешне они были похожи на классические круизеры. Собственно, название PROJECT 346 появилось потому что работы над проектом велосипеда велись именно в Chopperdome (346 – адресный номер дома). Хотя, честно говоря, я до конца не уверен, что это правда. Дело в том, что, судя по изображению с главной страницы Чоппердома адрес мастерской был Admiraal de Ruijterweg 343. Возможно, это просто красивое число, или красивая легенда, а возможно, меня кто-то поправит в этом вопросе.

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

2004 год, из архивов Wayback Machine

В течение года в оригинальную раму были внесены изменения. Так, к 2005 году для выставки Bikemotion было представлено две модели Basman Classic и Limited. Кстати, в этом же году, Басу вновь удалось получить приз на COTY 2005 (правда, это уже было почётное третье место).

Затем, велосипед был представлен широкой публике на ежегодной выставке Eurobike проходившей в Германии, в городе Фридрихсхафен (31 августа – 3 сентября, 2006). Во время подготовки к этому событию раму в очередной раз пришлось переделать: важным изменением стало расширение заднего «треугольника». В первую очередь это было необходимо для возможности установки многоскоростных планетарных втулок:

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост
Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Расширение перьев стало более выраженным

Цитата с сайта Chopperdome:
«Поскольку нужная нам втулка еще не прибыла, мы поискали в гараже односкоростную втулку с более длинной осью. Задняя вилка имеет OLD 132 мм, поэтому можно использовать любую распространенную планетарку Shimano Nexus с 3, 7 или 8 передачами.»

Так же это позволило устанавливать более широкие обода.

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Basman на сто двадцатых катках – абсолютный жир! Один из ранних проектов мастерской.

Помимо самих рам, Chopperdome предлагал уникальные фирменные комплектующие: выносы, сёдла, педали, вилки и даже покрышки.

Сликовые покрышки 26x2,35 "346 Balloon"

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Вынос выполненный в стиле Ар-Деко "346 Retro Stem" (март 2009)

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Фирменный горизонтальный подседельный штырь, хотя технически это, наверное, всё же вынос. Благодаря такой конструкции, седло можно двигать вперёд/назад регулируя расстояние до педалей.

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Педали "Project 346"

Также, было представлено множество брендированных аксессуаров как для велосипеда (звонки, ниппельные колпачки), так и общего назначения (кружки, нашивки и пр.)

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Нашивки Chopperdome

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Напульсник и нашивка из личной коллекции.

Но основной продукцией Chopperdome были велосипеды в сборе. Как правило, это были версии с планетарными втулками на 3-7 скоростей, ободами 47мм и диаметром 26 дюймов и двухкоронной вилкой. Также, предлагалась различная окраска рам.

Популярность Басмана набирала обороты во всём мире. Так, весной 2009 российское представительство Нидерландского Chopperdome, основанное велоклубом «Растабайк» в Москве, анонсировали продажу рам Basman:

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

А в сентябре 2009 небольшая серия рам добралась до Южной Калифорнии.

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

На фото американский художник Фон Франко (Von Franco), известного своими работами в кастом-тусовке, и сотрудничеством с Эдом Ротом (Edward "Big Daddy" Roth)

С 9 октября 2009 г. по начало 2010 г. в продаже появилась рама Basman Medium, на 2 дюйма короче классической, подходящая для людей ростом 1,55-1,90 м. Так же в это время на раме появляются крепления дискового тормоза. На тот момент во всём мире насчитывалось уже 1000 велосипедов. В честь этого события Project346 выпустили ограниченную серию классических рам (по 100 штук) в цветах «British racing green» и «Dark ale brown».

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

За лимитированную версию приходилось платить больше, чем за стандартную, примерно на 150 евро.

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Укороченные рамы MEDIUM SPORT имели обратно вогнутую конструкцию задних перьев.

Цитата с сайта Chopperdome:
«Для новой средней спортивной рамы 2010 года мы выбрали 3 цвета, помимо матового черного. Матовый Army Green, Giro Pink и Royal Purple.»

В 2011 году владельцы Chopperdome поменялись. Теперь это были Бас, Михель и Марианна.

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Фото из путеводителя по заведениям Амстердама.

Помимо Басмана предлагалась продукция Ruff Cycles, Electra и Early Rider. На протяжении 11 лет, вплоть до 2016г., Basman радовал своих поклонников по всему миру. Однако, по ряду причин хозяева Chopperdome не смогли дальше продолжать вместе свой бизнес. Но все же они нашли силы и решили оторвать Basman Project 346 от Chopperdome и найти для него нового партнера. Так Басман стал частью немецкой компании Ruff Cycles. Так что несмотря на трудности, проект Басман не канул в лету и продолжает жить, хоть и на новом месте. Ruff предлагает несколько вариантов рамы Басман: Сlassic, Inverted, Classic special и Classic promo.


Примерно в период с 2013 по 2016 для внутреннего рынка Нидераландов ребята из 346 производили рамы более классического американского дизайна всё с той же поправкой на высокий рост. К сожалению, о них мало что известно, кроме названия («Project Cruiser Range») и нескольких презентационных фотографий женской и мужской версии велосипеда:

Явно прослеживаются фирменные черты Басмана (изогнутые верхние трубы, закруглённая форма задних перьев, кареточный узел вмонтированный в пластину) а также влияние ранних мотоциклов борд-трекеров (Indian 1914, Harley-Davidson Strap Tank 1908)

Кстати, не все «Басманы» были в стальном исполнении. Так, начиная с 2017 года на Ruff-Cycles.com можно было приобрести раму из алюминия (Al7020) и судя по описанию, её вес был приблизительно на 50% меньше - 3 кг (против 6 кг). Но и цена, разумеется, была практически в полтора раза выше – 499,95 Евро (против 349,95 Евро)

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Басман сегодня.

Пройдя такой долгий путь из модификаций, мы получили тот самый идеальный голландский круизер.

Характеристики классической рамы Basman:

- возможность установки колёс 24”, 26” шириной до 120мм.;

- каретка американка (BMX);

- рулевая 1 1/8”

- подседельный штырь 31,8;

- крепления дискового и ножного тормоза;

- OLD 130мм.

Как видим, такая связка даёт практически неограниченный полёт фантазии в тюнинге. Американка – проста и надёжна, а звёзды можно изготовить самостоятельно с любым дизайном. Широкое расстояние между перьями позволяет установить различные втулки (от классической односкоростной, до огромной планетарной «гранаты» на 8 передач) а также широкие накатистые обода с высокой резиной. Рулевая с одним из самых распространённых типоразмеров позволяет устанавливать как современные, так и ретро вилки-однодюймовки (разумеется, через специальный адаптер). А благодаря заниженным перьям задней части, больше нет необходимости расклёпывать цепь, что также даёт возможность установки ременного привода. Идеальная заготовка для воплощения самых смелых идей!

Одной из особенностей рамы Басмана была вынесенная вперёд каретка с системой шатунов. Другими словами – педали более не располагались под седлом, как у обычных велосипедов, а были значительно выдвинуты вперёд. Это позволяет райдеру во время остановки комфортно ставить ноги на землю без необходимости слезать с седла. К слову, во многих современных круизерах эта фишка также обрела популярность, хоть и не так выраженно. Например, у велосипедов Electra эта технология называется FlatFoot, а у фирмы Trek - Feet First. Такая посадка ещё больше расслабляет мышцы спины, а управление велосипедом ощущается гораздо легче.

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

Завершение

Сейчас Бас Прюшер работает инженером в нидерландской компании TEKLAB, которая в свою очередь специализируется на проектировании и прототипировании различных механических и электронных устройств, в том числе и связанных непосредственно с велосипедами, как например различных гоночных велотренажёров для закрытых помещений.

Basman Project 346 - легенда среди велосипедов-круизеров Велосипед, Амстердам, Круизер, Растабайк, Чоппер, Кастомизация, Гифка, Длиннопост

На мой взгляд, человеку удалось создать действительно легендарный велосипед, придерживаясь двух основных идей – индивидуальность и комфорт.

Basman – не просто транспорт, для того чтобы добраться из точки А в точку Б. Это ещё и часть вашего стиля, наравне с одеждой, обувью и аксессуарами вроде наручных часов и очков. Это иной взгляд на концепцию велосипеда в целом. Такое решение придётся по вкусу как людям, желающим подчеркнуть свой образ, так и художникам/мастерам/инженерам, которые хотят реализовать свои смелые идеи на базе этой рамы.

Басманы собранные мной и моей супругой:

Хромированный «Project 346 Streamliner»

Пляжный «346 Son Of A Beach»

Честно? Если мне попадётся ещё один Басман по неплохой цене, я приобрету и третий байк. Судя по тому, что осенне/весенняя и летняя модели у меня уже есть, осталось собрать ещё и зимнюю версию. Но это уже совсем другая история.

Лига Велосипедистов

6.7K постов14.3K подписчика

Правила сообщества

Запрещается добавлять посты следующего содержания:

- с просьбой денег на что либо

- с поиском и предложением работы

- объявления о продаже / покупке

- объявления о съеме / сдачи недвижимости


Только тематическая информация. Юмор, стеб не возбраняется, но и не похваляется.