3

Апостол: тогда и сейчас

Апостол: тогда и сейчас

Определение

Слово «апостол» (греч. ἀπόστολος) буквально значит «посланник» — человек, которого послали с поручением.

В Новом Завете апостолы — это призванные и посланные Христом свидетели. Они служат людям, наставляют общины и, в отдельных случаях, творят чудеса. Их цель — распространение Евангелия и созидание Церкви.

Кого Новый Завет называет апостолами

Двенадцать учеников. Иисус лично призвал их во время Своего земного служения. Они стали свидетелями Его жизни, смерти и воскресения и получили особую роль в основании Церкви. После отпадения Иуды по жребию был избран Матфий и «сопричислен к одиннадцати апостолам». (Лука 6:12–16)

Павел. Он не входил в «двенадцать». Его призвание произошло уже после Воскресения, когда по дороге в Дамаск Павлу явился Господь Иисус Христос и послал его проповедовать Евангелие язычникам. (Галатам 1:1, 1-е Коринфянам 15:9)

Другие упоминания. Кроме Двенадцати и Павла, апостолами названы ещё несколько человек: Варнава (Деяния 14:14) и Иаков, брат Господа (Галатам 1:19).

Традиции и разночтения

Среди упоминаемых: Андроник и Юния (Римлянам 16:7), Силуан и Тимофей (1-е Фессалоникийцам 1:1, 2:7). Из-за особенностей текста и перевода нельзя однозначно утверждать, что их статус равен статусу Двенадцати и Павла.

В православной традиции почитаются «70 апостолов» на основании Лука 10:1. Это широкий круг посланников.

О Марке и Луке: в православии их часто относят к апостолам из Семидесяти. В католической и большей части протестантских традиций их называют евангелистами и сотрудниками апостолов, а не апостолами в строгом смысле.

Апостолы сегодня

Вопрос о том, есть ли апостолы сегодня, понимают по-разному — в зависимости от традиции и конфессии.

Одни считают, что уникальный апостольский статус и подтверждающие его знамения (пророчество, исцеления, языки и др.) завершились с эпохой апостолов и утверждением канона. Другие полагают, что дары Духа и «апостольские» функции в широком смысле продолжаются, хотя современных служителей обычно не приравнивают к апостолам Нового Завета.

Конфессиональные позиции

Католическая и православная традиции. Учение об апостольской преемственности: епископы — преемники апостолов по служению и власти; рукоположение сохраняет связь с апостольским основанием Церкви. Это не значит, что появляются «новые апостолы» в смысле Двенадцати, — речь о продолжении апостольской миссии через епископат.

Реформатские и большинство протестантских церквей. Апостольство — исторический фундамент и образец служения, а не продолжающийся титул. Новых апостолов с равным авторитетом не признают; акцент — на верности апостольскому учению.

Пятидесятнические и харизматические общины. Придерживаются идеи продолжения даров: «апостолы» возможны как миссионеры-основатели и руководители церквей. Существуют и движения, прямо называющие себя апостольскими. Но не все приравнивают таких служителей к статусу Двенадцати.

Вывод

Итак, апостольство как уникальный исторический статус относится к ранней Церкви. А апостольская функция — посланничество, миссия, основание общин — продолжается в разных формах. Есть ли «апостолы» сегодня, зависит от конфессиональной позиции: одни ответят «да, но не как Двенадцать», другие — «нет».