Случай с евреями не такой уж исключительный. До сих пор не ассимилированы, например, цыгане и (в определённом смысле) многие армяне, народы Северного Кавказа.
Должно быть некоторое объединяющее начало, и одновременно что-то, что обособляет от окружающих народов.
У евреев это – национальная религия, иудаизм, имеющая чётко сформулированные идеи; хорошо проработанная даже в мельчайших деталях, которая контролирует почти все стороны жизни (а в своё время определяла и этническую принадлежность). Она же провозглашает евреев особым народом, у которого есть своя историческая миссия.
Хоть евреи и оказались рассеяны по всему миру, но были чётко уверены, что они – народ, знающий самую верную дорогу к Богу. В итоге-то они всё равно должны оказаться на Земле Обетованной, тогда же, когда Мессия-Машиах должен явиться и восстановить Храм, единственный на весь мир (синагога – это не храм, а молельный дом), и там будут, как в старые добрые времена, приносить в жертву барашка.
И настанет Рай на Земле; а уж тут, по идее, и всем остальным народам будет хорошо.
Но чтобы это случилось, надо чётко соблюдать все предписанные обычаи и обряды, потому что рассеяны евреи оказались, из-за того, что проявляли слабину, грешили, забывали обычаи и т.д. Понятное дело, этого не получится и в том случае, если смешиваться с другими народами, которые исповедуют другие религии; а в иудаизм остальным путь почти что заказан.
В подсознании евреев всегда было, что когда-то они должны вернуться, что называется, к себе, на родину предков, в Землю Обетованную. Поэтому они, оказываясь в какой-либо стране, обычно не занимались, например, сельским хозяйством, так как это могло привязать их к той земле. Более того, они легко брались за те ремёсла и занятия, что у титульной нации на территории считались грязными и непрестижными (например, ростовщичеством, которое кое-где в мире было даже запрещено официально).
Везде, где они временно оседали, у них была система своего самоуправления, построенная, опять-таки, на базе религиозной общины.
Замкнутость, специфический род деятельности, как и то, что у иудаизма, христианства и ислама, несмотря на общие корни, имеются ключевые противоречия, не способствовало особо тёплым отношениям между евреями и жителями тех стран, где они проживали.
Еврейский этнос сохранял такое единство, пока религия играла незыблемую роль.
Как только её влияние стало падать, началось размывание, и возникла угроза ассимиляции. Началось это среди наиболее образованной прослойки нации, но там же возникли и идеи Сионизма, который, в итоге, сохранил евреев как нацию.
Основная идея сионизма – возвращение на родину предков.
Если бы не сионизм, который дал религии второе дыхание, и нации – новую надежду, сейчас значительная часть евреев могла бы пойти по пути ассимиляции.
Правда, потихоньку это всё-таки происходит у нас, на Украине, в других странах СНГ и Европы.
В России евреев осталось мало, меньше 200 тысяч. Человек может носить еврейскую фамилию, но при этом уже никак не считаться евреем среди них самих, так как верит в Православие или другую религию или является атеистом.
Человек может не попадать в родство по материнской линии (а это непременное условие для признания человека евреем); не знать никаких еврейских обычаев, ни одного слова на идише или иврите. И иметь классическую славянскую внешность.
Если в США процесс размывания идёт медленнее, то лишь потому, что там самая большая и самая влиятельная мировая еврейская община.
Кстати, из примерно 12,5 миллионов евреев, живущих на Земле, около половины проживает в США, большая часть второй половины – в Израиле, а оставшиеся разбросаны по всему остальному миру.
Помимо объединяющей религии, есть и этнический момент. Большая часть евреев – генетически являются потомками того восточносемитского кочевого племени, что пришло когда-то на земли нынешних Израиля – Палестины. В конечном счёте, и у потомков ашкеназов, и у потомков сефардов антропологически обычно можно выделить вполне определённые черты переднеазиатской расы, к которой относятся также арабы.
Стоит учитывать и влияние климата; если бы, допустим, итальянцы тысячу лет жили на территории Польши, то и у них была бы кожа и волосы посветлее, а внешность коренного жителя Ломбардии и сегодня отличается от внешности сицилийца.
Разумеется, в какие-то периоды по каким-то обстоятельствам, было пересечение с другими этносами. И прежде всего, надо полагать, там, где община была крохотной.
Отсюда такие "экзотические" части нации, как мизра́хи (евреи Ирака, небольшая ветвь которых, горские евреи, проживает на территории Азербайджана и Дагестана), китайские, индийские или африканские евреи, имеющие внешность, почти неотличимую от местных.