Сегодня в новостных лентах прошла информация о том, что самолёту МС-21-310 обрезали максимальную дальность полёта. С ранее заявленных 6 000 километров (с импортным крылом на импортных двигателях) дальность была сокращена сперва до 5100 километров, и сегодня - до 3830 километров.
Про 6000 километров забываем сразу, это дальность совсем другого самолёта, МС-21-300.
А вот с остальным попытаемся разобраться.
1. Что такое максимальная дальность?
Ответ: это дальность от аэропорта вылета до аэропорта прилёта по стандартной трассе, с учётом компенсационного запаса топлива в размере 5% от объема необходимого керосина на полет, а также расстояния до запасного аэродрома в 370 километров и получасового нахождения судна в режиме ожидания посадки на высоте 450 метров.
2. Что у конкурентов?
Ответ. У конкурентов теперь стало лучше. Судя по таблице, приведённой здесь:
https://ru.ruwiki.ru/wiki/МС-21
При примерно одинаковой максимальной заправке топливом в 20 400 кг (26 100 л., коэффициент пересчёта литров в килограммы - 0,78) все конкуренты, имеющие такое же число кресел, летят дальше. Примеры конкурентов:
https://ru.ruwiki.ru/wiki/Airbus_A320neo
https://ru.ruwiki.ru/wiki/Boeing_737_MAX
Сравнение с ближайшим аналогом.
Ближайший аналог - Airbus A320NEO. Заявленная дальность полёта А320NEO составляет 6500 километров, при аналогичной МС-21-310 загрузке и на 4% большей ёмкости баков. Получается, что топливная эффективность МС-21-310 на 63% хуже, чем у аналога, то есть на том же количестве топлива МС-21 пролетает на 63% меньшее расстояние, чем А-320.
Честно говоря, такая цифра вызывает сомнения. Посчитаем расход топлива на пассажиро-километр.
- Для МС-21-310: 26100 литров / (3830 км х 175 пассажиров) = 0,03894 литра на один пассажиро-километр.
- Для А320NEO: 27200 литров / (6500 км х 175 пассажиров) = 0,02391 литра на один пассажиро-километр.
- Для справки - возьмём расход топлива на пассажиро-километр для самолёта Ту-154М, который был списан с линий по причине высокого расхода топлива.
https://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/tu-154.ht...
Ту-154М расходовал на один пассажиро-километр 31 грамм топлива, что соответствует 0,03974 литра (коэффициент пересчёта из литров в килограммы - 0,78).
Получается, что МС-21 по топливной эффективности только чуть-чуть лучше, чем Ту-154М? И сильно хуже, чем ТУ-214,
https://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/tu-214.ht...
с показателем 0,02435 литра на пассажиро-километр? Не верю...
Далее - предположения. Исключительно фантазии автора поста, причём в шапочке из фольги.
1. ОАК опубликовало ошибочные, или по каким-то иным причинам искажённые сведения о максимальной заправке самолёта топливом. Изначально предполагалось, что МС-21 будет лучше, чем у A320NEO. Причём параметры двигателя ПД-14 это подтверждают... Пара ПД-14 физически не может сожрать 26100 литров топлива за 5 часов полёта. Простое сопоставление фактов даёт возможность предположить, что фактически максимальная заправка топливом у МС-21-310 не 26100 литров, а примерно половина от этого объема...
2. Максимальная дальность полёта занижена ОАК для того, чтобы обеспечить внутреннюю конкуренцию между проектами МС-21 и Ту-214, у которого дальность больше. Заявленная - 6500 километров. Об этом, кстати, пишут в газетах:
https://topcor.ru/65909-problemy-s-dalnostju-ms-21-otkryvaju...
А теперь - самое страшное...
Просматривая сайт ОАК, я обратил внимание на незамеченную тов. журналистами сенсацию... Публикую скриншот со страницы с лётно - техническими характеристиками ТУ-214...
https://uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/civil/tu-214/#aircra...
Максимальная дальность полёта и этого самолёта снизилась до 3800 километров...
Резюме:
Сопоставление фактов позволяет предположить, что лётно - технические характеристики самолётов МС-21-310 и Ту-214 на сайте ОАК по каким-то причинам сильно занижены, что проверяется простой сверкой расхода топлива двигателями за время полёта на максимальную дальность при средней крейсерской скорости.
Предположение о причинах происшедшего:
Скорее всего, дело не в самолётах. На основании вышеизложенного можно предположить два варианта:
1. Реалистичный вариант. Максимальная дальность полёта МС-21-310 (и Ту-214?) снижена потому, что машина получилась значительно тяжелее запланированного, и максимальная заправка топливом невозможна. Фактически в баки МС-21-310 можно залить не 26100 литров топлива, а что-то около 15 000 литров, что как раз компенсирует ранее заявленное увеличение взлётной массы самолёта на 6 тонн. Против этого варианта свидетельствует факт снижения сайтом ОАК максимальной дальности полёта для Ту-214. Масса этого самолёта по сравнению с прототипом не изменялась.
2. Конспирологический вариант. Снижение максимальной дальности полёта для отечественных самолётов МС-21 и Ту-214 является политическим, и предпринято (непонятно кем) с целью обоснования необходимости закупки иностранных самолётов.
Оба варианта причины происшедшего - плохие. Особенно второй. Ибо первый вариант имеет техническое решение, а второй - нет.
Сухой остаток. Если предположить, что снижение максимальной дальности полёта МС-21-310 является следствием невозможности заправить "полный бак", при нормальной топливной эффективности, на уровне A320NEO или даже лучше, мы получаем Ту-154М, версия 2К. То есть самолёт, перевозящий с максимальным комфортом 175 пассажиров на дальность до 3800 километров (именно как Ту-154М). При этом прочие достоинства МС-21-310 (широкий фюзеляж, низкий уровень шума, отечественная комплектация) никуда не делись.
Это плохо? Нет, это хорошо. По крайней мере намного лучше, чем гонять по России авиационные иномарки.
С другой стороны, мы не получаем самолёт, пригодный для дальних внутренних перелётов, а также для большинства международных рейсов. Это плохо. Очень плохо. Но - не катастрофа. Любая проблема, имеющая техническое решение, при наличии необходимости - будет решена.
Как всегда - с оптимизмом, искренне Ваш - AlexRadio. На связи!