Оцените каков кот! )
Прошу оценить и распространить )
Прошу оценить и распространить )
гладких дорог и хорошего настроения! )
Приветствую всех любознательных!
Решил рассказать о прошедшем ремонте участка районной автомобильной дороги, который дорожников видел еще при Царе Горохе. Для удобства раскидаю рассказ на части.
Часть первая (подготавливаемся, организуемся).
В начале, предстоит ознакомиться с содержанием контракта, который похож на «суповой набор» состоящий из перечня видов и объемов работ, заложенных заказчиком на ремонтируемый участок. После чего едем визуально посмотреть на дорогу, так сказать, в натуре. Прибыв на место все фоткаем, прикидываем места под склады материалов, под стоянку техники и бытовки.
дорога в первоначальном виде
Часть вторая (проектируем, испытываем).
Тут нужно получить множественные согласования для проведения скрытых работ. Для чего встречаемся с электриками, связистами, газовиками, коммунальщиками и т.д. Получаем от них наставления как, где и сколько можно копать, а где только в их присутствии. Выслушиваем страшилки об огромных штрафах кои придётся оплатить ежели чего случится. Параллельно бегаем по карьерам и заводам, где отбираем материалы для строительства. Развозим их по лабораториям для прохождения испытаний на пригодность. Опять же одновременно с этим начинаем создавать теоретический проект производства работ (ППР) в котором описываются этапы строительства, рисуются графики со сроками работ.
Не теряя время, приступаем и к практической части, а именно проводим разбивочные работы уже непосредственно на дороге силами геодезистов.
Дорогу размечаем буквально вдоль и поперек. Используем краску, дюбеля, колышки, репера. Фиксируем длину, ширину, высоту, координаты. Чем чаще, тем лучше. Дальше приступаем к геодезической съемке, по результатам которой будем составлять уже реальный проект для нашего ремонта. Преодолеваем муторно-кропотливый, но творческий процесс, сложность которого в увязке объемов заказчика с фактическим состоянием дороги. Как правило объемы выделяют мизерные и нужно ухитриться, так сказать, натянуть «сову на глобус». Представьте, что в асфальтовом покрытии нужно убрать множественные провалы, выбоины и колеи, которые превышают по высоте порядка 20см, а выделяются на ремонт объемы в пределах 10см…. И с учётом стоимости асфальта просчеты на этом этапе могут очень дорого обойтись подрядчику…
Но не суть. В итоге после получения всех согласований и создания проекта можно приступать непосредственно к ремонту.
геодезические и проектные работы
Часть третья (копаем, вскрываем, ломаем)
В этот раз нам «подфартило» помимо самого дорожного покрытия отремонтировать и заменить водопропускные трубы. Устанавливаем временные дорожные знаки, подключаем по необходимости переносные светофоры. Доставляем необходимую технику и погнали рыть-копать-крушить ломать.
После демонтажа труб приступаем к обратному процессу, то есть монтажу. Делаем подушку-основание, соблюдаем толщину подсыпаемых слоёв, выдерживаем уклон трубы при непосредственном монтаже. Заворачиваем трубу в ткань-геотекстиль и после все послойно засыпаем, уплотняем и укрепляем по бокам на откосах.
устройство водопропускных труб
Кроме труб на этой дороге нам попался отрезок с «пучинистыми» грунтами, где дорожное покрытие проседает и раскачивается под нагрузкой от транспорта. Поэтому тут предусмотрели полную разборку дороги с заменой всех конструктивных слоев.
замена основания пучинистого участка
Часть четвертая (выравниваем)
Далее, приступаем непосредственно к асфальтовому покрытию. Заранее геодезисты наносят на асфальт отметки из проекта с выравнивающими высотами.
Доставляем дорожную фрезу, которая по указанным отметкам с соблюдением уклонов снимает старый асфальт, создавая новый и ровный профиль.
Бывает, что после работы фрезы остаются участки, которые она не «зацепила», и нам нужно их заполнить асфальтом. Для этой работы понадобится асфальтоукладчик и катки. Также работаем по отметкам, укладываем выравнивающий слой асфальтобетонного покрытия.
фрезерование и укладка выравнивающего слоя
Часть пятая (уширяем)
Дело в том, что наша дорога настолько старенькая, что просто не выдерживает нормативы по ширине. Поэтому уширяем, делая выборку грунта, отсыпаем основание и уплотняем.
уширение дороги
Часть шестая (укладка)
Теперь нам предстоит уложить нижний и верхний (финишный) слои асфальта. Тщательно очищаем покрытие, проливаем битумной эмульсией, закрепляем дюбелями георешетку (предотвращает растрескивание покрытия), снова проливаем. Организуем беспрерывное поступление асфальта для загрузки асфальтоукладчика. Соблюдаем температурно-нормативные режимы, контролируем уплотнение.
После завершения укладки, обрабатываем швы асфальта битумно-резиновой мастикой.
укладка верхнего и нижнего слоев а/б покрытия
Периодически этапы сопровождаются комиссиями и проверками...
контроль работ на объекте
Часть седьмая (обочины)
Приступаем к устройству обочин. Сперва срезаем лишний грунт автогрейдером, а глубокие провалы, наоборот, им же подсыпаем. Затем, специально предназначенным для этих работ обочиноукладчиком, отсыпаем щебеночную смесь заданной толщины. Процедуру отсыпки как правило приходится выполнять повторно в виду довольно сильной усадки материала.
устройство обочин
Часть восьмая (автобусные остановки)
Под конец сооружаем автобусные остановки с заездными карманами, посадочными площадками и автопавильоном.
устройство автобусных остановок
Часть девятая (заключительная)
Осталось лишь нанести разметку, установить новые дорожные знаки и сигнальные столбики, все подмести, очистить, где-то что-то подсыпать, где-то что-то подравнять, в общем навести полный марафет, так сказать «намазать губки».
В заключение должен сказать, что все этапы сопровождаются фотофиксацией, периодическим вызовом представителей заказчика и стройконтроля на объект для приемки выполненных работ. Обязательно проводятся лабораторные испытания применяемых материалов. Ведь на самом деле, в качестве работ в первую очередь заинтересован подрядчик, которому предстоит нести груз долгосрочной гарантии на выполненные работы.
взятие проб асфальта для проверки и наведение "марафета"
Вот так в общих чертах выглядела работа по ремонту конкретного участка дороги. Может показаться что совсем несложно, но на самом деле каждая часть содержит массу нюансов и по каждой можно писать целую статью. В добавок ремонт одной дороги как правило сопровождается с ремонтом еще нескольких, чтобы максимально задействовать технику и людей, которые непрерывно переходят с объекта на объект.
Вот и все, надеюсь кому-то было любопытно узнать про процесс ремонта.