Smmowhich

Smmowhich

Денис Фокин. Специалист по продвижению в Телеграм. Масштабирую бизнесы и создаю рабочие стратегии! https://t.me/smmowhich
Пикабушник
поставил 1 плюс и 0 минусов
47 рейтинг 2 подписчика 1 подписка 1 пост 0 в горячем

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2

Когда проблема анализа встала передо мной впервые, я не придал ей особого значения. Просто открыл первую попавшуюся статью, в который было описано 2–3 критерия, прочитал её и отправился искать каналы для своих проектов.

Итогом такого стремительного старта стали неудачные закупки: либо цена подписчика выходила x5-x10 от средней, либо в канал заходила куча ботов.

Тогда-то я и принял решение разобраться в вопросе анализа каналов досконально. В этой статье я собрал 10 важных критериев, которые можно проверить бесплатно.

Используемые инструменты

Для проведения полномасштабного анализа нам понадобится сам Телеграм, а также 3 сервиса: TGStat, Telemetr и Telega.in.

Чтобы сэкономить время при анализе, нужно одновременно открыть исследуемый канал в первых двух сервисах.

Критерий №1 - Вовлечённость аудитории (ER)

Перед проверкой данного критерия рекомендую ознакомиться со средней вовлечённостью, рассчитанной сервисом Telega.in для большинства ниш. Найти таблицу можно здесь. С помощью фильтров 1/24 и без удаления можно примерно представить ERR24 и ERR на TGStat, а также Суточный и ER на Telemetr.

В Телеграм отличий между показателями ERR и ER практически нет. Данные метрики используются разными аналитическими сервисами.

ERR отображает среднюю вовлечённость за месяц, а ER - среднюю вовлечённость за 7 дней. Отличие суточных показателей наблюдается из-за различных внутренних алгоритмов.

Так, например, средняя вовлечённость в нише "Новости и СМИ" ERR24 = 24,80%, ERR = 32,47%. Опираясь на эти данные, можно оценивать аудиторию каналов по данному критерию.

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Средняя суточная вовлечённость для ниши "Новости и СМИ"

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Средняя общая вовлечённость для ниши "Новости и СМИ"

Разберём несколько ситуаций:

Первый канал:

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Ниша "Самообразование"

Даже без проверки через Telega.in сразу видно, что вовлечённость намного ниже средних показателей по нише. Дальнейшую проверку проводить смысла практически нет. Скорее всего, большая часть наших следующих критериев также покажет отклонение от нормы.

Если кому-то будет интересно проверить этот канал самостоятельно, он находится здесь.

Второй канал:

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Ниша "Работа и вакансии"

Средняя суточная вовлечённость должна быть около 12%. В случае с этим каналом она составляет 38,3%, что безусловно выше нормы. Слишком высокую вовлечённость реже стоит считать проблемой, так как это может быть вызвано постоянной рекламной деятельностью канала.

Канал из примера находится здесь.

Оценивать канал лишь по одному критерию - грубая ошибка. Даже при высоком показателе вовлечённости есть смысл продолжить анализ.

Критерий №2 - Индекс цитирования (CI)

Вдаваться в подробности, как именно получается это значение, необязательно. Более подробно можете ознакомиться с этим здесь.

По ИЦ можно узнать много важной информации о канале. Например:

  • Способы продвижения;

  • Географию аудитории;

  • Интересы аудитории.

Если значение данного показателя находится около 0, а количество подписчиков растёт - вероятно, канал накручивает себе аудиторию инвайтингом или любыми другими способами.

Рассмотрим ситуации, когда отношение количества подписчиков к ИЦ меньше 300. В целом, можно считать это число неким максимумом, превышая который канал будет требовать более тщательной проверки.

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Данный канал находится здесь

Количество подписчиков растёт вместе с ИЦ, отношение равно 138 - можно анализировать канал дальше.

Обязательно обратите внимание на отношение упоминаний к количеству каналов (mentions/ment.channels), нормальным можно считать число до 10-15.

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

В TGStat во вкладке "Citation Index" (Индекс цитирования) можно получить дополнительную информацию. На что обращаем внимание в первую очередь?

  • Сколько раз канал упоминался НЕ индивидуальными постами, а в подборках и ботоводческих каналах. В случае на скриншоте это значение около 1%, что считается идеальным показателем. Количество упоминаний в ботоводческих каналах должно быть как можно ближе к 0.

  • В каких нишах чаще всего упоминался канал. Например, если канал по образованию, а упоминания чаще идут в тематике ставок - это повод задуматься об адекватности методов продвижения. На скриншоте видно, что канал в нише "Самообразование" чаще всего упоминается в аналогичных каналах по той же нише (74,6%).

  • Из какой страны привлекаемая аудитория. Важный показатель для тех, кому важна геолокация при продвижении (например, бизнес работает только в России).

Если обнаружите, что любой из показателей ИЦ далёк от нормы, лучше приступить к поиску нового канала. Только в редких случаях при низком ИЦ канал всё равно считается хорошим.

Критерий №3 - Рост числа подписчиков (SNG)

Данный критерий является одним из самых информативных и полезных при анализе каналов. С его помощью мы в большинстве случаев можем узнать, откуда канал получил свою аудиторию.

Данный график для каждого канала можно найти на TGStat во вкладке "Subscribers" (Подписчики).

Разберём несколько важных моментов:

  • График функции "all period" должен начинаться из числа подписчиков, близкому к нулю. Менее информативным считается график, на котором мы не можем с точностью определить, откуда пришли подписчики. Например, такая ситуация показана на скриншоте ниже:

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Статистика начинается с 11.691 подписчиков

Даже если мы сможем сказать, что аудитория по графику набиралась только честными способами, мы никогда не сможем точно определить, откуда пришли первые 11 тысяч человек (что составляет около 17% от пикового числа подписчиков данного канала).

  • Начинать анализ нужно с моментов с резким перепадом числа подписчиков. После изучения мы сможем сделать о канале вывод, который с вероятностью 70-80% не изменится к концу анализа. Пример такого анализа представлен на скриншотах ниже:

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост
Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост
Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост
Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост
Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

У всех резких увеличений числа подписчиков должны быть обоснования: например, упоминания либо в большом количестве средних каналов, либо в нескольких крупных.

Причём нужно помнить, что в первый час обычно приходит больше всего человек.

Если увеличение идёт на спад (+100, +50, +20...), а потом резко появляется +200, значит должна была быть реклама на большое количество просмотров.

Смотрим второй скриншот:

31 марта 15:00 +24, 16:00 +847. Видим, что около 15-16 часов были рекламы на 150 тысяч просмотров, при которых пришло в первые 2 часа 1.500+ человек. Конверсия резкого увеличения подписчиков вышла около 1%, что более чем нормально.

31 марта 18:00 - 21:00 (+307, +240, +934, +1168...). Около 19-20 часов рекламные публикации увидело суммарно 420 тысяч человек, из которых в первые 2 часа пришло 2.000 человек. Конверсия увеличения около 0,5%, что снова является хорошим показателем.

По такому принципу необходимо проверить как можно больше резких увеличений числа подписчиков.

Но есть и очень важные моменты, которые необходимо помнить:

1) После всех крупных размещений должен быть плавный спад увеличения (+1.000, +500, +200...).

Если после рекламы в первый час пришло +500, а потом наступила тишина (отписки, или нулевой рост), значит с 95% вероятностью подписчики были накручены. Остальные 5% отводим на ошибки сервиса, в котором мы смотрим статистику. Поэтому если такие ситуации повторяются у канала неоднократно - вывод напрашивается самостоятельно.

2) Рост подписчиков должен начинаться в тот же час, в который вышла реклама, или в следующий. Остальные ситуации требуют дополнительных исследований.

На скриншотах выше были представлены хорошие ситуации с точки зрения просмотров и подписчиков. Но необходимо было заметить, что 31 марта 400 тысяч просмотров было до 19:00, а резкое увеличение числа подписчиков - около 21:00. Такие ситуации часто являются ошибкой сервиса, поэтому им не стоит уделять слишком много внимания.

  • Последнее, что нужно проанализировать - плавный рост подписчиков. Сейчас существует очень много различных сервисов по плавной накрутке подписчиков. Поэтому стоит уделить особое внимание данному пункту.

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Всё, что нужно сделать - пару раз нажать в любом месте графика подписчиков и убедиться, что прирост идёт из-за упоминаний (причём обязательно нужно учитывать количество просмотров с этих упоминаний; если за день пришло 50 человек со 100 просмотров - это повод насторожиться).

Помните, что чем больше точек плавного графика вы проверите, тем более достоверным будет результат анализа.

Единственная тонкость, про которую также нужно помнить - принадлежит ли Телеграм-канал популярному бренду с крупной аудиторией вне исследуемой платформы.

Например, у популярного YouTube-канала с аудиторией 250 тысяч подписчиков имеется Телеграм-канал с аудиторией 5 тысяч подписчиков. В каждом видео присутствует предложение подписаться на ТГ-канал, из-за чего ежедневно растут подписчики без каких-либо рекламных упоминаний.

Критерий №4 - Динамика вовлечённости (ERR/time)

Чтобы посмотреть данный график, заходим в меню "Posts reach" (Охваты публикаций) и листаем в самый низ. Исходя из того, как выглядит график, мы легко сможем определить качество канала.

Рассмотрим 2 очень разных случая:

  • Случай №1

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Канал здесь

Здесь можно наблюдать типовой график для канала, который регулярно закупает рекламу и наращивает свою аудиторию.

Отличительные черты:
1) Высокая вовлечённость в начале развития (когда подписчиков было мало);
2) Плавное уменьшение вовлечённости с ростом аудитории.

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Рост подписчиков с канала №1

  • Случай №2

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Канал здесь

Такой график является типовым для каналов с накрученной аудиторией. В этом очень легко убедиться.

Отличительные черты:
1) Наличие "острых зубьев" на графике;
2) Резкое падение вовлечённости до 0%.

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Рост подписчиков с канала №2

Критерий №5 - Динамика просмотров (Posts views)

Если предыдущие критерии были направлены на анализ правдоподобности набранного количества подписчиков, то критерий Динамика просмотров направлен на проверку наличия живой аудитории.

Чтобы открыть таблицу, нужно зайти в меню "Views analysis" (Анализ просмотров).

Обозначим несколько важных параметров типового идеального графика:

  • В первый час количество просмотров должно быть самым большим за всё время;

  • Количество просмотров с течением времени должно уменьшаться плавно (по экспоненте);

  • Если пост вышел вечером, то утром должна появиться ещё одна вершина (это просмотры тех, кто предпочёл не использовать Телеграм вечером).

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Теперь поговорим про тонкости, с которыми можно столкнуться:

  • График может содержать больше 2 вершин. Из-за умеренной рекламной деятельности (максимум 2-3 размещения в сутки в разное время), люди, пришедшие с рекламы, сильно увеличивают просмотры.

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

На скриншоте выше видим, что вторая вершина возникла примерно 23 февраля в 18:00. Проверим по графику подписчиков, были ли рекламные размещения в это время.

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Проделаем аналогичное исследование несколько раз, чтобы точно убедиться в адекватности графика просмотров.

  • График не может быть постоянным и не иметь спада просмотров.

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Гипотетически, такая ситуация была бы возможна, если бы канал закупал рекламу каждый час в разных каналах. Проверим 23 февраля 9:00.

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Данная находка служит подтверждением того, что просмотры в канале накручены.

  • График не может резко падать в 0.

Никакой накрутки. Анализ Телеграм-канала за 5 минут без вложений (10 критериев). Часть 1/2 Маркетинг, Реклама, Посевы, Telegram, Анализ, SMM, Продвижение, Длиннопост

Самое странное в таких графиках - после "затишья" появляется скачок, который никак не объясняется рекламой (потому что её нет).

График динамики просмотров не является самостоятельным критерием, его очень легко подделать с помощью различных сервисов. Всегда проверяйте канал по нескольким критериям!

Продолжение следует...

При возникновении каких-либо вопросов можете написать мне в Телеграм:

Денис Фокин

Удачного анализа и дешёвых подписчиков!

Показать полностью 23
Отличная работа, все прочитано!