Gobi0

Gobi0

Пикабушник
поставил 30016 плюсов и 16 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
21К рейтинг 44 подписчика 7 подписок 1 пост 1 в горячем

"Волги" специального назначения

Сегодня я хочу рассказать об интересных, а главное, серийных советских машинах-ГАЗовских "быстроходных автомобилях" (официальное наименование)-знаменитых "Догонялках".

На ГАЗе производились модификации серийных автомобилей с более мощными двигателями. Они производились, в основном, по заказу 7-го (оперативно-поисковая работа, наружное наблюдение ) и 9-го (охрана руководителей КПСС и правительства СССР) управлений КГБ.

Достоверно известно о следующих моделях: ГАЗ-М20Г, ГАЗ-23, ГАЗ-24-24, ГАЗ-24-25,ГАЗ-24-34, ГАЗ-31012 и ГАЗ-31013. По неподтверждённым данным, имелась также быстроходная модификация ГАЗ-М1.

Сам я узнал о ней из сети «Интернет». Как известно, на заре своего существования ГАЗ подписал договор с фирмой «Форд» о техническом сотрудничестве. Результатом стала, в том числе, модель М1, имевшая в своей основе «Форд-В» 1933 года. У этого «Форда» была модификация с двигателем V8-«Форд-18», двигатель от которой, по некоторым данным, устанавливался на скоростной ГАЗ-М1. Как гласят источники, в Великую Отечественную войну двигатели были сняты и установлены на танки.

После войны, когда была поставлена на конвейер «Победа», её также приспособили к установке нестандартного двигателя, на этот раз уже ГАЗ-12 (от ГАЗ-12 ЗИМ), и коробки перемены передач, аналогичной ГАЗ-12, только без гидромуфты. Эта модель получила название ГАЗ-М20Г. Помимо двигателя и КПП, были и другие изменения: топливный бак увеличенной ёмкости, двухзвенная карданная передача, задний мост с укороченными полуосями и уменьшенным передаточным числом редуктора. Характеристики мотора аналогичны ЗИМу:195 л. с./3600 об/мин; 215 Н*м/2100 об/мин. Максимальная скорость-132 км/ч.

Вот фотография подкапотного пространства этой модификации:

"Волги" специального назначения Газ, Догонялка, V8, Волга, СССР, Длиннопост

Первой «догонялкой», экземпляры которой сохранились до наших дней, является ГАЗ-23. Это модификация ГАЗ-21, выпускавшаяся в 1962-1970 годах. У неё отличий от базовой модели было больше. Основными являются изменённые двигатель и гидромеханическая передача от ГАЗ-13. Двигатель имеет собственное обозначение ГАЗ-23 и располагается с наклоном в 2 градуса вправо по ходу движения. Также он отличается от двигателя «Чайки» корпусом гидротрансформатора гидромеханической передачи, формой левого выпускного коллектора и другим масляным поддоном. Всё это необходимо, чтобы разместить большой двигатель в тесном для него подкапотном пространстве. По этой же причине элементы передней части кузова отличаются от аналогичных у ГАЗ-21. Другими отличиями являются увеличенный на 20 литров топливный бак, оригинальный промежуточный карданный вал, редуктор заднего моста с другим передаточным числом. Гидромеханическая передача отличается от «Чайковской» приводом управления и передаточными числами. Обеспечивая секретность автомобиля, на него устанавливали отличные от гражданских замки, и особую систему закрывания капота и багажника, а также триплексные стёкла вместо обычных закалённых. По данным автоисторика Ивана Падерина ГАЗ-23 было выпущено 603 штуки.

Вот двигатель ГАЗ-23 под капотом "Волги":

"Волги" специального назначения Газ, Догонялка, V8, Волга, СССР, Длиннопост

Также был выпущен универсал ГАЗ-22 с двигателем ГАЗ-23 для внутризаводских нужд (а именно-для киносъёмки новых моделей в движении).

"Волги" специального назначения Газ, Догонялка, V8, Волга, СССР, Длиннопост

Самыми распространёнными (судя по статистике, приведённой в сети «Интернет» и количеству упоминаний о сохранившихся экземплярах) являются «догонялки» на базе ГАЗ-24,выпускавшиеся в 1973-1991 годах . Это ГАЗ-24-24 ( для наружного наблюдения ), ГАЗ-24-25 ( для организации кортежей ) и ГАЗ-24-34 на базе ГАЗ-24-10. Начиная с этих моделей идёт чёткое разделение по предназначению, обуславливающее особенности конструкции. Машины для 7-го управления КГБ маскируются под гражданские, в отличие от машин для 9-го.

Для начала опишу отличия от обычных ГАЗ-24. Кузов, аналогично ГАЗ-23, усилен в районе крепления мотора, двигатель ЗМЗ-2424 максимальной мощностью 195 л. с. максимальным вращающим моментом 420 Н*м (на основе ГАЗ-13 ), гидромеханическая передача от «Чайки» с изменёнными передаточными числами и механизмом управления, на часть машин устанавливались балансирные плиты в багажник ( для лучшей развесовки, т. к. мотор тяжелее стандартного ), также на часть машин ставили 2 аккумулятора. Как и на ГАЗ-23, на «догонялки» на базе ГАЗ-24 устанавливали другие замки. Выпускные коллекторы также, как на ГАЗ-23 отличаются от «Чайковских». А вот в чём отличия 2-х модификаций: в целях маскировки ГАЗ-24-24 имеет выпускную систему со сведёнными в 1 выхлопными трубами, а также три педали управления, одна из которых ( сцепление ) жёстко соединена с педалью тормоза. У ГАЗ-24-25 две выхлопные трубы и две педали. Также у неё в багажнике предусмотрено место для установки спецоборудования. По воспоминаниям компетентных очевидцев, ГАЗ-24-25 окрашивались в чёрный цвет, а 24-24-в нейтральные цвета, в основном, в серый. ГАЗ-24-34 является модернизированной версией предыдущих моделей. На неё вначале устанавливался двигатель ЗМЗ-2434,аналогичный ЗМЗ-2424, но с закрытой вентиляцией масляного поддона. ГАЗ-24-34 стала первым быстроходным автомобилем с модернизированными моторами 500-й серии: ЗМЗ-505.10 у модификации для наружного наблюдения и ЗМЗ-503.10 у кортежной модификации. Система питания двигателя ЗМЗ-505.10-с двумя карбюраторами, как у ГАЗ-14. Мощность и вращающий момент соответственно больше: 225 л. с. и 460 Н*м.

"Волги" специального назначения Газ, Догонялка, V8, Волга, СССР, Длиннопост

Кульминацией темы быстроходных автомобилей стали ГАЗ-31012 и ГАЗ-31013 на базе ГАЗ-3102, выпускавшиеся в 1986-1996 годах. Как и у предыдущих моделей, у них было «разделение труда»: 31012-для наружного наблюдения, а 31013-для кортежей. На эти модели с самого начала производства устанавливались двигатели ЗМЗ-505.10 и ЗМЗ-503.10 соответственно. Как и на предыдущих «догонялках», у них были доработанные ГМП от «Чайки», выпускные коллекторы, сведённые в 1 трубы и 3 педали на 31012, усиленный кузов, собираемый по особой технологии и выносной гидроусилитель руля. ГАЗ-31013 имела также ручку КПП, не замаскированную под аналогичную деталь механической КПП.В отличие от предшественниц, на новых «догонялках» устанавливались более широкие колёса и новые стабилизаторы поперечной устойчивости. На большей части «догонялок» в багажнике устанавливалась спецаппаратура неизвестного назначения(предположительно, приёмо-передающая часть аппаратов спецсвязи «Алтай» и «Кавказ»), уравновешивающая тяжёлый мотор. Но, например, в журнале «Автолегенды СССР» показана балластная плита в багажнике ГАЗ-24-34, так что, вероятно, имела место вариативность.

ЗМЗ-505.10 под капотом ГАЗ-31013:

"Волги" специального назначения Газ, Догонялка, V8, Волга, СССР, Длиннопост

В 1997 году история быстроходных автомобилей ГАЗ завершилась. Есть информация, что в производственной программе ГАЗа была модель на базе ГАЗ-31029-ГАЗ-31016,но ни достоверных данных о производстве, ни сохранившихся экземпляров такой машины нет. А в следующий раз я расскажу вам о торжестве технического прогресса в СКБ РПД ПО «АвтоВАЗ», либо о серии "ГАЗовских" V8 (включая грузовые). Но будет это не сразу, т. к. нужно подготовить информацию.

Кстати, пользуясь случаем, если у кого-то есть книги по ремонту и эксплуатации "Догонялок" или каталог деталей и сборочных единиц-буду благодарен, если предоставите.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!