Вокзальные истории. Попрошайки.
В весёлую эпоху юности довелось мне работать в ночь на одном из вокзалов города SanktP-ска. Много воды с тех пор утекло, но вот пара историй, запомнившихся на всю жизнь.
История 1. Такие тысячи.
Ночь, вокзал, частная лавка, в салоне полно посетителей, я только заступил на смену. Заходит женщина, старше средних лет, невысокая, непритязательно одета. Подходит ко мне и сходу рассказывает: сама из Ust-L-ска, приехала сюда в город к подруге, документы и деньги украли, уехать она домой не может, помочь ей некому, кушать нечего, что делать не знает, дома дочь беременная. Посреди рассказа её голос задрожал (как и горло внутри меня), мельком протекла стыдливо вытертая слеза. Закончила речь женщина на фразе: "Мне бы только до дома уехать, просто уехать, не возвращаться!".
Я её не выручил тогда на билет по двум причинам: во-первых, сам пришёл на смену без кошелька и в ту ночь питался в долг у напарника.
Вторая причина заключалась в том, что когда она, вздохнув, отвернулась от меня (увидев, что я привычно и растерянно хлопал себя по пустому карману), я отчётливо ощутил запах алкоголя. Дама была с бодуна и не особо того скрывала. Чувство жалости сменилось чувством отвращения.
Потеряв её из виду, я через некоторое время обратил внимание на этот эпизод местного вокзального тогда ещё милицая. Тот возмутился: "И не вздумай "им" подавать! Мы их когда "шерстим", у "них" там такие тысячи!.." Милицай закатил глаза и повторил: " Такиииие тысячи!".
История 2. Давай подвезу.
В какую-то долгую зиму повадился в платёжный терминал, что в нашем салоне, ходить парень и долго забрасывать в него купюры. Много купюр. Каждый божий день. Всю зиму. Каждый день. Как-то получилось с ним разговориться и Артём (изменено) начал подходить ко мне менять в кассе мелочь по 50 и 100 рублей на тысячные. Каждый день (!) он клал на мегафон по 6-7 тысяч рублей (у мегафона при закрытии счёта можно было обналичить баланс). В карман к нему я не лез, происхождение средств не спрашивал.
Но через несколько недель я познал его "стартап". Худой, высокий парень с полупустой сумкой через плечо подходил к посетителям вокзала и представлялся опоздавшим на поезд, что не хватает на билет чуть-чуть, соточку, полтинничек. От Артёма хорошо пахло, взгляд трезвый и печальный, высокий рост помогал делать сгорбленно-просящий вид. Отказывали ему редко, насколько я однажды увидел через стекло шавермной, где я перекусывал.
Напарники мои его не любили и прогоняли, я же относился к нему и его "заработку" абсолютно нейтрально.
Как-то провожал я на этом вокзале свою будущую жену в М-ск к родственникам. На ночной поезд. Проводив, понуро брёл я по центральному залу, не желая кого-либо видеть, например, напарников в салоне неподалёку.
- "Не выручите доехать до дому, не хочу здесь ночевать?" -- вывел меня из ступора Артём. Я поднял глаза, мы узнали друг друга и поручкались. Артём спросил, почему я такой понурый, случилось чего. "Ты чуть ли не единственный на вокзале, кто ко мне хорошо относится -- предлагал участие он -- Может, накормить тебя? -- парень кивнул на ресторан, где цены чуть ниже, чем в гостиницах на Невском. -- Я добро помню".
Я объяснил, что остался без любимой на пару недель и пойду сейчас ночью домой один.
"Так может тебя подвезти?" -- спросил попрошайка, целясь кристально чистым взглядом в моё самомнение -- "Машина тут, за углом". Я отказался, поблагодарил, достал наушники, включил транс-подкаст и пошёл по ночному городу домой пешком, ибо машины у меня, работающего по Трудовой, не было.