211

Вертолёты СССР, которые остались на стадии экспериментов

Серия Пикабу познавательный

Большое количество авиатехники, которые в Советском Союзе начали выпускать практически сразу после победы над фашистской Германией, коснулось и моделей вертолетов.

Вертолеты считались техникой мало проверенной, но с огромным потенциалом в использовании, поэтому конструкторам разрешали реализовать самые различные ее варианты.

Были и удачи и слава, но было и такое, что проекты так и остались на стадии испытаний, вследствие которых, хорошие, перспективные модели так и остались в единственном экземпляре.

ЦАГИ 1-ЭА

В обстановке полной секретности в середине августа 1932 года инженер-конструктор Алексей Черемухин совершил полет на вертолете, который сам же и сконструировал на высоту в 602 м., что являлось абсолютным рекордом для того времени.

Образование в школе авиации Императорского Московского общества, где будущий инженер познакомился с еще одним гением в области развития советской авиации Туполевым, привело к тому, что по окончании курсов Алексею присвоили звание прапорщик.

В этом звании он совершил свой первый боевой полет, после которого ему было присвоено чин военного летчика и перенаправлено на участие в Первой Мировой войне.

Схема ЦАГИ 1-ЭА

Схема ЦАГИ 1-ЭА

Первые проекты военных вертолетов были начаты еще в 1924 году под руководством инженера Юрьева.

Обнадеживающие результаты в ходе кропотливых поисков появились только в начале 30-х годов, а к тому времени Черемухин уже руководил специальным отделом из инженеров-единомышленников.

Все детали по проекту, особенности сборки и место испытаний были строго засекречены. Правда стала лишь известной после войны, но и то, для категории людей которые имели непосредственный доступ к подобной документации.

Для доставки комплектующих деталей был выделен специальный вагон, в который ночью перевезли и погрузили части вертолета.

Современные летчики даже представить себе не могли, что многие системы управления вертолетом были изобретены тогда, в далеких 30-х годах, группой инженеров, влюбленных в свою профессию.

После испытаний всю информацию повторно засекретили и передали в специальный архив.

Этот проект модель вертолета, перспективный и с обнадеживающими показателями на стадии испытаний был приостановлен, а затем по указанию руководства страны полностью засекречен и передан в архив на сохранение.

Только намного позже к материалам получили доступ специалисты, которые занимались разработкой современной авиатехники.

Як-60

Эта модель грузового вертолета разрабатывалась на базе Як-24 вертолета с грузоподъемностью в 4 т.

Хотя летчики эту модель еще с усмешкой называли «летающий вагон», так как в действительности внешне Як-24 напоминал пассажирский вагон, транспортный вертолет во многом получился удачным проектом.

Як-24

Як-24

Главной особенностью «летающего вагона» являлось то, что вертолет мог прекрасно справляться с доставкой тяжелых негабаритных грузов на дальние расстояния.

За весь период эксплуатации Як-24 не было зафиксировано ни одной аварии с человеческими жертвами.

Эти особенности и стали главными показателями при выборе базовой модели для проектирования нового грузового вертолета с техническими особенностями, позволяющим доставлять грузы на дальние расстояния.

Модели Як-24 и Як-60

Модели Як-24 и Як-60

Созданием Як-60 занималось ведущие инженеры имевшие доступ к разработкам В-12, считавшимся на тот период самым грузоподъемным вертолетом в мире.

Задача, которая была поставлена перед коллективом, была крайне сложной, ведь новая машина должна обладать грузоподъемностью весом в 100 т.

Александр Эрлих, руководитель проекта учел технические особенности, при этом он уже ранее работая над проектированием Як-24 и имея солидный опыт, понимал, что для решения вопросов потребуется как использование более ранних наработок, так и создавать нечто новое, более совершенное.

Из новых предположений конструкторы планировали использование 4-х газотурбинных двигателей, каждый из которых обладал мощностью в 6497 л. с., наличие грузового отсека для перевозки грузов и людей, приспособления для подвешивания грузов.

Несмотря на острую необходимость в грузовых вертолетах с повышенной грузоподъемностью проект было решено закрыть. Причиной решения стало отсутствие финансирования и новые обстоятельства в экономике страны.

Позже вертолет с похожими техническими характеристиками все же был собран для испытаний коллективом ОКБ Миля. В 1968 году машина прошла испытания и была допущена к серийному выпуску.

В-50

Проект под названием В-50 и сегодня вызывает множество различных споров по поводу, почему работы по созданию перспективной боевой машины, способной развивать скорость в 400 км/ч были приостановлены.

Эскизное В-50

Эскизное В-50

ОКБ Камова предложило проект с уникальной, до этого ни кем не использованной схемой размещения винтовых агрегатов. Эта особенность давала новые возможности в использовании воздушного транспорта, как в военно-морском флоте, так и в сухопутных войсках.

Конструкторское бюро получило задание начать работы в 1968 году с привлечением к работам инженера-конструктора Игоря Эрлиха.

Имея солидный опыт по проектированию Як-24, Игорь Александрович предложил принципиально новый вариант боевой машины с возможностью использования технических средств нового поколения.

Модель В-50

Модель В-50

Проект можно было бы назвать перспективным, но в этот период велась разработка и по созданию другой похожей модели, Ка-25-2, с очень схожими характеристиками.

Новая машина проектировалась с задачей минимально снизить уровень сопротивления, что сделает новую модель самой скоростной в мире.

К 1968 году проектирование было закончено и технические наработки были переданы на рассмотрение научно-технического совета. Рассматривался одновременно и проект Ка-25-2 и это вызывало некоторые опасения относительно дальнейшей судьбы разработки.

Несмотря на то, что В-50 можно было использовать в самых различных направлениях, при этом к имеющимся крыльям можно было закреплять по три единицы вооружений, а сам вертолет отличался высокой скоростью передвижения, для комиссии главным аргументом в разработке стало то, что проектирование являлось незапланированным.

В случае с Ка-25-2 здесь всех все устраивало – машину планировали запускать в серийное производство. По мнению специалистов, если бы к проекту В-50 отнеслись с должным вниманием, и пусть даже в некоторых моментах были вопросы, модель можно было бы довести до испытаний.

Эта модель в техническом плане вызывала интерес, к тому же, в разработке использовалось ряд технических новшеств, у которых было будущее. К сожалению, проект решили засекретить, сначала временно, позже как оказалось, навсегда.

via

ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ

1.2K постов3K подписчиков

Правила сообщества

Действуют основные правила Пикабу: https://pikabu.ru/information/rules

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества