Более 80 лет назад в СССР были учреждены сразу четыре государственные награды для моряков в честь прославленных флотоводцев прошлого: адмиралов Ушакова и Нахимова. В сегодняшнем материале расскажем про эти ордена и медали. Вы узнаете, в чем уникальность медали Ушакова и почему орден Нахимова I степени считается одной из самых редких советских наград.
Главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов, удостоенный двух орденов Ушакова
Медали Нахимова и Ушакова
Идея создания специализированных флотских наград принадлежала главкому ВМФ Николаю Кузнецову. В 1943 началась разработка проектов орденов и медалей, а их официальное учреждение орденов произошло 3 марта 1944 года указами Президиума Верховного Совета СССР. Соответственно, орденами Ушакова и Нахимова награждали офицеров за выдающиеся заслуги в организации, руководстве и обеспечении боевых операций. Медали вручали матросам и мичманам за личное мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых задач.
Медаль Нахимова изготавливалась из бронзы, на лицевой стороне располагалось рельефное изображение прославленного адмирала в профиль, украшенное лавровыми ветвями с пятиконечной звездой. Вдоль краев находилась надпись: «Адмирал Нахимов». На оборотной стороне было изображение парусного корабля. Медали Нахимова за годы Второй мировой было удостоено свыше 13 тысяч человек. Среди них был и командир отделения машинистов пограничного корабля ПС-84 Николай Пантелеев. За время Советско-японской войны он бесперебойно обеспечивал работу главной машины и вспомогательных механизмов. Благодаря этому корабль успешно совершил поход Хабаровск-Харбин и доставил боеприпасы частям Красной Армии.
Медаль Ушакова, старшая по отношению к нахимовской, изготавливалась из серебра, на ней располаглось рельефное погрудное изображение адмирала. Уникальность награды состоит в том, что круг медали был наложен на якорь, а поверх колодки располагалась серебряная цепь, внешний вид сразу выделял ее. За время Великой Отечественной медали Ушакова было удостоено около 14 тысяч моряков. Расскажем историю подвига одного из них, героя обороны Одессы, Виктора Алексеева. Он служил матросом на санитарном транспорте «Грузия», который доставлял грузы в осажденный город и вывозил оттуда раненых. Когда судно атаковала вражеская авиация, Виктор участвовал в тушении пожара. За время Великой Отечественной был ранен в голову, ноги, получил контузию. Тем не менее Виктор Петрович прошел лечение и дошел до Победы.
Санитарный транспорт «Грузия»
Ордена Нахимова и Ушакова
Флотоводческий орден Ушакова соответствовал полководческому ордену Суворова. Он состоял из двух степеней и вручался за выдающиеся успехи в разработке и проведении активных морских операций. Ордена двух степеней практически идентичны по рисунку и конструкции, они отличались материалами изготовления. Первая степень изготавливалась преимущественно из платины, а вторая из золота.
Награда представляла из себя выпуклую пятиконечную звезду, в середине которой находилось полированное погрудное рельефное изображение адмирала Ушакова. Всего было произведено 47 награждений первой степенью и 194 второй. Среди полных кавалеров ордена Ушакова был командующий авиацией Балтийского флота Михаил Самохин.
Михаил Иванович Самохин
Орден Нахимова соответствовал полководческому ордену Кутузова и имел две степени. Он отличался от остальных наград тем, что первая степень по личному предложению Иосифа Сталина была дополнительно украшена крупными рубинами. Таким образом, орден Нахимова I степени стал единственным из всех советских наград за исключением ордена Победы, при украшении которого были применены драгоценные камни. Для второй степени рубины заменили на красную эмаль, а золото на серебро.
Награда представляла собой выпуклую пятиконечную звезду, концы которой являлись стилизованными якорями. В центре круга находилось золотое полированное погрудное изображение адмирала Нахимова, изображение было рельефным. Всего было произведено 82 награждения первой степенью и 469 второй. Среди полных кавалеров ордена Нахимова был командир 2-й бригады речных кораблей Дунайской военной флотилии Александр Аржавкин. Он прошел всю Великую Отечественную от Волги до Дуная, провел множество успешных операций.
В кинофильме «Офицеры» верно сказано: "За трудовую сознательность, рабоче-крестьянскую дисциплину и преданность мировой революции, наградить курсанта Алексея Трофимова красными революционными шароварами". Помните как в фильме «В бой идут одни „старики“» было сказано: "— Ты себе планшет когда-нибудь заведёшь или тебе подарить? — А в бою сапог надёжнее. — Ну, так то в бою"...
Согласно уставу и приказу министра обороны СССР, военная форма советской армии:"Право ношения военной формы одежды имеют военнослужащие, состоящие на действительной военной службе в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, суворовцы, нахимовцы, воспитанники военно-музыкальных училищ, учащиеся специальных школ-интернатов и военные строители, а также маршалы, генералы, офицеры, прапорщики и мичманы, состоящие в запасе или отставке с правом ношения военной формы одежды".
За большую и славную историю Рабоче-Крестьянской Красной Армии и советской армии в СССР форменная одежда наших солдат и офицеров менялась неоднократно, были у неё серьезные взлеты, но были и спорные моменты, однако на сегодня мы хорошо знаем, что в целом можно разделить развитие одежды на несколько этапов:
1. Переходный этап от царской армии к Рабоче-Крестьянской, так называемый поиск новых решений, формирование Реввоенсовета при котором и закладывались основы новой армии с её отличительными чертами.
2. Самый передовой этап развития, от Гражданской 1918-1922 до завершения Великой Отечественной, когда в войсках сохранялась еще форма "военных лет".
3. Этап мирного времени, а значит и изменение старой формы в угоду простоте, надежности и экономичности.
Сегодня, мы рассмотрим кратким обзором все эти этапы становления и развития советской военной формы одежды, в том числе по нашему любимому отечественному кинематографу, который хорошо показывает эту тему, правдоподобно и информативно!
От Буденовки до Фуражки, или как менялась военная форма в СССР
Поиск новой формы, знаков отличия и уход от всего старого.
С момента опубликования декрета Совнаркома РСФСР «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии» в 1918 году началась работа по активной организации новой армии, где в первую очередь, будут наиболее сознательные и организованные элементы трудящихся классов!
Разумеется, в то время за основу был взят: Красноармеец. У которого порой еще кроме старой царской шинели ничего и не было, поэтому ему предлагалось указать свою принадлежность путем прикрепления красной ленты, нагрудного значка и других атрибутов новой армии.
В годы "Гражданской" была полная неразбериха в военном ведомстве, в первую очередь, учитывая тяжелую военную и политическую обстановку, а армия не может быть разношерстной, она должна быть единым и четким организмом, поэтому необходимо было привести её к единому знаменателю.
Первым таким атрибутом новой армии стал головной убор, который в народе хорошо известен как: "Буденовка", но имела и другие названия в честь иных командиров: "Фрунзевка" и "Богатырка".
Вместе с этим единым атрибутом стал символ новой власти - красная звезда.
Фото 1920 года с первыми командирами в Гражданскую
На фото 1920 года перед нами: Будённый, Семён Михайлович в самом центре, никаких знаков различия, но появляются петлицы и черная окантовка. Справа командарм со знаками различия Дыбенко Павел Ефимович. А слева Тухачевский Михаил Николаевич. Как видно, тут сразу несколько будущих маршалов СССР.
В тоже время появляются первые знаки различия, абсолютно новые и необычные для солдат того времени.
Так, появляются нарукавные знаки в виде пятиконечной звезды с треугольниками и конкретика среди командного состава: от "командира и старшин" до "комроты, комбрига, комполка, начальника дивизии или командующего армией".
Благодаря этим изменениям солдаты РККА в своей массе уже отличались от старых войск, и в первую очередь, благодаря петлицам, новому головному убору и другим знакам различия на рукавах и брюках.
Интересно то, что после 1922 года появляется различие в цветах, и оно еще больше унифицирует армию, помогая ей быть единым организмом, который можно различать издалека.
В замечательном советском кинофильме хорошо видны главные атрибуты новой армии, когда ты приезжаешь из Москвы.
Так, каждый род войск получает свой цвет на всех знаках различия.
Пехота - малиновый.
Артиллерия - красный.
Инженерные - черный.
Кавалерия - синий.
Авиация - голубой.
Железнодорожники - светло-зеленый.
Из чего состояло обмундирование в то время? В первую очередь, было два комплекта (лето и зима), военнослужащим выдавалось: шинель, гимнастерка, брюки, сапоги или ботинки с обмотками, суконный головной убор, снаряжение.
Красная звезда меняется на серп и молот, а кокарда становится более лаконичной в своем дизайне.
Единый стиль военной формы одежды постепенно закрепляется в войсках.
В 1924 году появляется традиционная фуражка с красной звездой и защитным козырьком, ремешком.
Появляется новая гимнастерка, у которой воротник уже с петлицами и накладными карманами.
Важно отметить, что именно в середине 20-ых годов появляется обязательное ношение орденов и других воинских отличий.
В 1932 году появляется единый командирский ремень с прямоугольной пряжкой, на ремне была кобура для личного оружия, кроме него была и шашка, полевая сумка.
На шее можно было встретить бинокль, а на плечевом ремне флягу.
В последнем этапе мирной жизни - наблюдается унификация военной формы с обязательным ношением наград, оружия и знаков различия. Достаточно вспомнить знаменитую фотографию 1935 года с первыми маршалами, у которых на петлицах была огромные пятиконечные звезды.
Высшие военные офицеры и маршалы СССР.
Этап от 1939-1940 и до самого завершения ВОВ в 1945 году.
В это время у солдат и офицеров наблюдается значительное отличие, которое выражается и в головном уборе: армейская пилотка и фуражка.
Пуговицы с большими звездами, серпом и молотом на френче.
Более того, командиры имели разрешение за свой счет приобретать валенки, полушубки и другие виды одежды особенно в зимнее время. Такое могли позволить себе те, у кого были высокие ромбы или шпалы, словом - это командиры выше среднего.
Изменения начинаются с первых серьезных конфликтов. Так достаточно вспомнить участие советских войск совместно с монгольскими в боях на Халхин-Голе в 1939 году.
Тогда не только военная форма стала меняться и на нее обратили внимание, но и техника, тактика и многое другое. Наступательные действия были в новинку на таком фронте!
К моменту участия СССР в Советско-финляндской 1939-1940 годах, уже стали обновлять зимний гардероб, в том числе защитные каски у рядового состава от СШ36, на более удобные СШ40, а старые буденовки отменялись вовсе.
Именно в то время стали появляться отрицательные моменты выделения командиров от красноармейцев, ведь в зимнее время это слишком легкая мишень для вражеских снайперов. Но на это не сразу обратили внимание. Можно подчеркнуть, что к 1940 году уже серьезным образом закрепились персональные воинские звания, которые были в виде специальных петлиц и нарукавных знаках отличия. Появились эмблемы на петлицах к каждому роду войск, к примеру у танковых - это маленькая самоходка, а у артиллерии две крупные пушки.
Абсолютно все рода войск получили отличие по цветам, как было уже сказано выше - пехота получила малиновый цвет, артиллерия черный, а воздушные силы голубой.
Все войска имели головной убор единого образца, гимнастерку, однобортный френч, брюки и бриджи, зимний шлем и шинель.
Отмечу, что под конкретный род войск форма отличалась, пусть и незначительно, но к примеру у летчиков были специальные нарукавные знаки различия в виде крыльев. Такой знак с 1936 года менялся 4 раза и продолжил свое обновление.
Все учащиеся курсанты имели форму младшего комсостава, хотя за пределами своего училища могли использовать элементы формы командиров, выражалось это в лучшем пошиве, более удобной гимнастерке или фуражки, а особенно сапог.
Форма старого образца присутствовала в первые годы ВОВ.
Крайне важно отметить самый дорогой и такой необходимый атрибут каждого солдата - это сапоги.
В свое время были самые разные ботинки из кирзы, но они менялись. Так к середине 30-ых были получены образцы каучука с крайне низкими потребительскими свойствами.
Синтетический каучук часто трескался и ломался, а натуральной кожи было крайне мало - поэтому порой ботинки изготавливались иным образом, но так было лишь до момента, когда не требовалось серьезных объемов.
Так к 1941 году натуральной кожи было недостаточно для новых солдат, поэтому кирзу стали делать вновь и значительно улучшили её свойства.
В итоге все военнослужащие получили кирзовые сапоги, которые были удобными и прочными, достаточно легкими и при этом держали тепло. Те сапоги были не полностью из кирзы, так низ был выполнен из натуральной юфтевой кожи, а уход за сапогами был понятен каждому - достаточно было заиметь гусиный жир, а после пройтись гуталином.
Построение офицеров, виды петлицы и нарукавные знаки отличия, пилотки и фуражки, единый черный ремень и кобура под личное оружие.
Каждый - кто успел воспользоваться кирзовыми сапогами вспомнит, что бегать в них то еще удовольствие, особенно при полной выкладке. Однако еще в 40-ые годы эту проблему компенсировали за счет навертывания портянок.
Что такое носки для военного, это просто лишний перевод ткани. А портянки обматывали ногу целиком всего в 5 приемов, поставил ногу, взял край и обернул, следом в другую сторону второй, а дальше уже поднимаешь и обматываешь верхнюю часть с голенью, и готово!
Более того портянки летом были из х/б материала, а зимой могли быть шерстяными или фланелевыми. Надо отметить, что с годами менялись и виды формы. Так появилась не только повседневная, но и походная вместе с парадной форма одежды.
В годы ВОВ часто менялось то или иное положение орденов, нашивок или значков. Допустим знак «Гвардия» в 1942 году носили с правой стороны груди, так же как и ордена в форме звезды, а медали круглой формы с левой стороны.
Важная деталь в 1943 году, это изменение знаков различия и перенос их с петлиц на погоны, да и вернулось слово: "офицер".
На погонах была своя пуговица, так гербовая у генералов, а со звездой у всех остальных.
Генералитет получил на брюках цветные лампасы. Китель тоже претерпел незначительные изменения, особенно у старших офицеров, так знаменитый однобортный китель с кантами по воротнику был символом Победы!
Новая форма солдат срочников отличалась простотой и экономичностью
Этап мирного времени и перехода от старой формы ВОВ к новой эпохи Хрущева и Брежнева.
Стоит отметить, что в 1946 году изменилось название вооруженных сил на - Советская армия. Наркоматы сменились министерствами, а все солдаты и офицеры уже как 3 года ходили с погонами.
Значительные изменения получили высшие офицеры, так на мундире появились вышитые лавровые и дубовые листья на воротнике и обшлагах. Сохранились генеральские лампасы, которые можно было носить как внутрь, так и навыпуск. Вводился черный галстук к белой рубашке.
А главное изменение состояло в том, что появился двубортный китель, эта деталь военной формы сразу же бросается в глаза и на мой субъективный взгляд, эта форма выглядит простой и экономной, словом старая была лучше.
В зависимости от вида формы можно было носить не награды, а специальные планки. Отменялись все золоченные элементы одежды, что лишний раз олицетворяло новые времена Хрущева, при котором была экономия - вместо парадного вида войск.
Новые войска требовали новую форму и у ВДВ появляются шлемы, комбинезоны и куртки. Все самые лучшие элементы военной формы летчиков развиваются в правильном ключе, за удобство.
В 1956 году военная форма упростилась значительным образом, но она стала более простой в уходе и практичной, уходили в прошлое специальные канты по воротникам и бортам, у всех появлялись накладные карманы. Сверхсрочники получали единственное отличие в виде нарукавных угольников, такими мы видели не раз в нашем кинематографе.
Знаменитые буквы СА на погонах, значки справа и единый ремень.
Офицеры стали выглядеть так, как сегодня мы их и знаем. Обычно это китель защитного цвета, цветом в зависимости от рода войск, под кителем рубашка и черный галстук, либо же в цвет рода войск, простая кокарда и ремешок.
В эпоху Брежнева немного вернулось парадное, и допустим у высших чинов стали появляться золотые и серебряные погоны с кантами. Стали появляться плащи и ботинки, а в жарких районах летние легкие кители с ботинками.
В эпоху Афганского конфликта с 1979 года форма претерпела незначительные изменения в угоду практичности и экономичности. Чаще всего все парадные элементы, цветные погоны и кокарды заменялись и все уходило в элемент защитного цвета.
Стал использоваться камуфляж, гораздо чаще применяться комбинезоны и использование ботинок со шнуровкой - вместо кирзовых сапог.
В то время появляется новое название: "афганка".
Речь про кепи с наушниками и защитным козырьком. Куртки свободного покроя с нашивками и карманами. Брюки базовых цветов с карманами и застежками, тогда же и стали активнее использовать ботинки. К концу 80-ых годов форма не претерпела значительных изменений и сохранялась в том виде, в котором была принята ранее, если не брать изменения 1988 года, то более никаких и не было.
Простая, свободного пошива форма - которая подчеркивает правильные черты солдата, но без излишеств.
Подводя итог, можно смело сказать, что за несколько этапов становления и изменения советской военной формы одежды, она из простых старых царских образцов вышла в новое, современное и очень достойное!
Можно выделить прекрасную форму Сталинской эпохи, где мундир был невероятно красив и строг, рота солдат была видна издалека и представляла из себя грозную и мощную силу! Аналогичные виды можно вспомнить в 1970-ые годы, когда советский солдат, особенно "дембель" - это образец мужества и стойкости, чести и красоты.
Расчеты советских 160-мм минометов образца 1943 г. (МТ-13) ведут огонь на улице городского района Берлина Шёнеберг (Berlin-Schöneberg).
«Нет современной войны без минометов, массовых минометов. Все корпуса, все роты, батальоны, полки должны иметь минометы, 6-дюймовые обязательно, 8-дюймовые. Это страшно нужно для современной войны. Это очень эффективные минометы и очень дешевая артиллерия. Замечательная штука миномет.
Не жалеть мин, вот лозунг, жалеть своих людей. Если жалеть бомбы и снаряды — не жалеть людей, меньше людей будет. Если хотите, чтобы война у нас была с малой кровью — не жалейте мин» - говорил Сталин на закрытом совещании после окончания Советско-финляндской войны 17 апреля 1940 года.
Великая Отечественная
В годы Великой Отечественной Красная Армия успешно применяла этот вид вооружения. Минометы были дешевыми, простыми в изготовлении, надежными в стрельбе. А самое главное – эффективными, огневая поддержка минометов не раз выручала советскую пехоту.
Минометный расчет одного из подразделений Красной Армии готовит к бою 82-мм миномет БМ-37 в августе 1941-го года. Справа с биноклем — младший лейтенант А.Г. Попов, Житомирская область.
Во время войны в Красной Армии активно применялись 82-мм и 120-мм минометы. Но еще до Великой Отечественной разрабатывался более мощное оружие - 160-мм миномет МТ-13. Он обладал высокой разрушительной силой и был способен частично заменить гаубицы. Однако при его создании возникла проблема – ствол получился длинным, а мина - слишком тяжелой. Ее нельзя было вручную зарядить через ствол, как на менее мощных минометах.
160-мм миномет МТ-13
В итоге решили заряжать миномет у основания, через казенную часть, как на обычных орудиях. Ствол поднимался, в него заряжалась мина, затем он вновь опускался на опорную плиту и был готов к выстрелу. Это делало ненужными противооткатные устройства, вся отдача передавалась на грунт.
Боевое применение 160-мм миномета
Производство миномета началось в январе 1944 года. Он поступал на вооружение тяжелых минометных бригад артиллерийских дивизий прорыва - особых частей Резерва Верховного Главного Командования, которые использовались на важных участках фронта.
Новый миномет произвел на противника огромное психологическое воздействие. Выстрелы у МТ-13 были глухими, мины летели по крутой траектории и падали почти отвесно, поэтому казались похожими на авиаудар.
Буксировка 160-мм миномета, кадр из кинохроники
160-мм миномет был эффективным средством разрушения полевых укреплений. МТ-13 успешно подавлял и уничтожал артиллерийские и минометные батареи противника. Миномет использовался в наступательных операциях Красной Армии до самого конца войны, широко применялись в уличных боях.
Леонид Алексеевич Колотилов
Так, вооруженная 160-мм дивизионными минометами МТ-13 8-я отдельная тяжелая минометная бригада под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Леонида Колотилова, с 16 ноября 1944 года по 17 апреля 1945 года уничтожила 14 танков и САУ, 408 станковых, ручных и зенитных пулеметов, 22 артиллерийских орудия, 4 автомашины с военными грузами, 17 минометных батарей и более 3000 немецких солдат и офицеров. Крупнокалиберными минами было разрушено 20 ДЗОТов и 254 каменных дома, оборудованных огневыми точками.
«При возможности все мы немецкими парабеллумами старались запастись. Он в руке лежит устойчиво», — так вспоминал про немецкий пистолет P.08 пехотинец Владимир Евдокимов. «Парабеллум» стал одним из самых желанных трофеев среди советских солдат. В сегодняшнем материале расскажем, чем был примечателен этот пистолет и как он применялся в боях.
Советский боец в немецких камуфляжных штанах позирует с трофейным «Парабеллумом». На обратной стороне оригинального фото была надпись: «Борису от Сафара. 5.5.45»
История создания
История создания пистолета начинается еще в XIX веке. Первый прототип был готов в 1898 году, он был создан немецким конструктором Георгом Люгером. Примечательно, что Люгер разработал свой образец на основе конструкции пистолета Гуго Борхардта. По этой причине до 1904 года в европейских странах он назывался пистолетом системы Борхардта — Люгера. Но внесенные Люгером доработки оказались настолько удачными, что в конечном итоге получился совершенно новый пистолет.
Пистолет Борхардт-Люгер образца 1900 года
Первым Люгер закупила Швейцария в 1900 году, затем небольшую партию пистолетов приобрели Дания и Бразилия. С 1906 года эти пистолеты поставлялись и в Российскую империю, по контракту было получено около тысячи Люгеров. Пистолет постоянно дорабатывался, в 1908 году вышла модель, ставшая наиболее популярной. Именно она была принята на вооружение немецкой армии под индексом P.08. Вскоре пистолет получил новое название — «Парабеллум». Оно произошло от слогана производившей пистолеты немецкой компании DWM: «Хочешь мира, готовься к войне». На латыни это писалось так: «Si vis pacem, para bellum».
Пистолет Люгера образца 1908 года
Люгеры с 1908 года массово поставлялись на вооружение немецкой армии. Они активно применялись в годы Первой мировой и зарекомендовали себя как надежное и эффективное оружие. Примечательно, что в ходе этого конфликта наряду с обычной версией пистолета применялась артиллерийская модель. Такой Люгер имел удлиненный ствол, также на него мог устанавливаться приклад. Артиллерийская модель обладала повышенной дальностью стрельбы и предназначалась для расчетов полевых орудий и пулеметных команд. Также для этой версии пистолета был разработан увеличенный магазин на 32 патрона, позже он использовался в первом немецком пистолете-пулемете MP-18. Стандартный же магазин «Парабеллума» вмещал восемь патронов.
Пистолет P.08 с приставной кобурой-прикладом и барабанным магазином, вид справа
После Первой мировой от пистолета не отказались. Из-за Версальского договора выпуск «Парабеллумов» был затруднен, однако немцы нашли способ обхода соглашения. Они производили их в Швейцарии, а собирали в Финляндии. После прихода к власти нацистов условия Версальского договора стали открыто нарушаться, и пистолет вновь стал производиться в Германии.
В годы Великой Отечественной
Несмотря на то, что к началу Второй мировой немцы разработали новый пистолет Вальтера P-38, Люгер широко применялся в этой войне и оставался в производстве до 1942 года. Пистолет обладал удобной формой рукоятки и отлично контролировался при стрельбе. Все это обеспечивало Люгеру превосходную точность и кучность стрельбы. А прочная и надежная конструкция вместе с высокой скорострельностью дополнили образ пистолета как эффективного оружия на поле боя. Основной причиной прекращения производства стала недостаточная технологичность Люгера. Для начала XX века она была на высоком уровне, но через четыре десятилетия появились более легкие в производстве образцы.
Немецкий десантник с пистолетом P.08
В годы Великой Отечественной «Парабеллум» стал излюбленным трофеем среди советских солдат и офицеров. Особенно его ценили разведчики: компактность, удобство стрельбы и высокая кучность позволяли выходить победителем из схваток на короткой дистанции. Вот что вспоминал минометчик Георгий Минин:
Советский солдат с «Парабеллумом»
«У командира взвода разведки был "Парабеллум". Стрелял без промаха. На спор - карандаш поставим на расстоянии 15 метров, и он в него попадал. "Парабеллум" хорошо в руке лежит, у него хорошая кучность. Наш ТТ чем хорош - песок, глина все равно работает. Надо, правда, все время чистить. Но он безотказный».
Всего было выпущено до пяти миллионов Люгеров различных версий. В фондах Музея Победы хранится редкий оригинальный образец 1917 года выпуска. Узнать больше о вооружении и технике Второй мировой вы сможете на наших выставках и экспозициях.
«Вот она, перед вами, коробка с карандашами» — такими словами начиналась песенка, сопровождающая одноименный мультфильм советских времен. И, действительно, советские карандаши, с их незабываемым запахом дерева, достойны того, чтобы о них и помнить, и слагать песенки, и снимать мультфильмы, и рассказывать, как и из чего их делали.
То детское предвкушение радости, когда держишь в руках новенькую коробку с карандашами — одно из воспоминаний, которые остаются яркими даже спустя много лет. Но интересно то, что не только цветные карандаши, но и даже самые обычные простые тоже способны были доставить знатоку (графику, чертежнику, художнику) немало приятных минут. Конечно же, можно поспорить, что чешские Koh-i-Noor были намного лучше отечественных карандашей, но это тема для отдельного обсуждения, а сегодня на повестке дня — простые советские карандаши.
«Карандашный» экскурс в историю
Хоть большинство современных людей и убеждено, что графитовые карандаши — порождение нашей эпохи, на самом деле, широкое распространение они получили еще в XVI веке. В то время в одном английском графстве обнаружили богатые залежи графита, который стали использовать преимущественно для изготовления карандашей. Куски графита распиливали на тонкие пластинки, шлифовали их и разрезали на палочки, которые вставляли в полый стержень тростника — так получался хороший, добротный карандаш.
Спустя пару веков европейцы усовершенствовали технологию изготовления стержней: их стали делать по принципу керамики. Графит измельчали в порошок, смешивали его с водой и глиной, а затем эту массу продавливали через сопло. Получалась нить, округлая в сечении: ее нарезали на отдельные стержни и обжигали, как керамику, чтобы стала прочнее.
Технология оказалась настолько удачной, что дожила до советских времен, меняясь лишь в мелочах: еще в 70-е годы грифели для простых карандашей делали именно таким способом. То, что графит сам по себе имеет серо-свинцовый цвет, исправляли путем добавления древесного угля или сажи, чтобы получился черный оттенок (кстати, в советскую тушь для ресниц тоже добавляли сажу для цвета).
Как делали стержни советских карандашей
Все простые советские карандаши, как известно, имели разную степень твердости: от 6 Т (самый твердый) до 6 М (самый мягкий). От чего же зависел этот параметр? Как уже говорилось выше, порошок графита смешивали с глиной. И вот это измельчение графита в порошок было самой ответственной операцией — чем мельче будет порошок, тем лучше будет писать грифель.
Графит загружали в специальную вибрационную мельницу и добавляли немного поверхностно-активного вещества, которое не давало частицам порошка слипаться. В итоге получалось настолько нежное вещество, что даже женская пудра не могла с ним сравниться, т.к. была намного грубее. Этот порошок смешивали с глиной, и от используемых пропорций и зависела дальнейшая твердость/мягкость карандаша.
Чтобы получить очень твердый карандаш, количество графита практически сводилось к нулю, а в самом мягком — наоборот, содержалось максимальное количество графитного порошка и минимум глины. Эту смесь пропускали через сопло, чтобы получилась непрерывная «змейка», которую автоматы нарезали на стержни и отправляли на обжиг.
Стержень, конечно же, становился твердым и прочным, но пока еще оставался довольно пористым — из-за испарения влаги, содержащейся в глине. Если попробовать таким карандашом провести линию, то она получится прерывистой и неровной. Поэтому на последнем этапе карандашные стержни пропитывали воском или стеарином.
Деревянная оболочка для карандашей
Далеко не каждый вид древесины пригоден для изготовления карандашей: она должна быть одновременно мягкой, прочной, легкой, с плотными прямыми волокнами, хорошо поддающейся обработке на станке и позволяющая затачивать карандаш ножом, лезвием или канцелярской точилкой.
Самые лучшие карандаши получались из кипариса и красного кедра, но использование такой древесины существенно повышало стоимость конечного продукта, поэтому советские карандаши делали преимущественно из ольхи, тополя, липы, сибирского кедра. И все равно получалось очень неэкономно: до 90% древесины шло в отходы…
Деревянные заготовки распиливали на отдельные дощечки, корректировали ее цвет: сибирский кедр чуть осветляли, а менее ценные породы красили «под кедр». Затем древесину пропитывали воскоподобными веществами, чтобы она была гладкой и лучше резалась. Затем в дощечках проделывали пазы, укладывали в них грифели и две дощечки склеивали между собой.
На последнем этапе этот «блок» распиливали на отдельные карандаши и подвергали их окрашиванию. Ни для кого не было секретом, что не только дети, но и взрослые постоянно «мусолят» карандаши во рту, грызут их кончики и т.д. Поэтому для окрашивания использовали те же нитролаки, что и для детских игрушек.
Затем готовые карандаши маркировали: на одну грань накладывали бронзовую заготовку (бумага, воск, клей, бронзовый порошок) и ударяли по ней горячим штампом с выгравированной надписью. Воск расплавлялся, покрытие отделялось от бумажной подложки, получалась золотистая надпись.
Советские карандаши без глины
Конечно, вся эта технология с использованием глины и графита даже в советские времена казалась сильно устаревшей. И поскольку хлопот с подготовкой глины было слишком много, многие фабрики начали поиск альтернативных методов изготовления грифелей. Так, например, фабрика им. Красина была первой, кто предложил использовать феноло-альдегидные полимеры для изготовления грифельной массы.
Так же часто поднимался вопрос замены деревянной «рубашки» — слишком расточительно расходовался кедр, да и другие виды древесины, чтобы продолжать делать карандаши таким варварским методом. Попытки использовать полимеры для этих целей, конечно же, были сделаны, но до массовой замены древесины дело так и не дошло…
Jagdpanzer 38 Starr и другие идеи о немецких истребителях танков без отката
К 1943 году для немецкого командования становилось всё более очевидным, что наиболее массовым типом самоходной артиллерии должен быть истребитель танков по концепции Sturmgeschütz. То есть низкая боевая машина с крепким лбом и длинноствольным орудием. Постепенно к этой концепции стали дрейфовать и легкие истребители танков. Связано это оказалось с тем, что их использовали ровно так же, как StuG 40, только их высота достигала 2,4-2,5 метра, а броня была противопульной. По этой причине легкие истребители танков несли более высокие потери. С октября 1943 года конструкторское бюро BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik, название фирмы ČKD в период немецкой оккупации) вело работы по новому истребителю танков. Известен он как Jagdpanzer 38, но больше на слуху фронтовое прозвище - Hetzer.
Первый серийный Jagdpanzer 38, с "безоткатной" 75-мм системой, на демонстрации Гитлеру, 20 апреля 1944 года.
Как и многие другие немецкие истребители танков по концепции Sturmgeschütz, Jagdpanzer 38 имели некоторые проблемы с перегрузкой носовой части. Это прямым образом влияло на надежность ходовой части. Естественно, шли работы по улучшению ситуации. Результатом стало усиление ходовой части, особенно опорных катков. Но это являлось полумерой. Нагрузка на катки всё равно оставалась высокой. По этой причине появилась идея установки орудия без откатных механизмов. Известна данная машина как Jagdpanzer 38 Starr.
Полноразмерный макет установки, январь 1944 года.
Надо сказать, что Jagdpanzer 38 (который сами немцы считали не легким истребителем танков, а эрзац-Jagdpanzer IV) был не единственной немецкой САУ, которая страдала подобным недугом. Длинный "хобот", с выносом орудийной установки за ось первого опорного катка, являлся вполне рядовой немецкой забавой. В результате проблемами с чрезмерной нагрузкой на носовую часть корпуса страдала добрая половина немецких истребителей танков с компоновкой типа StuG. Например, Jagdpanther. Облегчить броню было совсем не вариантом. Перенести назад установку тоже не могли, места и так едва хватало.
Один из трех опытных образцов (номер шасси 321683) сентября 1944 года, на которые установили доработанную орудийную установку. Амбразура орудия отличается от обычной.
Для Jagdpanzer 38 подобные проблемы только усугублялись. От машины хотели того же самого, что и Jagdpanzer IV, но на шасси с меньшими габаритами. При этом орудийная установка была такой же, как на Jagdpanzer IV, при меньших габаритах боевого отделения. Настолько меньшими, что под командира пришлось буквально выгрызать место, куда он еле помещался со стереотрубой (если она была). Поэтому единственной возможностью как-то выиграть массу становилось облегчение орудийной установки. Самое главное, что уже имелось подходящее техническое решение.
Более ничем САУ от серийной Jagdpanzer 38 не отличалась.
Еще 14-18 сентября 1943 года на Куммерсдорфском полигоне проходили испытания жестко установленной 75-мм пушки KwK 40 L/48. Орудие могло наводиться по вертикали, но не имело механизма отката. В принципе результаты тестов показали, что стрелять можно, но начались проблемы с трещинами, в том числе коробки передач. В январе 1944 года начались работа по аналогичной установке для Jagdpanzer 38. Первые тесты самой установки 75-мм пушки StuK 40 L/48 датированы 7 марта 1944 года, а в апреле того же года орудие поставили в первом серийном образце Jagdpanzer 38 (номер шасси 321004). Тесты показали, что отдача влияет минимально, отмечались повреждения смотрового прибора механика-водителя и радиатора.
Опытный вариант командирского люка. Или башенки, смотря как назвать.
Несмотря на некоторые проблемы, выяснилось, что игра стоит свеч. Во-первых, орудие успешно выдержало испытания на 1000 выстрелов. Во-вторых, весьма существенно (на 750-1000 кг) уменьшилась масса бронировки артиллерийской системы. Да и сама установка получалась более компактной. В-третьих, боекомплект увеличивался с 38 до 79 унитаров. Это привело к тому, что в сентябре 1944 года появилось еще три опытных образца машины, имевшие номера шасси 321679, 321682 и 321683. Существует информация, что два из них имели увеличенную до 80 мм броню лба рубки, но далее от этой идеи отказались.
Второй вариант башенки, а также дизельный мотор Tatra, декабрь 1944 года.
Между тем, работы про развитию САУ продолжались. 26 сентября 1944 года было принято решение об организации выпуска Jagdpanzer 38 на Alkett. В октябре спецификацию уточнили. Вместо бензинового мотора Praga AE ставился новый двигатель - Tatra 103. Он был не только мощнее, но и длиннее. Известна эта версия как Jagdpanzer 38 (d), или Jagdpanzer 38 D. Между тем, к концу 1944 года у Tatra имелся еще один двигатель, поменьше. Речь идет о дизельном моторе Tatra 928. V-образный 8-цилиндровый двигатель развивал мощность 180 лошадиных сил. Это позволило добиться более высокой удельной мощности, а запас хода вырос до 500 километров.
Установка Starr для Jagdpanther, проект ноября 1944 года.
Одновременно шла работа по улучшению ситуации с размещением экипажа. Наиболее критичной выглядела ситуация с командиром, который видел вперед и назад. Первоначально была разработана откидная "башенка", на крыше которой имелся люк с перископическим смотровым прибором и стереотрубой. Они могли вращаться вокруг своей оси. После решения об установке мотора Tatra 928 на надмоторной плите появился выступ, так что конструкция люка изменилась. Впрочем, измененная конструкция также подразумевала возможность поставить стереотрубу. Сохранился и вращающийся перископ.
Эталонная машина с мотором Tatra 928.
Итоговым решением стала САУ, которая известна как Jagdpanzer 38 Starr. В теории, предшествующие Jagdpanzer 38 с новыми орудийными установками можно также называть аналогичным образом, но эти машины ничем не отличались от обычного истребителя танков. Точнее, изначально ничем не отличались. Дело в том, что в декабре 1944 года на Tatra проводились испытания Jagdpanzer 38 с мотором Tatra 928 (также указывается индекс Tatra T 108). Так вот, этот мотор стоял в САУ, которая уже получила измененный люк командира. Скорее всего, это один из сентябрьских прототипов.
Всего было заказано 10 САУ установочной партии.
Надо сказать, что интерес к "безоткатным" орудийным установкам был весьма высокий. В ноябре 1944 года Krupp проработал такую установку для Jagdpanther, она также именовалась Starr. Для Jagdpanther она была ничуть не мене актуальной, поскольку нагрузка на передние опорные катки оказалась повышенной. Но до изготовления в металле дело не дошло, в отличие от Jagdpanzer 38 Starr. Впрочем, и с ним не всё гладко. Судя по дальнейшим событиям, мотор Tatra T 108 ставился либо в одну (декабрьскую), либо две (еще САУ выпуска марта 1945 года, серийный номер 322370). Остальные получили моторы Praga AE и старую версию люка командира.
Из них дизельный двигатель имела трлько эталонная машина.
По исходным планам, Škoda должна была изготовить партию из 500 Jagdpanzer 38 Starr. В дальнейшем планы изменились в сторону изготовления партии из 10 САУ, которые, судя по номерам шасси, производились силами BMM. Происходило это в марте-апреле 1945 года, причем от обычной Jagdpanzer 38 версия Starr отличалась только орудийной установкой. Исключением была головная машина (номер шасси 322370), имевшая, как уже говорилось, дизельный мотор и новый люк командира. Ее должны были показать Гитлеру 20 апреля 1945 года, но показ толком не состоялся. Машина так и осталась в Пльзене, на заводе Škoda.
Остальные Jagdpanzer 38 starr оснащались бензиновыми моторами.
Единственный случай применения Jagdpanzer 38 Starr по прямому назначению стала попытка подавления восстания в Праге. Впрочем, толком применить САУ немцы не успели. Часть Jagdpanzer 38 Starr уехало сдаваться американцам, часть захватили чехи. В итоге чехословацкой армии достались три прототипа выпуска сентября 1945 года, головная машина с мотором Tatra, плюс еще 4 серийных машины. Судьба еще пяти САУ неизвестно, что породила конспирологические теории. Правда лишь в том, что да, советская сторона получала материалы по Jagdpanzer 38 Starr. Но большого интереса они не вызвали.
Их использование в мае 1945 года оказалось локальным.
В заключение стоит отметить, что идеи по орудиям без откатных механизмов реализовывались не только немцами. Американцы занимались аналогичным. И во время войны, и после. По итогам большого интереса они не вызвали. Минусов у такой системы оказалось больше, чем плюсов. При росте калибров и начальной скорости снарядов какой-то смысл в орудии без откатных частей пропал.
Звезду «Москвы слезам не верит» Раису Рязанову развели мошенники на 4 млн руб
Народную артистку России Раису Рязанову развели мошенники. Как пишет SHOT, актриса, которую псевдосиловики обвинили в поддержке ВСУ, передала злоумышленникам 4 миллиона рублей наличкой.
По данным телеграм-канала, 80-летней Раисе Ивановне позвонила неизвестная девушка, которая представилась помощницей мэра Москвы Сергея Собянина. Она заявила актрисе, что с ней якобы должен связаться сам градоначальник. Спустя время по видеосвязи ей набрал мужчина, похожий на Сергея Семёновича: он сообщил, что Рязанова оказалась в списке людей, спонсировавших ВСУ. Чуть позже ей позвонил якобы силовик, который заявил о списании 30 миллионов рублей с банковских счетов артистки. Деньги, утверждал «сотрудник ФСБ», отправлены экс-сотруднику службы Илье Богданову, который сейчас в ВСУ.
Рязанову попросили доказать, что она ничего такого не делала и никого не спонсировала. В качестве доказательства нужно было снять 4 миллиона рублей и передать купюры «силовикам». Актриса сделала всё, как было сказано, и даже произнесла кодовое слово «Шура» при передаче денег, как ей велели. После этого все разошлись по домам. Когда Рязанова попыталась связаться с «сотрудником ФСБ», связь оборвалась. В результате актриса обратилась в полицию с заявлением.