Under Jolly Roger! История эсминца Kidd

Заказанная в 1940 году серия эсминцев типа «Бенсон» создавалась с учетом действующих ограничений международных военно-морских договоров. Эти корабли имели неплохие характеристики, но недостаточная автономность не позволяла использовать их в Тихом океане. Американским ВМФ потребовался новый, более крупный эсминец, который мог действовать вдали от баз в составе крейсерских и авианосных соединений и не уступал бы новым японским эсминцам, которые рассматривались в качестве основного противника.

Поэтому параллельно с эсминцами типа «Бенсон» началось строительство океанских эсминцев типа «Флетчер», которые стали самой крупной серией кораблей этого класса в американском флоте. К этой серии относится и эсминец USS Kidd, официально названный в честь контр-адмирала Исаака Кидда. Единственный из всех кораблей американского флота, USS Kidd получил право нести эмблему знаменитого пирата капитана Кидда — флаг «Веселый Роджер», который размещался на эсминце до конца его службы.

Разработка проекта и строительство

Ввиду снятия всех ограничений на строительство военных кораблей, Главное управление вооружений ВМС США выдало проект на разработку 1600-тонного эсминца с усиленным противолодочным и зенитным вооружением, способным действовать в Тихом океане. Разработка была начата в 1939 году, а 27 января 1940 года был утвержден финальный вариант проектным водоизмещением 2050 тонн, в котором конструкторам удалось вместить все требования представителей ВМС. Ввиду крайне напряженной международной ситуации проект был утвержден Конгрессом в кратчайшие сроки — в течение полутора месяцев, и уже в июне 1940 года несколько судостроительных компаний получили первый заказ на 25 единиц этого типа.

Under Jolly Roger! История эсминца Kidd Корабль, Конструктор, Палуба, Эсминец, Орудие, Военная техника, США, Вторая мировая война, Длиннопост

Эсминец типа Fletcher

Первые корабли вступили в строй летом 1942 года, а за ними последовали еще несколько серий. В общей сложности было построено 175 эсминцев этого типа, часть из которых вошла в строй уже после войны.

Конструкция

Корпус

При проектировании эсминцев типа «Флетчер», к которому относился и «Кидд», конструкторы решили применить ряд нехарактерных для этого класса технических моментов, которые вызвали критику со стороны специалистов. Прежде всего, было решено вернуться к гладкопалубной конструкции корпуса, чтобы добиться экономии веса. На практике такое решение привело к необходимости уменьшить объем внутренних помещений, но при этом эсминцы типа «Флетчер» отличались относительно высоким комфортом, хотя часть жилых помещений пришлось вынести в надстройки.

Вторым спорным моментом конструкции было отсутствие двойного дна. Эсминцы этого типа планировалось использовать в Тихом океане, поэтому конструкторы решили упростить корпус, а противоминную защиту повысить путем оригинального расположения топливных цистерн.

В отличие от эсминцев предыдущего типа, уже со второй серии все эсминцы типа «Флетчер» получили открытый мостик. Такое решение было принято на основе проанализированных военно-морскими специалистами боевых действий в Европе. Закрытый мостик хоть и обеспечивал в теории лучшую защиту от вражеского огня, но при этом ухудшал возможность слежения за воздушным пространством, а уже в 1941 году стало ясно, что основным противником флота станут не вражеские корабли, а авиация.

Under Jolly Roger! История эсминца Kidd Корабль, Конструктор, Палуба, Эсминец, Орудие, Военная техника, США, Вторая мировая война, Длиннопост

Схема эсминца типа Fletcher в разрезе

Сам корпус с продольным силовым набором имел полную длину 114,8 м, ширину 12 м и осадку 5,3 м. Стандартное водоизмещение достигало 2050 тонн, полное – 2500 тонн.

Бронирование

Еще одна особенность эсминца «Кидд» и его систершипов – это наличие локального бронирования, совершенно нехарактерного для этого класса. Для повышения живучести корабля палуба и борта в районе элементов ГЭУ прикрывались легкой противоосколочной броней 12,7 мм, а в районе директора ГК толщина брони составляла 19 мм.

Силовая установка

Этот тип получил двухвальную силовую установку суммарной мощностью 60 000 л.с., расположенную по эшелонной схеме. Она состояла из двух паровых турбин с главными турбозубчатыми агрегатами и четырех паровых котлов Foster-Wilier или Ваbсосk & Wilcox,. Проектная скорость составляла 38 узлов, но на практике редко удавалось выжать из машин более 35 узлов, так как эсминцы этого типа почти всегда ходили с полным водоизмещением.

Стандартный запас по топливу составлял около 500 тонн мазута, что обеспечивало дальность хода до 5000 миль при экономичной скорости в 12 узлов. Топливо располагалось в расположенных в носу и корме отсеках. Причем забор производился одновременно с носовых и кормовых отсеков, чтобы упростить балластировку.

Вооружение

Главный калибр

Under Jolly Roger! История эсминца Kidd Корабль, Конструктор, Палуба, Эсминец, Орудие, Военная техника, США, Вторая мировая война, Длиннопост

Башня главного калибра 127-мм Mark 12

В качестве орудий главного калибра устанавливались отличные универсальные 127-мм орудия Mark 12 mod 1 со стволом в 38 калибров. Эти орудия хотя и имели ручное заряжание, но благодаря своей баллистике и электрическим механизмам наводки и подачи боеприпасов считались одними из лучших в своем классе, удачно сочетая высокую точность, скорострельность и надёжность.

Эти орудия размещались в закрытых одноорудийных установках по линейно-возвышенной схеме: два в носовой части, два в кормовой и еще одно перед кормовой надстройкой. Начальная скорость снаряда составляла 792 м/с, а дальность стрельбы при угле возвышения в +45°градусов достигала 16 000 м. Благодаря максимальному углу возвышения в +85° и практической скорострельности в 15 выстр./мин., это орудие могло вести зенитный огонь с досягаемостью по высоте в 11,8 км, а с появлением зенитных снарядов с дистанционным радиолокационным взрывателем в 1943 году его эффективность возросла в разы.

Зенитная артиллерия

По первоначальному проекту в качестве ПВО планировалось использовать 4 зенитных пулемета «Браунинг» калибра 12,7 мм и расположенную в корме установку «чикагского пианино» — счетверённый зенитный автомат калибра 28 мм.

Under Jolly Roger! История эсминца Kidd Корабль, Конструктор, Палуба, Эсминец, Орудие, Военная техника, США, Вторая мировая война, Длиннопост

Зенитный 40-мм автомат Bofors

Но уже в конце 1941 года стало ясно, что ПВО ближнего радиуса является откровенно слабой и неспособна эффективно бороться с авиацией. Поэтому вместо счетверенного 28-мм автомата установили спаренную установку 40-мм автоматов «Бофорс», а зенитные пулеметы заменили 20-мм автоматами «Эрликон». В середине 1942 года добавили еще два «Эрликона» и расположенную на квартердеке спаренную установку «Бофорс», которую затем заменили на три одиночных «Эрликона».

В начале 1943 года все эсминцы типа «Флетчер» были модернизированы. В районе между дымовыми трубами установили три спаренные установки 40-мм автоматов «Бофорс», а число 20-мм автоматов довели до 10-11. Но  уже к середине 1943 года зенитное вооружение снова усилили — три «Эрликона» демонтировали, а вместо них перед носовой надстройкой побортно установили еще по одной спаренной установке 40-мм «Бофорсов».

Under Jolly Roger! История эсминца Kidd Корабль, Конструктор, Палуба, Эсминец, Орудие, Военная техника, США, Вторая мировая война, Длиннопост

Спаренная установка 40-мм орудий Bofors

В 1945 году эсминцы прошли очередную модернизацию. Стандартной схемой ПВО ближнего радиуса стали две счетверённые установки 40-мм «Бофорсов» в центральной части корпуса и еще три спаренные установки таких же автоматов: две возле носовой надстройки и одна возле кормовой. В одиночных установках осталось только три 20-мм «Эрликона» — вместо остальных установили четыре спаренные установки этих автоматов.

Торпедное вооружение

Перед и сзади второй дымовой трубы устанавливались два пятитрубных поворотных торпедных аппарата калибра 533 мм. Запаса торпед не было, так как в американском флоте считалось, что перезарядка ТА в боевых условиях невозможна. Поэтому каждый эсминец нес только 10 торпед Mark 15, находивших в торпедных аппаратах.

Противолодочное вооружение

В кормовой части располагались два бомбосбрасывателя для 100-кг глубинных бомб. Помимо этого, с каждого борта устанавливались по 2-3 бомбомета K-Gun. В 1943 году часть эсминцев этого типа получила реактивный бомбомет Hedgehog, который считался одним из самых эффективных противолодочных средств Второй Мировой войны — он обеспечивал точность попадания в 25%, при стандартной точности обычных бомбометов и бомбосбрасывателей в 7-10%.

Under Jolly Roger! История эсминца Kidd Корабль, Конструктор, Палуба, Эсминец, Орудие, Военная техника, США, Вторая мировая война, Длиннопост

Эсминец сбрасывает глубинные бомбы на манёврах в 1958 году

Авиационное вооружение

Первоначально планировалось, что 6 из 25 заложенных эсминцев будут нести 1 гидросамолет и оснащаться паровой катапультой вместо одного ТА и средней башни главного калибра. Но уже в первые же месяцы стало ясно, что гидросамолет на эсминцах не нужен, поэтому с катапультой построили только три из шести запланированных кораблей, да и те к 1944 году перевооружили на стандартный набор вооружения.

Боевая служба эсминца USS Kidd

Эскадренный миноносец «Кидд» с бортовым номером DD-661 был заложен 16 октября 1942 года на верфи компании Federal Shipbuilding and Drydock Company в Кирни, штат Нью-Джерси. Корабль был введен в эксплуатацию 23 апреля 1943 года и получил свое имя в честь контр-адмирала Исаака Кэмпбелла Кидда, который погиб на борту линкора «Аризона» во время нападения на Перл-Харбор. Учитывая, что имя корабля было созвучно имени знаменитого пирата XVII века Уильяма Кидда, экипаж корабля попросил разрешения у вдовы адмирала взять в качестве эмблемы «Весёлый Роджер», на что было получено согласие. USS Kidd стал первым американским кораблём в XX веке, который получил право официально поднять пиратский флаг на своей мачте.

Under Jolly Roger! История эсминца Kidd Корабль, Конструктор, Палуба, Эсминец, Орудие, Военная техника, США, Вторая мировая война, Длиннопост

Пират на трубе эсминца USS Kidd (DD-661)

После прохождения ходовых испытаний эсминец вошел в состав соединения прикрытия линкоров «Саут Дакота» и «Алабама» и базировался в Пёрл-Харборе.

В октябре 1943 года он вышел в свой первый боевой поход. Оперативное соединение направлялось для удара по Рабаулу, и во время похода «Кидд», отставший от основной группы, попал под налет японской авиации. Благодаря отличной выучке моряков и мощному зенитному вооружению экипажу удалось сбить три из восьми японских самолётов и при этом подобрать экипаж сбитого американского самолета. В конце ноября 1943 года во время атаки Таравы зенитчики записали на свой счет еще два японских бомбардировщика.

В январе-августе 1944 года «Кидд» прикрывал ударное соединение флота в ходе операций по захвату Маршалловых островов, Гуама и Новой Гвинеи. Во время сражения в заливе Лейте орудия главного калибра «Кидда» своим огнем поддерживали высаживающихся морских пехотинцев.

В феврале 1945 года эсминец вошел в состав оперативного соединения TF58 и участвовал во вторжении на Окинаву, где производил спасательные операции, оказывал артиллерийскую поддержку морским пехотинцам и прикрывал авианосцы. 11 апреля корабль получил сильные повреждения от атаки самолета-камикадзе. Взрывом было повреждено машинное отделение, погибли 38 моряков и еще 55 получили серьезные ранения. Но одна машина все же могла работать, и корабль своим ходом вернулся на базу в Улити, где встал на срочный ремонт, по завершению которого отправился в Сан-Франциско.

Under Jolly Roger! История эсминца Kidd Корабль, Конструктор, Палуба, Эсминец, Орудие, Военная техника, США, Вторая мировая война, Длиннопост

USS Kidd (февраль 1945 года)

После окончания войны, в декабре 1946 года «Кидд» был выведен в активный резерв, где находился до 28 марта 1951 года. С началом Корейской войны эсминец вернули в боевой состав флота и включили в состав авианосного соединения TF77. В ходе войны эсминец неоднократно участвовал в обстреле береговых батарей и укреплений около Вонсана, проводил операции по спасению сбитых лётчиков, а также использовался для корректировки огня линкоров.

21 апреля 1953 года во время столкновения со шведским сухогрузом «Хайман» корабль получил пробоину, поэтому был вынужден встать на ремонт. До 1962 года он еще находился в боевом составе флота, а затем до июня 1964 года служил в качестве учебного корабля в военно-морской школе в Ньюпорте.

Как и основную часть эсминцев типа «Флетчер», «Кидд» планировалось списать и отправить на металл. Но благодаря стараниям адмирала Монинга, служившего на эсминце в годы Второй мировой, было принято решение превратить его в корабль-музей. В мае 1982 года его отбуксировали в Батон-Руж, отремонтировали и восстановили на нем обстановку времён Второй мировой войны, а уже через год он был открыт для туристов и работает в качестве музея по сей день.

Under Jolly Roger! История эсминца Kidd Корабль, Конструктор, Палуба, Эсминец, Орудие, Военная техника, США, Вторая мировая война, Длиннопост

Корабль-музей

Оценка проекта

Благодаря низкому расположению элементов силовой установки эсминцы типа «Флетчер» имели высокую остойчивость и отличались хорошими мореходными качествами. Хотя они были восприимчивы к бортовой качке, этот недостаток отчасти компенсировался скуловыми килями. Уступая своим главным противникам – японским эсминцам типа «Акизуки» — по весу бортового залпа, они превосходили их по зенитной артиллерии ближнего радиуса, а орудие Mark 12 имело гораздо больший ресурс ствола, чем японское 100-мм орудие Тип 98, и было более эффективным для стрельбы по воздушным целям благодаря наличию снарядов с дистанционным взрывателем. В целом, это были одни из самых удачных американских эсминцев Второй мировой войны, поэтому неудивительно, что часть из них после войны была продана в страны Латинской Америки, где продолжила службу до середины 1980-х годов.

#корабли #конструкторы #палуба #эсминцы #орудия

Under Jolly Roger! История эсминца Kidd Корабль, Конструктор, Палуба, Эсминец, Орудие, Военная техника, США, Вторая мировая война, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей