korabli.pikabu

korabli.pikabu

На Пикабу
поставил 2 плюса и 1 минус
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
в топе авторов на 749 месте
18К рейтинг 389 подписчиков 0 подписок 680 постов 230 в горячем

Куда исчезли поселенцы Роанока? Тайна пропавшей колонии

Освоение новых территорий и основание там поселений — нелёгкая задача. Особенно если поселенцы отделены от родных земель целым океаном, а местные жители, если такие и есть, не слишком гостеприимны. Тем не менее люди в поисках лучшей жизни упорно стремятся вперед, пускай даже их ждет terra incognita. Многие из таких поселений в Новом Свете так и сгинули в безвестности, растворившись во времени.  Чуть более удачливые со временем стали большими городами, а некоторые из них таят загадки, часть из которых возникла еще во время основания.

Освоение Нового Света начиналось с небольших поселений-колоний, зачастую частного порядка, практически не имеющих поддержки из Света Старого. Если побережье северной части Южной Америки и острова в районе Карибского моря занимали активно, то на севере было не так. Богатые и теплые воды Карибского архипелага, плодородные земли, рудники с драгоценными металлами и камнями — всё это было освоено, и на побережьях быстро выросли города. Но куда более холодное и негостеприимное северное побережье стало заселяться куда позднее.

Куда исчезли поселенцы Роанока? Тайна пропавшей колонии Море, Путешествия, Корабль, Длиннопост

Английская карта Чесапикского залива, 1585 год. Остров Роанок отмечен розовым цветом

Колония Роанок была основана на частные деньги при Елизавете I. Англия  закреплялась в Новом Свете, о котором ходили легенды, повествующие о различных мистических сокровищах, скрытых в глубине континента. Например, о «золотом фрукте» или «источнике молодости». Однако первая попытка основать колонию провалилась. Поселенцы вышли на контакт с несколькими местными племенами, но согласно их последующим отчётам, во время одного из дружеских визитов кто-то из аборигенов похитил серебряную чашку. За это колонисты сожгли одну из деревень индейцев и тем самым испортили отношения с большинством племён неподалёку. Это, а также ошибки в планировании привели к серьёзным проблемам с продовольствием. Да, форт, построенный ими, хорошо защищал от атак, однако о нормальной охоте или же собирательстве за его пределами не могло быть и речи. В итоге, основанная 29 июля 1585 года колония была покинута жителями спустя примерно год, летом 1586 года.

Куда исчезли поселенцы Роанока? Тайна пропавшей колонии Море, Путешествия, Корабль, Длиннопост

Смерть колониста из Роанока Джорджа Хоу (George Howe) от рук индейцев, иллюстрация к книге 1901 года

В 1587 году была предпринята вторая попытка основать колонию Роанок. На этот раз группа состояла из 155 человек. С одним из местных племен удалось восстановить хорошие отношения, однако прочие племена, всё еще помнящие поступки колонистов, оставались враждебными, что привело к убийству пары колонистов, которые слишком далеко отошли от поселения. Часть колонистов (чуть меньше трети) убедили руководство поселения отправиться назад в Англию с просьбой о помощи. В колонии осталось 115 человек — мужчин, женщин и детей. Однако помощь не пришла так быстро, как требовалось. В это время Англия был атакована испанской Непобедимой армадой, и для отражения атаки были задействованы вообще все суда и корабли. Так что в Роанок из Англии смогли попасть лишь спустя три года, 18 августа 1590 года. На месте колонии они обнаружили лишь покинутое поселение без единого человека.

Около 90 мужчин, 17 женщин и 11 детей пропали. В поселении не было никаких признаков борьбы или боя и никаких останков. Не было похоже, чтобы на колонистов кто-то напал, было ощущение, словно они в какой-то момент встали и ушли. На одном из деревьев неподалёку было найдено вырезанное слово «CRO», а на частоколе вокруг поселения — слово «CROATOAN». Здания и укрепления были частично разобраны, что также не подтверждало версию о нападении или быстром побеге. С колонистами была договоренность, что если по какой-то причине им пришлось бы уйти, неподалеку на дереве должен быть изображен мальтийский крест, однако никакого символа, даже отдаленно на него похожего, так и не было найдено. Несколько дней было проведено в поисках пропавших жителей, однако ухудшающаяся погода, а также мрачные слухи, начавшие ходить среди англичан, вынудили свернуть поиски и отправиться обратно. Судьба пропавших людей так и осталась неизвестной.

Куда исчезли поселенцы Роанока? Тайна пропавшей колонии Море, Путешествия, Корабль, Длиннопост

Гравюра из книги, изображающая англичан, обследующих пустую колонию Роанок 1 января 1876 года

История о пропавшей колонии чрезвычайно популярна среди местных жителей современного Атлантического побережья северной Атлантики. Сюда вплетаются как элементы местного фольклора, непроверенные слухи и домыслы, так и откровенная мистика или даже уфология. Можно сказать, что «Пропавшая колония Роанок» стала своеобразной городской легендой, по сей день порождая различные гипотезы.

Первой и, пожалуй, самой логичной гипотезой кажется то, что, находясь в окружении враждебных племён и в условиях нехватки припасов, колонисты были атакованы индейцами и перебиты. По некоторым данным, одни из индейцев поклонялись некоему богу — Кроатону. Именно его имя было вырезано на деревьях вокруг покинутой колонии. Некоторые исследователи полагают, что поселенцы могли быть частично перебиты, а частично захвачены и принесены в жертву этому богу. Однако каких-то логичных доказательств сторонники этой теории не приводили: не стоит забывать, что как следов боя, так и тел найдено не было. И если трупы могли убрать, то следы боя и повреждения построек точно скрыть бы не удалось.

Второй версией считается гибель колонистов в море. Перед уходом в Англию группы судов, доставивших их, поселенцам был оставлен небольшой двухмачтовый пинас для плавания вдоль берега и повседневных нужд. При обследовании колонии корабль не был найден, и, как следствие, появилась гипотеза, что на нём поселенцы попытались или вернуться в Англию, или добраться до других колоний южнее, но так как корабль не был для этого предназначен, колонисты погибли в море. Это теория вполне объясняет пропажу людей, однако отсутствие креста, указывающего на то, что им пришлось уйти из колонии, ставит её под сомнение.

Также есть варианты о нападении испанцев и уничтожении колонии или об эпидемии неизвестной болезни. Однако испанцы не заходили так далеко на север, хотя знали о Роаноке и даже имели на него виды. Теория об эпидемии не выдерживает критики, так как тел не было найдено, да и никакой информации о болезнях среди окрестных племён также не было зафиксировано.

Куда исчезли поселенцы Роанока? Тайна пропавшей колонии Море, Путешествия, Корабль, Длиннопост

Нападение индейцев было довольно частым явлением, особенно с учётом зачастую довольно пренебрежительного отношения колонистов к местным. Гравюра 1858 года

Многие поколения местных жителей придумывали различные гипотезы. От вполне логичных: об уходе большей части поселенцев, не погибших от голода и лишений, в одно из дружественных индейских племён. До совершенно диких и ненаучных, вроде временного сдвига или похищения пришельцами. На данный момент не существует однозначного ответа о том, что же всё таки произошло. Есть немало теорий разной степени достоверности, но, похоже, финальной точкой стали находки 2020 года.

Тогда американские археологи предположили, что поселенцы перебрались на соседний остров Хаттерас. После тщательных раскопок там было обнаружено множество артефактов XVI века, в том числе и женских украшений, что косвенно указывает на выходцев из колонии Роанока. Кроме того, некоторые местные племена имеют интересные особенности в речи и в преданиях, что также, возможно, является следствием того, что часть колонистов жила среди них. Однако любителей паранормальных явлений и теорий заговора эти вполне логичные объяснения не устраивают. И они и по сей день продолжают считать историю Роанока неразгаданной, что и является источником их безумных теорий.

Куда исчезли поселенцы Роанока? Тайна пропавшей колонии Море, Путешествия, Корабль, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 5

Невероятное приводнение воздушного корабля. История рейса SU-366

Небо — самый большой «океан» на Земле. В отличие от водных просторов, небесные человечество начало покорять сравнительно недавно. И если на морских судах методы спасения отработаны давно и самой большой проблемой становится скорее поиск выживших при аварии, то в воздухе в случае катастрофы выжить шансов немного. Тем не менее, подобное случается, и такие события по праву позже называют чудесами. Об одном таком происшествии и пойдёт речь.

После окончания Великой Отечественной Войны СССР требовалось практически заново отстроить почти все сферы экономики и логистики внутри страны. Нужно было всё, сразу и много. Как только первичные требования для нормального мирного функционирования государства были выполнены, пришла пора позаботиться и о прочих проблемах. Одной из них было обновление парка самолётов для внутренних авиалиний. На тот момент на гражданских направлениях в большинстве своём трудились «старички» Ил-14 и Ли-2. Это были винтовые самолёты, второй из которых вообще был лицензионной копией американского Douglas DC-3 1935 года разработки. Новым пассажирским реактивным самолётом должен был стать Ту-124. Это был уменьшенный вариант уже летавшего лайнера Ту-104. Последний, в свою очередь, имел военные корни. Часть его документации и проектных решений была взята с использовавшегося в войсках бомбардировщика Ту-16.

Невероятное приводнение воздушного корабля. История рейса SU-366 СССР, Самолет, Авария, Экипаж, Река, Длиннопост

Ту-124 в международном аэропорту Стокгольма, 1965 год

Новый лайнер совершил первый полёт 2 октября 1962 года. Он эксплуатировался в основном в европейской части страны, а также совершал и международные перелёты. 21 августа 1963 года рейс SU-366 поднялся из аэропорта «Юлемисте» в Таллине и направился в сторону Москвы. Через некоторое время после взлёта экипаж обнаружил, что носовое шасси заклинило при попытке его убрать. По инструкциям в этом случае следовало совершить аварийную посадку в том же аэропорту, откуда борт вылетел., Но погода в Таллине в тот день была плохая, и быстро сгустившийся после взлёта туман над ВПП не дал это сделать. Диспетчерами было принято решение не отправлять самолёт в Москву, а попытаться посадить его в аэропорту «Пулково» в Ленинграде.

Ту-124 направился в сторону северной столицы на низкой высоте, а в Пулково все наземные службы готовились к его приему и вынужденной посадке «на брюхо». В 11.00 самолёт уже кружил над Ленинградом на высоте 500-600 метров, вырабатывая топливо. Одновременно экипаж пытался подручными средствами расклинить стойку шасси, но безуспешно. Примерно через час такого полёта в баках самолёта, по данным приборов, оставалось ещё достаточно топлива для того, чтобы долететь до Пулково. Но в 12.10, когда самолёт находился примерно в 21 километре от ВПП аэропорта, остановился левый двигатель. Поначалу это приняли за неисправность, и экипажу было дано разрешение на полёт до Пулково через центр города напрямую. Однако через несколько минут остановился и второй двигатель. В результате Ту-124 с пассажирами на борту на высоте 500 метров и заглохшими движками оказался над центром Ленинграда.

Ситуация была критической. С текущей скоростью самолёта и его высотой до падения в центре одного из двух самых крупных городов Советского Союза оставалось всего несколько секунд. Подобное происшествие стало бы одной из крупнейших катастроф на авиатранспорте за всю историю СССР. В чрезвычайной обстановке пилоты приняли решение попытаться дотянуть до Невы и попробовать сесть на воду. Возможно, на это решение повлияло и то, что второй пилот самолёта ранее служил в военно-морской авиации. Командир воздушного судна передал ему управление планирующим вниз самолётом.

Невероятное приводнение воздушного корабля. История рейса SU-366 СССР, Самолет, Авария, Экипаж, Река, Длиннопост

Кабина Ту-124Ш, военного варианта самолёта

В 12.15 Ту-124 пролетел над Малоохтинским проспектом, а следом всего лишь в нескольких метрах над строящимся в то время мостом Александра Невского. Он сел на воду в районе Финляндского железнодорожного моста напротив Александро-Невской лавры. При посадке второй пилот сумел грамотно сориентировать почти неуправляемый борт, чтобы тот не ударился о воду и не нырнул в глубину. Лайнер проскользил по глади Невы и остановился в примерно двухстах метрах от моста (по свидетельствам экипажа — примерно в 20-25 метрах).

К счастью, неподалёку оказался буксир, который смог оттащить приводнившийся самолёт от центра реки. Для крепежа каната пришлось разбить ветровое остекление в кабине экипажа. Позднее через него же все пассажиры и экипаж успешно эвакуировались. При посадке никто не пострадал. Все находившиеся на борту 52 человека остались живы.

Невероятное приводнение воздушного корабля. История рейса SU-366 СССР, Самолет, Авария, Экипаж, Река, Длиннопост

Экипаж Ту-124 рейса SU-366

Это было одно из первых  подобных происшествий в истории всего воздушного флота в мире. На сегодняшний день известно 22 случая вынужденной и управляемой посадки гражданских авиалайнеров на воду. Рейс SU-366 — один из десяти, обошедшихся вообще без жертв.

Разумеется, случившееся стало широко известным и повлекло за собой разбирательство. Поначалу комиссия обвинила экипаж. После приводнения Ту-124 затонул, так как через пробоины в корпусе начала проникать вода. Но после его поднятия и исследования все претензии с экипажа были сняты. Основной причиной произошедшего была механическая авария системы уборки шасси и ошибки в показаниях датчиков топлива. По свидетельствам экипажа, а также выводам комиссии, на приборах значилось ещё достаточно горючего, чтобы долететь до Пулково. После своего поднятия и обследования лайнер был списан и передан в Кирсановскую авиашколу в Тамбовской области, где и прослужил в качестве авиатренажера вплоть до 1970 года.

Невероятное приводнение воздушного корабля. История рейса SU-366 СССР, Самолет, Авария, Экипаж, Река, Длиннопост

Подъём затонувшего Ту-124, 1963 год

За спасение людей экипаж получил различные награды. Впоследствии все его члены, хотя и уже не в одном составе, продолжили работу в гражданской авиации. Эксплуатация же Ту-124 на гражданских авиалиниях оказалась недолгой. Уже в 1966 году его стали заменять на новый Ту-134.

В заключение стоит отметить, что причиной случившегося стало лишь невероятное стечение обстоятельств, как удачных, так и нет. Технические неполадки с шасси и датчиками топлива могли привести к непоправимой катастрофе прямо посреди огромного города с сотнями, а возможно, и тысячами жертв. Однако мастерство экипажа и его хладнокровие в принятии сложных решений в ограниченное время позволили избежать самого страшного и в результате спасти как пассажиров, так и многих жителей ничего не подозревающей северной столицы. В США, но уже более чем сорок лет спустя, произошла похожая авария, которая стала известна, как «Чудо на Гудзоне». Тогда пилоты тоже сумели приводнить ставший неуправляемым лайнер на воду. Но это уже совсем другая история.

Невероятное приводнение воздушного корабля. История рейса SU-366 СССР, Самолет, Авария, Экипаж, Река, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 5

Как поистине «звёздный» линкор, которому так и не удалось повоевать, помог мировой науке. История HMS Royal Sovereign, он же «Архангельск»

Во время Второй мировой войны США и Великобритания предоставили Советскому Союзу большой объём военной помощи, в том числе и корабли разных классов. Многие из них оставили заметный след в истории. Правда, иногда и не самым очевидным образом. Таким был и линейный корабль HMS Royal Sovereign.

Появление супердредноута

В 1912-1913 годах британское Адмиралтейство разработало дредноуты типа Queen Elizabeth как замену стоявшим на вооружении на тот момент кораблям класса Iron Duke. Они обладали хорошим бронированием, высокой огневой мощью при меньшем количестве орудий и высокой для такого класса скоростью. Поэтому их заложили практически сразу после принятия проекта. Однако у этих кораблей были и недостатки. Главным из них была высокая стоимость строительства, поэтому одновременно начались изыскания в сторону удешевления конструкции при максимальном сохранении изначальных качеств. Так и появились линкоры типа Royal Sovereign, который впоследствии переименовали в Revenge. По итогам доработок они имели меньшую скорость (21,5 узла против 24) и несколько худшее бронирование, по сравнению с предшественниками. Взамен же у них было меньшее на 1000 тонн водоизмещение, сохранилась дальность плавания при меньшем количестве топлива, а также укрупнились артиллерийские погреба, вмещавшие теперь 800 снарядов главного калибра вместо 640. Кроме того, один из этих линкоров — Ramillies — первым в мире получил бортовые були в качестве новейшего типа противоторпедной защиты. Киль головного корабля, получившего имя Royal Sovereign, был заложен на верфи Портсмута 15 января 1914 года. 29 апреля 1915 года линкор спустили на воду, а через год ввели в строй. Несмотря на включение в Grand Fleet задолго до конца Первой мировой войны, корабль так и не поучаствовал в боевых действиях.

Как поистине «звёздный» линкор, которому так и не удалось повоевать, помог мировой науке. История HMS Royal Sovereign, он же «Архангельск» Великобритания, СССР, Линкор, Телескоп, США, Корабль, Длиннопост

Колоризированная фотография HMS Royal Sovereign

Между первой и второй

В межвоенный период Royal Sovereign курсировал в Атлантическом океане и Средиземном море. В 1920 году он участвовал в вывозе белых эмигрантов из России в Константинополь (ныне Стамбул). По некоторым данным, на борту британского линкора среди пассажиров была в том числе княжна из рода Голицыных. Далее корабль ждало множество мелких модернизаций, которые провели в период между 1929 и 1930 годами, пока Royal Sovereign находился в резерве. На линкор установили новые дальномеры и прожекторы, а 76-мм зенитные орудия были заменены на 102-мм. В отличие от класса Queen Elizabeth, корабли типа Revenge решили не подвергать глубокой модернизации, ссылаясь на их тихоходность. Такое решение было достаточно странным, учитывая, что в ходе работ силовую установку вполне можно было заменить на более эффективную. После модернизации корабль был приписан к 1-ой эскадре Средиземноморского флота и базировался на Мальте. По завершении учений в Бискайском заливе и регаты у берегов Греции Royal Sovereign в 1935 году вернулся в Англию для участия в юбилейном смотре флота для короля Георга V. Через два года линкор прошёл капитальный ремонт, но без каких-либо улучшений. Обратно в строй он вернулся в строй в феврале 1938 года.

Плавучий архаизм

В начале 1939 года Адмиралтейство рассматривало планы отправить все корабли типа Revenge в Азию для противодействия японскому флоту. Но так как они были уже достаточно старыми, а первые линкоры типа King George V должны были встать на вооружение только в 1941 году, то Вторую мировую войну Royal Sovereign встретил в североатлантических силах сопровождения. В мае 1940 года его снова перевели на Средиземное море. Почти всю свою службу бросаемый из одной флотилии в другую, словно ему нигде нет места, линкор начал испытывать трудности и здесь. В конце июня Royal Sovereign и его систершип Ramillies должны были сопровождать два конвоя между Александрией и Мальтой. Во время похода слабая силовая установка и, как следствие, низкая скорость привели к отставанию корабля от эскадры в процессе погони за обнаруженными итальянскими эсминцами. По той же причине он не смог вступить в бой с кораблями Regia Marina в битве при Калабрии 18 июля того же года. С августа 1940 по сентябрь 1942 года Royal Sovereign проводил конвои в Красном море, Атлантическом и Индийских океанах. В перерыве в августе 1941 года в Норфолке в США кораблю провели периодическое техобслуживание. В конце 1942 года его отправили на практически годовой ремонт на верфь Филадельфии, в ходе которого броню палубы нарастили на два дюйма и демонтировали четыре 152-мм орудия. Примечательно, что на тот момент там же рядом ремонтировали USS Boise после сражения при мысе Эсперанс. Позднее Royal Sovereign перебазировали в Индийский океан, где он вошёл в состав Восточного флота под командованием адмирала Джеймса Сомервилля. Там служба линкора продолжалась всего четыре месяца, после чего его было решено перевести в резерв. До января предпоследнего года войны корабль там и находился, а потом его снова вернули в метрополию для последующей передачи Советскому Союзу.

Под советскими знамёнами

После капитуляции Италия должна была выплатить репарации странам-победительницам, в том числе и СССР. Но по ряду причин она на тот момент не в состоянии была этого сделать. Было решено в счёт репарационных выплат временно передать Советскому Союзу некоторые корабли США и Великобритании. С американской стороны никаких вопросов не было, корабли по плану прибыли в СССР своим ходом. А вот с англичанами возникло огромное множество проблем. Для начала британцы потребовали, чтобы советские экипажи сами отправились к ним и отвели корабли к новому месту службы. Было решено удовлетворить этот запрос, и 3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов подписал приказ № 0062 о формировании отряда принимаемых кораблей и экипажей для них. Через 6 дней корабли были зачислены в списки кораблей ВМФ СССР, а к 8 мая советские моряки прибыли в Англию для приёмки. Royal Sovereign преподнёс специалистам СССР несколько неприятных сюрпризов. Проверяющие обнаружили большой износ стволов главного калибра и множественные поломки в гидравлических системах, которые могли привести к печальным последствиям для корабля. Кроме того, в боекомплекте к орудиям главного калибра отсутствовали осколочно-фугасные боеприпасы. При первой попытке затребовать их у англичан был получен отказ. Британцы ссылались на необходимость этих снарядов для открытия Второго фронта, что звучало крайне неубедительно. Возможности Великобритании в части производства этих боеприпасов были хорошо известны. После сложных переговоров командир отряда кораблей вице-адмирал Г. И. Левченко, начальник штаба отряда контр-адмирал В. А. Фокин и командир линкора контр-адмирал В. И. Иванов смогли заставить зарубежных коллег выполнить свои обязательства. Неисправные механизмы и изношенные лейнеры в орудиях были заменены на новые, а для главного калибра были получены ОФ-снаряды. 30 мая на линкоре в ходе торжественной церемонии подняли советские знамёна. Корабль получил имя «Архангельск». 17 августа он вышел в составе конвоя JW 59 в сторону СССР. Немцы в определённой степени опасались появления пусть и старого, но всё ещё боеспособного линкора в руках советского флота. Были предприняты попытки уничтожить корабль, выслав на перехват конвоя подводные лодки. Самой близкой к успеху оказалась субмарина U-711, которая 23 августа смогла прорваться через кольцо охранения и произвести торпедную атаку на «Архангельск» и его сопровождение, правда, безрезультатно. Именно в составе этого конвоя линкор сделал первые и, как впоследствии оказалось, последние выстрелы по реальной цели в боевых условиях. 19 августа он обстрелял место обнаружения перископа одной из германских субмарин. По итогу немецкие подлодки так и не добились выполнения поставленной задачи. Сам же корабль благополучно прибыл в Кольский залив на следующие сутки после атаки. Последующие торпедные атаки на его стоянку также не увенчались успехом из-за надёжной противоторпедной сети, перекрывавшей вход в залив. В качестве одного из вариантов уничтожения «Архангельска» немцы рассматривали применение сверхмалых подводных лодок Biber, но по техническим причинам от него отказались. Линкор в итоге стал флагманом вице-адмирала Гордея Ивановича Левченко и самым большим кораблём ВМФ СССР за всю войну. Но «Архангельску» не повезло повоевать и под красной звездой. До конца войны он так и не вышел из Кольского залива, лишь сделав холостой залп в день Победы. Сказались отсутствие утепления и отопительного оборудования на борту, а также зимних смазочных материалов для механизмов наведения главных башен. Кроме того, командование боялось потерять «Архангельск» от атак немцев. После войны корабль использовался как учебный и даже сел на мель в Белом море в конце 1947 года. Вскоре Советский Союз получил от Италии положенный по репарациям линкор Giulio Cesare. Royal Sovereign, получивший обратно своё исходное название, прибыл на родину на военно-морскую базу Росайт 4 февраля 1949 года.

Как поистине «звёздный» линкор, которому так и не удалось повоевать, помог мировой науке. История HMS Royal Sovereign, он же «Архангельск» Великобритания, СССР, Линкор, Телескоп, США, Корабль, Длиннопост

Экипаж «Архангельска» развлекается на борту своего корабля

Корабль-звездочёт

В ходе проверки после возвращения линкора было установлено, что он уже сильно изношен. Механизмы орудий главного калибра оказались заклиненными. Поэтому быстро приняли решение о сдаче корабля на слом. Всё равно все систершипы Royal Sovereign год назад уже подверглись этой судьбе. 18 мая 1949 года линкор прибыл в Инверкейтинг и был разобран. Что удивительно, некоторые его механизмы не были пущены на слом — их ждало невероятное будущее. Кораблю не было суждено отличиться боевыми заслугами или долгой службой, но он смог помочь науке. Два редуктора и их шестерни от приводов наведения башен главного калибра Royal Sovereign были использованы при постройке радиотелескопа имени Б. Ловелла. На момент введения в эксплуатацию 2 августа 1957 года это был самый большой подобный телескоп в мире. Имея диаметр зеркала в 76,2 метра, ныне он является третьим по величине аппаратом такого типа на планете и используется по сей день. Возможно, те самые редукторы до сих пор помогают телескопу служить на благо науки, как они могли послужить и своему кораблю, сложись его судьба иначе.

Как поистине «звёздный» линкор, которому так и не удалось повоевать, помог мировой науке. История HMS Royal Sovereign, он же «Архангельск» Великобритания, СССР, Линкор, Телескоп, США, Корабль, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 3

«Найдите мое сокровище!». Нерасшифрованная криптограмма пирата Левассёра

Истории о пиратах обычно ассоциируются с кладами, и неважно, каким было знакомство с данным культурным кодом — через книгу «Остров Сокровищ» или какой-либо фильм про пиратов. Так что у многих ассоциация «пират-сокровища» твёрдо закрепилась в сознании. Правда же обычно весьма далека от мифов, которыми обрастают излишне романтизированные морские разбойники. А полные золота и драгоценностей деревянные сундуки, закопанные в песке необитаемых островов, — лишь сказки. Но из всякого правила бывают исключения, и порой под плотным слоем мифов кроется вполне реальная история.

Когда заходит разговор о пиратах, то представляется восточное побережье Нового света, испанские галеоны, гружёные золотом, и лихие пираты, орудующие в этом регионе. На самом же деле пиратство было распространено повсеместно — везде, где можно было получить добычу и уйти от зоркого государственного глаза. Потому неудивительно, что и в Индийском океане тоже были пираты, причем не только из числа европейцев.

«Найдите мое сокровище!». Нерасшифрованная криптограмма пирата Левассёра Море, Пираты, Корабль, Длиннопост

Могила Оливье Левассёра на кладбище Сен-Поль на острове Реюньон

Оливье Левассёр был французским пиратом, который промышлял на торговых путях в начале XVIII века. Начинал он во всем известном регионе Карибского моря. Однако к тому моменту власти Англии и Франции настолько устали от пиратов, что объединившись, вынудили большую часть из них искать другие места для своей деятельности. Левассёр, уже получивший к тому времени прозвище Ла Бюз, что означает «канюк», решил перебраться в Индийский океан. У него были разные партнёры по опасному бизнесу, но в Индийском океане он начал свой путь с Эдвардом Инглендом. Интересным фактом служит упоминание этого имени одним из героев романа «Остров сокровищ» Джоном Сильвером.

«Найдите мое сокровище!». Нерасшифрованная криптограмма пирата Левассёра Море, Пираты, Корабль, Длиннопост

Пиратский флаг Оливье Левассёра

Этот этап карьеры пирата не слишком хорошо освещён, однако один факт общеизвестен, и он как раз и стал основой многих легенд. 4 апреля 1721 года Левассёр и Тейлор, заменивший капитана Ингленда, направляясь к Мадагаскару, встретили португальское судно. Галеон «Носа-Сеньора-ду-Кабу» стоял в гавани Сан-Дени на острове Реюньон. Судно пострадало от сильного шторма и ремонтировалось. На борту большого галеона были сокровища епископа Гоа, а также он сам совместно с вице-королём Португалии. Этот захват стал одним из самых примечательных в истории пиратства вообще, так как им просто невероятно повезло. В открытом море у двух пиратских фрегатов пиратов не было бы и шанса против огромного галеона, однако тот, находясь на ремонте, не смог им ничего противопоставить. Во время шторма команда судна, дабы избежать гибели была вынуждена выбросить за борт все 72 пушки, и пираты захватили корабль вообще без единого выстрела из бортовых орудий.

Добыча пиратов была просто невероятной. Золотые и серебряные слитки, десять ящиков, полных гиней, шёлк, бриллианты и предметы искусства. Помимо прочего, на борту был так называемый «Огненный крест Гоа», отлитый из чистого золота и украшенный бриллиантами, рубинами и изумрудами. Чтобы перенести его на свой корабль корсарам понадобилась три человека. Добыча была столь огромна, что пираты даже вопреки своему обыкновению не стали грабить пассажиров — добытого в трюме хватило всем. Позже при дележе добычи каждый член команды Левассёра получил примерно по 50000 фунтов золотыми гинеями и около 40 бриллиантов. Крест Гоа достался Левассёру.

Однако такая удача имеет и обратную сторону. Через три года, в 1724 году, Левассёр отправил переговорщика губернатору острова Бурбон (современный Реюньон). К тому времени всем пиратам Индийского океана была предложена амнистия, и он хотел обсудить ее детали, закончив пиратскую карьеру. Но французское правительство, зная об огромной добыче, полученной пиратами до этого, хотело получить себе если не всю, то большую её часть, и переговоры провалились. Левассёр решил тайно осесть на Сейшельских островах, однако был опознан и схвачен в 1730 году на Мадагаскаре. На том же острове Реюньон в Сен-Дени 7 июля 1730 года его повесили за пиратство.

«Найдите мое сокровище!». Нерасшифрованная криптограмма пирата Левассёра Море, Пираты, Корабль, Длиннопост

Знаменитая криптограмма Левассёра

Однако история Канюка на этом не заканчивается. Согласно легенде, уже стоя на эшафоте, Левассёр прокричал в толпу: «Найдите моё сокровище, кто сможет!». И бросил криптограмму, в которой было зашифровано местонахождение клада. Криптограмма дошла до наших дней, но так и не была расшифрована. Исследователи тех лет, изучавшие её, вполне логично предполагали, что уже ставший легендой пират не сумел бы спустить ту огромную добычу, что получил, и где-то её спрятал, намереваясь осесть на берегу и прекратить пиратствовать. Однозначной расшифровки не существует, и до сих пор выдвигаются гипотезы, где может быть спрятан клад. Под эту роль подходят и остров Реюньон, и Мадагаскар, и Майотт, и остров Сент-Мари. Это породило целую плеяду кладоискателей, решивших найти клад легендарного пирата и разгадать криптограмму.

Так, к примеру, в 1947 году англичанин Реджинальд Круз-Уилкинс вознамерился разгадать шифр и получить сокровища. Однако это оказалось не так просто — в документах, оставленных после, он утверждает, что в основе шифра он выявил морскую и масонскую символику, связь со знаками зодиака, ключом Соломона и греческими мифами о двенадцати подвигах Геракла. Он пишет, что различные действия нужно было выполнять в строгом порядке, как и 12 подвигов, так как сокровища находятся где-то под землёй, но с доступом воды, и, чтобы их не затопило, следует соблюдать последовательность действий, а также подходить к ним строго с севера и построить перед этим несколько дамб для защиты от затопления. Всё это он якобы расшифровал. Всю оставшуюся жизнь Уилкинс провёл на острове Маэ, проводя изыскания и раскопки. Однако ничего кроме старых ружей, нескольких монет и пиратских захоронений не нашёл. Он умер 3 мая 1977 года, и его дело продолжил его сын, использовав уже современные методы поиска, но также не добился ничего. А ведь Уилкинсы — это пример лишь одного кладоискателя.

«Найдите мое сокровище!». Нерасшифрованная криптограмма пирата Левассёра Море, Пираты, Корабль, Длиннопост

Один из вариантов алфавита использованного в криптограмме

Сокровище Левассёра считается одним из самых богатых из ненайденных пиратских кладов. Объём добычи, что он заполучил, известен достоверно, и наличие криптограммы, якобы указывающей на неё, туманит голову всё новым и новым кладоискателям. Однако же современные учёные считают, что криптограмма Левассёра — выдумка. Дело в том, что шифр был впервые упомянут в книге Шарля де Ла Ронсьера Le Flibustier mysterieux: Histoire d'un trésor caché в 1934 году. В источниках же того периода никаких данных о речи пирата на эшафоте нет. Тем не менее, несмотря то, что современные историки, исследующие пиратство, считают эту легенду всего лишь красивым мифом, по-прежнему находятся кладоискатели, вкладывающие баснословные деньги в поиски сокровища, которое, возможно, даже не существует.

«Найдите мое сокровище!». Нерасшифрованная криптограмма пирата Левассёра Море, Пираты, Корабль, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 5

Искусство войны. Как японцы получили Макассарский пролив

Порой итог сражения оказывается неожиданным для всех его участников. Примером может послужить бой в Макассарском проливе, когда попытка перехватить японский конвой вылилась в отступление союзников, а также оказались утраченными важные позиции, благодаря которым ход Второй мировой войны на Тихоокеанском ТВД стал таким, каким его знают ныне.

После нападения Японии на Пёрл-Харбор Вторая мировая война пришла и на Тихий океан. Для защиты Юго-Восточной Азии от предполагаемых действий Токио было создано командование ABDA. То есть, объединение сил Великобритании, Австралии, США и Нидерландов, которое появилось 4 января 1942 года. Его возглавил британский фельдмаршал Арчибальд Уэйвелл, а морскими силами стал командовать американец Томас Харт.

Январь 1942 года был весьма неудачным для союзников: японцы захватили большую часть острова Борнео, несколько крупных портов на Сулавеси и Молуккский архипелаг. Уэйвелл, понимая, что теперь японцы нацелены на разделяющий Сулавеси и Борнео Макассарский пролив, начал готовиться. Харт же, как и голландцы в штабе ABDA, опасался вторжения на Яву, где они и концентрировали свои силы.

1 февраля авиаразведка, которая часто ошибалась в точной оценке классов обнаруженных кораблей, заявила о японских силах в гавани Баликпапан — 3 крейсерах, 10 эсминцах и 20 транспортниках. На следующий день Харт собрал совещание, где присутствовал голландец Конрад Хелфрих, американец Уильям Глассфорд и австралиец Джон Коллинз. Собравшиеся должны были подготовить контрмеры в ответ на японскую активность. Хелфриху не составило труда убедить коллег создать особую ударную группировку, которая должна будет перехватить противника и не дать ему высадиться. Целью японцев сочли захват Сурабаи, важного города и порта в Голландской Ост-Индии, и именно поэтому эскадру союзников решили доверить голландскому контр-адмиралу Карелу Доорману.

Искусство войны. Как японцы получили Макассарский пролив Война, Атака, Самолет, Корабль, Море, Длиннопост

Флагман соединения Доормана — крейсер HNLMS De Ruyter

Доорман получил под командование эскадру из голландских крейсеров De Ruyter и Tromp и американских крейсеров Houston и Marblehead. Их прикрывали голландские эсминцы Banckert, Piet Hein, Van Ghent и американские Barker, Bulmer, John D. Edwards и Stewart.

Утром 3 февраля готовящуюся к выходу в море группу обнаружили японские бомбардировщики, но атаковать не стали и ушли, как показалось союзникам, в сторону Сурабаи. Это стало дополнительным аргументом в пользу того, что Япония намерена брать город. Около полуночи Доорман направился к северо-восточной оконечности Явы, куда прибыл к 5 часам утра.

Уже в 9 часов утра Доорман получил сообщение от очередного самолёта-разведчика о том, что японцы обнаружены на пути в Сурабаю — 3 крейсера, 18 эсминцев, а также большое количество транспортов и кораблей сопровождения. Контр-адмирал решил преградить им путь, заняв позиции в Макассарском проливе. Дойти до позиции он не успел — в 9:49 с Marblehead обнаружили японские бомбардировщики, летевшие четырьмя V-образными группами на высоте около 5 000 метров. В точности неизвестно сколько их было: союзники отчитывались о 37-45, тогда как японцы утверждали, что имелось 60 машин.

Доорман приказал соединению рассредоточиться — он надеялся дать таким образом своим кораблям место для манёвра, а японцев заставить распылить силы. Но это было ошибкой: японцы пролетели мимо эсминцев прикрытия и сосредоточили атаки на крейсерах.

Marblehead стал основной целью. В ходе первого захода бомбардировщиков ему удалось уклониться от близко падавших бомб и даже сбить один самолёт, но в ходе второй атаки он получил два попадания: обе бомбы пробили палубу и взорвались. Погибло и пострадало несколько человек, а крейсер ушёл в циркуляцию из-за повреждения руля. На этом атаки против Marblehead практически прекратились.

Искусство войны. Как японцы получили Макассарский пролив Война, Атака, Самолет, Корабль, Море, Длиннопост

Крейсер USS Houston в 1935 году

Далее бомбардировщики начали налёты на Houston. Первые волны атак ему удалось отразить: все бомбы упали мимо, а несколько самолётов были сбиты. Наконец, последняя атака увенчалась успехом, и одна бомба, попав в район кормовой башни главного калибра, пробила палубу и взорвалась, убив 48 человек и заклинив поворотный механизм кормовой башни главного калибра.

Японцы тут же переключились на флагман, De Ruyter. Но ему удалось сманеврировать, так что он получил незначительные повреждения систем ведения огня 40-мм орудий. До 12 часов самолёты ушли, но Доорман не решился продолжать свой «поход» в Макассарский пролив, сообщил Харту о необходимости истребительного прикрытия и повернул назад.

Все корабли добрались до баз, где их спешно отремонтировали, хотя Marblehead затем ушел для более основательного ремонта сначала на Цейлон, а затем в США. Японские лётчики в свою очередь переоценили собственный успех и доложили о потоплении крейсера типа Augusta (т.е. Houston), а также по одному крейсеру типов Tromp и Java. Если заявление о потоплении Houston выглядит логичным, то последние два явно ошибочны: на Tromp атаки не производись, а крейсеров типа Java в соединении вообще не имелось.

Искусство войны. Как японцы получили Макассарский пролив Война, Атака, Самолет, Корабль, Море, Длиннопост

Повреждения на крейсере USS Marblehead после боя в Макассарском проливе

Настоящий успех Японии был в другом. Всё морское командование ABDA ошиблось, ведь своей непродуманной атакой и последующим отступлением они дали противнику то, чего он хотел на самом деле: контроль над Макассарским проливом. Все сообщения об атаке на Субараю были плодом ошибок разведчиков и предвзятого толкования голландцев из штаба, живших в постоянном страхе перед высадкой.

Взятие Макассара дало японцам возможность заняться проработкой планов для действительной атаки на Субараю, поскольку новая позиция, взятая за счёт ошибки противника и ценой потери нескольких самолётов была столь выгодна, что новый этап кампании в Голландской Ост-Индии был не за горами. Таким образом, командование ABDA отдало победу в руки противника, и причиной тому — отступление после боя в Макассарском проливе.

Искусство войны. Как японцы получили Макассарский пролив Война, Атака, Самолет, Корабль, Море, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 4

Три орудия против сотни. Дешевые и эффективные башни Мартелло

Два британских корабля 7 февраля 1794 года подошли к побережью Корсики, поддержавшей революционную Францию. Они должны были высадить десант для поддержки осады Сан-Флоренцио (Siege of San Fiorenzo). Однако перед ними возникло укрепление, совершенно не характерное для XVIII века, а именно круглая каменная башня, прикрывавшая фарватер и вооружённая всего лишь двумя 18-фунтовыми пушками и одной 6-фунтовой. Подавляющее превосходство в артиллерийской мощи — 74 орудия на одном корабле и 32 на другом — не принесло англичанам ничего. В результате двух с половиной часов боя один из кораблей получил сильные повреждения и вынужден был отойти. Башня также была повреждена, но нисколько не утратила боеспособности. Чтобы преодолеть укрепление, англичанам пришлось высадить десант и атаковать башню со стороны суши. Взять её им удалось только спустя два дня, и к их вящему удивлению оказалось, что им противостоял гарнизон всего из 33 человек. Более того, лишь двое были смертельно ранены во время штурма. Таким неприятным стало для англичан знакомство с фортификацией под названием «башня Мартелло».

Береговые укрепления для защиты от нападений с моря существовали с незапамятных времён. Ведь с развитием мореплавания и морской торговли неизбежно появлялись желающие поживиться за счёт других. Пираты и потенциальная возможность нападения соседних государств на богатый и процветающий город заставляли власти не скупиться на береговые укрепления.

Три орудия против сотни. Дешевые и эффективные башни Мартелло Оружие, Великобритания, Война, Длиннопост

Руины башни Мартелло на побережье Корсики

Кроме создаваемых заново фортификаций, было еще и наследие старых времён — прибрежные замки, остатки величественных стен и башен. Однако порох и оружие на его основе постепенно нивелировало значение береговых укреплений. Огромный город всё ещё можно было обнести толстыми каменными стенами, что сдержали бы пушечный обстрел. Началось состязание, известное как «борьба брони и снаряда» — чем больше развивалась артиллерия, там сложнее и дороже становились укрепления.

Для той эпохи существование парусных линейных кораблей, несших по сотне орудий, уже не было чем-то из ряда вон выходящим. Конечно, они встречались не часто, но даже пара серьёзно вооружённых парусников, подошедших к поселению, быстро могла превратить его в пылающий ад. И от такой участи был застрахован далеко не каждый прибрежный город — это было слишком затратно.

Три орудия против сотни. Дешевые и эффективные башни Мартелло Оружие, Великобритания, Война, Длиннопост

Башня Мартелло на побережье Ирландии перестроенная под жилой дом. 2007 год

Башня Мартелло, впервые построенная на Корсике, представляла собой некий компромисс. Сравнительно небольшая, она имела и небольшое количество орудий. Но из-за своего размера могла быть построена в ключевых точках побережья, не только обеспечивая огневой бой с теми, кто попытается взять её штурмом, но также и являясь почти неуязвимым наблюдательным постом. К примеру, жители побережья Корсики, где и были впервые построены такие башни, платили строителям, а также гарнизону, нёсшему в них службу, особый налог и называли его «торреджиани». Ранний прототип башни, предназначенный для защиты от набегов пиратов, был спроектирован и построен генуэзцами. Гораздо позже, когда угроза пиратов спала, но всё же не исчезла полностью, башни были перестроены и переделаны в то, на что впоследствии и натолкнулись англичане.

Три орудия против сотни. Дешевые и эффективные башни Мартелло Оружие, Великобритания, Война, Длиннопост

Башня Мартелло у побережье Ирландии. Остров Шеник, графство Дублин, 2018 год

После того боя английские флотоводцы были крайне впечатлены простотой конструкции и эффективностью башен. Настолько, что по их рекомендациям башни были скопированы и в большом количестве построены на побережье Англии, опасавшейся морского десанта со стороны Франции, где к власти как раз пришёл Наполеон Бонапарт.

С 1804 по 1812 годы на южном и восточном побережье Англии было построено около 103 башен Мартелло. За все годы использования им так и не довелось отразить атаки флота, хотя именно для этого они изначально и предназначались. Однако башни оказались крайне эффективными в качестве наблюдательных постов для противодействия контрабанде. Их конструкция получилась настолько удачной, что Великобритания построила такие укрепления практически во всех своих колониях. Башни были возведены в Австралии, Канаде, у берегов Индии, на Мальте, в Индонезии, Южной Африке и Северной Америке.

Три орудия против сотни. Дешевые и эффективные башни Мартелло Оружие, Великобритания, Война, Длиннопост

Карта расположения башен Мартелло

Высота башни достигала 12-15 метров, а в двух-трёх этажах располагалось от 15 до 30 человек гарнизона. Особенно толстая каменная кладка и сравнительно небольшие размеры делали башню очень устойчивой к огню корабельных пушек. На вершине обычно устанавливалось 2-3 орудия, причём с помощью системы рельсов они могли быть очень быстро развернуты в нужном направлении, что давало хорошую точность и плотность огня в определённом секторе. Входы в башню обычно располагались на высоте 2-3 метров, и попасть внутрь было возможно лишь по узкой лестнице, которую зачастую делали съёмной и при малейшей угрозе прятали внутрь.

Важность башен Мартелло, как укреплений, значительно снизилась с появлением нарезной артиллерии. Оказалось, такие пушки отлично разрушали даже толстую кладку башни. Несомненно, какое-то время она могла служить укрытием и огневой точкой, но свою ценность в качестве малоуязвимого укрепления потеряла. К началу Крымской войны и массовому применению нарезной артиллерии такие башни окончательно утратили свою значимость. Впоследствии многие из них были разобраны или разрушены в различных конфликтах, а то и просто уничтожены во время испытаний новых орудий. Уже во время Второй мировой войны некоторые сохранившиеся башни стали отличной площадкой для расположения на них зенитной артиллерии. На данный момент немногие сохранившиеся башни Мартелло — в большинстве своём исторические памятники.

Три орудия против сотни. Дешевые и эффективные башни Мартелло Оружие, Великобритания, Война, Длиннопост

Башня Принца Уэльского. Старейшая башня Мартелло в Северной Америке, построена в 1796 году

Стоит сказать, что башни Мартелло оказались отличным укреплением для своей эпохи. Сочетание хорошей защищенности, сравнительной дешевизны и скорости возведения (по сравнению с большими крепостями) сделало их чрезвычайно популярными среди колониальных держав. Со стремительным развитием оружейного дела эти укрепления быстро устарели и стали малоэффективны против новых видов оружия.

Три орудия против сотни. Дешевые и эффективные башни Мартелло Оружие, Великобритания, Война, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 6

«Фарго». Американские крейсеры не «по сезону»

Случается, что новая и более совершенная по сравнению с предыдущими образцами техника становится жертвой обстоятельств. Вместо логично активного использования  она простаивает, пока менее совершенная, но проверенная продолжает службу. Ярким примером подобного может стать история крейсеров типа Fargo, которые хоть и бороздили моря, но лишь с «визитами вежливости», так и не встретив неприятеля.

Обстоятельства Второй мировой войны на Тихоокеанском ТВД складывались таким образом, что Морское министерство США было вынуждено ускорить постройку новых кораблей по уже разработанным проектам, пусть даже не все они были качественными. Крейсеры типа Cleveland строили быстро и много, но и проблем с ними было достаточно: остойчивость, перегрузка, теснота, слабость ПВО и брони — все это было головной болью и для моряков, и для командования.

Неудивительно, что вскоре началось проектирование крейсера, который сочетал бы положительные характеристики типа Cleveland и был бы свободен от его недостатков. Конструкторы опирались на многочисленные отзывы ВМС о «предшественниках» и их боевой опыт, а потому разработка шла быстро.

«Фарго». Американские крейсеры не «по сезону» Корабль, Война, Строительство, Море, Длиннопост

Крейсер типа Fargo, 8 мая 1946 года

В отличие от предшественника на Fargo предполагалось опустить башни главного калибра на фут, а также перенести на главную палубу некоторые бортовые 127-мм орудия и 40-мм зенитки. Кроме того, перенесли котельные, дабы свести все дымовые ходы в одну трубу — это было необходимо для придания надстройке пирамидальной формы, что в свою очередь должно было улучшить углы наведения орудий ПВО. Кормовой авиационный ангар уменьшили вдвое, а на освободившемся месте устроили кубрики для команды, чтобы улучшить жизненные условия матросов, которые испытывали такие проблемы на кораблях типа Cleveland.

Броня главного пояса крейсеров нового типа была практически идентичной типу Cleveland — 127 мм. Однако общая масса брони Fargo была почти на 100 тонн больше. В остальном различия были минимальны — от брони до вооружения и энергетической установки. 

Тип Fargo выглядел следующим образом: стандартное водоизмещение — 11 744 т, полное — 14 464 т, длина составляла 185,3 м, ширина 20,2 м и осадка — 6,7. Энергетическая установка мощностью 100 000 л.с. работала на пару, вырабатываемом четырьмя котлами Babcock & Wilcox при температуре 454° С и давлении 39,7 кг/см². Четыре паровые турбины с редуктором от корпорации General Electric приводили в движение четыре винта, что позволило развить скорость в 32,5 узла.

Вооружение состояло из 4×3 152-мм/47 орудий главного и  6×2 127-мм/38 вспомогательного калибров, а зенитная артиллерия из 4×4 и 6×2 40-мм/56 орудий Bofors и 20 одиночных 20-мм автопушек Эрликон. Кроме того, на борту было четыре гидросамолёта. В составе ВМС США эти корабли числились лёгкими крейсерами, хотя,  по международным соглашениям, к таковым относиться не могли из-за своего водоизмещения.

Планировалось построить 13 единиц. Первый корабль, USS Fargo (CL-106), был заложен 23 августа 1943 года на верфях New York Shipbuilding Corporation в Кэмдене. За ним последовала закладка на тех же верфях, а также на William Cramp & Sons в Филадельфии и Newport News Shipbuilding and Dry Dock в Ньюпорт-Ньюсе, штате Вирджиния ещё восьми кораблей.

«Фарго». Американские крейсеры не «по сезону» Корабль, Война, Строительство, Море, Длиннопост

Fargo в резерве, около 1965 года

Впрочем, война заканчивалась, и уже 5 октября 1944 года был отменен заказ на четыре ещё не заложенных корабля, а 12 августа 1945 года последовала отмена строящихся. К тому моменту 3 крейсера были спущены на воду и находились в достройке: Fargo, Huntington (CL-107) и Newark (CL-108). Последний, готовый на  67,8%, достраивать не стали, решив использовать на испытаниях, после чего в апреле 1949 года его продали на слом.

Fargo был введён в строй 9 декабря 1945 года, но только 15 апреля 1946 года вышел из Филадельфии в поход, посетив  Бермудские острова, Тринидад, Рио-де-Жанейро и Монтевидео, откуда 31 мая вышел в Средиземное море, где останавливался в портах Турции, Ливана, Греции, Италии, Франции и Северной Африки. 2 марта 1947 года он вернулся в Нью-Йорк, но уже 20 мая вновь отплыл в Средиземноморье, где в течение месяца был флагманом командующего средиземноморской эскадры ВМС США.

После возвращении в Ньюпорт крейсер был включён в состав сил, участвовавших в октябре-ноябре 1947 года в учениях и являлся флагманом вице-адмирала Редфорда. В течение следующих двух лет Fargo дважды посещал Средиземное море и дважды участвовал в манёврах, после чего 14 февраля 1950 года был выведен в резерв и встал на прикол в небольшом городке в штате Нью-Джерси.

«Фарго». Американские крейсеры не «по сезону» Корабль, Война, Строительство, Море, Длиннопост

Huntington, 12 апреля 1948 года

Там он стоял 20 лет, пока, наконец, 1 марта 1970 года его не исключили из состава флота и не продали на металлолом местному отделу Union Minerals and Alloys Corporation.

Что касается USS Huntington (CL-107), то его ввели в строй 23 февраля 1946 года. После небольших тренировочных манёвров у Гуантанамо он 23 июня отбыл в Средиземное море, где вошёл в состав 6-го флота. Затем крейсер неоднократно возвращался к берегам Америки на манёвры у Кубы и Ньюфаундленда. После очередного срока нахождения в Средиземноморье Huntington в сентябре 1948 года прошёл через Суэцкий канал и начал наносить «визиты вежливости» в африканские и южноамериканские порты — в частности, в ноябре были посещены Буэнос-Айрес и Монтевидео, где на борт поднимались соответственно аргентинский и уругвайский президенты.

8 декабря 1948 года Huntington вернулся в США, но позже вновь ненадолго выходил в Карибское море, после чего 22 января 1949 года вернулся в Ньюпорт, где 15 июня его вывели в резерв и поставили на прикол. Бесхозно он стоял меньше, чем систершип: уже 1 сентября 1961 года его исключили из списков флота и на следующий год продали на металлолом компании Boston Metals.

«Фарго». Американские крейсеры не «по сезону» Корабль, Война, Строительство, Море, Длиннопост

Huntington в резерве (крайний слева). Рядом с ним по центру — крейсер USS Dayton (CL-105), справа — линкор USS South Dakota (BB-57). 24 августа 1961 года

Так закончилась служба крейсеров типа Fargo. Хотя можно было бы сказать, что она  практически не начиналась — оба корабля использовались менее пяти лет, и то лишь на манёврах, а более всего для нанесения визитов в иностранные порты. Намного совершеннее, чем их предшественники, эти крейсеры не получили возможности продемонстрировать свои возможности, и бесславно стояли в портах, пока их не порезали на металл.

«Фарго». Американские крейсеры не «по сезону» Корабль, Война, Строительство, Море, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 5

Последний дредноут в мире. История «Техаса»

После спуска на воду английского линкора «Дредноут», на порядок превосходившего все боевые корабли того времени, стартовала одна из крупнейших гонок морского вооружения в истории кораблестроения 一 «дредноутная лихорадка». Не обошла она и США, которые, построив свои первые дредноуты типа South Carolina и Wyoming,  приступили к созданию кораблей следующей ступени эволюции 一 «сверхдредноутов» типа New York, к которому относится USS Texas («Техас»).

Этот корабль, не получив серьезных повреждений, прошел две войны и был удостоен пяти боевых звезд и множества других наград. В настоящее время «Техас» находится на вечной стоянке в Хьюстоне, в порту Сан-Джасинто, и является единственным в мире кораблём-музеем, представляющем эру дредноутов.

Строительство и спуск на воду

В 1910-1911 годах был разработан проект новой серии дредноутов с 14-дюймовыми орудиями главного калибра. 17 апреля 1911 года на верфи Newport News Shipbuilding & Drydock Co. в штате Вирджиния состоялась закладка киля головного корабля серии — линкора №35. Строительство корабля продолжалось чуть больше года.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

Проект линкора №35 — будущий USS Texas

Торжественный спуск на воду дредноута, получившего имя «Техас», состоялся 18 мая 1912 года. На это событие собралось посмотреть около 15 тысяч человек, и впервые спуск корабля на воду был снят на кинопленку. Затем линкор был достроен и 12 марта 1914 года окончательно вошел в состав ВМС США. На момент постройки он мог считаться самым мощным боевым кораблем в мире. Его строительство обошлось почти в 11 миллионов долларов, что для того времени было колоссальной суммой.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

Линкор USS Texas накануне спуска на воду

Основные характеристики

Главный аргумент любого линкора 一 его главный калибр. На «Техасе» впервые применили 14-дюймовые орудия, расположенные в пяти двухорудийных башнях. По сравнению с 12-дюймовками первых дредноутов это были самые мощные пушки на то время. Максимальный угол возвышения орудий составлял 15 градусов, а дальность выстрела — 21 километр. Размещение башен главного калибра по линейно-возвышенной схеме дало возможность использовать в бортовом залпе всю мощь корабля.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

Носовые башни главного калибра линкора, однотипного USS New York, 1914 г. На башне №2 рабочий верфи завершает монтаж длиннобазового дальномера — одного из первых в американском флоте

Линкор также был вооружен артиллерией вспомогательного калибра. На момент вступления в строй на нем было установлено 21 орудие калибра 127 миллиметров 一 по две батареи из десяти орудий на каждый борт и одно орудие на корме. Они были достаточно скорострельными и отлично подходили для борьбы с эсминцами. В дальнейшем их количество несколько раз сокращали для усиления ПВО корабля.

Зенитная артиллерия линкора была классической для своего времени. Тогда авиация не считалась угрозой для кораблей, поэтому на «Техасе» было установлено несколько малокалиберных пушек, не отличавшихся большой эффективностью в стрельбе по воздушным целям.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

127-мм палубное орудие Мк. 7 на линкоре типа New York

Имелось на корабле и торпедное вооружение, состоящее из четырёх торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенных ниже ватерлинии по два на каждый борт.

Бронирование «Техаса» было выполнено по распределенной схеме, когда бронеплитами прикрывалась не только центральная часть линкора, но и оконечности. Толщина брони линкора соответствовала его главному калибру: она была способна отразить такой же залп, какой мог дать сам корабль.

Отдельно стоит выделить, что на корабле была установлена паровая машина тройного расширения, несмотря на то, что в то время большинство кораблей оснащалось паровой турбиной. Выбор был сделан в пользу надежности и долговечности, что привело к небольшой потере в скорости хода.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

USS Texas на ходовых испытаниях, 1913 год

История службы и первая война

История службы «Техаса» началась почти сразу после вступления в строй в 1914 году. Не успев полностью пройти все испытания, он был отправлен на юг и вошел в специально сформированную эскадру Атлантического флота, которая участвовала в блокировании мексиканского порта Веракрус. «Техас» вместе с другими кораблями эскадры патрулировал Мексиканский залив, прикрывая высадку десанта.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

Будущий президент США Франклин Делано Рузвельт на борту линкора USS Texas, 1918 год

После завершения операции линкор, вернувшись на родину, базировался на Атлантическом побережье США и нёс мирную службу. Визитной карточкой корабля стала превосходная выучка и меткость орудийных расчётов: команда линкора выиграла множество соревнований по точности стрельбы.

США вступили в Первую мировую только в апреле 1917 года, поэтому до окончания войны служба «Техаса» не была насыщена значимыми событиями. В основном он занимался эскортированием союзных конвоев, а также участвовал в манёврах совместно с британскими линкорами. Боевые эпизоды для линкора ограничились несколькими контактами с подводными лодками, которые ни разу не смогли нанести ему урон. После окончания войны и подписания мирного договора «Техас» участвовал в сопровождении интернированного немецкого флота в английский порт Скапа-Флоу. Интересный факт: в августе 1918 года линкор посетил будущий президент США Франклин Рузвельт, занимавший тогда должность помощника секретаря ВМФ.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

USS Texas проходит через Панамский канал в Тихий океан, 25 июля 1919 год

Между войнами

После Первой мировой войны из-за возрастающего влияния Японии было решено усилить ВМС США на Тихом океане. В 1919 году «Техас» вместе со своим систершипом «Нью-Йорк» были перебазированы на базу в Сан-Диего, которая стала их домом на долгие 16 лет.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

Линкор USS Texas в начале 1920-х гг. На грот-мачте виден циферблат концентратора огня

В 1922 году после подписания Вашингтонского соглашения об ограничении морских вооружений США решили не строить новые линкоры, а модернизировать существующие. Модернизация «Техаса» прошла в 1925-1927 годах в сухом доке Норфолка и стала самой масштабной за всю историю службы линкора. В ходе модернизации были полностью переделаны надстройки, убраны торпедные аппараты, усилена противоторпедная защита и бронирование, установлена новая система управления огнём, а также осуществлён переход с угольного топлива на нефтяное. Все эти изменения позволили «Техасу» стать кораблём, отвечающим требованиям времени. В 1937 году он был перебазирован на восточное побережье в качестве флагмана Атлантической эскадры.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

Линкоры USS Texas и USS New York незадолго до начала Второй мировой. Хорошо видны внешние различия кораблей

Вторая мировая война

Для «Техаса» Вторая мировая война была максимально насыщена боевыми эпизодами. В 1939-1940 годах он участвовал в сопровождении союзных конвоев в составе так называемого «нейтрального патруля». После атаки японцев на Пёрл-Харбор в 1941 году находившийся в это время в Норфолке «Техас» прошёл ускоренную модернизацию со значительным усилением зенитной артиллерии. В дальнейшем он продолжил службу в Северной Атлантике, прикрывая конвои от немецких подлодок.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

Линкор USS Texas, март 1943 года

Осенью 1942 года линкор участвовал в операции Torch 一 высадке союзных войск во французском Марокко и Алжире. Он осуществлял поддержку десанта, обстреливая огневые позиции, танки и дороги, по которым перебрасывалось подкрепление.

Значительным событием в карьере «Техаса» стало участие в операции Overlord 一 высадке союзников на побережье Нормандии летом 1944 года. Линкор находился в составе эскадры, которая поддерживала десант огнём морской артиллерии. Помимо главного калибра использовалась также вспомогательная артиллерия. 127-мм пушки «Техаса» уничтожали пехоту, пулемётные гнезда и технику противника. За время операции линкор выпустил около 700 снарядов главного и 300 вспомогательного калибра, оказав значительную поддержку десантникам, которые  смогли успешно закрепиться на берегу и расширить плацдарм.

После завершения операции в Нормандии «Техас» участвовал в захвате порта Шербур, где вступил в дуэль с немецкой батареей «Гамбург». Во время этого события линкор единственный раз за свою карьеру получил повреждение. Немецкий 240-мм снаряд попал в боевую рубку, разрушив все небронированные конструкции. Вскоре ещё один такой же снаряд поразил корабль с левого борта, но, не взорвавшись, застрял в каюте одного из офицеров. При этом «Техасу» ответным огнём удалось уничтожить одно из немецких орудий.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

Колоризированное фото — USS Texas вблизи Норфолка, март 1943 года

После завершения службы в Европе линкор был отправлен на Тихий океан, где участвовал в битвах за Иводзиму и Окинаву, поддерживая высадку десанта огнём артиллерии.

С окончанием войны служба «Техаса» не закончилось. Он принимал участие в операции «Волшебный ковёр», вернув на Родину более пяти тысяч американских солдат.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

USS Texas во время одного из боевых походов

Конец службы

После окончания войны большинство старых линкоров либо разбирались на металлолом, либо становились мишенями для испытания ядерного оружия. Но «Техасу» выпала редкая удача: его решили оставить в качестве мемориала двух мировых войн. 21 апреля 1948 года старый линкор был официально исключён из состава ВМС США и передан властям штата Техас в качестве корабля-музея.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

Последний дредноут на вечной стоянке в порту Сан-Джасинто

«Техас» вступил в строй ещё до начала Первой мировой войны, и в настоящее время является последним сохранившимся дредноутом и единственным линкором ВМС США, который во время Второй мировой участвовал на трёх важнейших театрах военных действий: в Африке, Европе и на Тихом океане. Пройдя две войны без серьёзных повреждений  и находясь на вечной стоянке в Хьюстоне, он и поныне несёт службу, храня историю флота первой половины двадцатого века.

Последний дредноут в мире. История «Техаса» Линкор, ПВО, Десант, Корабль, Длиннопост, Фотография, Uss, Музей, Старое фото

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Показать полностью 14
Отличная работа, все прочитано!