55

Углепластиковые ускорители Шаттла

В начале 80-х годов, в период активного развития программы Space Shuttle, возникла острая необходимость в увеличении полезной нагрузки, особенно для запусков на полярные орбиты с базы Ванденберг. Это требовалось Министерству Обороны США для вывода на орбиту тяжелых разведывательных спутников серии Keyhole, масса которых достигала 14.5 тонн. Для решения задачи снижения массы этих ускорителей NASA обратилось к концепции использования композитных материалов.

В январе 1981 г. космический центр им. Маршалла выдал запрос на изучение возможности создания твердотопливных ускорителей с корпусами, изготовленными из углепластика (FWC SRB), этот подход обещал снижение сухой массы каждого ускорителя на 11 тонн (по сравнению со "стандартными" ускорителями, сделанными из высокопрочной стали марки D6AC) и увеличение выводимой полезной нагрузки на 2100 кг. Подрядчиком по разработке стала компания Hercules Aerospace совместно с Morton Thiokol.

Инженеры столкнулись с задачей создания композитного корпуса, который бы полностью соответствовал геометрии и интерфейсам существующих стальных ускорителей, но при этом обладал значительно меньшей массой. Конструкция FWC SRB была аналогична стандартной и состояла из 4 сегментов. Предполагалось использование системы соединений типа “двойной шип-паз” (или “двойной выступ-впадина") и двух уплотнительных O-ring колец, как и в оригинальной конструкции ускорителей, применявшейся до катастрофы Challenger.

Для изготовления корпусов применялось углеродное волокно Hercules AS4 12K и эпоксидная смола. Технология заключалась в комбинированной намотке волокна на оправку: спиральной (под углом примерно 29 градусов) и поперечной (под углом 90 градусов) с последующей полимеризацией в автоклаве. Толщина стенок варьировалась от 28.4 мм в средней части сегмента до 45.7 мм на краях, чтобы повысить прочность соединений. Полученные сегменты проходили ультразвуковой контроль.

В рамках программы были изготовлены три опытных двигателя: DM6, DM7 и QM5. Огневые испытания двигателя DM6 состоялись в октябре 1984 года. Испытания показали, что корпус из композитных материалов не выдерживает расчётные внутренние нагрузки (проблемы возникли уже на 20% сверх номинала, хотя по требованию должно было быть как минимум 40%). Второе огневое испытание, двигателя DM7, было проведено в апреле 1985 года и также выявило проблемы с прочностью корпуса. Третье огневое испытание, двигателя QM5, было отменено после катастрофы Шаттла Челленджер в январе 1986 года.

Несмотря на усилия инженеров, достигнуть приемлемых характеристик прочности не удалось. После катастрофы Challenger все работы по программе FWC SRB были прекращены. Программа была закрыта, а её наработки, в частности, конструкцию соединений, применили в RSRM (Redesigned Solid Rocket Motor - модернизированный твердотопливный ускоритель), которые использовались в миссиях Шаттла после STS-51L. В конечном итоге, с использованием RSRM и работой двигателей SSME на 109% режиме, удалось достичь массы полезной нагрузки в 12.7 тонн. Однако, целевая масса в 14.5 тонн, необходимая для вывода на полярную орбиту с базы Ванденберг тяжелых спутников, так и не была достигнута. Таким образом, даже с учетом всех улучшений, задача увеличения грузоподъемности Шаттла для этих специфических миссий не была выполнена.

Автор Виктор Булыбенко (Goyda Space)

Исследователи космоса

19.4K поста49.2K подписчиков

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)