755

Тупиковый энергопоглощающий упор

Тупиковый (путевой) энергопоглощающий упор (буфер) — стационарный амортизатор, закрепляемый на торце тупиковой призмы (или тупика) и служащий для предупреждения выезда следующего на небольшой скорости поезда на тупиковую призму, тем самым позволяя избежать повреждения и тупикового упора, и подвижного состава.

Необходимость такого устройства понятна без слов, достаточно взглянуть на первое фото.)

19 августа 2005 года на Ярославском вокзале во время осаживания почтово-багажного поезда № 904 (вес 1100 т.с., 17 вагонов и маневровый локомотив ЧМЭ3) произошёл наезд на скорости 23 км/ч последнего вагона на тупиковую призму.
Призма была оборудована энергопоглощающим упором, который сработал на полный рабочий ход.
Двукратное превышение расчётной скорости привело к деформации вагона, однако находящиеся в поезде люди не пострадали, также не была повреждена призма.
По приблизительным оценкам, в случае отсутствия ПЭУ мог произойти выезд вагона на призму, повреждение им опоры контактной сети и обрыв контактной подвески, что в свою очередь могло привести к обесточиванию всех электрифицированных путей вокзала.

Энергопоглощающий упор был разработан и запатентован инженером Францем Роуи из Оснабрюка, который искал способ безопасного торможения поезда после железнодорожной аварии на Центральном вокзале Франкфурта 6 декабря 1901года.

По словам машиниста паровоза, тормоза вышли из строя при въезде на станцию.

Однако в ходе судебного расследования выяснилось, что он забыл пополнить запас сжатого воздуха в тормозную систему во время движения.

В результате своевременно сработавший пневматический тормоз не дал никакого эффекта.

Паровоз пересёк платформу, пробил стену вокзала и остановился лишь в зале ожидания первого и второго классов.

Как пишут многочисленных жертв удалось избежать, потому что было раннее утро.

Центральный вокзал Франкфурта был первым, кто был оборудован такими упорами в 1910 году .

Как пример, одни из первых самодельных энергопоглощающих упоров.

Понятно, что энергопоглощение их было невелико.

Упор конца линии трамвая Гуангу в Ухане (Китай).

Да собственно, и последние аварии, когда в ночь на 1 ноября 2020 года поезд метро без пассажиров в Роттердаме, смог остановиться лишь благодаря поддержке скульптуры китовых плавников, показывают, что необходимы мощные энергопоглощающие упоры.

Есть, всё-таки польза от современного искусства.)

Это замедленное видео, как раз показывает, собственно, работу упора.

Среди выездов за пределы путей и врезания в тупик наиболее распространены выезды на небольших скоростях, когда машинисты недооценивают величину скорости и переоценивают возможности тормозов.

В основном такие выезды наблюдаются среди пассажирских поездов, в том числе и пригородных, тем самым подвергая опасности пассажиров и локомотивную бригаду.

Также столкновение даже на небольшой скорости может привести к сходу подвижного состава с рельс и его повреждению.

В результате в 1999 году на Московской железной дороге приступили к созданию специального защитного устройства, которое бы устанавливалось на плите тормозной призмы и значительно снижало силу удара, а следовательно и возникающего ускорения.

Путевой энергопоглощающий упор на Московском вокзале (Санкт-Петербург), как я понял для Сапсана.

Новый упор был разработан совместно учёными ВНИИЖТа и ЗАО «Ресурс».

Аппарат имел рабочий ход 1 метр, а расчётная энергоёмкость составляла не менее 1400 кДж при усилии срабатывания 1,5—1,7 МН.

Теоретически это должно было обеспечить безопасную остановку 12-вагонного электропоезда со скорости 10 км/ч.

Для широкого применения данного упора на остальных вокзалах страны требовалось провести практические испытания и они были проведены 19 декабря 2002 года на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге.

Так как путь для испытаний не был электрифицирован, то толкал состав тепловоз ТЭП70-0220.

Но что-то пошло не так.)

Данное испытание вышло не совсем удачным — вагон № 36809 сложился пополам.

Позже видео с этим испытанием стало широко известно в интернете под заголовками «Краш-тест электрички», «Испытание ЭР2» и т. д., хотя испытывали упор.

В результате изготовителям было направлено требование по доводке данного защитного устройства.

В декабре уже 2004 года на том же самом вокзале провели повторные испытания, в результате которых был получен нужный эффект — упор сумел остановить 12 вагонный электропоезд без каких-либо повреждений последнего, а полученные параметры полностью соответствовали паспортным характеристикам.

В мире существует большое количество упоров с разным энергопоглощением и для разных видов сцепок.

Это, к примеру, Япония.

Это Индия.

Англия.

Германия.

Цюрих.

Простенький упор для сцепки Джаннея, США,

Упор в конце трамвайной линии, район Ибор-Сити в Тампе, Флорида.

Франция.

Собственно, принцип действия этих упоров один–поглотить как можно больше энергии, тем самым уменьшая деформацию кузовов подвижного состава и деформацию пассажиров.)

Был проект применить в качестве амортизатора резино-металлический поглощающий аппарат, устанавливаемый на пассажирских вагонах.

Однако расчётная энергоёмкость стационарного амортизатора должна была составлять около 2200 кДж, тогда как у поглощающего аппарата этот показатель почти в 15 раз меньше.

Учитывая их относительно высокую стоимость, а также то, что путевой амортизатор из-за особенностей своей работы является практически одноразовым, от этого проекта были вынуждены отказаться.

В настоящее время конструкция и внешний вид тупикового упора регламентирована Приказом МПС РФ № 9-ЦЗ от 03.07.1991 О конструкции типовых постоянных дисков уменьшения скорости, переносных сигналов, сигнальных и путевых знаков.

И кстати, на основании европейского стандарта EN 15227:2008+А1:2010 был принят ГОСТ 32410-2013 "Крэш-системы аварийные железнодорожного подвижного состава для пассажирских перевозок", который узаконил наличие крэш-системы на подвижном составе.

Пассивная защита поезда.

И ещё, от себя скажу, что по моему мнению наш упор не выглядит достаточно надёжным, если судить по фото.

Удар не может быть абсолютно перпендикулярным, обязательно будет и изгибающий момент, который просто сломает длинную консоль и не даст буферу сработать, нужны промежуточные  опоры хотя бы на рельсы.

По этому поводу есть виртуальные испытания, размещаю их в комментарии, так как пост максимально большой.)

Источник.

Источник.

Источник.

Источник.

Источник.

Железная дорога

4.2K постов6.7K подписчиков

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества