Термометр прошлого: шкала, с которой давно мечтают расстаться
Если бы не известный роман Рэя Брэдбери, мы совершенно не знали об этой шкале. Хотя мы о ней и так почти ничего не знаем. "Измерение температуры по Фаренгейту" — для нас звучит как послание с других миров.
На заре XVIII века наука еще балансировала между алхимией и просвещением. Физик из Германии Габриэль Фаренгейт подарил миру изящный инструмент — ртутный термометр с собственной шкалой. За нуль он взял температуру смеси изо льда, воды и нашатырного спирта (−17.8°C — по современным меркам), за 96° F — температуру тела здорового человека, а кипящую воду обозначил как 212° F .
Научные огрехи: шаг в сторону от логики
Фаренгейт был мастером стеклодувного дела. Он создал шкалу для точных измерений, но её логика и "научность" во многом проиграла впоследствии шкале Цельсия.
У Фаренгейта — разница в 180 градусов между таянием льда (32° F) и кипением воды (212° F) — число математическое, но физически произвольное. Для сравнения: стоградусная шкала Цельсия (0° C — лёд, 100° C — пар) четко привязана к фазовым переходам воды — универсального "растворителя" планеты Земля.
Анахронизм в глобальном мире
Сегодня лишь США, Каймановы острова и Белиз используют шкалу Фаренгейта в быту. Остальной цивилизованный мир (от космических программ Китая до немецких заводов) мыслит в "Цельсиях" и "Кельвинах". Какие от этого последствия? Ошибки в данных, лишние вычисления, риски для совместимости систем и т.д..
Представьте авиаинженера, переводящего параметры топлива из °F в °C...
Формула перевода: tC = 5/9*(tF-32)` — сплошное неудобство и источник погрешностей.
На сегодня "Фаренгейт" как бы остаётся частью идентичности Соединенных Штатов. Единственное "место", где эта шкала живет — прогноз погоды на американском ТВ. Хотя метеорологи давно работают с данными в "Цельсиях", а градусы "Фаренгейта" — лишь следование традиции для зрителей США.
От "Фаренгейта" давно пора уйти — это ясно даже многим американцам. И дань уважения великому ученому здесь не аргумент... Сам изобретатель "заслужил" себе памятник в Гданьске и кратер на Луне. А инженерия и наука — это не музей. Они требуют единого языка температур, где 0°C — это лёд на дороге, а 100°C — кипящий антифриз в моторе...
Если вам любопытно каждый день узнавать об интересной технике и ее истории, то приглашаю к себе по ссылке ниже.
Канал "Причуды техники..."