841

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Крайне редко крупные авиакатастрофы вызваны какой-то одной причиной. В большинстве случаев происшествия такого рода обусловлены целым комплексом ошибок и совпадений. Однако даже с учетом этого трагедия, случившаяся на Канарских островах ранним вечером 27 марта 1977 года, выглядит просто невероятным стечением самых разнообразных обстоятельств. Столкновение на взлетно-посадочной полосе аэропорта Лос-Родеос на Тенерифе сразу двух Boeing 747, самых больших и современных пассажирских самолетов того времени, привело к гибели 583 человек, взрослых и детей, летевших на заслуженный отдых под жарким канарским солнцем. Onliner.by рассказывает о крупнейшей авиакатастрофе XX века, перевернувшей все представления о безопасности в индустрии авиационных перевозок.


Весна 1977-го. На Канарских островах, тропическом архипелаге недалеко от берегов Марокко, начинается новый туристический сезон. Со всего мира в испанскую здравницу слетаются авиалайнеры с курортниками. Большинство из них приземляются на крупнейшем из островов — Гран-Канарии. Но не 27 марта 1977 года. В 13:15 в цветочном магазине, расположенном в здании пассажирского терминала аэропорта Гран-Канария, прогремел взрыв, ставший первым звеном в длинной цепочке событий, которые привели к крупнейшей авиационной катастрофе столетия.

Теракт, в результате которого пострадал один человек, был организован канарскими сепаратистами, боровшимися (безуспешно) за независимость архипелага от Испании. Вскоре после первого взрыва в полиции раздался телефонный звонок — неизвестный предупредил о второй бомбе, заложенной в здании терминала. Находившиеся в нем пассажиры и персонал были немедленно эвакуированы, а сам аэропорт перестал принимать новые рейсы. Их перенаправляли на соседний остров Тенерифе, где находился аэропорт Лос-Родеос — единственная альтернатива на Канарах, способная обслуживать дальнемагистральные самолеты.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Среди рейсов, отправленных в Лос-Родеос, были и два переполненных чартера из Лос-Анджелеса и Амстердама. Оба выполнялись недавно введенными в эксплуатацию и крупнейшими на то время лайнерами Boeing 747. На борту B747 нидерландской авиакомпании KLM было 14 членов экипажа и 235 пассажиров, среди них 52 ребенка.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Аналогичный самолет знаменитой американской компании Pan American был заполнен еще плотнее. В общей сложности на его борту было 396 человек, из них 380 пассажиров, преимущественно пенсионеров, для которых Канарские острова должны были стать лишь начальной точкой будущего продолжительного круиза. Этот Boeing, носивший гордое название Clipper Victor, был не совсем обычным. Именно он семью годами ранее выполнил первый коммерческий рейс среди всех 747-х, наконец открыв дорогу в небо славному и самому харизматичному семейству самолетов. Его же спустя восемь месяцев в том же 1970-м умудрились угнать на Кубу, где невиданный прежде Clipper встречал Фидель Кастро собственной персоной.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Эти два гиганта были далеко не единственными лайнерами, вынужденными приземлиться на Тенерифе. Относительно небольшой аэропорт, в те годы рассчитанный на обслуживание лишь региональных рейсов, оказался забит рейсами международными. Все оказавшиеся тут не по своей воле самолеты, естественно, не влезли на маленький перрон Лос-Родеоса. Они заняли и почти всю (единственную!) магистральную рулежную дорожку, расположенную параллельно взлетно-посадочной полосе. Это был второй фактор, обусловивший произошедшую через несколько часов главную трагедию в мировой авиации XX века.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Третьим и во многом определяющим фактором стала личность капитана голландского Boeing. Якоб ван Зантен на первый взгляд был идеальным пилотом. Богатый опыт и располагающая внешность сделали его лицом авиакомпании. Его большой портрет рядом с фотографией флагмана флота украшал развороты бортовых журналов. Ко всему прочему он возглавлял и программу подготовки новых пилотов для 747-х KLM. Но этот внешне безупречный фасад скрывал неприятные для самого капитана и его работодателя проблемы.

До своего последнего рейса ван Зантен не летал около полугода, занимаясь воспитанием собственных коллег в тренинг-центре. Уже на Тенерифе он одно за другим принял целый ряд решений, ставших катализатором грядущей катастрофы, начав с требования полностью дозаправить его Boeing в Лос-Родеосе.

Судя по его поведению, ван Зантен отчаянно торопился. Незапланированная посадка в Лос-Родеосе вылилась в длительное четырехчасовое ожидание, после которого самолет еще должен был вновь оказаться в воздухе, перелететь на соседний остров, высадить там пассажиров, принять на борт новых и вернуться в Амстердам. Продолжительность рабочего дня для пилотов была строго регламентирована, запасного экипажа на Канарах у KLM не было, и если бы голландский Boeing не вылетел на родину до семи часов вечера, то выполнение рейса пришлось бы переносить на следующий день.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Естественно, ван Зантена, который по своей должности ведущего пилота-инструктора компании сам стал частью ее топ-менеджмента, такое потенциальное развитие событий не устраивало. Он решил воспользоваться ожиданием в Лос-Родеосе, чтобы сэкономить время на дозаправке, но в итоге лишь затянул пребывание на Тенерифе. Как только началась заправка голландцев топливом, аэропорт Гран-Канария вновь открылся и был готов принять перенесенные к соседям самолеты. Однако огромный B747 KLM блокировал собой выезд на ВПП для остальных самолетов, включая своего близнеца из Pan Am, стоявшего в глубине рулежной дорожки. Американский Boeing был полностью готов к немедленному вылету, но вынужден был дожидаться окончания дозаправки лайнера из Нидерландов, затянувшейся на 35 минут.

За эти лишние полчаса погода в Лос-Родеосе успела испортиться. Ее непредсказуемый характер был еще одной особенностью этого аэропорта. Он располагается на высоте в 600 метров над уровнем моря и при определенных условиях довольно часто оказывается выше границы облачности. Так случилось и 27 марта 1977-го. Ближе к пяти часам вечера полностью дозаправленный голландский 747-й наконец выехал на полосу. Погода еще была хорошей, но вслед за огромным самолетом с моря потянулись и облака. Сложилась специфическая, но достаточно типичная для Лос-Родеоса ситуация: пассажирский лайнер ехал к другому концу взлетно-посадочной полосы при солнечном свете, но за ним быстро наступала облачность, по сути, представлявшая собой густой туман.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Так как магистральная рулежная дорожка была по-прежнему уставлена самолетами, для взлета появившийся на ВПП Boeing был вынужден проехать всю ее длину и в противоположном конце осуществить разворот на 180 градусов — задача для гигантского 747-го сама по себе непростая, но вполне выполнимая. Экипаж во главе с ван Зантеном с ней прекрасно справился, но это было их последнее успешное действие.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Сразу вслед за голландцем на той же полосе появился и американский Clipper Victor. Он двигался уже в тумане (видимость составляла менее 100 метров), должен был доехать лишь до третьего съезда с ВПП, через него покинуть полосу и съехать на параллельную рулежную дорожку, которая на этом участке уже была свободна от самолетов. По задумке диспетчеров, американец далее мог ехать параллельно ВПП, по которой в то же время мог взлетать и самолет KLM.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Чтобы понять, что произошло далее, необходимо взглянуть на схему аэропорта. Даже человек, не разбирающийся в авиации, обратит внимание, что тот самый третий съезд был направлен против хода Clipper Victor. Чтобы выполнить требование диспетчеров, американцу потребовалось бы осуществить поворот на 148 градусов, а затем еще один, ровно такой же, перед магистральной рулежной дорожкой. Экипаж Pan Am решил, что это физически невозможно, учитывая габариты их самолета, тем более что следующий, четвертый съезд был гораздо удобнее: там их ждало два поворота всего лишь на 35 градусов. Сделав вывод об ошибке диспетчеров, американский Boeing проехал третий съезд и продолжил движение к четвертому. Он не доехал до того самую малость.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

В это же самое время нетерпеливый Якоб ван Зантен рвался в воздух. У него в запасе оставалось всего два часа, чтобы долететь до Гран-Канарии, высадить-посадить пассажиров с багажом и отправиться в Амстердам. Перед самолетом была стена тумана, где-то в глубине которой двигался его близнец. Ван Зантен ждал лишь команды диспетчера. Диспетчера, который говорил по-английски с чудовищным акцентом и из-за облачности и отсутствия в аэропорту наземного радара не видел, что происходит на летном поле.

Финальным звеном в цепи трагических совпадений стал радиообмен, происходивший между вышкой диспетчеров и двумя Boeing. Развернувшись в конце ВПП, голландский экипаж запросил разрешение на взлет. Вместо него диспетчер радировал борту KLM инструкцию по набору высоты, которую ван Зантен и его коллеги ошибочно интерпретировали как нужное им разрешение.


Тем не менее диспетчер понял двусмысленность обмена, добавив после инструкции фразу «ОК, будьте готовы к взлету, я вас вызову». Ровно в тот же момент на связь вышел американский экипаж, продолжавший свое движение по взлетно-посадочной полосе от третьего к четвертому съезду и озадаченный происходящим. Пилоты Pan Am сообщили диспетчеру: «Мы все еще следуем по полосе, Clipper 1736». Однако обе фразы были выданы в эфир одновременно, что привело к эффекту, называемому гетеродином. Якоб ван Зантен и его экипаж не услышали ни обращения к ним диспетчера («Будьте готовы к взлету, я вас вызову»), ни сообщения американцев о том, что они еще следуют по полосе. Все, что услышал ван Зантен, — это слово «ОК» и гетеродин, пронзительный визг, в который превратились две наложившиеся друг на друга фразы. Голландцы окончательно убедились, что диспетчерское «ОК» относится к их разрешению на взлет. Двигатели вышли во взлетный режим, до чудовищной катастрофы оставалось 14 секунд.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Американцы увидели огни голландского Boeing через 6 секунд, когда до него оставалось всего 700 метров. Их капитан успел воскликнуть: «Он приближается… Смотри! Проклятие, этот сукин сын приближается!» — после чего попытался резко свернуть влево на газон у взлетно-посадочной полосы. Голландцам, чтобы осознать происходящее, потребовалось на 3 секунды больше. В 17:06:40 самолет KLM, обнаружив перед собой Clipper Victor, попытался оторваться от ВПП. И кто знает, возможно, авиалайнерам и удалось бы разминуться, если бы голландский B747 не дозаправился перед вылетом. Лишние 40 тонн топлива действительно стали лишними.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Два гиганта столкнулись в 17:06:50. Лайнер KLM зацепил Clipper Victor двигателями, нижней частью фюзеляжа и шасси, фактически вскрыв его, как консервную банку. По инерции он продолжал лететь, обливая все вокруг керосином, еще около 150 метров, после чего упал, проскользил 300 метров по ВПП и взорвался. Шансов выжить на его борту не было ни у кого. Заживо сгорели 14 человек экипажа и 234 пассажира.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт
Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Американский Clipper Victor также загорелся, но его экипажу и пассажирам повезло несколько больше. 61 человеку, включая капитана, второго пилота и бортинженера, удалось спастись. Все выжившие находились в передней части самолета и покинули его через дыры в фюзеляже.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Количество жертв было ужасающим. В общей сложности в результате столкновения двух крупнейших самолетов столетия погибло 583 человека. В условиях густого тумана спасательные службы не сразу заметили, что катастрофу потерпели сразу два Boeing. Первое время они тушили лишь голландский самолет, не подозревая, что в полусотне метров продолжают гибнуть и пассажиры американского.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

По иронии судьбы, узнав о трагедии, руководство KLM сперва назначило в срочно собранную команду экспертов своего главного специалиста по 747-м — самого Якоба ван Зантена, давшего команду на взлет, так и не убедившись до конца, что полоса перед ним свободна.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт
Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Именно ошибка голландского капитана была названа основной причиной катастрофы. Комиссия по расследованию установила, что она была вызвана спешкой пилота из-за желания поскорее покинуть Тенерифе и уложиться в нормативные сроки выполнения рейса. Свою трагическую роль сыграли также густой туман, интерференция радиопереговоров, использование во время них нестандартных фраз и плохое знание иностранных языков. Второстепенными факторами стали отказ американского Boeing покинуть ВПП на третьем съезде (как ему было первоначально указано), задержка с дозаправкой и теракт в аэропорту Гран-Канария, с которого все и началось.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт
Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Произошедшее на Тенерифе оказало сильное влияние на авиаперевозки, совсем незаметное для пассажиров, но принципиально важное для их непосредственных исполнителей. Весь радиообмен между пилотами и диспетчерами был стандартизирован, чтобы исключить неправильную интерпретацию команд диспетчеров. Кроме того, авиакомпании стали уделять исключительное внимание тому, что позже назвали Crew Resource Management (управление возможностями экипажа). Для перевозчиков стало ясно, что совершенно недостаточно просто обучить экипаж техническому процессу управления самолетом.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт
Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Стало очевидно, что для минимизации «человеческого фактора» в возможных тяжелых авиапроисшествиях необходимо учитывать отношения внутри экипажа, среди членов команды самолета. Трагедия на Тенерифе стала хрестоматийным примером порочности неоспариваемого лидерства в кабине пилотов. Во время того самого финального радиообмена молодой голландский бортинженер высказал сомнение в том, что Boeing Pan Am покинул взлетно-посадочную полосу, однако капитан ван Зантен и его второй пилот проигнорировали замечание бортинженера, понадеявшись на свой опыт. При этом у бортинженера, подавленного авторитетом звезды KLM, не хватило смелости настоять на своей точке зрения. C конца 1970-х от экипажей всех авиакомпаний мира стали требовать, чтобы все важные решения принимались по взаимному согласию всех находящихся в кабине.

Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт
Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт
Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века Тенерифе, Длиннопост, Авиация, Авиакатастрофа, История, Боинг 747, Onliner, Теракт

Автор: darriuss. Источник: http://realt.onliner.by/2015/12/28/tenerife/

Найдены дубликаты

+22
Смотрел про эту катастрофу документалку на youtube. Канал "за секунды до катастрофы". Если кто интересуется авиацией, советую посмотреть. Там кстати не только про авиа, но и про техногенные катастрофы фильмы есть. Очень познавательно, особенно когда не очевидны причины катастроф и рассказывается про расследование
раскрыть ветку 11
+9

Только про Чернобыль не смотрите

раскрыть ветку 3
+3
Почему?
раскрыть ветку 2
+3

Ссылка на конкретный выпуск - https://www.youtube.com/watch?v=3xtmED03riM

раскрыть ветку 5
0

Именно!)))

0

При чем тут Сиу-Сити?)

раскрыть ветку 3
+12

Трагедия на Тенерифе стала хрестоматийным примером порочности неоспариваемого лидерства в кабине пилотов.

Недавно читал шикарную книгу Артура Хейли "Аэропорт". Там немало внимания уделено описанию работы аэропортов.

И неоднократно подчёркивалось, что диспетчер имеет неоспоримое главенство, если он приказывает сделать то, что пилоту кажется ненужным или неправильным - тот всё равно обязан подчиниться. Дескать, с земли виднее, разбираться будем после.


Сначала я подумал, что книга была написана уже после данных событий и якобы на момент данной катастрофы пилоты ещё имели большие права в принятии решений... Ан нет, книга 1968 года, была написана до. Что ещё раз подчёркивает вину капитана взлетавшего самолёта. Не дождался чёткого разрешения диспетчера. Поспешил.

раскрыть ветку 7
+3

И неоднократно подчёркивалось, что диспетчер имеет неоспоримое главенство, если он приказывает сделать то, что пилоту кажется ненужным или неправильным
В июле 2002-го это сгубило башкирский Ту-154 с грузовым Боингом. Впрочем случались фатальные ошибки диспечера и раньше. Что конечно не отменяет главенство диспетчерской службы в воздушном движении

раскрыть ветку 5
-2

Там, кроме ошибки диспетчера, экипажами обоих воздушных судов игнорировались сигналы TCAS по непонятным причинам.

раскрыть ветку 4
0
Уже не так. Вроде как квс имеет большие полномочия чем диспетчер
+35
А почему игнооирование указаний диспетчера Pan American - второстепеная причина? Решили они там... А сообщить о своём решение? Или автор не дописал этот момент? Просто я как бы в шоке. Вы блять самолётом с сотнями пассажиров на борту управляете в перегруженном аэропорту, а не маршруткой. Если не возможно сделать манёвр на третьем съезде, обсудите это с диспечарами...
раскрыть ветку 7
+21

Потому что повернуть туда было невозможно физически. Да и если бы он попытался это сделать - все равно бы перегородил полосу. 


обсудите это с диспечарами...

Он и сказал что еще не освободил полосу, только из-за помех его не услышали.  В любом случае капитану KLM стоило как-то более убедительно выяснить, свободна полоса или нет

раскрыть ветку 5
+8
Так он поздно это сообщил. "Мы ещё не осводили полосу" это как маршрутки "да погоди ты, я тут оплату ещё не принял".
раскрыть ветку 2
+2

Поддерживаю, я думаю, это было охарактеризовано как вторичная причина, потому, что разворот на третий съезд занял бы столько же времени сколько выезд на четвертый и, соответственно, ни как не помогло бы предотвратить катастрофу.

раскрыть ветку 1
+1

Потому, что янки не уиноват и вообще умнее всех.

+5
Недавно был на Тенерифе. Этот аэропорт находится на севере острова, где действительно постоянно туманы. Они построили второй аэропорт на юге острова и теперь все международные рейсы приземляются там, потому что там погода и видимоть куда лучше. Северный теперь используется только для маленьких региональных рейсов
раскрыть ветку 4
+2
С чего вы взяли? Имея квартиру на Тенерифе, летаю из Москвы и в Норт , и в Сюр - как придется.  А погода, да - разная в разных частях острова, хоть он и небольшой. На севере часто дожди и туманы. Как-то довелось попасть в такую погоду прямо на трассе. Так накрыл туман, что в 10 метрах вокруг не было видно едущих машин и свернуть некуда, так и плелись все "на ощупь"! А как они самолетам в такую погоду вообще разрешили взлет - я не понимаю, куда торопились?! И как можно было отправить на 3 выезд, а не сразу на 4-ый, ясно ж было сразу, что самолет там по-любому раскорячится ?! И, вообще, испанцы, насколько я их знаю, не отличаются чувством ответственности. По-большей части - пофигисты и раздолбаи. И работать не хотят.Я считаю, что основная вина этой ужасной аварии - на диспетчерах аэропорта. Вечно у них там "накладки" и "косяки" всякие!
раскрыть ветку 2
+2

Привет! А не расскажете по подробнее о покупке недвижимости на Тенерифе так сказать из личного опыта. Если конечно это не секрет. 

раскрыть ветку 1
0

Так как Канарские острова - это Испания, то маленькими региональными рейсами могут считаться рейсы из других городов Испании, в том числе европейских. И там, что до Барселоны лететь, что до Парижа, разница в 30 минут. )

Тоже недавно был, и приземлялся именно в северном. )

+5

Второе место, оно же первое по числу жертв в крушении одного самолета так же принадлежит 747-му (520 чел, Япония 1985)

раскрыть ветку 1
+1

Да, крушение Боинга в Японии - яркий пример сочетания долбоебизма наземных и спасательных служб и стальных яиц экипажа, которые при полном отсутствии гидравлики умудрились еще 20 минут продержать машину в воздухе.

+4

Вот интересная передача на эту тему, всё подробно рассказывают.

https://www.youtube.com/watch?v=jHaWu1pH-GY

+3

Наглядный пример того, как правила пишут кровью.

+9

Сразу вспомнился Карлин,..."Но он любит вас" )

+2
на крупнейшем из островов — Гран-Канарии

Это по какому это признаку он крупнейший?


Тенерифе — Гран-Канария
2034,38 км² — 1560,1 км²
906 800 человек — 852 225 человек

+1

Сопутствующей причиной стало нарушение радиообмена. У меня на железной дороге так: не понял, не расслышал команду - стой!

Пожже, посмотрев фильм "чудо на Гудзоне", еще раз в этом убедился. Записка в портмоне капитана Салленбергера: " Задержка, лучше чем катастрофа".

Берегите себя и близких, за кого Вы в ответе!

Добра всем!

+1
Небольшой ликбез. Если используется фазовая модуляция то это не "эффект гетеродина" а эффект интерференции. Тоесть пересечение двух несущих дает как-бы радугу только в радио диапазоне. Интересно что мешало использовать SSB? Этот вид модуляции во-первых значительно дальнобойнее а во вторых, что важно именно в этом случае, не имеет несущей что дает стабильную связь хоть с сотней одновременно включеных передатчиков. Ласт.фм блеать.
раскрыть ветку 2
+5
Скорее всего в тексте имелась ввиду не радиоинтерференция, а просто хотели сказать, что эфир был засран так, что порой не было понятно кто адресат и что имелось ввиду. Да и вообще в гражданской авиации развитие шло настолько быстро, что видимо уже тогда могли использовать замену аналоговым сигналам....да и требования к однополосной модуляции конечно жесткие: чуть ли не 1Гц к точности несущей, что возможно в те годы было сложнее реализовать
раскрыть ветку 1
+1

Приятно поговорить с умным человеком но в те годы уже давно были придуманы синтезаторы на DDS и их практически невозможно сдвинуть с частоты случайно.

0

Вместо тысячи слов - https://www.youtube.com/watch?v=tkhVbECqJrU

(серия Air Crash Investigation про эти события)

0

обожаю статейки от дариуса на онлайнере)

0

Ага, тоже фильм смотрел.

Тут косяк от автора оригинала нашел (мож не принципиальный, но все же):

"По инерции он продолжал лететь, обливая все вокруг керосином, еще около 150 метров, после чего упал, проскользил 300 метров по ВПП и взорвался."


И ниже:

"не подозревая, что в полусотне метров продолжают гибнуть и пассажиры американского"


450 и 50 немного разные расстояния.


Кстати еще вспомнилось про "если":

Страшная жд катастрофа в Каменске-Шахтинском 1987. Там тоже целый набор "если" был. Почему еще фильм не сняли?

раскрыть ветку 1
0
Наверное, хотел написать "в полу тысяче"...
0

Классная передача раньше была - Секунды до катастрофы. Это не оттуда?

0

жесть, а видос есть?

раскрыть ветку 2
0

видео нет, только фильмы (уже кинул Автокран)

-5

Я вообще не понял с какого фига американский самолёт сунулся на полосу, когда голландский еще не взлетел.

раскрыть ветку 1
+1

«Clipper Victor ... должен был доехать лишь до третьего съезда с ВПП, через него покинуть полосу и съехать на параллельную рулежную дорожку, которая на этом участке уже была свободна от самолетов. По задумке диспетчеров, американец далее мог ехать параллельно ВПП, по которой в то же время мог взлетать и самолет KLM»


Экономия времени, видимо. KLM бы взлетел, а Clipper Victor в это время уже доехал бы до начала ВПП и взлетел бы практически сразу за KLM.

-14
Хм :) Именно эта статья сегодня в 9:00 появилась на onliner.by.
Одно из двух: или автор поста стыбздил пост оттуда, или pcobalt и darriuss одно лицо.
раскрыть ветку 4
+14

@axxel, предлагаю Вам внимательнее прочитать первый абзац этой копипасты, а также последнюю строчку в конце поста :)

раскрыть ветку 1
+3
@pcobalt, признаю, не вчитывался. Мельком глянул, что текст и картинки те же.
Как обычно.. Чукча не читатель, чукча писатель))
0

А чего тут народ злой такой?)) Ну ляпнул не глядя, чего минусить так?)

-1

Скорее второе.

ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: