20

Сам ты безысходный: почему про русскую литературу думают, что она тоскливая

Серия Про литературу

Когда человек узнает, что вы врач, он может спросить вас о болезнях и симптомах.

Когда человек узнает, что вы литературой занимаетесь, он вам расскажет про свои любимые книги (приемлемый вариант) или про свои маргинальные воззрения, что литература не нужна, или что в русской литературе все плохо и безысходно.

Чтобы грамотно и аргументированно ответить иным людям, порой нужно объяснять им очень и очень много, начиная с азов: на это часто нет ни сил, ни времени, ни желания.

Так что я постараюсь объяснить кратко (в пределах поста), почему некоторые люди считают, что в русской литературе всё безысходно. Исследовать я это буду на материале программы для чтения для разных классов, потому что в этом вопросе нет смысла лезть в абсолютно все богатства национальной литературы, речь же об аберрации восприятия у части массового читателя, который как раз мог дальше школьной программы и не смотреть.

— Программа для чтения в 5-7 классах содержит избранные произведения мировой литературы: мифы Древней Греции, русские сказки, Андерсен, Перро, Кэрролл, Чехов, Достоевский, Дефо и другие. В основном малая проза. Как мне кажется, многое для ребёнка интересно и так, а за счёт малого объёма и осилить можно всем. Предполагаю, что в этот момент литература со списками идёт во многом как развлечение. Сама я, кстати, читала летом Кира Булычева про Алису из списка на лето — прекрасная детская литература. На этом фоне некоторые произведения («Дети подземелья», «Юшка») воспринимаются как печальные, но за счет процентного соотношения с веселыми книгами это не проблема.

— Про седьмой класс отдельно. В седьмом начинают добавлять менее детские книги: кое-что из Диккенса, «Дары волхвов» из зарубежной литературы, из русской — «Тарас Бульба», «Белый Бим Черное Ухо». Не знаю, как на практике, но в теории иностранные книги такого плана уравновешены отечественными: вывода, что у нас все плохо, сделать нельзя. И снова процентное соотношение с более детской литературой: выглядит будто бы безопасно для подростка.

— Восьмой класс в плане литературы уже не очень детский: есть про войну («Василий Теркин»), есть про истории не очень счастливых отношений («Ромео и Джульетта»). Правда, там же прекрасные «Капитанская дочка» и «Куст сирени», Тэффи, Грин. Если до этого программа по литературе намекала, что не всем жить хорошо, то тут это начинает проявляться в полный рост, но ещё не совсем сильно. И вот какой нюанс: «Повелитель мух» и «Хижина дяди Тома» в дополнительном списке, а платоновское «Возвращение» и «Ася» — в основном.

— Девятый класс — это уже литература более сложная и многоплановая. Дают и старенькое (за счёт отдаленности от нас читается не очень легко — от «Слова о полку Игореве» и до «Путешествия из Петербурга в Москву»; какие-то вещи и в наше время актуальны, но многое дитятя не воспримет нормально, особенно современный дитятя с клиповым мышлением). Дают «Героя нашего времени» и «Евгения Онегина», и «Горе от ума». Не знаю, как дети, но я даже как гуманитарий в школе все эти три произведения бы не собрала воедино по общему «лишнему человеку». В целом девятый класс в плане литературы — это уже не про веселые книжки про современных школьников, а вневременные проблемы. Литература как предмет окончательно перестает дитятю развлекать и начинает грузить. Параллельно дитятя обеспокоен экзаменами.

Не знаю, как у вас, а я при всей своей гуманитарности и Олимпиадам по литературе воспринимала перемену контента как незаслуженную смену сложности. Сердце требует Ефремова читать про туманность Андромеды, а надо читать Жуковского и Тредиаковского потому что углубленная программа и олимпиадная подготовка. Полагаю, что у моих некоторых одноклассников, которые решили, что они будут доучиваться в другой школе, где физика/математика/биология, литературные кульбиты тоже не очень радостно воспринимались.

— Программа десятого класса берет планку ещё выше. В это время ученикам уже достаточно много лет, чтобы начать что-то прямо осознавать про себя и жизнь. И тут — раз, «Бесприданница», как мама дочку продает практически в прямом смысле и вообще там какое-то все нездоровое. Кто выжил — тому «Обломов», который с одной стороны был доволен тем, что имел, но, руку на сердце положа, не близка такая позиция подростку, Обломов для него лузер и не очень хорошая ролевая модель. Кто пережил — вот «Господа Головлевы», где очень многих персонажей хочется треснуть выбивалкой. Десятиклассник, которому многого хочется в этой жизни, слегка придавливается этими книгами: все нужные, все сложные, все объемные. А на десерт — «Война и мир» и «Преступление и наказание».

Я веду к тому, что десятый класс становится одновременно и нервным временем, и годом концентрации программы по литературе на взрослых произведениях, и годом осознания у многих подростков. А концентрация здесь играет ключевую роль, поэтому достаточно четырёх произведений на сложные и грустные темы, чтобы общий настрой уже был безысходным. А тут ещё бедная Сонечка Мармеладова в зеленом драдедамовом «фамильном» платке. Ой, все.

— К одиннадцатому классу изучение литературы добирается до почти что наших дней. Но судя по тому, что я вычитала в программе и помню сама, почти каждый урок литературы был по отдельной теме, а не «стопицотый урок про Толстого». За счет обилия стихов (а там серебряный век и футуристы, не будем забывать), за счёт рассказов и меняющихся как в калейдоскопе тем общее впечатление как будто бы не такое гнетущее — несмотря на литературу о таких безусловно ужасных моментах, как две мировые войны и одна гражданская.

***

Но все же мы имеем в итоге, что русская литература иными воспринимается как предмет исключительно безысходный и чуть ли не пыточное приспособление.

Как филолог я считаю, что это неправильно, а в русской литературе есть произведения очень разные, поэтому сводить все века развития литературы к одному «все ужасно» нельзя.

***

Кто виноват? Естественно, люди, которые не очень разбираются в материале, но делают далеко идущие выводы. Такие люди опасны во всех сферах.

Ещё есть определенные вопросы к созданию списков по литературе в школе. Я прекрасно понимаю, что в школе надо и к ЕГЭ/ОГЭ готовить, и следовать директивам министерства, и детям дать целостную картину литературного процесса. Возможно, что имиджевая часть «как бы кто не подумал, что у нас литература безысходная» просто не очень актуальна в сравнении с основными целями.

Но всё-таки я верю, что разум когда-нибудь победит, и даже самые не задумывающиеся о русской литературе слои населения задумаются, найдут среди всех классических книг именно то, что нравится лично им, зачитаются, и наступит благоденствие)

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества