753

Русский студент в Норвегии. Впечатления

Здравствуйте, друзья! Извините, что заставил вас ждать, однако думаю, что скучно вам не было -- видел, сколько всего случилось на пикабу. Жизнь и у меня била ключом, но я созрел, как видите, на пост, который ещё давным давно обещал: пост о моих наблюдениях о Норвегии и впечатлениях от неё. Получилось несколько длинно и довольно сумбурно, но я надеюсь, что вам понравится.

Для тех, кто не знает: я студент программы Erasmus Mundus. Провёл в Норвегии 4 месяца с августа по декабрь 2017 в городе Тронхейм. Прошу учесть, что все люди разные, и если кто-то жил/учился в Норвегии, но в чём-то не согласен со мной -- это нормально. Как говорят, "я не истина в последней инстанции", я всего лишь русский студент за границей, так что примите это во внимание.

1. Говорим "Норвегия" -- слышим "одна из самых дорогих стран в мире". Только ленивый по этому поводу не высказался (а я ведь тоже не ленивый, так что получайте!) Я же хочу сказать, что не так страшен чёрт, как сказки о нём, хотя когда только сталкиваешься с ценами поначалу -- дар речи теряешь, конечно. Например, транспортные расходы: проезд на автобусе в Делфте (Нидерланды), где я сейчас, стоит около €3, хотя, конечно, зависит от перевозчика. Это самый простой билет, если покупать его у водителя при входе. Такой же билет в Норвегии стоит 50 крон -- это €5, стало быть, дороже. От дома до университета в Норвегии я катался на автобусе (про это дальше расскажу), это как минимум 2 поездки в день, но кроме этого я ездил ещё много куда, так что если среди читателей нашёлся человек, посчитавший, сколько это выходит на проезд в неделю -- смело умножьте ещё на полтора. Ну а не таким дотошным и так ясно: ДОРОГО. Какой же выход из сложившейся ситуации? Их два: велосипед и проездной. Норвегия -- страна достаточно развитой культуры веловождения (хотя в Нидерландах с этим лучше), найти хороший, но подержанный велик по приемлемой цене не составит труда. Что касается безлимитного проездного (покупаете на определённый срок и катаетесь на автобусах сколько душе угодно) стоит по-разному, в зависимости от того, на какой период. На три месяца, как мне подсказывает мой русский приятель в Тронхейме (привет, Ваня :D), проездной будет стоить 1100 крон, что было бы всего 22 поездки не по проездному.

Другая значительная статья расходов -- еда. Если пойти в какую-нибудь кафешку, то можно вполне оставить там 200 крон за пару булочек и чай. Но! В очень многих местах действует система буфета: платите ~200 крон и берёте еду со специального стола в неограниченном количестве. Существует, например, суши-бар, куда можно прийти с утра и сидеть до вечера, и есть, есть, есть... А запивать водой. Во всех заведениях, где я был, воду наливают из-под крана и бесплатно, в неограниченных количествах. В общем, мы, студенты, практически только такие места и посещали.

Вообще, о деньгах можно говорить бесконечно, углубляясь в тонкости сколько угодно, но не в этом смысл поста. Идея пункта состоит в том, что даже здесь, в этой стране безумных цен, поборов и штрафов, можно довольно неплохо экономить, главное знать как.

Русский студент в Норвегии. Впечатления Норвегия, Образование за рубежом, Учеба за границей, Длиннопост

2. Вода из-под крана. Чистая. Свежая. Твоя. Как мне сказали норвежцы, пить крановую воду не только можно, но и рекомендуется: они были убеждены, что по своим качествам она не просто безопасна, а даже ЛУЧШЕ покупной воды. Я, конечно, лабораторных исследований не проводил, ручаться за качество воды не могу, но знаете, она была ВКУСНАЯ. Пьёшь эту воду и чувствуешь, будто на заре этим утром девственница собрала росу с чистейшего горного луга и залила в водопроводную систему, по которой чудесная вода добежала до тебя. В общем, это было очень приятное открытие. За эти несколько месяцев я ни разу не покупал где-либо воду, что пошло на пользу моему кошельку.

Русский студент в Норвегии. Впечатления Норвегия, Образование за рубежом, Учеба за границей, Длиннопост

3. Горы, фьорды и холмы -- все приятели твои. О красотах природы Норвегии, как и про стоимость жизни, чего только не сказано, и я не собираюсь много добавить на эту тему, хочу, однако, раскрыть её немножко с другой стороны. Санкт-Петербург, где я родился и вырос, достаточно плоский (как чувство юмора твоих бывших), поэтому в хорошую погоду ничего не стоило прогуляться 40 минут в направлении дома или между университетскими зданиями. Когда я узнал, что в Норвегии мне от дома до основного кампуса идти 20 минут пешком, я решил, что проездной или велик мне вообще не понадобятся, потому что... Ну что это за дистанция??? 20 минут на своих двоих? Вполне удовольствие даже в плохую погоду... В общем, чудесная задумка пала под натиском ландшафта, того самого, благодаря которому Норвегия так красива. Две недели -- столько мне хватило, чтобы я радовался как ребёнок, когда у меня наконец появился проездной. Да, до университета действительно 20 минут пешком или 5 на автобусе, однако путь содержит два крутых подъёмо-спуска, так как общежитие и кампус расположены на вершинах соседних холмов. Впрочем, вообще всё расположено на холмах и так, что куда бы ты ни пошёл, тебе придётся кучу раз подняться и спуститься, мы это даже обозвали теоремой Норвегии... Нет, это приятный хайк-маршрут, в конце которого, однако, ты не особо хочешь учиться или делать что-либо ещё. Тебе нужен душ и прилечь, и дальше как пойдёт. Ну а если ещё и дождь? А если ночь? А если холодно? А если ты пьян??? Имел удовольствие несколько раз опоздать на автобус, выходя из клуба, и шёл пьяный ночью под дождём домой, так себе радость, скажу я вам. А однажды внезапно наступила зима, и обильно поливаемый в течение дня дождями склон к вечеру леденел, что делало маршрут не только неудобным и утомительном, но к тому же чуточку опасным: не очень-то хочется упасть и разбить к чертям собачьим свой ноут.

Не берусь судить обо всей Норвегии целиком, но в тех местах, что я видел, теорема Норвегии работала. Это стоит иметь в виду, если вы планируете поездку сюда.

4. Vinmonopolet. Как много в этом слове для сердца русского слилось... Говорил классик, хоть и не про это чудесное явление. Vinmonopolet -- это сеть государственных магазинов, в которых и только в которых вы можете купить алкоголь крепче 4.75 градусов. Режим работы: гугл говорит, что в разных местах по-разному, но в основном это что-то в районе с 10 до 17 по будням и с 10 до 15 в субботу. В воскресенье и по праздникам винмонополь не работает. Честно скажу, сначала мне совершенно не нравилась задумка: ближайший магазин был в 4-х автобусных остановках, автобус ходил раз в полчаса -- как-то грустно, не сбегаешь за добавкой в ответственный момент (и не надо думать, что я алкаш, просто айсберги кутежа имели свойство совершенно внезапно появляться на курсе лайнера студенческой жизни, и мы никогда не бывали к этому готовыми, хоть и усердно старались). Однако позже я взглянул на винмонополь по-другому. Главное достоинство его состоит в том, что он, как правило, ОГРОМНЫЙ, вы можете найти там что душе угодно, а сотрудники вас с удовольствием и подробно проконсультируют по любым тонкостям искусства пития. Теперь, в Нидерландах, алкогольные отделы супермаркетов кажутся мне какими-то странными и неприкаянными.

5. Норвежцы. Мне очень-очень повезло: долгих 4 месяца я жил под одной крышей с норвежцами. Мог бы написать про них отдельный пост, но мне не очень хочется, потому что я зануда и непременно скачусь в занудство. К тому же, хоть соблазн и велик, я не совсем имею право говорить за каждого норвежца в Норвегии. У меня только есть довольно небольшая выборка соседей, с которыми мы стали близки (а это молодые люди, даже моложе меня), а также преподаватели, с которыми сблизиться не особо получилось, но кое-что сказать могу и про них.
Так вот. Во-первых, все эти норвежцы оказались не столь остро социофобны, как я предполагал изначально: были, конечно, личности, от которых я за месяцы и десяти слов не услышал, но такие попадаются и в России, так что не сюрприз. С другой стороны, я заметил, что разговор в группе норвежцев зарождается гораздо тяжелее, чем в группе русских, например (я сейчас говорю о людях, которые друг друга не знают, только встретились): такое ощущение, что любая искра разговора гасится о невидимую ледяную стену. Тем не менее, совершенно нельзя сказать, что норвежцы проявляли недостаточно инициативы в общении или усиленно избегали взаимодействия. Просто смотришь на людей и понимаешь, что им вроде как и хочется общаться, но они будто не могут проглотить ком в горле... Вот такое впечатление у меня возникло от соседей. Однако решение было быстро найдено и подсказано самой природой норвежского общества! Чтобы сломать ледяную стену, норвежцы начинают делать что-нибудь вместе. Мы, например, вместе готовили. А университет в первые недели активно устраивает всевозможные групповые мероприятия, чтобы втянуть в совместную деятельность руками или телом как можно больше групп новоприбывших норвежцев, и я должен заметить, что делается это необычно и с большим размахом. И результаты, я думаю, вполне удовлетворительны: те, кто хотел общения, сломал ледяную стену в своей голове, а кто не особо его жаждал, остался при своём.
Во-вторых, молодые норвежцы, ну, так себе повара: разогреть/сварить/зажарить замороженное -- это 90% их рациона, те что постарше иногда снисходили до более сложных блюд, но не очень часто. И сэндвичи с коричневым сыром всегда и везде -- вообще отдельная статья. Если попадёте в Норвегию, обязательно попробуйте коричневый сыр! Это карамелизованный козий сыр... Русские экспаты говорят, что он чем-то напоминает варёную сгущёнку, по мне так только цветом, но тем не менее, считайте: не попробовали коричневый сыр -- не видели Норвегию.)

В-третьих, норвежцы помешаны на спорте: его и смотрят, и занимаются им очень активно. На счёт последнего -- занятий спортом -- я заметил, что никакая погода не является препятствием для пробежки. Когда на землю придёт апокалипсис, Норвегия высыпет на улицу: все переоденутся в свои костюмчики, натянут кроссовки и побегут -- ведь бежать под падающими метеоритами так чудесно и бодрит, не правда ли? Что уж говорить про лыжи. Норвежские дети рождаются вперёд лыжами, а не головой. Что там ещё...

В-четвёртых, вот вам три темы, о которых не стоит начинать говорить с норвежцами: финансы, политика и Андреас Брейвик. На последнем заострю ваше внимание: Норвегия -- очень маленькая страна, и вы никогда не знаете заранее, кто был в тот ужасный день на том острове. Например, мой сосед по общежитию рассказал, что там чуть не погибла девушка его брата. Не представляю, честно говоря, как она выжила после выстрела в голову... Не хочу знать. Но стоит помнить, что, говоря с норвежцем, вы не знаете, был ли он на острове, или кто-то из его близких был там, и не стоит вообще об этом говорить, если только собеседник не начал первый. А если начал, то очень советую проявить максимум такта: память о произошедшем всё ещё очень, очень свежа.

6. Норвежский университет. Ну как не сказать про главное? Учёба! И снова, не хочу делать про это отдельный пост, но обойти стороной тоже не могу. Самое важное, как мне кажется, это отношения "преподаватель-студент". Вы с вашим профессором стоите на одной ступени, это, что называется, горизонтальный стиль обучения (ну как-то так). Даже если ваш профессор -- самый главный человек в отрасли, самый цитируемый учёный, трижды лауреат нобелевской премии -- вы всё равно можете рассчитывать, что в общении с вами он будет вежлив, обходителен и достаточно прост. А ещё его можно затащить в бар на бокальчик пива! Подобные отношения в академической среде интенсивно продвигаются и являются предметом гордости.

Образовательный процесс скомпонован классическим образом: лекции+практики+лабораторные занятия. Лекции ведут профессора, практические занятия и лабораторные -- студенты старших курсов или аспиранты. С последними бывают проблемы. Был курс, например, практические занятия по которому всучили аспиранту первого года. Когда-то давно дисциплину, подобную этой, он проходил сам, но было это чуть ли не 5 лет назад и в другом университете в другой стране. Так что на домашние задания он смотрел чуть ли не с большим ужасом, чем мы. Курс был сложный, и в итоге я с него сбежал, но другие мне потом рассказали, что аспирант, в принципе, выкрутился. Но я всё равно не знаю, по мне это как-то жутко...

А вот что ОЧЕНЬ круто, мне кажется, так это то, что тут занятия были по 45 минут, шли обычно по 2-3 штуки одного предмета сразу. Таким образом, одна лекция или практика -- это наши пара или полторы пары, с пятнадцатиминутными перерывами, что довольно удобно, особенно если материал сложный.

На занятия можно приходить когда угодно, и выходить с них тоже как захочется. Там можно есть, пить, работать на компьютере -- никого это совершенно не отвлекает, лишь бы всё было тихо. Лично меня всегда поражали в этом французы, они на занятия ходили как на пикник: придут, сядут, контейнеры и термосы достанут и вперёд, грызть гранит науки вприкуску с багетом, запивая чайком. А одна норвежка, помню, на занятиях вязала: сидит за первой партой, слушает, прямо в рот профессору смотрит и ВЯЖЕТ. Вот в России я на первом курсе как-то на потоковой лекции по истории принялся журавликов из бумаги собирать, так бедный старый профессор чуть в ящик не сыграл от возмущения, так ему это было невмоготу... А тут всем норм. После лекции преподаватель, как правило, выкладывает материалы, в которых всё подробно рассказано, так что на занятиях мы в основном слушали и делали заметки, а не конспекты вели.

Библиотека -- предмет отдельного восторга для меня. Огромная, удобная, и компьютеры тебе новые, и система бесплатных плоттеров -- запечатайся. Также, помимо библиотеки, в университете была обширная сеть аудиторий самостоятельного обучения. Эти аудитории вообще открыты круглосуточно семь дней в неделю, вход в них (как, впрочем, вообще везде) по магнитным карточкам -- студенческим билетам. Что интересно, и библиотека, и аудитории самообучения были всегда набиты под завязку. Мне часто не удавалось сходу найти свободное место, даже в 8 утра в воскресенье! Да, люди в Норвегии любят и умеют учиться.

Экзамены проходят в спортивных комплексах: в залах просто устанавливают кучу одинарных парт и делят на зоны по дисциплинам. Организацией и надсмотром занимаются пенсионеры, много-много пенсионеров. Вот куда они все прутся утром! На экзамены!) Пенсионеры занимаются выдачей экзаменационных материалов, потом, в конце, собирают всё и сортируют. Также они сопровождают вас в туалет во время экзамена, который длится 4 часа. С собой в аудиторию вы можете взять канцелярские принадлежности, специальный разрешённый калькулятор, математический справочник, словарь и что-нибудь поесть и попить. Ближняя к вам бабушка или дедушка, пока вы будете сидеть перед началом, наверняка подойдёт и внимательно полистает ваш словарь или справочник, а если вы особенно понравитесь, то ещё и калькулятор проверит и отдельно спросит, не забыли ли вы убрать в сумку свой телефон.

Всё, устал писать, друзья. Вышло довольно много, но, как мне кажется, во многом исчерпывающе. Прошу, задавайте вопросы в комментариях, на что-то прямо там и отвечу, на основе чего-то следующие посты запилю. Надеюсь, их не придётся ждать ещё несколько месяцев :D
Фотографии, как и текст, мои.

Правила сообщества

— Уважайте себя и членов сообщества — в глубоком смысле этого слова

— Поддерживайте мир во всем мире: мы искренне надеемся, что раз уж пикабушники живут по всему миру, здесь мы сможем избежать политики

— Чувствуйте себя как дома, даже когда вы вне дома :)

Запрещены: публикация политических постов, оскорбления пользователей, осуждение обстоятельств переезда авторов, развязывание конфликтов на почве политики, провокации в сторону авторов ("Что, сбежал с Родины? Испугался?", "Свалил и хорошо, туда тебе и дорога", "Да это всё пропаганда галимая" и так далее): за нарушение — предупреждение и сокрытие комментария, при непонимании — бан.

// на данный момент постить в сообщество могут пикабушники с рейтингом 25+. Иной премодерации нет и не ожидается.