Разделка
В нашем мире отчего-то категорически мало художественных произведений о велоспорте. Да, существуют книги Армстронга. Существует книга (о которой, кстати, я узнал совершенно случайно, любителям шоссейных гонок рекомендую) Анатолия Голубева "Никто не любит Крокодила". Где-то в анналах Сети существуют даже записи из блога Ярослава Поповича, освещающие жизнь Тур де Франс глазами гонщика. Даже есть несколько художественных фильмов, больше половины из которых - комедии советского периода. Да и, пожалуй, больше на ум ничего не приходит.
Этим своим очерком я, не берусь исправить ситуацию. В конце-концов, я даже не профессионал. Но если кому-то мои спортивные заметки будут интересны, я буду вполне удовлетворён. ВНИМАНИЕ! Букаф будет... Немало...
Итак, Разделка!
Разделка — Индивидуальная гонка с раздельным стартом — дисциплина шоссейного велоспорта, где гонщики стартуют с интервалом в одну-две минуты и едут поодиночке в стремлении преодолеть дистанцию за минимальное время. В отличие от групповой гонки, борьба с другими спортсменами заочная.
Несмотря на жгучую и продолжительную любовь к велосипеду, в велогонках я никогда не выступал. Даже в любительских. Бреветы — отдельная тема, это не в счёт.
Однажды, когда мне было двадцать с небольшим, я наблюдал соревнования под названием «ВелоОмск». Соревнования проводились в трёх категориях: масстарт, ветераны и спортсмены.
В первой категории ехали просто все, без ограничений по возрасту, полу и типу велосипеда. Собственно, это была не гонка, а так, заезд.
Вторая категория — это матёрые мужики в солидном возрасте. Под солидным я понимаю от пятидесяти до… До упора. Люди, которые в гонке делают то, что умеют лучше всего — впахивать. Даже уйдя на спортивную (а часто и не спортивную тоже) пенсию, они остаются в такой форме, что состязаться с ними любителю — как перетягивать канат с паровозом. Дружно срываясь с финиша, мне кажется, они способны изменять скорость вращения планеты.
К третьей же категории относились, в основном, студенты физкультурного. У этих в запасе были отличные качества: тренированная форма, куча здоровья и лень. Благодаря последней они выбирали хитрую тактику — ехать за тем, кто везёт. Группа никогда не шла во всю силу, выжидая, пока какому-нибудь торопыге не хватит выдержки, и он не рванёт вперёд. Вся группа после этого садилась ему на хвост и паразитировала таким образом по полной программе до самого конца. После чего спокойно разыгрывала финиш между собой, оставляя несчастного далеко в хвостах. Как правило, таким оказывался какой-нибудь любитель, мнящий свою физическую форму достаточно хорошей, чтоб погоняться на нормальном уровне, но при этом не считающий достойным гоняться с пенсионерами (что, впрочем, необоснованно, ибо см. выше).
Посмотрев на это действо, я понял, что ни к одной из заявленных категорий я себя относить не могу. Для первой я был слишком хорош. Для третьей я был слишком слаб, а для второй, к тому же, ещё и молод. Так и закрепилось. И поэтому когда на днях Сергей Борисович* предложил мне поучаствовать в разделке, я сильно засомневался. С одной стороны, я понимал, что в моём возрасте строить спортивную карьеру поздновато. С другой, мне было очень интересно побывать в настоящей велосипедной тусовке, познакомиться с крутыми парнями. Да и гонка не официальная. Да и отказывать неловко. И поэтому, вдоволь насладившись хамством пригородного поезда и проехав от платформы пятнадцать километров своим ходом, мы оказались в деревне Халтурино Орехово-Зуевского района, где и находилась точка старта.
А за десять минут до старта я уже стоял в очереди согласно списков с номером пятнадцать на спине.
— Тридцать секунд!
Обе ноги встёгнуты в педали. Сзади меня, чтоб не завалился, держит за подседел один из организаторов. В целом я стараюсь сохранять спокойствие, но в какую-то секунду короткий выброс адреналина заставляет дыхание немного сбиться.
— Пять!
— Четыре!
— Три!
Смахиваю назойливую муху с колена.
— Два!
— Один!
— Марш!
Под одиночный зрительский крик «Давай, давай, давай, давай!» незамедлительно срываюсь с места. Старт и разгон неплох, но почти сразу же понимаю, что темп взят не по зарплате. Метров триста плоского участка, и сразу же за ним относительно небольшой подъём. Взлетаю на вершину и бросаю короткий взгляд на компьютер. С ужасом вижу пульс где-то в районе ста восьмидесяти. Дыхалка заходится в диком ритме, ноги начинают деревенеть. Как там в песне, рванул на десять тыщ как на пятьсот… Нет, так не пойдёт. Так далеко не уехать. И на совсем лёгком спуске начинаю работать без чрезмерного напряжения, стараясь, вместо того, чтоб набирать скорость, хотя бы не потерять в ней.
Ветер неистово задувает в лицо. Снова смотрю на компьютер. Пройденная дистанция всего тысяча триста, а я уже ненавижу и эту гонку, и этот велосипед, и этот ветер. Желание только одно – перестать крутить, сойти с дистанции, бросить всё, и оказаться дома под одеялом. Желание это несокрушимо, но я знаю, что оно кратковременно, и его нужно просто перетерпеть. Быстренько пройти все стадии от отрицания происходящего до его принятия, и действовать дальше. Утешаю себя тем, что обратно будет по ветру.
Навстречу начинают попадаться те, кто стартовал первыми. Сначала женщины и девушки, затем ветераны категории пятьдесят плюс. По привычке приветствую встречных кивком головы. Мои приветствия полностью игнорируются. Лица у людей какие-то измученные, взгляд направлен в одну точку. Ловлю себя на мысли, что ехать по ветру будет, видимо, не сильно-то и легче.
Из-за ветра отдыхать нормально не получается. Даже на спусках приходится прикладывать приличные усилия. Дышать тяжело. Делая посадку максимально аэродинамичной, кладу руки предплечьями на середину руля. Впереди мелькает спина стартовавшего минутой раньше. Это придаёт немного сил. Кажется, расстояние сокращается. Значит, я уже быстрее него. Значит, можно не волноваться: последним я точно не буду. А больше мне и не надо. Соперники серьёзные, и для первого раза я буду доволен любым местом, кроме последнего.
Во рту пересохло. Постоянно ловлю себя на мысли глотнуть из фляжки. Но обе фляжки я с целью сэкономить вес оставил на стоянке, а зря. Прямо скажем, сомнительная экономия.
Снова начинается затяжной подъём. Спина впереди достигает пика, и пропадает из поля зрения, а вместе с ней и дополнительная мотивация. Перехожу в силовой режим педалирования: передача тяжёлая как на спуске, обороты с обычных девяносто пяти снижаются до примерно восьмидесяти двух, и важно удержать эту частоту вращения. Но ноги забиты, и вращение педалей неумолимо замедляется. Накидываю одну передачу вверх. И ещё одну. На вершину не заезжаю, а забираюсь. Скорость неприлично мала – всего двадцать шесть. На тренировках я такие подъёмы в районе тридцадки делал. А тут… Ну и позорище! Получил же наставления от шефа раскатываться плавно. Но нет, надо было выпендриться на старте.
Дорога, наконец, делает неполный левый поворот и снова лёгкий спуск. Ветра, вопреки ожиданиям, меньше не становится, зато опять появляется соперник, идущий впереди. Он едет на горном велосипеде, на покрышках со злым протектором, предназначенных совсем не для индивидуальных шоссейных гонок с раздельным стартом. Быстро догоняю его. Он крутит на приличном каденсе, но в ногах, обутых в обычные кроссовки, тоже уже не чувствуется свежести. Безумству храбрых поём мы песню. Спокойно прохожу его под характерное завывание грязевых покрышек, оказавшихся на асфальте.
Снова небольшой подъём и снова лёгкий спуск. Меня обгоняет большой грузовик. Потоком воздуха он дарит мне пару секунд облегчения. Смотрю на компьютер – метров через пятьсот будет точка разворота. Ага, вот и табличка – двести метров. Прекрасно вижу и пятак с нарисованной стрелкой, и конус на дороге, и встречный автомобиль. По скорости его движения понимаю, что сходимся мы не очень для меня удобно. Замечая мои перспективы уехать ему под колёса, водитель начинает сбавлять скорость, не останавливаясь при этом полностью. И к моменту моего разворота наши траектории при сохранении скоростей потенциально пересекаются. Оттормаживаюсь и во всю глотку воплю ему:
— «Да б….! Быстрей!»
Он спокойно уезжает, а я снова вынужден напрягаться, чтоб компенсировать потерю скорости.
Прежний лёгкий спуск оборачивается не очень лёгким тягуном. Ветер почему-то опять дует навстречу. Наконец, тот самый поворот, после которого ветер должен стать попутным. Он и становится, но ощутимо легче от этого почему-то не делается. Начинает сильно болеть в правом боку. Настолько сильно, что не разогнуться. А разогнуться очень хочется, чтоб хоть немного продышаться.
На очередном (каком по счёту?) подъёме меня обходит последний стартовавший, и по совместительству главный организатор гонки. Он в прекрасной форме, поэтому без особых усилий опережает меня.
— Давай, давай, мужчина! — кричит он мне слова поддержки.
— Даю, даю! — кричу ему в ответ, да вот давать уже нечем.
Слова его, тем не менее, имеют положительный эффект, и на короткое время я, неплохо включившись в работу, успешно достигаю верхней точки подъёма. Оглядываюсь, не нагнал ли меня кто ещё. Но нет, насколько можно видеть, никто ко мне даже не приблизился.
На спуске позволяю себе катиться, не вращая педали. За счёт попутного ветра, скорость даже чуть-чуть растёт, а боль в боку утихает. Мелькает километровая отметка до финиша. Вскоре за ней – пятьсот метров. Начинаю валить на все бабки. Эффектно (как мне показалось) выкинув велосипед вперёд, я пересекаю финишную черту.
По инерции укатываюсь метров на сто. Почему-то в эти мгновения останавливаться совершенно не хочется. Не потому, что душа требует продолжения, а потому, что остановка как будто должна принести с собой что-то тяжёлое. Не знаю, как описать словами, ощущения именно такие. Делаю над собой усилие, нажимаю на тормоза, разворачиваюсь, и направляюсь на общую стоянку. Подхожу к своей компании и просто плюхаюсь на землю. Организаторы подготовили отличный стол с шашлыками, но мне есть не хочется. Я только пью воду, компот, безалкогольное пиво, чай. И только спустя полчаса начинаю чувствовать некоторый аппетит.
Судьи приглашают ознакомиться с общими результатами. На столе лежат листы бумаги, на которых записано время. Три листа — три категории: женщины, мужчины, и ветераны. Красным карандашом записаны места. Нахожу себя — разделил с кем-то пятое. Всего четырнадцать. Что же, очень неплохо для любителя, накатавшего в сезоне от силы километров семьсот. Да ещё и среди таких уважаемых людей.
Спустя ещё некоторое время начинается церемония награждения. А для нас с Сергеем Борисовичем начинается новая гонка — гонка со временем. Это значит, что или мы за полчаса проезжаем пятнадцать километров до электрички, или тусуемся ещё несколько часов до следующей. Поэтому, учитывая, что нас тут больше ничего не держит, мы с некоторым сожалением убываем на станцию.
И уже вечером, сидя в кресле на крыльце, и попивая чай, который я вхолостую свозил в термосе на гонку, я узнал, что в своей возрастной категории занял второе место.
Так прошла моя первая в жизни индивидуальная шоссейная велогонка с раздельного старта. Несмотря на любительский формат, мероприятие, как и любой спортивный праздник, получилось ярким и запоминающимся. Несколько досадно, что не сбылась мечта «постоять на тумбочке», но, очевидно, это ещё не финал...
*Сергей Борисович, год рождения 1956. На момент гонки находился в ослабленном после ОРВИ состоянии организма. Он проехал дистанцию на девять секунд хуже меня, и был крайне недоволен как своим результатом, так и моим. Даёт наставления по моим тренировкам и, в отличие от меня самого, считает меня перспективным спортсменом.